Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Развитие идентичности. По Х. Тэджфелу, достижение идентичности возможно как посредством развития личностной, так и через формирование социальной идентично- сти. В целях приспособления к различным ситуациям Я-концепция регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной иден- тичности. Один и тот же человек будет действовать как личность при актуализации в Я- концепции личностной идентичности и как член социальной группы при актуализации Теоретические подходы к социальной идентичности 271 социальной идентичности. Дж. Тарнер развил идею биполярного континуума; ввел поня- тие самокатегоризации – когнитивного группирования себя с некоторым классом иден- тичных объектов; выделив 1) самокатегоризацию себя как человеческого существа (чело- веческая идентичность); 2) групповую самокатегоризацию – социальную идентичность; 3) личностную самокатегоризацию – личностную идентичность. Между выраженностью од- ного и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм: с позиции личност- ной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиции групповой иден- тично вает понятия, с помощью которы тичности. Можно было бы сказать, что люди с простой структурой имеют незрелую идент идент ане отбора на сод ценности приводит сти – не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. Лю- бые факторы, усиливающие выраженность групповой самокатегоризации, ведут к увели- чению воспринимаемого тождества между собой и членами ингруппы и таким образом деперсонализируют индивидуальное самовосприятие (концепция деперсонализации). Де- персонализация относится к процессам «самостереотипизации», посредством которых люди воспринимают себя как взаимозаменяемые экземпляры социальной категории, а не как уникальные личности. Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваи х познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом социальной, но, будучи сформированной, активно влияет на последнюю. Эволюция идентичности человека – процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности. На схеме № 38 показан рост идентичности, начиная с рождения человека, в процессе взаимодействия биологического организма с социальным контекстом. Содержательное и ценностное измерения изображены как расширяющиеся в течение жизни, но не обязательно сопровождающееся усложнением структурной организации иден ичность, однако Г. Брейкуэлл считает, нет оснований полагать, что иметь идентичность с более дифференцированной структурой «лучше», чем с простой. Содержательное и оценочное измерения идентичности развиваются в соответствии с особенностями социального опыта индивида. Если опыт ограничен, может сформироваться простая структура идентичности. Но даже при полном прекращении изменений во внешнем мире (если такое возможно) в структуре идентичности они не прекращаются, обеспечиваясь взаимодействием между ее элементами. Развитие идентичности осуществляется с помощью 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки значения содержаний ичности, новых и старых, при этом процесс оценивания может влиять в пл ержание ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются , которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности. Личность как субъект социальной активности 272 Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с изменением ин- для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то воспринимать эти изменения, используя для этого различные стратегии защиты. . Антонова в свете оказанного приходит к следующим обобщени формации время не Н.В ям: 3. на протяжении 4. ии 5. уровне возможно рассмотрение идентичности как ентичность является социальной по происхождению, так как она льтате взаимодействия индивида с другими людьми и отанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности обусловлено изменениями в социальном образом структурированной. Психологи предп 1. Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами ее измерения являются содержательный и оценочный, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. Идентичность существует в плане субъективного времени. 2. Возможно выделение двух аспектов идентичности – личностного и социального. Онтогенетически личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. Идентичность – динамичная структура, она развивается всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти и в прогрессивном, и в регрессивном направлениях. Возможно выделение различных типов идентичности. Классификац основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. Способность к изменению идентичности связана с использованием защитных стратегий. На поведенческом процесса решения жизненно значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни (самоопределение) будет вносить вклад в формирование структуры идентичности в качестве ее элемента. 6. Ид формируется в резу усвоения им выраб окружении индивида. Проведенный анализ проблемы идентичности показывает перспективность межпа- радигмального диалога, способствующего углублению представлений, определяет рамки соотнесения понятия идентичности с более объемными понятиями самости и Я- концепции. Содержание Я-концепции Люди обладают огромным объемом информации о самих себе, зафиксированной в структурах памяти и определенным очитают рассуждать о Я-концепции не как о некой унитарной сущности, а скорее как о системе представлений человека о самом себе, фиксирующей уникальное своеобразие собственного Я. Причем в последние годы чаще речь идет о схемах самости, что является некоторым упрощением, т.к. фиксируется скорее на общем нежели уникально- специфичным в ней. Содержание Я-концепции 273 Рассмотрение Я-концепции как всеобщности мыслей и чувств индивида по отноше- нию к самому себе как объекту предполагает вычленение следующих составляющих:1) компонентов, 2) структур, 3) измерений, 4) фокусов внимания, 5) областей, 6) планов и 7) мотивов(Rosenberg, M. , 1982, с. 1 – 12). Компонентами Я-концепции являются части, элементы или единства, составляющие ее. В первую очередь они представлены именами существительными (белорус, мужчина, студент и т.п.) и прилагательными (интеллигентный, чувствительный, добропорядочный и т.п.). и действительно сталкиваясь с вопросами – кто ты такой или какой ты? Человек начинает описывать себя при помощи имен существительных и прилагательных причем на такого рода описании самым непосредственным образом сказыв у опрос , описывающих характеристики Я в слов райне важно выяснение того, насколько характерен тот или иной компонент для данно матривает различные компоненты Я-концепции как сительно друга. McGuire, не обязательно о ается уровень общей культуры, представляемые в том числе и богатством языка. Чем более развит язык, т.е. широка и многообразна понятийная система, тем больше возможностей передать различные тонкости и нюансы собственного Я и наоборот – чем она менее развита, тем более упрощена характеристика. Например мир известного персонажа Эллочки-людоедки представлен всего 32 понятиями, за рамки которых она объективно и выйти не может, т.