Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
Функции социальных репрезентаций. Подводя итоги рассмотрению природы со- циальных репрезентаций, можно сказать, что социальные репрезентации – составные час- ти нашей реальности, формирующие символическую мысленно окружающую среду. Сле- довательно, они играют существенную роль в конструировании и формировании реально- сти, определяя значение объектов и событий. Социальные репрезентации обеспечивают порядок, по которому люди могут понимать и интерпретировать свой материальный и со- циальный мир и могут стать действующими лицами в социальной жизни. Социальные ре- презентации воплощают в себе и обозначают опыт реальности, которая, в свою очередь, определяет их границы, значимость и взаимоотношения. Таким образом, реальность не- прерывна и стабильна. Неопределённость и разнообразие жизни сведены к минимуму, значение действий сделано недвусмысленным. Социальные репрезентации достигают это- го, показывая, где искать следствия и как выбирать причины; показывая, чему нужно дать объяснение и что составляет объяснение; располагая событие в контексте системы связей с другими событиями. Роль социальных репрезентаций в структурировании и координации коммуникаций и социальных интеракций вытекает из их символической природы и конструкции соци- альной реальности. Индивиды и группы общаются и взаимодействуют друг с другом с помощью общепринятых репрезентаций и общепринятого значения языка и действий. Язык является средством вербальной коммуникации, которое воплощает в себе общепри- нятое значение и содержание наших социальных репрезентаций. Похоже, социальные ре- презентации наполняют наши действия и невербальное общение значением и смыслом. Пуркхардт подчёркивает, что мы должны помнить о происхождении социальных репрезентаций в коммуникациях и социальных интеракциях (Purkhardt, 1994: 10). Они раз- виваются, чтобы содействовать целям и интересам индивидов и групп, ориентированных на коммуникацию, понимание и контроль. Когда личности или группы разделяют одни и те же социальные репрезентации, действия понимаются таким же путём. Действие имеет ту же важность и значение как для актёра, так и для зрителя. Социальные репрезентации как направляют социальные действия личности или группы, так и позволяют другим по- нять эти действия. Конечно, там, где социальные репрезентации не разделяются, к приме- ру, между представителями двух различных культур или конфликтующих групп, случает- ся неверное истолкование действий. Опять же, мы сталкиваемся с дилеммой существования двустороннего влияния ме- жду социальными репрезентациями и социальным действием. С одной стороны, структура и содержание социальных репрезентаций определяют наши социальные действия. С дру- гой стороны, коммуникация и социальные интеракции определяют наши социальные ре- презентации. Необходимо развивать понимание социальных репрезентаций не только как феномена, но и как прогрессивного динамичного процесса. В свою очередь, необходимо развивать понимание коммуникаций и социальных интеракций, идущих вне общения и межличностных связей. Социальное репрезентирование 371 Среди функций социальных репрезентаций следует отметить демаркацию и консо- лидацию групп (там же). Взаимосвязь между социальными репрезентациями и социаль- ными действиями имеет непосредственное отношение к нашему пониманию групп. Соци- альные репрезентации формируют мыслительную окружающую среду для коммуникаций и интеракций внутри групп и между ними. Они обеспечивают опору образам и идеям, не требующим доказательства и взаимно принятым объединёнными индивидами. Общепри- нятые значения объектов и событий служат консолидации групп, обеспечивая общеприня- тую реальность, связи внутри которой сформированы другими людьми. Они также служат для демаркации групп друг от друга с помощью расхождений в значении, свойственных социальным репрезентациям. Иными словами, они идентифицируют группы, которые вы- ражают их, так же, как было представлено содержание. Более того, сами социальные ре- презентации основываются в жизни групп, конструируются в соответствии с групповыми целями и интеракциями между социальными группами. Таким образом, они регулируют, предвосхищают и подтверждают социальные связи, установленные между группами. Путь, по которому социальные репрезентации формируют нашу социальную реаль- ность, наиболее ясно виден на примере социализации детей. Дети взаимодействуют со своими родителями, которые «пропитаны» социальными репрезентациями, основанными на их детском и взрослом опыте, на их общении