Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Вытеснение – подавление, исключение из сознания информации, вносящей напря- жение и тревогу. Сталкиваясь с такой информацией человек предпринимает целенаправ- ленные неосознаваемые усилия, чтобы «честно» забыть ее, обеспечивая сохранение пози- тивного самоотношения. Примером применения такого рода защиты является целенаправ- ленное выталкивание из сознания негативных действий или событий, отрицательно харак- теризующих личность. Подавление – блокирование непр ятной, нежелательной информации, осуществ- ляемое при переводе ее из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памя- ти. Нежелате ьная информация маркируется таким образом, чтобы в послед ющем е воспроизводиться. Исследования когнитивных психологов показали наличие существен- ных сложностей, связанных с припомин нием инфор и, вызывающей отрицательные эмоции. Отрицание – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложив- шимися представлениями. Человек становится невосприимчив к тем граням своей жизни, которые чреваты неприятными ощущениями; человек ничего не хочет видеть и слышать, тревожась, что выстроенный им иллюзорный мир рухнет. Избегание – тенденция миновать фрустрирующую ситуацию или объекты, ассо- циирующиеся с неприятными воспоминаниями. Этот ме анизм проявляется в стремлении людей не встречаться со знакомыми, оказавшимися свидетелями их негативных проявле- ний, избежать мест, напоминающих о неприятных событиях. Обособление – изоляция внутри сознания особых зон, связан ых с равмирующи- ми факторами, часто ведущих к расщеплению, диссоциации личности. В рамках сохране- ния «со ственного лица» люди часто как бы обособливают свои негативные действия, объясняя их себе тем, что они вынуждены экстраординарными обстоятельствами. В обыч- ной ситуации эти действия просто не имели бы места. Так, человек, совершивший хамский поступок, и вызвавший осуждение, выгораживает себя ссылкой на вынудившие его об- стоятельства. Рационализация – самообман, попытка рационально обосновать абсурдный им- пульс или идею Примером рационализации является стремление айти у несим атично о человека уйму недостатков. Причем рационализация может быть негативно, и пози ивно валентной. Примером последней является кумиризация или идеализация героя, вождя, идола и т.п. В частности, влюбленные часто приписывают друг другу набор качеств, объ- Психологическая устойчивость Я-концепции 303 ективно не существующих, что часто создает основу для последующих разочарований. Логика тут простая – моим избранником может быть только идеал, следовательно, у него должен быть набор только позитивных характеристик. Проекция – бессознательный перенос собственных чувств, влечений, качеств на другое лицо. Нечистый на руку видит и других такими же. Курильщик снимает тревогу в кругу, находя себе подобных. Двоечник ищет «друзей по несчастью». Здесь тоже можно говорить о позитивно и негативно валентных разновидностях. В первом случае человек начинает проецировать свои позитивные качества на другого, забывая, что наличие их во- все не является нормой. Человек, отдающий долги, не сомневается, что такой же ответст- венностью обладает и берущий в долг. Правда, у берущего может сработать и иная логика – беру чужие ненадолго, отдаю свои навсегда. Идентификация – разновидность проекции, неосознанное отождествление себя с другим человеком и перенос на себя желательных свойств и качеств. Особенно это харак- терно для младшего возраста, в котором часты случаи ролевой идентификации с героем. Ребенок начинает верить в то, что он Рембо, ощущает себя сильным и уверенным. Конверсия – изменение значения или содержания явления на более приемлемое. Человек обозначает то или иное негативное деяние более мягким термином, тем самым, уменьшая остроту переживаний. Не украл, а взял, не сбежал, а ушел, не стащил, а унес и т.п. ричем, конверсия час о испо ьзуется и для коен я обществен ого самосозна- ния. П т л успо и н н с л о с н т и в Регрессия – замена значимой, но труднодостижимой цели на менее значимую, но легче достижимую. В данном случае человек, опасаясь возможной неудачи в решении сложной задачи (например, поступление в престижный ВУЗ) выбирает ношу полегче, а себе рассказывает «сказку» о том, что образование можно получить везде, приложив уси- лие и способности, в наличии которых у себя он не сомневается. Компенсация – неудачи в од ой сфере деятельно ти компенсируются сверхдости- жениями в другой. Пример тому – «уход» в работу, семью и т.