Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
Скачать 3.38 Mb.
|
Тема. «Свобода – только то, что никогда ничьей свободе не несет вреда!» Актуальность. Важнейшим проявлением духовности человека является свобода. Именно свобода желаний, мысли, волевой целеустремленности и практического действия открыла нашим предкам возможность различать добро и зло, ценить истину, восхищаться красотой. Свобода стала основой морали, науки, философии и искусства – основных форм духовной жизни. Однако какой ценой досталась нам она, какими усилиями целых поколений свободолюбивых людей достигнута – задумываемся крайне редко. Цель и задачи.Познакомить с памятными событиями, благодаря которым досталась свобода, обратить внимание на важные составляющие свободы человека, формировать ответственность среди учащейся молодежи. Возраст. 10-11 классы, студенчество. Место проведение. Залы краеведческого, школьного музея, учебная аудитория, кабинет истории. Продолжительность. 1,5 часа Оформление и оборудование. Презентация истории дуэли, шарики, «барьер», бумага, ручки, мультимедийная аппаратура. Подготовительная работа.Предложить учащимся данную тему, помочь найти необходимую научную и документальную и художественную литературу, подготовить презентацию «История дуэли». Разработать правила проведения интеллектуальной дуэли, подготовить вопросы-заблуждения. Продумать оформление места «дуэли». Выбрать «секундантов» и «дуэлянтов». И те и другие должны хорошо владеть материалом. Позаботиться о шпагах и шариках. Уместно пригласить на дуэль кого-нибудь из специалистов по выбранной для дуэлит темы, в случае необходимости он выступит в роли третейского судьи. Ход проведения интеллектуальной дуэли. Секундант 1. То был приятный, благородный, Короткий вызов, иль картель: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на дуэль. (А.С.Пушкин) Добрый день, участники и болельщики интеллектуальной дуэли. Давайте с Вами уточним: дуэ́ль («поединок», «борьба двух») — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев. Секундант 2. Предшественником дуэли считают судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший в традиции «божьего суда»: в поединке боги даруют победу тому, кто прав. У многих народов существовала практика вооружённого разрешения спора в ситуации, когда суду не удавалось установить истину. Победитель судебного поединка вовсе не должен был убивать противника — ему было достаточно зафиксировать безусловную победу (например, обезоружить противника или сбить с ног и удерживать его, не давая возможности подняться). Секундант 1. Другим предшественником считают рыцарский турнир — торжественное действо: серия ритуальных схваток бойцов на холодном оружии — конный поединок на тяжёлых копьях либо конный или пеший бой на мечах. Целью турнира также была победа, а не убийство соперника, и со временем стали приниматься меры к тому, чтобы снизить вероятность смерти или серьёзной травмы: бой вёлся специально затупленным оружием, не пробивавшем доспехи, добивать побеждённого категорически запрещалось. Были упразднены в XVI веке. Повод: нелепая гибель короля Генриха II, когда копьё соперника короля, графа Монтгомери, сломалось при ударе, и его обломок попал королю в глаз, нанеся смертельное ранение. Секундант 2. В дуэлях дворян Западной Европы XIV—XVII веков чаще всего использовалась лёгкая шпага или рапира в паре с кинжалом, так как это было единственное оружие, которое в пределах города дворянин мог носить при себе вне службы. В XVIII веке на дуэлях распространение получает огнестрельное оружие. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы, преимущества в разнице возраста и физической подготовки дуэлянтов. Для большего уравнивания шансов пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися. Секундант 1. Вызов на дуэль обычно следует в том случае, если одно лицо (оскорблённый) считает, что действия или высказывания другого лица (обидчика) наносят ущерб его чести. Само понятие чести при этом может трактоваться очень широко в зависимости от социальной общности, к которой принадлежат оскорблённый и обидчик, а также от географических и исторических обстоятельств. Обычно честь понимается как врождённое личное достоинство, требующее соблюдать в отношении лица определённые правила поведения, а под ущербом чести — отклонение от таковых правил, унижающее лицо в его собственных глазах и глазах общественного мнения. Секундант 2.Некоторые известные в жизни и литературных произведениях дуэлянты А.С.Пушкин, Отто фон Бисмарк. Александр Гамильтон, который был смертельно ранен на дуэли Ароном Бером. Фердинант— основатель немецкого рабочего союза, поэт М.Ю.Лермонтов, герои пушкинского и лермонтовского произведений Евгений Онегин и Печорин Григорий. Отто Скорцени был известным дуэлянтом, на его счету пятнадцать поединков на шпагах. От одной из дуэлей остался шрам на его левой щеке. Ф.