Главная страница
Навигация по странице:

  • Глоссарий Андроцентризм

  • Интегративная эклектика методом триангуляции

  • Качественные методы

  • Количественные методы

  • Методологическая

  • Этноцентризм

  • Вопросы для обсуждения

  • Задания для самостоятельной работы

  • Для дополнительного чтения

  • Основной источник

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница24 из 82
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   82
    В.Я.) могут быть использованы для адресования различным, но взаимодополняющим вопросам для усиления взаимоинтерпретируемости, доступа к достоверности угроз валидности результатов первичных исследований. Эта тактика особенно часто применяется в случае квази-экспериментальных исследова
    К числу наиболее известных разработок относится подход с позиций обоснованной теории и sensemaking.
    Общим для обоих является наличие исследовательской спирали, предполагающей уточнение исследователем смыслов, которыми оперирует информант в форме диалога.
    Создание единого поля значений между исследователем и исследуемым.
    Однако и эти исследовательские методологии обладают рядом вполне естественных ограничений:
    • огромными объемами информации, подлежащей анализу;

    Методы социально-психологического исследования
    228
    • неопределенностью вопроса о том, сколько срезов и в какой последова- тельности необходимо для схватывания смыслов;
    • невольным формированием определенной структуры межличностных взаимоотношений между участниками исследования, повышающими возможность субъективной интерпретации.
    Как видим, любое качественное продвижение в области исследовательской методологии не преодолевает всех проблем изучения социального бытия личности и ее окружения в их экзистенциальной феноменальности и пространственно-временной континуальности. Не решается она и в исследовательских компромиссах количественной и качественной методологий. следователю и наблюдателю. ским природам. дологических решений.
    Некоторые исследователи утверждают, что проблема заключается не в нахождении методов сопряжения количественных и качественных методологий исследования, подобную постановку они считают не верной в принципе (A.A. Bryman). По мнению G.
    Morgan и L. Smircich, проблема находится в плоскости нахождения механизмов сопряжения разных парадигмальных координат и сопутствующих им методологических эпистемологических и онтологических оснований (1980, c. 494). Блайкие (N.W. Blaikie) считает, что комбинирование методов, основанных на различных теоретических основаниях, невозможно в принципе (1991, с. 134). При внешне кажущемся радикализме представленных суждений, есть в них один крайне важный аспект: соотнесение или сопряжение методов, адресованных разным типам реальности, и самих этих реальностей в их проявлении ис
    Интегративная эклектика путем триангуляции
    Проблема метода исследования не сводится только к нахождению оптимальных оснований сочетания количественных и качественных методов исследований. Она гораздо шире – в сопряжении качественно отличных человеческих природ – биологической, символической и рефлексивной, каждая из которых требует и адекватных исследовательских методологий. Мы можем по разному комбинировать количественные и качественные метод, используя различные процедуры методологической триангуляции и не добиваться углубления представлений, т.к. возникает проблема их адекватности по отношению к изучаемым реальностям или человече
    Уже из классической психологии известно различие первой и второй сигнальной систем, качественно отличных физиологической и символической форм активности, наконец активности рефлексивной, ставшей предметом рассмотрения психологов лишь совсем недавно. Сегодня проблема соотношения биологической, символической и рефлексивной природ человеческой активности стала не только полем поиска теоретических, но и мето
    Наиболее разработанную теоретическую модель соотношения названных природ предлагает R. Stevens (1998), разработавший тримодальную теорию оснований человече- ской активности. автор подчеркивает, что надо иметь в виду очень различающиеся оце- ночные критерии, требуемые этими отличными эпистемологиями и, соответственно, соци- ально-психологическими традициями, которые с ними связаны. В номотетическом изме- рении, используемом для исследования биологических оснований действий, критическим