п., когда человек, предчув- ствуя возможные претензии в собственный адрес, начинает создавать почву для самооп- равданий по поводу своих неудач, отдавая «бразды правления» другому. Шаблоны типа «своих детей не умеешь воспитывать – нечего воспитывать чужих», однако, вовсе не яв- ляются аксиомой. Существуют примеры, когда человек неудачливый в собственной се- мейной жизни, добивается выдающихся успехов на производстве и пр. Фантазия – использование в качестве реальных мнимых образов. Человек достига- ет в мечтах глобальных целей и тем самым удовлетворен. Пример тому – является мани- ловщина. Формирование реакций включает подчеркивание представлений и характеристик, противоположных наличным недостаткам. Например, мать неосознанно ненавидящая ре- бенка, всячески демонстрирует свою юбовь к нему, человек, склонный к г мосексуализ- му, становится Доном Жуаном (Rosenberg, 1986, с. 550). Перечисленные механизмы социально-психологической самозащиты, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Важно показать, какими ресурсами обладает че- ловек для поддержания позитивного в своей самости, оправдания собственных деяний. Обладая пособностью м ожественной интерпретации собы ий, люди меют озмож- ность наделять их самыми разнообразными смыслами. В.А. Янчук Глоссарий Аутентичность – понятие, обозна ющее тождест енность внешне проя яющих- ча в вл ся качеств личности их внутренней выра енности. Как правило, рассматривается во ж взаимосвязи со своей противоположностью – неаутентичностью, под которой понима- ется осознание того, что внешне презентируемое не совсем (или совсем) не соответст- вует внутренне присущему. Самость (Self) – всеобщность присущего ей (В. Джемс). В широком смысле – все то, что связано с человеком и оказывает влияние на его само- и мироотношение. По П. Бру- но, она, во-первых, являет собой уника ьную человеческую сущность, представленную в л пространстве и во времени; во-вторых, представляет своеобразное Я, Эго личности; в- тр тьих, является ощущением собственной идентичности, отражением собственного е бытия на протяжении всей истории жизни человека. По объему категория « самость» шире родственных ей категорий «Эго» и «Я-концепция», так как включает и то, что выходит за рамки конкретного человека, в частности, его эго-протяженность, осозна- ваемое и неосознаваемое, культуру и субкультуру и т. п. Социальная идентичность – элемент Я-концепции, порождаемый членством в соци- альной группе. Обычно он обособляется от личностной идентичности, связываемой с индивидуальными особенностями и взаимо тношениями с другим людьми. Личностная о и идентичност рассматривается как уникальность человека, проявляющаяся в его от- ь личии от других членов группы. Социальная же идентичность связана с категоризацией себя и других как обладающих сходством с определенной социальной категорией в про- тивопоставлении к людям, относящимся к другой социальной категории. Социальная идентичностьявляется х рактеристик й человеческого мышления направленного на а о , классификацию объектов р альности, которые существуют в виде категорий. е Эго-протяженность – в широком смысле все то, на что проецируется самость чело- века, и все то, что оказывает непосредственное или опосредованное влияние на нее (се- мья, субкультура, место жительства, страна и т.п.). Причем эго-протяженность но- сит пространственно-временную континуальность, так как на человека оказывают опосредованное влияние его предки, потомки и многое другое. Я-концепция – в западной традиции определяется как многоаспектный фе- номен, как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под Я-концепцией понимается относительно ус- тойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как непо- вторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе Вопросы для обсуждения 1. В чем необходимость введения в социальную психологию столь обширной категории, каковой является «самость»? 2. Как соотносятся категории «самость», «эго» и «Я-концепция» друг с другом? В чем они сходны, а в чем различны? 3. Что представляет собой социальная идентичность человека? Чем она отлича- ется от личностной? Янчук В.А. 305 4. Опишите особенности и процессы самокатегоризации. Как она отражается на самоидентификации человека? 5. Как соотносятся друг с другом когнитивный, аффективный и оценочно- волевой компоненты Я-концепции? Чем обусловлено их выделение? 6. Опишите содержательные конституирующие самости. В чем они дополняют друг друга? 7. Какие принципы лежат в основе процесса становления и развития самости? 8. Чем обусловлено столь сильное влияние на формирование содержания само- сти непосредственного социального окружения человека? Для дополнительного чтения 1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2001. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Педагогика, 1986. 4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2003 5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 6. Пайнс А., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СП б, Изда- тельство «Питер», 2000. 7. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. 8. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание. // Психологический журнал, № 1, 1993. Основной источник 1. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. В.А. Янчук СОЦИАЛИЗАЦИЯ Одним из важнейших в сфере социальной психологии является вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь. Обычно данная проблематика ассоциируется с категорией «социализация»; в наиболее общем смысле это процесс, по- средством которого индивид приобретает знания ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющие ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем» (Reber, 1996, с. 732). Понятие это было введено в социальную психологию в работах Бандуры и Коулма- на, изучавших особенности формирования социального опыта личности. В разных науч- ных школах оно получило различную трактовку: в поведенческой психологии – как соци- альное научение; в символическом интеракционизме – как результат социального взаимо- действия; в гуманистической психолог и – как актуализация самости; в психоанализе – как стадиальный процесс биосоциального созревания и т.д. В советской психологии про- блема социализации раз ивалась в осно ном в рамках иерархии диспозиций, синтезирую- щих систему регуляции социального поведения в зависимости от включенности в общест- венные отношения (Петровский, Ярошевский, 1990, с. 373). К сожалению, отечественные исследования в области социализации сущест енно идеолог зированы и сег дня находят- ся в глубоком кризисе. и в в в и о к й о Не менее важной проблемой является природа социализации. О наличии какого- либо общепризнанного подхода тут говорить рано, поэтому рассмотрим ее в контексте широкого спектра подходов в разных традициях. Казалось бы процесс социализации достаточно прост по своему содержанию, и в то же время довольно трудно определить, как он осуществляется непосредственно. Можно проследить, как люди пытаются социализировать других (например, как родители обуча- ют, направляют или корректируют своих детей), но способы воздействия, как правило, интернализируются и могут быть выведены лишь из внешне проявляемых действий и по- ступков, а о том, что происходит во внутреннем мире человека, можно только догадывать- ся, что не исключает многообразных, зачастую взаимоисключающих друг друга, теорети- ческих подходов. Понимание процесса социализации определяется и мировоззрением исследователя, работающего, как правило, в рамках конкретной психологической парадигмы. Правила поведения и система ценностей пронизывают огромное количество феноменов, от непо- средственной повседневной практи и, ожидани сообщества в отношении со тветствую- щего возрасту, полу, классу и т.п. поведения до разработки социальных структур и систе- мы морали. Научение эффективному оперированию в рамках каждого из них включает не только огромную базу информации, но и изменение личностной ответственности (напри- мер, переход от детской зависимости к автономии), где задействовано множество сторон и институтов – включая родителей, родных, ровесников, Церковь, школу, средства массовой коммуникации и т.п., вклад каждого из них и дополняет друг друга, и может вступать в конфликт. В процессе социализации осуществляется включение индивида в общественные от- ношения, благодаря чему происходит изменение его психики. Л.С. Выготский, рассмат- Понятие социализации 307 ривая проблему перехода ребенка на более высокий уровень развития, подчеркивал необ- ходимость специального обучения; суть его – в ознакомлении с системой знаков, универ- сальным выражением которых выступают слова. Будучи заимосвязанными, развитие психики и социализация не являются тождественными понятиями. Первое является более широким, включающим в себя и спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. в р ю ен з п ес с и и с , о и н н т Социализация, начинающаяся в большинстве своем в детстве, не заканчивается ни- когда, включая приобретение новых социальных ролей, вовлечение в новые отношения и институты, приспособление к изменениям в сообществе и массе других. Стало быть, по- нимание ее особенностей связано с многими теоретическими подходами. Сторонники п иродного подхода счита т, что реб ок генетически апрограмми- рован на обладание позитивной (или негативной) природой. Сторонники приобретенного подхода, наоборот, уподобляют новорожденного «белому листу», на котором общество пишет желаемое. Существует и третья линия, пытающаяся найти компромисс между при- родным и приобретенным в развитии личности. Познакомимся со спецификой предлагае- мых подходов к развитию личности. Наиболее характерными из них являются психодина- мический, оведенческий, когнитивный, гуманистич кий, деятельностный, системный и эклектический подходы. Начнем с психодинамического. В самом широком смысле в отечественной традиции понятие социализациитрактуется как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает си тему знан й, норм ценно тей позволяющих ему функциониро- вать в качестве полноправного члена