И. Толстой, герой «Капитанской дочки» Петр Андреевич Гринев. Секундант 1.Мы ничего незаконного и кровепролитного, конечно, сегодня организовывать не будем. Наша дуэль мирная, интеллектуальная. Интеллект – от лат.intellectus – познание, постижение. Как говорил Д.Векслер: «Глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Так что У.Шекспир был прав, утверждая, что: «Приходит дуракам капут, не спрос на них сегодня». Секундант 2. Да, интеллект без творчества становится медным всадником – он внушителен, но неподвижен. Наши эрудиты-дуэлянты сегодня продемонстрируют интеллект в действии. Нам сегодня предстоит сражаться с заблуждениями относительно свободы. Обладая свободой, люди строят общество, создавая благоприятное социальное окружение. Есть ли среди Вас интеллектуалы, способные выступить против заблуждения: «Свобода позволяет выбирать мотивы поведения и целенаправленно совершать порочные поступки». (Каждый раз участники поединка высказывают свои позиции относительно прозвучавшего вопроса, чей ответ будет убедительней, тот и наносит укол шарика «шпагой».) Секундант 2.Значительный вклад в разработку проблематики свободы и необходимости внесли белорусские исследователи. Уроженец Гродненской губернии А.А.Богданов (1873-1928г.) еще в начале ХХ века выдвинул идею устойчивого социального развития, которая стала остро актуальной на пороге третьего тысячелетия. Ученый показал, что «произрастающая из человеческого опыта свобода оказывается важнейшим условием преодоления людьми сопротивления природной среды и переживших свое время социальных структур». 2. Опровергните следующее заблуждение. «Свободный человек не нуждается в освобождении». (Участники размышляют.) Секундант 1. Сегодня свобода рассматривается как готовность человека к самостоятельным мотивированным действиям, основанным на понимании должного и сопряженным с необходимостью. Она нуждается в необходимости как тень, которая неотступно ее сопровождает. 3. Внимание заблуждение: «Полная свобода– это состояние полной независимости». Секундант 2.Внешние условия свободы образуют ту предметную и социальную сферу, которая определяет спектр возможностей людей в быту, профессиональной деятельности, общественной жизни, межличностных контактах, взаимодействии индивида с обществом. Внутренние факторы свободы связаны с индивидуальными качествами людей – уровнем знаний, способностью брать на себя инициативу и ответственность, профессиональными навыками, умением вести себя в коллективе адекватно ситуации, опытом преодоления социальных коллизий. Человек должен быть готов сам решать выдвигаемые жизнью задачи. Если внутренних и внешних факторов нет – это несвобода, т.е. вынужденные действия человека, совершаемые под давлением общества или других людей и направленные на реализацию чьих-то чужих интересов. Человек в подобных случаях используется как средство. 4. Заблуждаются ли те, кто думает: «Можно быть свободным от общества». (Участники делятся идеями.) Секундант 1. Поэтому важную роль в преодолении несвободы принадлежит обществу, одной из социальных функций которого является социальная защита людей. Лучше всего она осуществляется через формирование у субъектов необходимых качеств: информированности; инициативности; ответственности; умение ставить цели; создавать средства и пользоваться ими. Свобода носит исторически конкретный характер. Ее специфика неразрывно связана с доминирующими в культуре ценностными приоритетами. В начале третьего тысячелетия остро актуальной становится способность свободно действующего человека переходить к новому способу существования. Огромные арсеналы оружия массового поражения грозят человечеству самоистреблением. 5. Опровергните следующее утверждение: «Полная свобода – это состояние полной независимости от мира». (Участники размышляют.) Секундант 2. Верно, полная свобода – состояние созвучности миру. Наше выживание напрямую связано с решением проблемы ресурсо- и энергосбережения, с понижением уровня химического, радиоактивного и электронного загрязнения планеты. Весьма противоречив и процесс глобализации, втягивающий в единое социальное пространство все народы и государства. При такой перспективе свобода не может не носить системного характера. Творческая деятельность людей в этой системе должна сопрягаться с возможностями природы, необходимым для выживания уровнем потребления, экологической безопасностью и социальной солидарностью. Данная цель достижима только на основе наращивания потенциала гуманистических духовных ценностей. Верно предупреждал нас поэт-бард Булат Окуджава: Не обязательно пуля или кнут, чтобы холопов плодить повсеместно. Голод и холод почище согнут, и унижения – это известно… 6. Верно ли утверждение: «Кто-то должен расплачиваться за твою свободу». (Рассуждают.) Секундант 1. Важная особенность белорусского национального характера заключается в том, что терпение в нем взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнету, т.