Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Измерения отражают некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции, или самости как всеобщности. Примерами их являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность, самокристаллизованность. Проиллюстрировать все это можно на примере такого значимо личностного качества, как ум: во-первых, выяснить, как он сам оценивает себя по данному параметру (самооценка); во-вторых, является ли это отношение постоянным или изменчивым (стабильность); в- третьих, насколько уверен в этой своей характеристике человек (самоуверенность); в- четвертых, насколько четко он структурирует суждения о типе и уровне своего интеллектуального развития (самокристаллизованность. Эти же измерения могут быть отнесены к отношению индивида к себе как к целому. Так понимание Я-концепции может привести нас к выводам, является ли она положительной, стабильной, сохраняет ли уверенность в себе по мере перемещения в жизненном пространстве, устойчива ли, кристаллизована ли. Наиболее распространенным измерением является самооценка личности. Фактически человек постоянно сравнивает себя с различного рода внешними или внутренними эталонами. Результатом такого рода сравнений и является самоотношение и самоудовлетворенность или несамоудовлетворенность. Наиболее сложным вопросом в этом случае является адекватность самооценки. Практика показывает, что люди могут либо недооценивать, либо переоценивать себя. Как в первом, так и во втором случае это приводит к неадекватности во взаимоотношениях с окружающими. Человек с завышенной самооценкой часто не может понять почему окружающие недооценивают его. Человек с заниженной самооценкой часто замыкается в самом себе и не берется за решение задач объективно доступных ему. Сложность определения уровня самооценки заключается и в том, что она может сильно отличаться в зависимости от оцениваемого качества или измерения личности. существовавшие ранее представления о существовании некого универсального уровня самооценки, характеризующего самоотношение человека вообще с течением времени показали свою несостоятельность. Человек может высоко оценивать себя по одному параметру (например, внешности) и низко по другому (например, обучаемости). Таких параметров величайшее множество.. более того, они могут меняться во времени и от ной группе и п ективно значимые для человека. ример такого рода инструментария представлен во вставке № Х. ситуации к ситуации. Вы можете оценивать себя определенным образом в учеб ротивоположным в компании друзей на вечеринке. В современных представлениях общая самооценка представляет своего рода интеграл различного рода самооценок по многим и многим параметрам. Существенна роль и контекста или системы координат в которой она производится. Можно быть лучшим среди худших и худшим среди лучших. В первом случае оценка будет позитивной, во втором – скорее негативной. По этой причине самооценочный инструментарий должен привязываться к конкретной оценочной системе координат и опираться на измерения понятные и субъ П Содержание Я-концепции 277 Вставка № Х. нки личнос моди . Янчука). Методика самооце ти ( фикация В.А В процессе группового обсуждения сформи уйте список из 20 наиболее значимых для р выпо деятель ти ил аспекта личност , значимого для лнения значимого для Вас вида нос и и взаим пример, квалифицированный психолог должен обладать оотношений с окружающими. На следу вами … Хороший учитель должен обладать следующими качествами … ющими качест Успе тных отношениях человек должен обладать следующими качествами … На шный в межличнос перво зафиксировать как можно больше качеств, что бы на следующим отобрать м этапе старайтесь наиб ерные из них и внесите их в приводимую ниже бланковую таблицу. В олее характ пред му вниманию примере приводится список качеств личности, способствующий ставленном ваше успеш формированный на одном из занятий с практическими психологами. ности деятельности, с № п/п N N гр. d d 2 ства личности Каче я компетентность я олерантность Презентабельность Профессиональн тивна ая компетентность Коммуника Эмпатия Креативность ци Самопрезента Рефлексия Гибкость Т Коммуникабельность Предприимчивость Стремление самосовершенству Интеллект Здоровье (психическое и физическое) Аналитичность Оптимизм Терпение Коллективизм Трудолюбие Гуманизм Σ d 2 На следующем этапе испытуемым предлагается ранжировать эти