общества. Человек, постепенно усваивая социаль- ный опыт, использует его в целях адаптации к социуму. Такое усвоение происходит и стихийно, и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Один из крупнейших специалистов в этой области К. Дуркин определяет социали- зацию как процесс, посредством которого люди приобретают правила поведения, систему представлений и аттитюдов, обеспечивающих им возможность эффективного функциони- рования в качестве членов конкретного общества [K. Durkin, 1996]. Многообразие аспектов социализации создает объективные сложности ее анализа. Правила регулирования поведения и системы ценностей, варьируясь от культуры к куль- туре, покрывают огромное количество феноменов от повседневной житейской практики конкретного индивида, ег семьи, сет межличност ых от ошений, соответс вующих об- щественных ожиданий в отношении поведения в соответствии с полом, возрастом, клас- сом, другими характеристиками, социетальными структурами, моральными нормами. о .В Как тмечает Е . Андриенко, [2000], в системе отечественной психологии употреб- ляются два термина в качестве синонимов социализации: развитие личности и воспита- ние. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс вхождения инди- вида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей и т.д. Определение же социализации как совокупности социальных процессов вызывает ряд возражений у отечественных исследователей, а именно: если личность изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхож- Личность как субъект социальной активности 308 дении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться старый тезис, что новорожденный не есть еще человеческое существо, что ему еще пред- стоит пройти путь «гоминизации». Как известно, Л.С. Выготский решительно про- тестовал против изображения ребенка как существа, которому ще надо гоминизиро- ваться. Родившись, он уже задан как элемент определенной культуры и определен- ных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, есть все основания крайне негативно относиться к «ней». Сегодня общепризнано, что новорожденные обладают рефлексами, способностью и преддиспозициями, позво- ляющими изучать этот мир, реагировать на него, на людей и предметы. Исследова- ния новорожденных, основанные на выявлении ситуативных предпочтений, проде- монстрировали их предрасположенно ть к определенным сенсорным ощущениям. Например, о и скорее предпочитают родителей движущихся и говорящих, нежели родителей, не подающих признаков своего присутствия, внемлют активнее голосо- вым звукам, нежели другим. Исследования взаимоотношений в системе родитель - ребенок, основанные на использовании микроаналитических техник анализа момен- тальных срезов экспрессивного и коммуникативного поведения родителей и ново- рожденных, показали наличие взаимных усилий на создание максимально опти- мальных условий взаимодействия. е с н а о п С с л с ь н а с е е р Вместе с тем следует иметь в виду, что каждый из элементов этого взаимодей- ствия имеет право на рассмотрение без опасения, что внимание к одной из сторон обернется ее абсолютизацией и недооценкой другой. Подлинно научный вопрос о со- циализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а напротив, предполагает, что последняя понимается как становящийся активным социальный субъект, обладающий свойствами системного динамического целого, – утверждение, демонстрирующее проблему соотношения атомистического и холистического подхода в психологии. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связа- на с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами с нкций формального и неформального характе- ра. Это двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и вос- производства социального опыта, но и из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на становление человека как субъекта общественных отношений. Социально-контролируемые аспекты воздействия на личность реализуются пре- жде всег в вос итании и обучении. тихийное, понтанное в ияние осуще твляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внеш- него содержания. Внешнее – совокупност всех социальных воздействий на человека, ре- гулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутреннее – формирова ие целостной личности. Соци лизация может изучать я в филогенетическом плане (родовых свойств человечества) и онтогенетическом (конкретных типов личности). В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает как объект и как субъект социализации. Б.Г. Ананьев определяет человека как объект в от- ношении социальных возд йствий, направленных на него; и прежде ч м ассматривать Понятие социализации 309 личность с точки зрения ее внутреннего содержания, т.