и социальных интеракциях. Родители взаимодействуют с детьми в рамках этих социальных репрезентаций, определяющих сим- волическое значение различных типов детского поведения. Таким образом, именно симво- лическое значение поведения интернализируются детьми. Они становятся составной ча- стью личности и её интеракций с другими людьми. Коммуникации посредством различ- ных форм социальных интеракций и значение, которое они выражают, являются, таким образом, межличностными, прежде чем они интернализируются, чтобы стать внутрилич- ностными. Таким образом, личность абсорбируется в общество и в коллективную мысли- тельную среду. Это относится как к социализации личности или группы, движущейся к новой окружающей среде, так и к социализации детей. Социальные репрезентации вводят личность в культурные традиции группы и групповые репрезентации используются лич- ностью, становясь частью её индивидуальности. Хотя ясно, что социальные репрезентации играют важную роль в демаркации и кон- солидации групп и в процессе социализации, эти аспекты теории нуждаются в значитель- ном развитии. В частности, роль групп, личностей и процессов социализации в эволюции и трансформации социальных репрезентаций требует особого рассмотрения. Среди функций социальных репрезентаций можно выделить их способность делать незнакомое знакомым. Ранее мы выяснили, что социальные репрезентации упорядочивают и стабилизируют нашу социальную реальность и как коммуникации и интеракции направ- ляются и понимаются с их помощью. Объекты, личности и события воспринимаются и понимаются в связи с нашими социальными репрезентациями. Это справедливо как для тех событий, с которыми мы знакомы, так и для тех, которые кажутся нам незнакомыми. Московичи характеризует неизвестное как нечто угрожающее из-за отсутствия по- следовательной связи с прошлым и бессмысленности по отношению к нашим нынешним репрезентациям (5, с. 30). Это может случиться, к примеру, когда условности исчезают, когда различия между абстрактным и конкретным становятся расплывчатыми, или когда Одной из функций социальных репрезентаций является направление социализации. Конструирование социального мира 372 нетипичное поведение препятствует нормальным социальным интеракциям. Иными сло- вами, если что-либо незнакомое не соответствует нашим ожиданиям, возникает чувство незавершённости или беспорядочности. Это может произойти, когда мы встречаем новую культуру или группу, или когда мы имеем дело с новым объектом, событием или поняти- ем. Мы осознаём незнакомые объекты, события или понятия лишь настолько, насколько они видимы, схожи и доступны, но они незнакомы и внушают недоверие настолько, на- сколько они невидимы, различны и недосягаемы. Незнакомое беспокоит, угрожает и об- ращает на себя внимание тем, что разрушает наше ощущение стабильности и целостности и это также действует как барьер для взаимопонимания. Незнакомое трансформируется в знакомое путём представления его в контексте свя- зей и значений, входящих в наши социальные репрезентации. Форма и содержание соци- альных репрезентаций будет определять направление и средства, с помощью которых группа принимает незнакомое. Это происходит в процессах социальных интеракций и коммуникаций: таким образом, незнакомое становится знакомым через использование его в вербальном общении и в конечном счёте в социальных интеракциях между членами группы. Таким путём его связь с принятой социальной репрезентацией становится опреде- лённой и стабильной: когда незнакомое получает значение и ценность, оно вступает в рус- ло наших социальных связей и становится частью нашей социальной реальности. Интересный пример приводит Московичи в его исследовании понимания психоана- лиза рядовыми французами на уровне здравого смысла или обыденного сознания. В рам- ках наших социальных репрезентаций о медицине и медицинской помощи психотерапевт не соответствует нашим представлениям и выступает как незнакомое. Он не выписывает нам лекарств и не говорит, что нам делать, как обычный врач. Скорее, от пациента ожида- ется активная роль в разговоре и вообще во всём терапевтическом лечении. По существу, психотерапевт является незнакомым. Конечно, некоторые люди, как, например, католики, сравнивают психотерапию с исповедальней и психоаналитика со священником. В этом случае психотерапевт обычен и знаком. Незнакомое становится значительным и важным в нашей социальной реальности и наших связях с другими. Несмотря на тот факт, что «незнакомое» играет существенную роль в динамике со- циальных репрезентаций, ещё не ясно, как мы