Главная страница
Навигация по странице:

  • Психодинамический подход к проблеме идентичности

  • Типы идентичности

  • Достигнутая идентичность

  • Преждевременная идентичность

  • Диффузная идентичность

  • Развитие идентичности

  • Когнитивный подход к проблеме идентичности

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница28 из 82
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   82
    Развитие идентичности. Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. При этом исключительное значение придается символической коммуникации – вербальной и невербальной.
    Развитие идентичности идет от неосознаваемой к осознаваемой. Осознаваемая предполагает наличие способности к рефлексии. Аспекты «I» и «mе» олицетворяют сосуществование принципов социального изменения, социального контроля, социальности, индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой – индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, цен
    Возможны ситуации, когда человек стоит перед проблемой, каким образом достичь переживания себя как взаимосвязанного целого. Такие ситуации возникают, когда он находится между социальными группами, имеющими разные нормы и ценностные ориентации. В таком случае могут возникнуть две различные идентич
    Л. Крапман (L. Krappman, 1985) систематизировал идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности; он рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуации взаимодействия. Представления принимающих участие во взаимодействии партнеров о значении одних и тех же символов не только бывают различны, но часто и противоречивы. Постоянно поступающая в процессе взаимодействия новая информация должна перерабатываться индивидом так, чтобы привести ее в соответствие с накопленным опытом. При этом особенно важна самопрезентация во взаимодействии. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека способности к ролевому дистанцированию, эмпатии, толерантности, успешной тации своей идентичности.
    По Ю. Хабермасу, Я-идентичность образуется из совокупности личностной и соци- альной, фактически двух измерений, в которых реализуется балансирующая Я-

    Теоретические подходы к социальной идентичности
    265
    идентичность (концепция баланса идентичности). Вертикальное измерение – личностная идентичность – обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измере- ние – социальная идентичность – обеспечивает возможность выполнять различные требо- вания всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительная роль от- водится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соот- ветствовать нормативным ожиданиям партнера. В то же время стремится к выражению своей неповторимости.
    Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символического интеракционизма (выделение двух аспектов идентичности – ориентированного на социальное окружение и ориентированного на уникальность человека; представление о взаимосвязи между этими аспектами, а также о необходимости определенных усилий со стороны индивида для поддержания идентичности) получили развитие в исследованиях когнитивно ориентированных авторов. ть; ова, 1996, c.
    1960, с. 49]. ешнем одобр
    Психодинамический подход к проблеме идентичности традиционно связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, выделив следующие элементы ее на уровне индивидуального опыта:
    1) чувство идентичности – чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;
    2) сознательное чувство личностной идентичности, основанное на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве и восприятии того, что и другие признают мое тождество и непрерывнос
    3) переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между тем, что он пережил за свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе (Антон
    132).
    Все эти наблюдения относятся к форме существования идентичности: обладать идентичностью – значит 1) ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; 2) прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; 3) человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Об идентичности Э.
    Эриксон говорит, что это есть конфигурация, которая возникает путем успешного эго- синтеза и ресинтеза в течение детства, постепенно объединяя конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли [Erikson,
    Таким образом, чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во вн ении.
    Э. Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничи- ваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же последователи попыта- лись обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что они метафоричны и широки; это не

    Личность как субъект социальной активности
    266
    позволяло выделить переменные эмпирического исследования, появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности
    Дж. Марсиа
    (J.E. Marcia,
    1970) определил идентичность, в основном на исследованиях подростков, как «структуру эго – внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток для достижения идентичности должен решить: идти ему учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой, даже незначительной, жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание сильных и слабых сторон, целенаправленности, осмысленности жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем жизни. выборов
    № 36).
    . В работах А. Ватермана
    (A.S.
    Waterman, 1982) в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что она связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Они формируются в результате выбора из различных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения смысла
    А. Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования ее охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток делает выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества, ограничения каждого из них, его значимость для собственной личности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни; А. Ватерман выделяет следующее: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. Исследование идентичности следует вести с учетом процессуальной и содержательной сторон в их единстве и взаимосвязи, это даст возможность не только проследить пути формирования идентичности, но и понять значения для личности
    , сделанных в той или иной сфере жизни.
    Типы идентичностипо Э. Эриксону, следующие: а) эго-идентичность и более широкое понятие идентичности; б) позитивная и негативная идентичность. В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния
    (статуса) идентичности. Для построения модели используются два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса — состояние поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности — личностно значимых целей, ценностей, убеждений (см. схему

    Теоретические подходы к социальной идентичности
    267
    Схема № 36. Статусы идентичности единицы ид и ентичност после кризиса кризис до кризиса сформировались не сформировались достигнутая идентичность диффузная идентичность