е. насильственному воздействию сильного, богатого, более слабого и бедного. Особенно активно выступали белорусы за свою свободу, против социального и национального гнета, о чем свидетельствует в частности, восстание 1863-1864 гг. под руководством К.Калиновского. 7. Согласны ли в с утверждением: «Когда ты находишься во враждебном или равнодушном окружении, удар в спину – дело времени». («Дуэлянты» сражаются в интеллекте.) Секундант 2. История показала нам ряд примеров неприятия разных социальных систем, классов, народов. Наша Беларусь оказалась ввязана в трагические события Второй мировой войны. Героическое сопротивление продемонстрировал наш народ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Именно тамстал проявлятьсягероизм– особая форма поведения, которая выражает их высшую степень социальной активности, имеющий прогрессивное значение. Личность (группа людей, коллектив, класс, нация), проявляя высшую форму активности, этим самым берет на себя более высокую меру социальной ответственности и нравственных обязанностей, чем предписано ей в обычных, повседневных условиях. Этим самым человек достигает высоких ступеней нравственной свободы. 8.Разоблачите заблуждение, что героизм советских людей в годы войны – это насильственное поведение, основанное на страхе быть наказанным. (Участники приводят примеры героизма защитников Родины.) Секундант 1.Именно неприятие угнетения, борьба с любого рода насилием рождает подвиг. Подвиг– это действие вопреки неизбежным обстоятельствам. А высокое душевное мужество, стойкость, благородство, умение жертвовать собой – образует доблесть. 9. Опровергните утверждение, что беларусы, в силу своей мягкости, не способны на подвиг. (Участники приводят примеры. Они могут быть такими.)Примером отваги является белорусский летчик Алексей Козлов. Совершая один из вылетов, он получил задание установить место нахождения немецких танков и пехоты, его самолет был подбит зенитками противника. Алексей, едва сохраняя сознание, передал по рации на командный пункт координаты противника. Он почти не помнил, как долетел до линии фронта – кровь заливала глаза, невыносимая боль в затылке туманила сознание. Потом отказал мотор, и самолет упал на деревья леса. Шесть суток пролежал он в снегу на морозе рядом с разбитым самолетом. Полумертвого его нашли солдаты и доставили в госпиталь. Врачам, спасавшим ему жизнь, пришлось ампутировать Алексею обе ступни. – А как же я буду летать? – в отчаянии спросил он. – А летать вам уже не придется, товарищ капитан, но ваша молодость и богатырское здоровье все переборют. Вы найдете себе другое место в жизни, – ответил врач. Ему помог генерал, который приехал в госпиталь, чтобы сообщить о присвоении Алексею Козлову звания Героя Советского Союза. Эта была высшая награда в годы войны. Генерал помог отправить героя в Москву. Там ему сделали повторную операцию. Затем были долгие тренировки. Летчик учился ходить на протезах. Через полгода он смог уже самостоятельно пройти полкилометра. Медицинская комиссия не отправила его на фронт, но и не лишила возможности летать. Он стал инструктором - преподавателем летного училища. Мало кто из курсантов знал, что у капитана нет ступней. Так его опыт пригодился в подготовке будущих летчиков. Секундант 2.Вам приходилось ступать когда-нибудь на пораненную ногу? Вспомните, как было больно! А теперь представьте, как преодолевал постоянную боль человек, который на раненую ногу становился при каждом шаге, как внушал себе, что может эту боль стерпеть. Это поведение настоящего мужчины, который не хнычет, не ноет, а учится побеждать обстоятельства. А значит обретать внутреннюю свободу выбора. Секундант 1.К очередному празднику Победы в Беларуси появится первый памятник, олицетворяющий примирениеранее воевавших сторон. Техническое и идейное олицетворение разработал бывший малолетний узник фашизма, ныне пенсионер Анатолий Скачек. В центре, что сжатый кулак с проволокой в центре – страшная боль и память о войне – все же ниже фоне Примирения, где Родина –славянка принимает извинение от Родины –арийки и поддерживает идею примирения. Такова эволюция духа сегодня. 9. Внимание, интеллектуалы! Поясните, что означает эта мысль: «Сила духа не только вступать в бой до Победы, но и в способности доводить победу до конца». Секундант 2.