должны понимать или определять незнако- мое в теоретических рамках. Социальные репрезентации – составные части нашей реаль- ности и трудно увидеть, как незнакомое может находится вне этой реальности. Более того, несмотря на то, что мы говорим, что незнакомое ассимилируется в наши социальные ре- альности и становится знакомым, на предстоит выяснить, как это влияет на структуру свя- зей и содержание социальных репрезентаций. Это существенные аспекты для понимания эволюции и трансформации социальных репрезентаций. Процессы социальных репрезентаций. Среди процессов социальных репрезента- ций можно выделить якорение и объектификацию. Якорение - это процесс, посредством которого все материальные и социальные объ- екты и все события и действия располагаются в пределах наших социальных репрезента- ций. Истинная сущность социальной реальности свидетельствует, что не может быть зна- чимых понятий или идей, которые не укоренены в наши социальные репрезентации. Более того, якорение - процесс, с помощью которого незнакомые объекты и события вступают в нашу социальную реальность, делающий их значимыми и важными в наших социальных Социальное репрезентирование 373 связях. Этот процесс лежит в основе динамической природы социальных репрезентаций, сразу трансформируя новую интегрированную идею или понятие, а также одновременно содержание и структуру социальных репрезентаций. Процесс якорения включает два неразрывно связанные субпроцесса: классифика- цию и называние. Объекты, не входящие ни в какую категорию и не имеющие наименова- ния, остаются для нас незначимыми и непередаваемыми, несмотря на то, что мы осознаём их. Их нельзя описать ни самому себе, ни другим; их нельзя оценить. Следовательно, они не могут вступить в наш разговор или играть важную роль в наших интеракциях. В таком случае они не являются частью нашей реальности. Незнакомое становится знакомым пу- тём классификации и называния объектов в контексте преобладающих социальных репре- зентаций, его идентификация определяет его значение или важность в связи с общеприня- тым значением материальных и социальных объектов или событий. Классификация включает сравнение незнакомого объекта с прототипами, представ- ляющими данный класс. Это происходит одним из двух путей: генерализации или парти- куляризации. Если мы хотим придать особое значение схожести или типичности объектов, мы должны генерализировать рассматриваемый объект и игнорировать различия между незнакомым объектом и прототипом. Если мы хотим подчеркнуть различия или аномаль- ность, мы должны партикуляризировать характеристики незнакомого объекта. Это будет зависеть не только от схожести и различия самих по себе, но и от целей группы и ценно- стей, ассоциируемых с социальными репрезентациями и от рассматриваемого объекта или события. Те черты, которые соответствуют прототипам, приобретут особое значение, будучи классифицированными. Это даёт преимущество конвенциальным чертам прототипов, вхо- дящим в наши социальные репрезентации. Доминирует именно социальная репрезентация, а не сам объект. Это отражает символическую природу социальных репрезентаций, благо- даря которой реакция предшествует стимулу: мы не познаём объект, а скорее признаём его. Таким образом, классификация чего-либо есть одновременно ограничение. Предписы- вающая сила классификации обусловливает систему правил поведения и действий, допус- тимых как в отношении людей, так и материальных объектов. Посредством интеракций, недавно классифицированная личность или объект, будут трансформированы, ограничи- ваясь значением или субъективной значимостью, навязанными социальными репрезента- циями. Однажды классифицированный, объект одновременно называется. Это предусмат- ривает не только обозначение, которое может быть прикреплено объекту, но также опре- деляет систему связей с другими объектами и событиями в соответствии со связями дан- ного наименования в сравнении с другими лингвистическими категориями. Наименование помещает объект в комплексную систему взаимосвязанных слов; это предоставляет воз- можность его идентификации по мере достижения согласования. Называние воздействует на объект, обусловливая три последствия: во-первых, получив название, объект может быть описан и приобретает характеристики в соответствии со связями, существующими у наименования с другими словами; во-вторых, названный объект становится отличным от других объектов с помощью его определённых характеристик и тенденций; в-третьих, объект становится конвенциальным для тех, кто присваивает и употребляет то же