качества с точки зрения их значимости для успешности в избранном виде деятельности (например, практического психолога), присвоив каждому из перечисленных качеств номер от 1 до 20 и внести их в колонку слева от списка № п/п. Каждое качество получает свой уникальный ранг или номер. Максимально значимому качеству присваивается ранг 1, не значимому – 20. Затем в правой колонке N эти качества ранжируются по такому же принципу с точки зрения их выраженности у самого себя. В колонку N гр. Может быть внесено, ранжирование, полученное в результате группового обсуждения. Основным принципом проведения группового ранжирования является консенсус. Список рангов должен быть принят всеми членами группы. Как правила процесс группового обсуждения достаточно продолжителен и требует нахождения компромиссов, а также организаторских способностей со стороны неформального лидера-организатора обсуждения. Полезность такого обсуждения непереоценима, т.к. оно дает дополнительную информацию о поведении каждого из членов группы, а так же способствует формированию коллективного мнения, которое часто является решающим для оценки отдельных членов группы. В качестве дополнительного задания, направленного на оценку адекватности может быть включено предложение участникам, предварительно разбившимся на пары, предположить как провели второе ранжирование их пар проведения такого рода тнеры, не знакомясь с их результатами непосредственно. После ран няя адекватность своих жирования партнеры предъявляют друг другу свои результаты, выяс пре х способностей, а также дположений. Это задание полезно так же для развития рефлексивны ознакомления с теми представлениями о себе, которые сформировались у партнеров. В последующем возможно обсуждение вопроса о том почему именно сформировалось у них такое представление друг о друге. Личность как субъект социальной активности 278 На этапе обработки данных проводится корреляционный анализ двух рядов ранжирования, представленных в колонках № и N, в которых представлены идеальный и реальный образ Я. Возможно и сравнение ранжирований N и N гр. . Последнее важно для получения субкультурального сравнения, т.к. человек оценивает себя не относительно некоторого абстрактного эталона, а относительно конкретного окружения, в котором он и реализует и оценивает самого себя. Далее вычисляется разница между реальным и реальным Я, которая заносится в колонку d. эта разность возводится в квадрат и вычисляется общая сумма Σ. Затем вычисляется коэффициент корреляции по данным в таблице формулам Σd 2 Σ r=1- 6---------- --------- (n-n 2 )n 0,00075 В результате произведенных преобразований мы получаем упрощенную формулу подсчета коэффициента корреляции, рассчитанную для 20 пар переменных r=1-0,00075 х Σd 2 . эта формула доступна для любого человека, владеющего арифметическими действиями и существенно ускоряет процедуру подсчета. Полученная в результате корреляционного анализа величина может колебаться в пределах от 0 до 1. Чем ближе она к единице, тем самооценка выше, чем ближе к 0, тем самооценка ниже. В более подробной интерпретации показатели по 0,3 включительно свидетельствуют о низкой самооценке, в пределах 0,4 – 0,6 – средней, от 0,6 и выше – о высокой самооценке. Следует заметить, что данная самооценка касается только конкретного измерения (например, практ кого психолога) и не более. По другим измерениям описанная процедура должна ичес осуществляться снова. Для общей ориентации вполне пригодными могут оказаться и методики шкалирования, общая иллюстрации принципа которых представлена на приводимой схеме № Х. Схема Х. Шкала самооценки № Очень малооб Малообщите Средний Общител Очень Очень глупый Глупый Средний Умный Очень умный Преимуществом метода шкалирования является и возможность формирования общего самооценочного профиля, позволяющего создать представление об особенностях структуры измерений самооценки. Правда следует отметить и ограниченные возможности соотнесения различных шкал друг с другом, индивидуальные критерии отнесения того или иного оценочного параметра к соответствующему пункту шкалы могут сильно отличаться. Измерение самоуверенности или самоэффективности характеризует степень владе- ния че щитель льный ьный общительны Очень некрасивы Некрасивы й Средний Красивый Очень красивый ловека самим собой на пути к достижению целей, особенности возложения ответст- венности за свои действия. Роттер (Rotter) предложил своеобразную классификацию лю- дей на два типа: с внутренним и внешним локусом контроля(1966). Первые проявляют тенденцию к объяснению причинности собственных достижений своими способностями и Содержание Я-концепции 279 усилиями, вторые склонны возлагать ответственность на внешние обстоятельства. По ана- логии, Франкс и Маролла предложили различать внутреннюю и внешнюю самооценку (Franks, Marolla, 1976, c. 324-341). Первая проявляется в склонности приписывать причин- ность е о ании, каким выступает самость. Как только а с обликом, начинает прятать дефект и – тем бъективную и объективнуюсамоосве- домле в т в само своим способностям, вторая – внешнему миру. Проблема самоэффективности ис- следовалась А. Бандурой, проанализировавшим особенности ее формирования и техники развития. Самоуверенность и самооценка представляют различные измерения: последняя отражает степень принятия человеком самого себя, уважения к себе, значимость. Фокусы внимания относятся к сфере центральности Я-концепции в сознании инди- вида применительно к тем или иным ситуациям; позволяют выявить место, которое зани- мает Я-концепция в сознании человека: сосредоточено его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен он своими внутренними качествами или особенно- стями своей самопрезентации и т.п. Фокусы внимания ассоциируются с такими катего- риями, как «само-осведомленность», «само-направляемое внимание» и «само- фокусирование». Duval и Wicklund (1972) формулировали теорию, часто определяемую как объек- тивная самоосведомленность, в соответствии с которой человек рассматривается как объ- ект собств нн го анализа. Этот анализ, или фиксация внимания на определенных аспектах собственного Я, приводит к определению интернализованных аттитюдов, ценностей, мо- рали, физического бытия, и наконец, на таком образов в поле зрения оказывается тот или иной аспект самости, в область анализа включа- ются связанные с ней характеристики. Интересно отметить, что, пока человек не обращает внимания на какую-нибудь негативно характеризующую его деталь внешнего облика, он чувствует себя относительно спокойно. Фиксация же в сознании его дефекта другим фор- мирует у него гипертрофирование роли данного негативного спекта. Как ледствие, он теряет непроизвольность управления своим внешним выдает себя. Внешний наблюдатель фиксирует в своем сознании элемент искусст- венности в поведении наблюдаемого и начинает для себя выяснять его причину. В случае фиксации негативной моральной самохарактеристики часто используется другая страте- гия – проявляющаяся либо в избегании ситуаций возможной оценки морального Я, либо дискредитация оценщика. В этой связи Duval и Wicklund различают су нность. Субъективная представляет состояние сконцентрированности сознания на внешних по отношению к индивидуальному сознанию событиях, личной истории, в то время как объективная сфокусиро ана исключительно на самос и личности. Как отмечают эти же исследователи, можно говорить о наличии хронических индивидуальных различий осведомленности. Механизм самоосведомленности способствует своеобразному введению самости в ролевую игру. Человек, концентрирующийся на себе, начинает действовать в соответствии с интернализованными аттитюдами и моральными стандартами. Противоречия между этими стандартами и реальным поведением, включаясь в плоскость осознания, начинают преодолеваться с той степенью интенсивности, в с какой личность оценивает их значи- мость для себя самой в конкретной ситуации. ОбластиЯ-концепции включают широкие пласты, или сферы, к которым относят телесное и социальное; внутреннее и внешнее; сознательное и бессознательное; аутентич- Личность как субъект социальной активности 280 ное и неаутентичное; эго и эго-протяженность и т.п. Особый интерес представляют для нас области аутентичного и неаутентичного, эго и эго-протяженности. Аутентичное обычно определяется как осознаваемое человеком, т.е. как относящее- ся к его самости. Это своеобразное искреннее согласие человека с тем, что такого рода особенн ст присутст уют в структуре его Я-концепции. Причем аутентичное далеко не всегда ассоциируется с положительными характеристиками: человек может осознавать свою неискренность, необязательность, несдержанность, непунктуальность и т.