    мораторий преждевременная идентичность диффузная идентичность
    Приводится по: Антонова Н.В., 1996, с. 134.
    Для исследования идентичности
    Дж.
    Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью: на основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности. нности жизни. ния, любопытства. ия их. адежности.
    Достигнутая идентичность – статус человека, прошедшего период кризиса и самоисследований и сформировавшего определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Ему свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизма в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает его стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения он переживает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство уверенности и осмысле
    Мораторий – термин, который, вслед за Э. Эриксоном, Дж. Марсиа использует по отношению к человеку в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно в поисках информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни), на ранних стадиях человек переживает чувства радостного ожида
    Преждевременная идентичность – статус, приписываемый человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть или сходными с родительскими, или отражать ожидан
    Диффузная идентичность – состояние, характерное для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса, или вовсе не способны решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний: пессимизм, апатию, тоску, неизъяснимую злобу, отчуждение, тревогу, чувство беспомощности и безн

    Личность как субъект социальной активности
    268
    Развитие идентичности Э. Эриксон трактовал как взаимодействие биологиче- ских, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вто- рых. Результатом интегративной работы эго, или эго-синтеза, является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение детства и обеспечивает переживание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других, т.е. происходит одновременная интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов
    (идентификаций). Для каждого человека они образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства. нности, новые виды деятельности. ости. анию кризисов идент
    Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте, это лишь фаза в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса. В эпигенетической диаграмме Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, каждая из которых имеет свою проблему, требующую разрешения; новые элементы должны быть интегрированы в уже имеющуюся структуру, старые – реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы – периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, чтобы найти и принять новые це
    Дж. Марсиа отмечает два пути достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе (имя, гражданство, наличие способностей и т.п.), приводящее к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, – приводящее к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичн
    Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем его жизненных сфер, т.е. в каждый момент жизни человек имеет смешанное состояние идентичности и отнесение его к тому или иному статусу достаточно условно. Д. Маттесон (D.R. Matteson, 1975)
    ввел понятие
    «многофазового кризиса», обнаружив, что в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному (например, проблема независимости в раннем подростковом возрасте). Аналогичные выводы сделал и Дж. Коулман (I.C. Coleman, 1974), считая, что человеческая жизнь предстает как путь преодоления различных по содерж ичности.
    А. Ватерман смотрел на формирование идентичности как не на единичный акт, а на серию взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает личные цели, ценности, убеждения (см. схему № 37).

    Теоретические подходы к социальной идентичности
    269
    Схема № 37. Модель развития идентичности А. Ватермана
    ДФ — диффузная идентичность; ПИ – преждевременная идентичность; М — мораторий; ДИ — достигнутая идентичность. ься в состояние апатии. ера. й ее частью.
    Приводится по: Антонова Н.В., 1996. № 1, с. 136.
    Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти и вспять, возвращаться на более низкий уровень. Даже имея достигнутую идентичность, человек может вновь испытать кризис и ввергнуться в аморфное состояние. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того, как цели, ценности и убеждения теряют свою силу, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом наблюдается процесс разрешения кризиса, есть шанс вновь достичь идентичности. Но, если человек не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личностные поиски, возникает опасность погрузит
    Когнитивный подход к проблеме идентичности. Идея о наличии двух аспектов идентичности – ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека – наиболее полно воплотилась в теории социальной идентичности X.
    Тэджфела и Дж. Тарн
    Идентичность, или «Я-концепция», представляется здесь как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях и включающая в себя две подсистемы: личностную и социальную идентичности. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По мнению X.
    Тэджфела, эти идентичности представляют собой два полюса одного континуума. На одном – поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором – поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью. Более типичным является поведение, находящееся между этими двумя полюсами
    Г. Брейкуэлл по-иному решает проблему соотношения личностной и социальной идентичности. С точки зрения реальной динамики, это не различные аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней.
    Он выделяет следующие структурные компоненты идентичности:
    1. Биологический
    организм.
    Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.
    Биологический организм – «сердцевина» идентичности, однако со временем он становится все менее значимо

    Личность как субъект социальной активности
    270 2. Содержательное измерение.Включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность.
    Содержательные характеристики, образующие это измерение, относятся как к социальной (роли, групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, эмоции, установки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности. Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени и сводит воедино характеристики, относящиеся к личностной и социальной идентичности. Если признать, что социально- ролевые категории порождают личностные установки, поддержание дихотомии между социальной и личностной идентичностью теряет смысл.
    Содержательное измерение расширяется по мере жизни человека. Актуальные содержания идентичности не статичны, как и структурная организация этих содержаний.
    Они изменяются в соответствии с изменениями социального контекста. Люди различаются по степени связанности между элементами идентичности. Одни обладают строгой иерархической структурой содержательных элементов идентичности, другие – хаотическим набором отдельных ее элементов. В зависимости от актуальной ситуации какие-то из них более «выпуклы», какие-то менее. иями в социальной ситуации. ему № 38).
    3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не статичны, они могут меняться в соответствии с изменен
    4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биографическое время определяется содержательным и ценностным параметрами измерения идентичности, влияя, в свою очередь, на их структурную организацию (см. сх
    Схема № 38. Структура идентичности по Г. Брейкуэлл
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   82


    написать администратору сайта