наиме- нование. Конструирование социального мира 374 Эти процессы происходят не в умах индивидов, репрезентации не создаются инди- видами в изоляции. Скорее, именно в общественной деятельности индивиды и группы создают репрезентации, в ходе общения и интеракций с соответствующими объектами или событиями. Таким образом, неизвестный феномен учреждается в наших социальных ре- презентациях и вступает в нашу социальную реальность. Объектификация – процесс, с помощью которого абстрактные понятия, свойства или взаимосвязи трансформируются и замещаются конкретными образами или предмета- ми. По Московичи, мы «постоянно вынуждены» придавать абстрактным понятиям экви- валентное конкретное значение. С помощью процесса объектификации мы создаем соци- альные объекты, и мы объектифицируем абстрактные понятия, забывая что они – продукт наших собственных действий. Мы понимаем, что они наши собственные создания, но, объект становится чем-то не только в нашем воображении, но и в действительности. Таким образом, объектификация или десубъектификация – активный и творческий процесс, с помощью которого социальные представления преобразованы так, что незнакомое в од- ном поколении становится знакомым и естественным в следующем. Не все понятия могут объектифицироваться. Имеются ограничения для нашего во- ображения, обусловленные предписывающим характером социальных представлений и табу, которые они влекут за собой. Объектификация происходит с теми понятиями, кото- рые сливаются с комплексом образов или «фигуративных ядер» социального представле- ния, например, понятия свойственные психоанализу, такие как сознательное и бессозна- тельное, объединены с нашими социальными представлениями тела. Процессы мышления преобразованы в органы психической системы. Таким образом, психологическое объеди- няется и ассимилируется в биологическое и понятия сознательное и бессознательное асси- милируется в биологическое, а понятия бессознательное и сознательное преобразованы в объекты. Раз имеет место трансфигурация или натурализация от понятия к образу, образ и ре- альность неразличимы. Образ не имеет больше статуса символа, но становится частью на- шей символической реальности. Он приобретает почти физическое, независимое сущест- вование, которое воспринимается как часть мира и имеет действенную силу. Этот процесс очевиден в трансформациях языка. Глаголы, наречия и прилагательные, относящиеся к связям или процессам, быстро трансформируются в существительные. То, что однажды было понятием, трансформируется в объект. Эти существительные не только представля- ют предметы, но и создают их, облекая их не только значением или важностью, но и всей силой физической реальности. Таким образом, якорение делает незнакомое значимым, а объектификация транс- формирует непостижимое во что-то реальное. Конечно, эти два процесса в отдельности не обеспечивают достаточного понимания трансформации социальных репрезентаций. Во- первых, необходимо описать обратные процессы, с помощью которых известные объекты или события становятся неизвестными и как физические объекты наполняются абстракт- ными качествами. Во-вторых, мы должны особо выделить не только процессы ассимиля- ции, посредством которой незнакомое помещается в пределах наших социальных репре- зентаций и становится реальным, но также процессы аккомодации, с помощью которой конвенциальные и предписывающие социальные репрезентации сами трансформируются Социальное репрезентирование 375 Социальные репрезентации ранжируются от доминирующих структур, разделяемых обществом или нацией, до дифференцированных структур знаний, разделяемых группами и подгруппами. Первые высоко принудительны и прескриптивны через продолжающуюся историческую репродукцию. Доминирующие репрезентации более сложно локализируе- мы в современных индустриальных обществах, создающих индивидуалистическую иллю- зию личности как центра познания и действий. Роль социальных репрезентаций заключается в конвенцианализации объектов, ло- кализации их в знакомом категориальном контексте. Глоссарий Категоризация – психический процесс отнесения единичного объекта, события, пе- реживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные сте- реотипы, стереотипы поведения и т.п. В более популярном значении – это расчленение информационного потока, поступающего от внешнего и внутреннего мира на дискрет- ные, относительно стабильные и значимые единицы, осуществляемое посредством языка. Категоризация позволяет ориентироваться в происходящем, наделяя объекты определенными значениями и позволяя ориентироваться в них. |