е. как субъекта общественных отношений, необходимо сначала охарактеризовать совокупность всех социальных сил и влияний, которые воздействуют на нее извне. Иными словами, определив челове- ка как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становле- ния как субъекта общественного развития. Социализация имеет свои культурно-исторические особенности, зависит от ее реали- зации на данном отрезке времени, обладает рядом специфических особенностей, опре- деляемых соотношением имического (общекультурного) и итического (культурно спе- цифического) аспектов. Различные общества поддерживают радикально отличные сис- темы ценностей и поведенческой практики даже в отношении таких, казалось бы, фун- даментальных вопросов, как мораль, отношение к агрессии, полу, возрастным группа, групповым и индивидуальным целям. Доминирование универсалистских тенденций в психологич ском знании привело к упущению из поля зрения многообразия социали- зации. С ростом популярности конструктивистского подхода происходит изменение и в теории социализации. Отталкиваясь от кросс-культурных данных социальности, Шведер (Shweder) показывает, что дети приобретают правила поведения в результате повторяющегося включения в моральный дискурс с членами сообщества, указываю- щим им гран цы этической реаль ости и помогающие структурировать ее (1991). Та- кой же точки зрения придерживается и Гудноу (Goodnow), утверждающий, что дети социализируются посредством участия в повседневной жизни, непосредственно впле- тающей их в систему ценностей сообщества (1990). Подчеркивание роли существую- щих социальных репрезентаций не снижает роли активности самих детей и когнитив- ных ограничений ассимиляции социальной информации, хотя на этот счет имеются различные точки зрения. е и н ов о ие й о л о в я т Сегодня социализация рассматривается как направленная и контролируемая эволюция, сопровождаемая ростом осведомленности личности о включенности в соци- альную активность, посредством которой осуществляется репродуцирование системы ценностей. Отказ от универсальных представлений и осознание эволюционной природы со- циализации обусловливают необходимость переосмысления ее на современного этапе развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни. В с ременной социализациизаметн возрастан ее временно прод лжительно- сти по сравнению с прошлым. Детство как первичный период социализации значитель- но увеличилось; изменился сам статус детства. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особой среде жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрос- лого человека; появляются даже законы, охраняющие права детей, на межгосударст- венном уровне например, Конвенция о правах ребенка от 2.09.1990 г. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с детьми – от хладнокровного уничтожения слабых в древней Спарте до сдачи детей чужим людям на подсобные работы, и массовых убийств при дефиците питания на ранних стадиях раз- вития общества. Примерно с XV века отношение общества к детям постепенно меня- ется. Сначала ребенок рассматривается как исходный пластичный материал, из которого воспитате ь может лепить, что уг дно, при этом сякая детская самосто тельнос ь, ини- Личность как субъект социальной активности 310 циатива и независимость пресекается. С XVIII века наблюдается более мягкое отноше- ние к детям, конечно, при полном контроле со стороны родителей. Постепенно общество начинает стремиться к развитию интеллекта, воли, социальных качеств у детей сред- ствами воспитания и обучения, а сегодня наблюдается целенаправленный процесс массовой социализации, активная помощь детскому развитию и воспитанию. В.М. Бехтерев отмечал, что для нормального развития такие организации, как школа или семья не только должны, но и вынуждены заботиться об устранении пора- бощения духа, которое легко прививается к человеку с молоком матери (1905, с. 113). Ре- бенок – это не маленький взрослый; это человек определенной стадии развития и культу- ры. В большинстве развитых стран современная социализация характеризуется гумани- зацией детства – ребенок выступает там в качестве главной ценности семьи и общест- ва. Чтобы б ть полноправным членом общест а, способны оптимально функциони- ровать среди других, человеку требуется много времени, короче – приходится социализи- роваться всю жизнь. Перманентное состояние переходного периода со всеми его из- держками приводит к тому, что усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Процесс изменения ставших неадекватными отношений получил название ресоциализации. Однако существуют ценности, которые являются неизменными, выработанными челове- чеством в веках: это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совер- шенство и др. – уникальные источники взаимопонимания людей разных культур, раз- ных экономических и общественно-политических систем и религий. ы в м л с т с ж Особая роль в современной социа изации принадлежит образованию и приобрете- нию профессии. Поскольку мена новых поколений техники быстро