    Интегративная эклектика путем триангуляции
    229
    вопросом является «проверка истинности». Хороши ли предсказания теории? Является ли понимание, сформированное теорией, валидным? Когда мы перемещаемся к герменевти- ческим стратегиям, вовлеченным в символическую, второсигнальную область, мы нужда- емся в прояснении любого анализа или прикосновений, которые мы делаем: оценки того, насколько эффективно они репрезентируют систему значений (представлений, чувств и т.д.), на которой они фокусируются. Мы нуждаемся в познании того, что наше описание
    «схватывает смысл» того, что делает информант, что он чувствует и думает, а также в формировании некоего осмысления самих себя в аспекте его сходства с описаниями, кото- рые может давать своим переживаниям сам информант. Критерии определения валидно- сти в этом случае, тем не менее, не будут столь внушающими доверие или откровенными; они будут скорее включать оценки правдоподобности и соответствия и будут освобожде- ны от необходимости выводов о природе и основаниях человеческих переживаний и дей- ствий. По отношению к трансформационной эпистемологии, соответствующей третично- му уровню – рефлексивности, мы сами становимся субъектами «проверки истинности», сопровождая ее еще более сложными вопросами, связанными с осознанием того, что часто мы говорим не то, что люди являются такими и способны делать то-то, а что они способны быть такими и делать это; таким образом, призывы к реальности могут оказаться не ре- шающими. То, что поставлено на карту на третичном уровне, не может быть более точ- ным, а скорее, возможным или желательным» (1998, с. 82).
    Обсуждение трех модальных типов оснований человеческих действий в контексте их качественного различия и целесообразности использования не снимает вопроса о нахождении иной методологической триангуляции, строящейся на принципе многомерности, предполагающем привлечение возможностей не только качественных и количественных методов исследования, но и отличающихся теоретических подходов и традиц сти феномена. культуры, с доминированием номот инат: ий.
    Основание для таких поисков предлагает интегративная эклектика, предполагающая многоплоскостной, многомерный, разновекторный анализ, создающий возможность качественно иного инсайтирования, рассмотрение аспектов множественности, диалогичности, диатропично
    Наличие единых сопрягающих оснований по измерению системообразующих дихотомий (оппозиций): количественное – качественное и идиографическое – номотетическое, биологическое – символическое – рефлексивное обусловлено тем, что, при всем понимании, ограниченности, а зачастую и объективной неадекватности количественного подхода к описанию и объяснению живого, пульсирующего социального бытия личности и ее окружения, тем не менее необходимо наличие систем, пусть и относительных, грубых, сравнительного соотнесения людей друг с другом, т.е. нахождения номотетики и итики. Эти сопоставительно-сравнительные системы координат должны варьироваться от уровня индивидуальной культуры, с доминированием идиографии и имики, до уровня общечеловеческой етики и итики.
    Предлагаются следующие уровни сопоставительно-сравнительных систем коорд
    • уровень индивидуальной культуры;
    • уровень субкультуры;
    • уровень национальной культуры;
    • уровень межнациональных сообществ;

    Методы социально-психологического исследования
    230
    • общечеловеческий уровень.
    Продвижение от уровня индивидуальной культуры, характеризующейся доминированием идиографии и имики, к уровням более высокого обобщения, сопровождается снижением веса идиографии и итики и повышением веса номотетики и имики. Уровень индивидуальной культуры предполагает доминирование качественных методов исследования, сопровождаемое ростом веса количественных исследований при переходе на более обобщенные уровни.
    34). ости и преду го
    По измерению биологическое – символическое – рефлексивное также присутствует движение от доминирования номотетики и, соответственно, предпочтительности и большей информативности количественных методов, к доминированию идиографии и качественных методов на уровне рефлексивной модальности (см. схему №
    В своей практической конкретизации этот подход предполагает использование позитивистски ориентированных методов на уровне выявления номотетических и итических особенностей; герменевтически ориентированных методов на уровне идиографических и имических особенностей; рефлексивных практик и критического рефлексивного позиционирования – на уровне остраненного анализа субъективн бежденности.
    На уровне биологической номотетики существенна роль внутренней и конструктной валидности, на уровне символической идиографии – экологической валидности, на уровне рефлексивной идиографии и номотетики – критической рефлексии, достигаемой посредством рефлексивных практик и критического рефлексивно позиционирования.
    Схема № 34. Подход интегративной эклектики методом триангуляции
    Идиография
    Номотетика
    Итика
    Имика
    Символическое
    Биологическое
    Рефлексивное
    Общечеловеческая культура
    Индивидуальная культура

    Интегративная эклектика путем триангуляции
    231
    Жестко валидизированные схемы экспериментального типа, наиболее ярко представленные в комбинации, известной под названием многочертной-многометодной матрицы, позволяют схватить особенности функционирования человека как представителя биологического вида. Особая сложность в этом случае связана с обеспечением
    «освобождения» исследования от «наносных влияний» культуры, проявляющихся в символической и рефлексивной природе человека. века (см. табл. 31). ультуры
    Наиболее полное постижение идиографии последней в ее экзистенциальной феноменальности достигается методом типа sensemaking и подхода обоснованной теории, ориентирующихся на схватывание динамики значений. Еще большими возможностями в схватывании глубинных смыслов и переживаний человека обладают техники, наработанные в рамках психоанализа и феноменологии, ориентированных на скрупулезное постижение эмоционального поля чело
    Рефлексивный уровень постижения сущности бытия продуктивно схватывается средствами рефлексивных практик и критического рефлексивного позиционирования.
    Таблица 31. Схема соотношения количественных и качественных методов в зависимости от уровня исследуемой к
    Уровни
    Идиография
    Имика
    Индивидуальная культура
    К
    ч
    М
    К
    ч
    М
    Субкультура
    К
    ч
    М; К
    ч
    М
    К
    ч
    М; К
    ч
    М
    Национальная культура
    К
    л
    М
    К
    л
    М
    Межнациональная культура сообществ
    К
    л
    М
    К
    л
    М
    Общечеловеческая культура
    К
    л
    М
    К
    л
    М
    Номотетика
    Итика