к. нечем это сделать. Чем более разработан понятийный аппарат, тем богаче и самоописание личности, тем больше граней собственного Я она фиксирует. Вот почему важен анализ самоописаний, по которому можно судить о богатстве представлений человека о самом себе. По отношению к этим компонентам весьма сложно сформировать какую-либо упорядоченную классификацию из-за обилия слов, обозначающих по-разному характеристики личности в разных языках и по разной их представленности в конкретных индивидуальных самосознаниях. Тем не менее попытки создания общих словарей самоописаний достаточно многообразны. Одной из наиболее успешной явилась попытка C. Gordon, систематизировавшего ответы опрашиваемых по широко применяемом нику «Кто Я?», что позволило ему сформировать 30 широких категорий, охватывающих более 5000 слов. Эта во многом софистическая классификация явилась наглядной иллюстрацией множественности элементов Я-концепции. В русскоязычной психологической литературе такая же попытка была произведена В.Ф. Петренко, составившего тезаурус, состоящий из 1500 слов. Подобное расхождение англоязычного и русскоязычного словарей, по нашей оценке, вовсе не свидетельствует о богатстве английского языка по сравнению с русским, а скорее о менее скрупулезной работе автора. Свидетельством чему является наличие более 20000 слов аре Даля. Понятно, что многие из них дублируют друг друга, рядоположны и т.д. но они никак не сводимы к упомянутым 1500 слов. Структура – категория, отражающая взаимоотношения элементов относительно один другого, способ их упорядочения. Не все компоненты в ней равноположны; одни являются основополагающими, другие – периферическими. Вместе с тем к й личности, какой является наиболее значимым. Важной характеристикой также является последовательность частей, описанная Morse и Gergen (1970, с. 148-156), как степень, в которой (индивид) расс формирующие связное целое и как последовательные друг отно Последовательность элементов Я-концепции, по мнению бусловлена мотивом самоуважения. В отдельных случаях в качестве наиболее характер- Личность как субъект социальной активности 274 н и ет д (Ю Вст ых элементов могут осознаваться и негативные качества. Вопрос не в том, является то ли иное качество хорошим или плохим, а в том, насколько характерным оно воспринима- ся. Особенности структуры Я-концепции, ее взаимосвязь со структурами Я-концепций ругих людей иллюстрирует Вставка № Х. «Методика изучения Я-концепции личности» .Н. Емельянов, 1985, с. 124-128). авка № Х. Методика изучения Я-концепции личности Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что им м, отличающимся енно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидо от с: разделяют ли всех остальных людей. При этом невольно возникает вопро окр , каким я считаю ужающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким же себ их восприятия и я? Если они определяют меня иначе, то, что же лежит в основе оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите нес нем углу одно колько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верх из гут быть имя и своих имен, к которому Вы в наибольшей степени привыкли (это мо отчество, просто имя фамилия уменьшительное имя, кличка и т.п.). После этого: А. Дайте 10 Ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову. 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10.________________________________________________________ Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного) 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10.________________________________________________________ В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас Ваш лучший друг (подруга). 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ 5._________________________________________________________ 6._________________________________________________________ 7._________________________________________________________ 8._________________________________________________________ 9._________________________________________________________ 10.________________________________________________________ Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме и укажите следующее: 1. В чем состоит сходство?____________________________________ ___________________________________________________________ Содержание Я-концепции 275 2. Каковы различия?__________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Если есть различия, то, как Вы их объясняете применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли инимаете пр на себя при общении с близкими людьми? ___________________________________________________________ 4. Каким образом эти различия объяснимы исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете? ___________________________________________________________ 5. Укажите, какие из 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались: а) физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.) ______________ ___________________________________________________________ б) психологических особенностей ( интеллект, эмоциональная сфера и т.п.)__________________________________________________________ в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положен е и и т.п ___________________________________________ .)_______________ Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Остаетесь ли Вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых Вами в самом начале качеств. Прибавились ли или заменились какие-либо из них и чем Вы это объясняете? Если Вы выполнили упражнение, то написанный Вами итог можно определить как словесное определение Вашей Я-концепции, т.е. относительно зафиксированного представления о самом себе. Тут же отметим зависимость Я-концепции от воспринимающих Вас других людей, предпочитаемого Вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, т.е. выяснить особенности Я как субъекта восприятия других. Упражнение 2. Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обн , эту оценку мы аруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило свя с особенностями зываем с внутренними качествами воспринимаемых нами людей, а не соб демонстрировать ственного восприятия. Данное упражнение ставит целью про существование переменных, заключенных в нас самих и не относящихся к оцениваемым другим людям. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем. А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (Для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго___________ Качества _________________________ 1. ________________________ _________________________ 2. ________________________ _________________________ 3. ________________________ _________________________ 4. ________________________ _________________________ 5. ________________________ Б. Вспомните двух людей, которые Вам совсем не нравятся. Обозначив их по той же схеме запишите их качества, которые Вам не нравятся. Инициалы первого__________ Инициалы второго___________ Качества _________________________ 1. ________________________ _________________________ 2. ________________________ _________________________ 3. ________________________ _ ______________________ 4. ________________________ __ _________________________ 5. ________________________ В. Указав эти качества, Вы сможете увидеть, в чем схожи те люди, которые Вам нра- вятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилага- тельные (предположим, «добрый», «щедрый»)? Произведя такое же сравнение второй па- ры списков, Вы увидите сходство не нравящихся Вам людей в отмеченных Вами качест- Личность как субъект социальной активности 276 вах (например, «жестокий», косный»). Теперь сравните все четыре перечня и определите, какие личностные параметры людей заставляют вас любить их или, напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищите в окружении и что Вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы. ___________________________________________ |