опережает смену новых поколений работников, человеку приходится добывать новые знания и исполь- зовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько он самостоятелен в информацион- ном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, в чем сможет достигнуть более высокого профессиона- лизма, поскольку сложнейшее производство ребует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при овременных технологиях все доро е обходятся обществу, а иногда платой за них является гибель людей (при технических авариях, катастрофах). Развитие образования как обязательного условия современной социализации связа- но с многообразием общественных и личностных проблем. Во-первых, все большее коли- чество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним на- дежды на успешную карьеру, оптимальный уровень жизни и социальной адаптации. Во- вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и сегодня заметна явная тенденция к повы- шению его стоимости. Чем больше возможностей предлагает человеку общество, тем большие сложности он испытывает в профессиональном выборе. Более того, сегодня работа уже не рассматривается только как средство высокого жизненного уровня, она становится еще и своеобразным источником удовольствия – таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают все большую Понятие социализации 311 часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность был свойствен лишь слоям элиты. Сочетание разнонаправленных характерологических черт, иначе – амбивалентность, обеспечивает взаимную компенсацию их проявлений в поведении человека. Кроме того, сложность и динамика социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе развития, предполагающей единство противоположных начал: пластичности и устойчивости, экстернальности – интернальности, конформности – нонконформизма, экстраверсии – интроверсии, мобильности – ригидности и т.д. Если такая г рмонизация не озможна, необходима, по кр йней мере, компенсац я слабовыра- женных или чрезмерно доминирующих качеств. а в а и к н с в е о с п гм ва да ви и ва и крос едов ия и кти Д.В. Ярцев, исследуя особенности социализации современного подростка, сформулировал в этой связи ряд выводов: 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, оторые бы способствовали его безболезненному вхожде- нию в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и как следст- вие – ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка. 2. В астоящее время подростки не пешат созда ать близки и довери- тельные отношения со своими сверстниками, предпочитая более легкие, ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетво- рения. 3. Современный подросток стремится получить от школы не тольк пред- метные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но дан- ная потребность сегодня в значительной степени снижена ввиду неспо- собности современной школы транслировать такой опыт. 4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного удовлетворения. Негативные проявления, опровождающие раннюю включенность подростка в эко- номические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием ре- альной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, с другой – несформированностью соответствующих культурных традиций (Вопросы психологии,1999, № 6). Технократия и ра атизм общест , сопровож емые ростом инди дуализ- ма, приводит к актуальности проблем гуманизма и духовности. Социальная сущ- ность индивида обусловл вает проблему гармоничного сосущество ния людей на основе идеалов общечеловеческой культуры. Идея толерантности, способности при- знавать ценност другого, учитывать их во взаимодействии с ним суть приоритеты сегодняшнего дня. Развитие с-культурных иссл аний, реализац дей констру вист- ского подхода с его ориентацией на активное построение мира значений субъекта; Личность как субъект социальной активности 312 налаживание межпарадигмального диалога; переосмысление предшествующих взглядов и позиций – направления, которые в этом контексте придерживается и со- циальная психология. Теоретические подходы к проблеме социализации Отсутствие какой-либо единственно верной теоретической концепции, еще недавно порождавшее чувство неопределенности, а в отдельных случаях и стремление обойти про- блему социализации вообще, стимулирует стремление к налаживанию диалога различных парадигм. И если раньше они либо не вписывались в идеологическую схему, либо игнори- ровались, либо подавались в критикуемой форме, то сегодня воспринимаются как обла- дающие определенным потенциалом продуктивности. В рамках интегративно- эклектического подхода представляется полезным непредвзятое знакомство с основными психологическими традициями, внесшими оригинальный вклад в ее разработку. К числу таковых относятся: психодинамическая, когнитивная, интеракционистская, социального научения, деятельностная. |