Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Социально-конструктивистский подход исходит из посылки о том, что социаль- ная сущность людей конструируется (наполняется содержанием, значениями) социумом и культурой, т.е. человек представляет и, главное, описывает себя, посредством понятий, Личность как субъект социальной активности 258 обладающих определенными значениями, меняющимися по мере развития культуры. В целом положения этого подхода сводятся к следующему: 1) личность – индивид с разумом, сознанием, уникальностью; 2) каждый индивид имеет свой личный, согласующийся набор характеристик, предпочтений, которые суммируются в личности и могут быть измерены; о эти различ м образом: осуществляется на: 3) мысли и чувства людей могут быть выражены публично посредством языка, поступков и других символических действий; 4) индивид продуцирует действия, в которых пытается реализовать себя, свои планы, мнения, желания). Для конструктивистов социальный мир – это социальная история, социальная практика, социальная структура и т.д. Я здесь рассматривается как дистрибутивное, размытое, непрерывно изменяющееся, не локализованное, статичное. При различных взаимодействиях существует целый ряд контекстуальных Я. Переплетение Я и социального контекста наиболее очевидно при проведении антропологических исследований других культур, где учитывается жизненный быт данной страны. Маусс выделяет два понятия Я: «moi» – чувство своего тела в пространстве, которое может быть у каждого человека, и «personer» – культурно специфичный вид Я, разный в различных культурах (пример с Японией, островами Тихого океана). Заметим, что особенно ярк ия проявляются в языке. Не остается без внимания и эмоциональный аспект человека, который объясняется психологами практикой индивида, увязывается с мифами, историей, обычаями культуры. В результате некоторые варианты выражения эмоций и способы их понимания становятся характерными для данной культурной группы. Эмоции, различаемые в нашей культуре, – стыд, любовь, ярость, вина, зависть и т.д. – непосредственно связаны с восприятием Я и практикой. Некоторые исследователи утверждают, что существует несколько базисных эмоций, но в различных группах их описание тоже различно. В этом же подходе изучается развитие человека как социального существа, изменение чувства Я в процессе социализации, развитие самосознания, влияние других языков на эти процессы. Макдональд дал процесс развития представлений идеального Я следующи 1) в раннем детстве происходит идентификация с одним из родителей; 2) в юности нашим идеалом может стать живой человек. Но чаще всего это или культурный стереотип, или данные собственного эмпирического опыта. В этих исследованиях представлены скорее результаты экспериментального изучения различных аспектов самости. Тем не менее в последние годы все больший интерес приобретают попытки построения более целостных концепций самости, обращенных к миру интерпретаций человека, отражающих своеобразие его само- и мировосприятия. При этом изучение самости 1) внутриличностном уровне – когнитивные процессы, мотивация, эмоции и т.д. (самоуважение, самоконтроль и т.д.); 2) межличностном – на отношениях между людьми (самопрезентация); 3) общественном – влияние культуры на процесс интерпретации. Многообразие теоретических подходов к изучению самости 259 Однако большинство исследований сфокусировано на когнитивных факторах, пред- ставляющих скорее рациональное, информационно-процессуальное описание самости, лишенное контекста жизненных чувств. В данном подходе рассматривается такой феномен, как категоризация, т.е. классификация событий по тем особым признакам, набор которых и определяет соответствующее членство – категорию. Витгенштейн предположил, что категоризация основана на идее семейного сходства и зависит от сравнения данной инстанции с прототипом данной категории. Источник нашего прототипа – все, что окружает нас. В большинстве случаев мы формируем прототип событий, о которых мы не имеем прямого знания, а черпаем их из книг, телевидения, газет, семьи, друзей, личного опыта. ми: икации; ени; вывать их. возник Интерпретация нашего внутреннего состояния может влиять на восприятие нами других людей и на поведение по отношению к ним. Люди осознают себя и других как движущую силу, поэтому наблюдатели в основном объясняют поведение актера в личностных понятиях, из-за чего могут возникать атрибутивные ошибки, объясняемые в свою очередь следующими фактора 1. фокус восприятия – наблюдатели уделяют больше внимания актеру, чем ситуации; при наблюдении за действующим ситуация становится фоном; с другой стороны, действующий наблюдает за своим поведением в каком- то контексте, вследствие чего иногда появляются трудности в коммун 2. информационный фактор – наблюдатель и актер получают разную информацию о происходящим: наблюдатель информирован лишь об одном событии и имеет тенденцию генерализовывать ее; действующий имеет информацию о своем поведении на долгий период врем 3. мотивационный фактор – объяснение поведения в личностных понятиях помогает конструировать будущие действия исполнителя и соответственно организо С другой стороны, актер хочет большей свободы действий, предпочитая видеть свое поведение более ситуативным, чем некий устойчивый паттерн. Представители данного подхода выделяют такой стиль поведения, как атрибутивный – тенденция личности объяснять свое поведение определенными понятиями, упуская из виду другие. Так успех, как правило, объясняется в личностных понятиях, но если в них нет личностных черт, это, по мнению Зелигмана, приведет к возникновению депрессии, т.