    Методы социально-психологического исследования
    232
    где Кл М – количественные методы, К
    ч
    М – качественные
    )
    В целом подход интегративной эклектики методом триангуляции предполагает оп- ределение в системе исследовательских координат по измерениям идиографическое – но- мотетическое, итическое – имическое, биологическое – символическое – рефлексивное.
    Все это очерчивает круг исследовательских интересов и, соответственно, возможностей и ограничений предполагаемых результатов; позволяет определиться в приоритетных мето- дах исследования (количественные – качественные), их комбинациях, определяемых ис- следовательскими приоритетами; наметить зону согласия в аспекте межуровневого, меж- парадигмального диалога.
    Глоссарий
    Андроцентризм – понятие, используемое в кросс-культурной психологии для
    обозначения феномена влияния на объективность, адекватность изучения и
    интерпретацию исследуемого феномена принадлежности переводчика и
    интерпретатора к изучаемой аборигенной культуре, выражающегося в
    дискредитации им своей прошлой культуры, мотивируемое стремлением снять
    внутриличностные конфликты, связанные с адаптацией к новой культуре. На
    практике данный эффект проявляется скорее всего в том, что
    интерпретатором по мере идентификации с новой культурой теряется
    адекватность в оценке своей прошлой культуры, образуется своеобразная
    производная от двух культур, не позволяющая адекватно оценить и
    проинтерпретировать ни одну из них.
    Идиография (производное от греч. idios), обозначает личное, частное,
    самопродуцируемое, уникальное; конкретно специфичное, индивидуальное в
    человеке.
    Используется
    для
    обозначения
    теоретических
    подходов,
    ориентированных на изучение неповторимости каждого человека, его отличий
    от других людей [Reber, 1995, 356]. В качестве парной категории к
    идиографическому предлагается номотетический подход, ориентированный на
    изучение общего, характерного для людей в целом.
    Имика
    термин, введенный лингвистом K.L. Pike [1967] для характеристики
    культурно-специфического, уникального, отличающегося от других культур;
    данное понятие есть производное от лингвистического «фонемика», имическая
    точка зрения является результатом изучения поведения изнутри системы.
    Интегративная эклектика методом триангуляции – разработанная В.А.
    Янчуком авторская модификация подхода методологической триангуляции.
    Представляя комбинирование продуктивных возможностей количественных и
    качественных методов исследования, она предполагает использование процедур
    альтернативных методологий, направленных на выявление динамического,
    экзистенциально-феноменального, неосознаваемого аспектов исследуемого
    явления за счет схватывания и уточнения тождественности значений и смыслов
    в
    системе
    исследователь – исследуемый.
    Привлечение
    процедур
    феноменологического и психоаналитического интервью, дискурсного анализа и
    сенсмейкинга позволяет достичь необходимого уровня взаимопонимания с
    позиции методологии второго лица.

    Глоссарий
    233
    Итика – термин, введенный лингвистом K.L. Pike (1967) для характеристики обще-
    го, универсального в культурах. Ценность итического подхода в следующем: 1) он пре-
    доставляет широкую перспективу и возможность обучения распознанию того, что раз-
    личные события, происходящие в мире, обладают распознаваемыми сходствами и
    различиями; 2) приобретаются техники описания различных феноменов; 3) итический
    подход является исходным, так как не существует каких-либо других способов анализа,
    не предполагающих грубой, пробной (неточной) оценки»; 4) итическое сравнение
    выбранных культур может помочь исследователю достичь поставленных целей с
    минимальными затратами. Наибольшее распространение получил в кросс-культурной
    психологии, занимающейся изучением особенностей культурного многообразия и
    адаптации к другой культуре.
    Качественные методы исследования, ориентированные на схватывание
    индивидуально-специфичного, уникального, максимально приближенного к условиям
    реальной жизни. Исходя из посылки о невозможности дискретизации и статизации
    поточности человеческого бытия без ущерба для понимания его сущности и
    схватывания тончайших нюансов индивидуального переживания и интерпретации
    происходящего, качественные методы ориентированы на неструктурированность,
    максимальную адаптируемость к изменению условий, выявлению новых контекстов и
    идей. Примерами качественных методов являются неструктурированное или свободное
    интервью, неструктурированное или полевое, а также включенное наблюдение, изучение
    документов или артефактов, феноменологическое интервью, sensemaking, фокус группы,
    и т.п. Преодолевая традиционные ограничения количественных методов исследования,
    качественные методы акцентируются на своеобразии контекстов, выявлении значений и
    своеобразия интерпретаций, они гибки, диалогичны, интерактивны по процедуре,
    естественны по характеру.
    Количественные методы, ориентированные на получение строго объективных,
    количественно выраженных данных. Основываясь на позитивистской методологии,
    утверждающей в качестве оснований научности исследования операционализации и
    верификации, количественные методы отличаются высоким уровнем валидности и
    надежности, структурированностью, при одновременно низком уровне реалистической
    естественности,
    конструктной
    и
    экологической
    валидности.
    Примерами
    количественных методов являются эксперимент, структурированные интервью,
    наблюдение, квази-эксперимент, ряды данных, тесты и т.п.
    Методологическая
    триангуляция