п. Точно так же обстоит дело и с неаутентичным – осознаваемым человеком как не характерное для себя, но предъявляемым в соответствии с ситуативно решаемыми задачами, примером че- му является повышенная “интеллигентность” в присутствии особо значимого лица. Предъя ляя это идеальн е Я, человек мо ет осознавать, что в реальной жизни при дру- гих обстоятельствах он далеко не всегда соответствует данному идеалу, и это осознание собств ау о и в в о ж и о а е и у р н у з рые осно- вания о выступают в качест о н и о в о осмысленности. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеа- ле, в динамике, в глазах других людей и т.п. Наряду с этим Я-концепция включает в себя аспекты реального, возможного, фантазии, морали, исполнения и т.п. енной не тентичности может вносить в ег созн ние элементы эмоционального напряжения. Хотя и в данном случае процесс осознания этого далеко не одномерен: чело- век может идентифицироваться с неаутентичным и искренне «верить», что как раз оно-то и является аут нтичным. Хорошей иллюстрац ей сказанном являются ома тические взаимоотношения, в которых партнеры, особенно на первых порах, стремятся создать об- раз идеальных рыцаря и принцессы, демонстрируя набор качеств, которыми далеко не все- гда предполагается оперировать в будущем. Общей особенностью такого рода идеализи- рованных самопрезентаций является осознание партнером элементов собственной неау- тентичности при наивной веренности, что партнер как ра аутентичен и таким будет все- гда. В частности, именно на этом обстоятельстве основаны многочисленные прозрения, сопровождаемые предъявлением искренних претензий и обвинений в адрес друг друга. Область эго-протяженности охватывает круг объектов (одушевленных и неодушев- ленных), сопричастных к самости человека и косвенно характеризующих ее. Это родите- ли, родственники, ВУЗ, квартира, книги, увлечения, город и многое другое, оказывающее определенное влияние на становление личности и косвенно характеризующее его внут- ренние психологические особенности. Так, квартира человека дает характеристику таким его особенностям, как аккуратность, вкус и т.д. Родители также создают некото для характеристики возможных особенностей их детей. Не случайно в народе суще- ствует убеждение в точном прогнозе в отношении будущего поведения жениха или невес- ты на основе анализа взаимоотношений между их родителями. Определенные основания для такого рода утверждений, конечно же, имеются. Именно родители част ве эталонов или моделей для решения определенного класса задач и именно они формируют огромн е количество поведе ческих алгор тм в, схем и эвристик, оспр из- водимых при решении сходных задач. Причем вооружение подобного рода поведенческим алгоритмом часто является основанием для будущего проблемного поля у детей, обуслов- ленного ее неадекватным применением. В любом случае можно констатировать, что об- ласть эго-протяженности является крайне важной и информативной в отношении Я- концепции человека. ПлоскостиЯ-концепции характеризуют уровни ее Содержание Я-концепции 281 Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-динамического, в характе- ризу каж мор име Я-ре № Х Вставка Я- оображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого, как бы ющие представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое Я ет е ы ж с ка ся му возможн м; кем он вообра ает ебя; ким хотел бы стать; каков образ его ального Я и т.п. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему, ющую собственную систему координат. Особый интерес представляет соотношение ального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Во вставке п д ре ставлен метод их изучения. № Х. Тест различий между идеальным и реальным Я (Butler и Haigh) Первой задачей является определение в том, каким Вы видите себя. Для этого: o Прочтите приводимые ниже 50 утверждений мысленно отмечая те из них, кото- рые вы считаете наиболее характерными и наименее характерными для Вас сейчас. o Проставьте карандашом (это даст Вам возможность внести коррективы при изме- нении мнения) в первой колонке, обозначенной «реальное Я», 1 балл пяти наиболее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка. o В этой же колонке проставьте 5 баллов следующим пяти наименее присущим Вам сегодня характеристикам Я из нижеприводимого списка. o В этой же колонке проставьте 2 балла 12 не очень характерным Вам сегодня ха- рактеристикам Я. o В этой же колонке проставьте 4 балла 12 не очень неприсущим Вам сегодня ха- рактеристикам. o Это позволит Вам избавиться от 16 не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте этим характеристикам 3 балла. o Еще раз вернитесь к этим характеристикам, проверив степень Вашей уверенности в вынесенных оценках. Если Ваше мнение изменилось, внесите необходимые коррек- тивы. Проделанная работа позволяет вынести суждение о Вашем сегодняшнем образе реального Я. Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя. o Полоской бумаги закройте колонку «реальное Я» со сделанными оценками, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения. o Повторите шаги a - g, но только в отношении Вашего идеального Я - того, каким бы Вы хотели стать. Поместить Ваши балльные оценки во торую колонку «идеальное в Я». Третьей задачей является определение степени различия между Вашим реальным и иде- альным Я. Для этого: o Подсчитайте разницу между количественными выражениями вашей реальной и идеальной самостей, представленных в соответствующих колонках. Например, если в колонке о у определенной самох ит цифра 5, а в ко- реальной сам сти арактеристики сто лонке иде , то фиксируемая разница ла. альн самости ой - 1 составит 4 бал o Суммируйте разницу в Чем большая разница между реаль- сех 50 характеристик. ным и идеальным Я, т бо Ваша неудовлетворен- ем льше, по всей вероятности, будет ность самими бой. (В н и реальное Я не рас- со пол е очевидно, что если ваши идеальное ходятся, то разница буд у ет н левой). o Постарайтесь запо и - мн ть те характеристики, по которым разница между идеаль ным и реальным я составляе но те плоскости Вашего Я по т 4 балла. Вероятно это имен которым Вы наиболее н д они являются и те- е у овлетворены собой. По всей видимости ми направлениями Вашего ального самосовершенствования, которые требуют максим приложения сил. Реальное Я Идеальное Я № Характеристики 1 Я приятный человек. 2 У меня обманчивый внешний вид. 3 Я часто чувствую себя униженным. 4 Я совершенно спокоен и ничто не беспокоит меня. 5 Я трудолюбивый работник. 6 Я интеллигентен. Личность как субъект социальной активности 282 7 Я испытываю чувство безнадежности. 8 Мне трудно контролировать свою агрессивность. 9 Я самоуверен. 10 Я понимаю себя. 11 Я общительный человек. 12 Я обычно нахожусь настороже с людьми, которые прояв- ляют большую дружелюбность, чем я ожидаю. 13 Обычно я ощущаю себя ведомым. 14 Я удовлетворен собой. 15 Решения, которые я принимаю не являются моими. 16 Я напористый. 17 Я враждебный человек. 18 Я инициативен. 19 Я честолюбивый. 20 Я чувствую себя апатичным. 21 Я не доверяю своим эмоциям. 22 Я толерантен. 23 Я рациональный человек. 24 Я уравновешен. 25 Я чувствую себя не разбирающимся в происходящем. 26 Я стараюсь не задумываться над своими проблемами. 27 Я удовлетворен. 28 Я не один такой. Ничто не по мне. 29 Я презираю себя. 30 Я сексуально привлекателен. 31 Я не уважаю себя. 32 Я нравлюсь большинству людей, которые знают меня. 33 Я боюсь полного разногласия с людьми. 34 Я прихожу в замешательство. 35 Я неудачник. 36 Самое трудное сражение у меня с самим собой. 37 Обычно я строю комфортные взаимоотношения с окру- жающими людьми. 38 Я с ужасом ожидаю неудачи в отношении всего. К чему стремлюсь. 39 Мне обычно нравятся все люди. 40 Для меня не существует проблемы самоконтроля. 41 Я на самом деле обеспокоен. 42 Я чувствую себя не защищенным перед самим собой. 43 Я защищаю бя стараясь найти оправдания. се 44 Я ответственный человек. 45 Я ненадежен. 46 У меня теплые эмоциональные отношения с другими. 47 Я никчемный человек. 48 Причина моих тревог я сам. 49 Я предъявляю строгие требования к себе. 50 У меня не много ценностей и стандартов к себе. Приводится по: Butler J.M., Haigh G.V. Changes in the relations between self-concepts and ideal concepts consequent upon client-centered counseling / In C.R. Rogers and R.F. Dymond (Eds), Psychotherapy and personality change. - Chicago: University of Chicago Press, 1954, p. 62. Плоскости могут пересекаться, входить в конфликты друг с другом, взять хотя бы, в частности конфликт идеального Я с Я-реальным. Здесь особую роль играет плоскость са- п ет и ъя очен б особенностях са- м вке № Х методик мопр ющих. Он строит езентации – образ, представляемый для окружа о а еф н е ся, как равило, с уч ом собенностей с мор лексирова ия, ид нтификац и с адресато ь часто рассогласовывается с Я-реальным. Общее представление о м пред вления и мо ониторинга можно получить из приводимой во вста и. |