к. подобные объяснения разрушают уверенность в себе (глобальные черты почти неизменяемы). Различия наличествуют в культурах Запада и Востока – в самоописаниях людей Запада преобладают личностные черты, людей восточной культуры – описания своих социальных ролей или ситуативных понятий, причем понятия здесь более конкретны, чем в западной культуре. Возможно, эти различия ли на почве различия религий. Контроль – одно из главных понятий этого подхода. Личность будет предпочитать те объяснения, которые предполагают контроль за результатами поведения. Такие фено- мены, как счастливый случай, удача, никогда не интерпретируются, так как контроля над ними нет. Чувство, противоположное контролю, – беспомощность – лежит в основе де- прессии; люди не могут ничего делать, ни к чему не испытывают интереса, утрачивают способность самооценки. В.А. Янчук Социальная идентичность как существующая концепция самости Традиционно социальная идентичность рассматривается как элемент Я-концепции, порождаемый членством в социальной группе и обособляемый от личностной идентичности, связываемой с индивидуальными особенностями и взаимоотношениями с другими людьми [Turner, 1982]. Осознавая условность такого рода дифференциации, следует отметить, что определение собственной идентичности (как социальной, так и личностной) имеет крайне важное значение для человека: она помогает ему строить отношения с самим собой и с другими людьми, определиться в качествах, идентифицируемых с собственной персоналией и со своим окружением. Без такого рода идентификации человеческое Я предстает в виде ничего не значащей абстракции: лишь описав себя, т.е. идентифицировав набор своих качеств, свойств и особенностей, я начинаю осознавать себя для самого себя и себя в мире людей. глагол ст, демократ, масон и т.д. ции в любом обществе. ва и т.д. Любое относительно полное описание существующей концепции самости должно содержать следующие четыре области. Первое – части (содержание самости); второе – взаимоотношения между частями (структура самости); третье – пути описания всех частей как целого (измерения самости); четвертое – границы объекта (эго-протяженность). Части или компоненты, самости включают элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики; в то время как элементы социальной идентичности обычно выражаются в языке именами существительными, диспозиции или черты выражаются именами прилагательными, или описательными фразами, включая ы. Социальная идентичностьявляется характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола, возраста, расы, национальности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, незаконнорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новые критерии классификации: доктор, машини Именно эти категории составляют социальную идентичность индивида – что означает группу, статус или категорию, к которым он социально принадлежит. На сегодня можно выделитьшесть категорий социальной идентичности: социальный статус, группу членства; наименование ("label"); приоритетный статус; тип; личностную идентичность. 1. Социальный статус является универсальной основой социальной классификации и самоопределения. Пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и занимаемое место являются критериями классифика 2. По мере развития общества они подразделяются на группы, базирующиеся на добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в культурах или субкультурах, общности происхождения, физического или регионального единст 3. Наименованиесоциальной идентичности базируется на процессе «социаль- ного обозначения» (labeling). Когда человек ведет себя в противоречии с со- циальными нормами, его поведение рассматривается как отклоняющееся (ал- Понятие социальной идентичности 261 коголик, проститутка и т.д.). По мере перехода языка глаголов на язык суще- ствительных (часто пьющий - алкоголик – В.Я.), скорее через процедуру формального удостоверения или общего социального признания, начинается процесс обозначения и порождаются ситуативные элементы социальной идентичности. 4. Приоритетный статус имеет свои корни в истории и биографии индивида, в существенной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями. Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик, и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрываемый статус (бывший осужденный), или на основе признания причин прошлых достижений (заслуженный деятель искусств на пенсии). аким не являясь. сути. с чести. сонализирует поведение людей, делая его соответствующим ингрупповым нормам. 5. Более общие формы категоризации могут быть названы социальными типами, для них характерны некоторые интересы, аттитюды, привычки, которые социально понимаются как рядоположенные, например интеллектуал, плейбой, и т.д. Эти типы крайне разнообразны, не поддаются упорядоченной классификации, так как могут относиться к тому, как индивид видит себя, что он думает о себе, каким хочет показаться окружающим, на деле вовсе т Последним компонентом социальной идентичности, как это ни парадоксально, является личностная идентичность, термин, часто используемый по отношению к глубинным мыслям, представлениям и желаниям, но не отражающий их Важно заметить, что элементы социальной идентичности несколько больше, чем просто согласованные категории, в которых определяется индивид; скорее это социальные модели, служащие стандартом для самооценки. Женщина не просто воспринимает себя как доктора, католичку или мать, она относится к себе как к «хорошим» – доктору, католику или матери, т.е. берет на себя некоторую идеальную социальную роль, которая содержит в себе много таких элементов, как черты, аттитюды, поведение, ценности, нормы, кодек Как отмечает М. Хогг [M.A. Hogg, 1999], социальная идентичность регулирует поведение именно таким образом, как это осуществляется на практике в силу самокатегоризации. На основании самоопределения как личности, опыта взаимоотношений с другими людьми, в групповой принадлежности (что относится к ингруппе и к аутгруппе) люди формируют свои представления о возможном развитии событий, возможной реакции со стороны окружения, своей роли в нем, проявляют тенденцию к снижению внутригрупповых и концентрации на межгрупповых отличиях, когда, категоризируя других как ингруппу (своих) или аутгруппу (чужих), мы акцентируем внимание на соответствующих прототипах, часто носящих этноцентрическую окраску. Когда мы категоризируем себя, мы определяем, воспринимаем и оцениваем себя в понятиях ингрупповых прототипов и ведем себя в соответствии с ними. Самокатегоризация продуцирует ингрупповое нормативное поведение и самостереотипизацию, определяя таким образом основу группового поведения, депер Личность как субъект социальной активности 262 Теория самокатегоризации, разработанная Р. Тарнером [1985], пытается объяснить явление межгрупповой дискриминации при помощи понятий потребности в позитивной самоидентичности. При этом личностная идентичность рассматривается как уникальность человека, проявляющаяся в его отличиях от других членов ингруппы. Социальная же идентичность связана с категоризацией себя и других как обладающих сходством с определенной категорией в противопоставлении с другими людьми, относящимися к другой социальной категории. ивное основ чия между этими людьми. иальной категории. хся в самости. Исходно эта теория разрабатывалась для объяснения группового поведения. Предполагалось, что разделяемая социальная идентичность становится характерной в случае продвижения от индивидуального самовосприятия к деперсонализации, т.е. когда член группы начинает воспринимать себя как менее отличного от остальных членов некоторой социальной категории. Например, когда человек подчеркивает что он мужчина, он противопоставляет себя женщинам, акцентирует свое сходство с другими мужчинами и отличие от женщин. Его самость изменяется и по уровню, и по содержанию, а самовосприятие и поведение становятся деперсонализированными. Деперсонализация самости представляет собой субъективную стереотипизацию себя в понятиях соответствующей социальной категоризации и рассматривается как когнит ание группового поведения. Эмпирические исследования процесса самокатегоризации показали активную избирательность людей в использовании категорий по критериям полезности, уместности и подтверждаемости в реальных обстоятельствах. В процессе этой избирательности проявляется два типа приспосабливания: сравнительный и нормативный. Первый основывается на принципе метаконтраста, в соответствии с которым утверждается, что ряд стимулов с большей вероятностью будет категоризирован как (высокоупорядоченный) единый в той степени, в которой их воспринимаемые отличия будут меньше их средних отличий от исходной точки отсчета. Например, ряд людей с большей степенью вероятности будет восприниматься как относящийся к одной социальной категории в случае, если различия между привлекаемыми социальными категориями будут больше, чем разли Второй тип приспособления относится к содержательному аспекту противопоставления проясняемой категории и представленного примера. Например, для категоризации людей как католиков относительно протестантов необходимо не только нахождение отличий от протестантов (в аттитюдах, действиях и т.