    комбинирование
    качественных
    и
    количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению
    преимуществ обоих методологий, и как следствие – более надежным данным. Под
    триангуляцией подразумевают термин, используемый в навигации и геодезии,
    описывающий технику построения третьей точки на основе двух известных. Впервые по
    отношению к методологии психологического исследования данный термин был
    использован Д. Кэмпбеллом [1959]. В современной психологии под триангуляцией
    понимается использование данных из различных источников, добытых различными
    методами и исследователями, по возможности, всеми триангуляционными техниками,
    обладающими необходимой надежностью.
    Номотетика – нечто общее, универсальное, присущее всем людям. Традиционный по-
    зитивистский, объективистский подход к исследованию психологической феноменоло-

    Методы социально-психологического исследования
    234
    гии, ориентированный на нахождение универсальных свойств, качеств, черт характери-
    зующих личность и ее поведение. Примерами такого рода подхода являются различные
    факторные теории, пытающиеся определить универсальные характеристики лично-
    сти, выступающие в качестве своеобразных сопоставительных шкал.
    Этноцентризм – понятие, используемое в кросс-культурной психологии для
    обоснования неадекватности англосаксонских эталонов, доминирующих в
    психологическом тестировании, по отношению к другим культурам, так как
    эти эталоны исходно навязывают другим культурам критерии, которые могут
    быть в них просто не представленными.
    Вопросы для обсуждения
    1. Каковы исторические причины дискуссий по проблеме метода в социальной психологии?
    2. Каковы отличительные особенности количественных и качественных методов в социально-психологических исследованиях?
    3. В чем специфика и ограничения экспериментального метода в социально- психологическом исследовании?
    4. В чем причина неудовлетворенности позитивистскими основаниями методов социально психологических исследований?
    5. Какая альтернатива предлагается представителями гуманитарной парадигмы в отношении социально-психологических исследований? В чем ограничения предлагаемых сторонниками гуманитарной парадигмы решений?
    6. Каковы особенности сравнительных исследований в социальной психологии?
    7. В чем особенности кросс-культурных исследований в социальной психологии?
    8. Какие методы наиболее часто используются в рамках социально- конструктивистского подхода к анализу социально-психологической феноменологии?
    9. В чем особенности подхода методологической триангуляции к изучению социально-психологических явлений?
    Задания для самостоятельной работы
    1. Проведите сопоставительный анализ возможностей и ограничений количественных и качественных методов в социальной психологии.
    2. Приведите доводы в защиту объективистского подхода с позиций позитивистской методологии в отношении методов социально- психологических исследований.
    3. Сформулируйте критические замечания в отношении предлагаемого представителями гуманитарной парадигмы решения проблемы метода в социальной психологии.
    Для дополнительного чтения
    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: КСП, 2000.
    2. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования.
    – Милан-Новосибирск, 1997.
    3. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии //

    Глоссарий
    235
    Психологический журнал, 1993, Т. 2, с. 113 – 126.
    4. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во
    «Институт практической психологии»; Вороне: НПО «МОДЭК», 1996.
    5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб: Речь,
    2003. – 440 с..
    6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СП б: Изд-во
    «Питер», 2000.
    7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь,
    2003.
    8. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. – СПб: Речь, 2003.
    9. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. – М.: Прогресс, 1987.
    10.
    Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб: Речь 2003.
    Основной источник
    Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. – Мн.: Бестпринт, 2000.

    В.А. Янчук
    236
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   82


    написать администратору сайта