п.), но и правильное направление в измерении специфического содержания сравнения. Сходства и отличия должны соответствовать нормативным представлениям о существе соц Гипотеза приспособления предсказывает, что самокатегоризация относительна, вариативна, гибка относительно точки отсчета, всегда зависит от контекста, не отражает фиксированных, абсолютных качеств воспринимаемого. Эта гипотеза послужила основанием для многих современных исследований, использующих идею социально контекстуальных оснований самокатегоризации для понимания того, как общество формирует знания посредством процессов, реализующи Представленный анализ социальной идентичности в ее соотношении с личностной, роль социальной категоризации в их формировании и проявлении в большей степени от- ражает доминирующую сегодня когнитивную версию социально-психологической интер- Понятие социальной идентичности 263 претации. Однако наряду с ней присутствуют и другие теоретические подходы, имеющие значительно большую историю рассмотрения проблемы. Теоретические подходы к социальной идентичности Подход к проблеме идентичности с позиций символического интеракционизма связан с концепцией самости Дж. Герберта Мида, под которой он понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь как связанное единое целое. поведения необходимо учиты его партнеру по взаимодействию. Типы идентичности. Рассматривая проблему соотношения социальной детерминации идентичности и свободы личности, Дж. Мид выделяет не осознаваемую и осознаваемую идентичности. Неосознаваемая базируется на неосознанно принятых нормах, привычках; это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе и о своем поведении. Здесь подчеркивается значение когнитивных процессов, так как переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Следовательно, осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие ее означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о тактике своего поведения. Соотношение между социальной детерминацией и самодетерминацией личности решается Дж. Мидом через аспекты идентичности «I» и «me». «Me» описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме: оно состоит из интернализованных «генерализованных других». «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным неповторимым образом. При интерпретации человеческого вать оба аспекта идентичности. Идею Дж. Мида о наличии типов идентичности – социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке – развивает И. Гофман. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальную – типизацию личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личную – речь идет об индивидуальных признаках человека: 1) уникальных признаках данного человека (например, отпечатки пальцев; 2) уникальной комбинации фактов истории его жизни; 3) Я- идентичность – субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, непрерывности и своеобразия. Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие ее происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна Для анализа взаимодействия И. Гофман вводит понятие знака. Знак – это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркива- ния некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания этого процесса вводится различие между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. Акту- альная – это типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевид- ны. Виртуальная – это типизация личности на основе атрибутов, которые только можно Личность как субъект социальной активности 264 предположить. Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окруже- ние, И. Гофман называет «политикой идентичности». Для осуществления такого влияния используются различные техники. Например, «техники избегания» направлены на то, что- бы принять меры изоляции от того человека, который мог бы открыть нежелательные зна- ки. «Техники компенсации» включают меры, с помощью которых информация человека о себе искажается или фальсифицируется. Возможны техники «деидентификации», направ- ленные на изменение интерпретации признаков виртуальной идентичности в желаемом направлении, и др. Модели И. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона [R.D. Fogelson, 1982], где выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная – самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная – позитивная идентичность, индивид стремится быть таким, каким бы ему хотелось себя видеть; 3) негативная, «вызывающая страх» – когда индивид стремится избегать того, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая – набор образов, которые индивид транслирует другим, чтобы повлиять на оценку своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной, максимизировать дистанцию между реальной и негативной, что достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью «работы идентичности» – процесса, аналогичного «политике идент ностей, потребностей. ности. презен ичности». |