Неприятие угнетения влечет за собой ответственность за судьбу своей Родины. Насилие нельзя регулировать и употреблять до известного предела. Если его допустить – оно всегда перейдет границы. Эту истину хорошо усвоили наши предки. Поэтому свято оберегали свою землю от поработителей. И в настоящее время никому не позволим вмешиваться во внутренние дела нашего народа. Это признают и наши соседи-россияне. По Беларуси – чистые дороги и вся разгадка этого проста: Там тяга к чистоте живет в народе, где испокон душа его чиста. А сколько грязи лить на белорусов орава вражья не перестает!... Да вы поймите, дурни, дело пусто: грязь к чистоте вовек не пристает. …Мы ехали сквозь гомельские дали, где люди всю чернобыльскую жуть Отмыли, отскребли и отстрадали! А уж «Блокаду» вашу – как-нибудь… О, Беларусь! Тебя живьем сжигали, «порядок новый» принося не раз – Но восходил бессмертно над врагами Священный свет твоих славянских глаз. Ты смотришь ими – ясно, тихо, строго, умея не предать, не подвести. У белорусов – чистая дорога! Дай Боже нам такую обрести. (Валерий Захаров) Секундант 2. Угнетение сегодня можно рассматривать не только как посягательство на твою Родину, но и на тебя как свободную личность, лишая права выбора. Угнетение может быть экономическим, правовым, политическим, военным, физическим, идеологическим, информационным, экологическим, сексуальным, религиозным и т.д. Все эти виды в той или иной мере представлены в современном обществе. С каждым из них молодежь должна уметь справляться. 10. Разоблачите это заблуждение: «Элита духа не нужна элите власти». (Уместно привести примеры того, как поддерживает руководство государства стремление вернуть из забвения героев Великой Отечественной войны. Например.) Пример честности, силы духа, настойчивости проявил Петр Михайлович Дунаев, о котором написала газета «Известия» 22 июня 2001 года. Именно он терпеливо восстанавливал и возвращал награды, а порой возвращал просто имена героев из забвения. В октябре 1941 года батальон комбата Владимира Сопрыкина попал в окружение. Комбат оружия не бросил, военную форму не сменил, документы не уничтожил. Как воевал, так и на волю вырвался. Явился в особый отдел дивизии. Был допрошен и отправлен сначала в Особый отдел корпуса, затем в Гороховские лагеря НКВД. Колючая проволока, баланда, пайка сырого хлеба, не выдержал, сбежал, потом сам вернулся в лагерь. Приговор – 10 лет, но вместо лесоповала – штрафной батальон. Ранили в очередном бою, и за это сняли судимость. Воевал лихо. Орден Красной Звезды, полководческий орден Александра Невского. В декабре 1943 года шел неравный бой в деревне Красная Слобода Витебской области. Когда танковое кольцо немцев сузилось до 20 метров, комбат Сапрыкин вызвал огонь на себя. Последние его слова по радиосвязи: «Прощайте, товарищи! Умираю за Родину!» 3 июня 1944 года вышел Указ о присвоении ему звания Героя. В 1975 году в канун 30-летия Победы в честь Героя, учителя математики, установили памятную доску, а через два года …сняли. Вышел новый Указ об «Отмене прежнего Указа в связи с ошибочным представлением», подпись: Л. Брежнев, Г.Шеварнадзе. Все дело в том, что комбат оказался жив. Единственный из всего батальона. Его лечил, уже в плену, советский военнопленный врач Анохин. Комбат прошел около десятка немецких тюрем и каторжных лагерей. Последний оказался в зоне союзников. Зная, как «встречают» пленных на Родине, вынужден был эмигрировать в Канаду. Скучая очень по семье, близким, Сапрыкин однажды не выдержал и написал послу СССР в Канаде. Александр Яковлев был потрясен судьбой комбата, лично принял его у себя и позвонил в Москву. «У нас в плену героев нет!» – ответил ему маршал Д.Устинов. Правительство порой выручала людей, попавших в такие ситуации, однако в случае с Сапрыкиным было непреклонным. Все из-за того, что бывший комбат по неосторожности допускал критические высказывания в адрес руководства страны для средств массовой информации Канады. Дунаев 25 лет бился за живого комбата и 10 лет за мертвого. Сапрыкин попросил перевести хотя бы его прах на родину в Россию, где родился, или в Белоруссию, где погибал в последнем бою. Но на перевозку праха нужно было 5 тысяч долларов. Обратился с письмом к Грачеву – нет ответа, в администрацию Ельцина – хоть бы слово в ответ. К Брынцалову, он тогда выставлял свою кандидатуру, хвастался своими дворцами, туфлями с бриллиантами. А пришел ответ: «Для этих целей у меня денег нет». Тогда обратился в посольство Белоруссии. Деньги нашли и все сделали. Схоронили комбата очень торжественно. Шли гвардейцы – десантники, военный оркестр, несли красные знамена. В деревню Дубровно Витебской области съехались ветераны, стояли со свечами школьники. Секундант 1. Да, уважаемые участники интеллектуальной дуэли, в подтверждение Ваших слов можно предложить мысль Н. Хамитова «элита духа нуждается в элите власти, чтобы обрести почву под ногами, а элите власти нужна элита духа, чтобы почва не стала трясиной». Секундант 2. Человек, знающий добро и зло, никогда не выберет зло, потому что зло для него в этой ситуации не есть абстракция, а является тем, что ведет к распаду самого человека. Путь к свободе, утверждает Сократ, это путь познания и самопознания. И другого пути нет. Пройти этот путь, чтобы стать Человеком, каждый может только сам, на свой страх и риск, опираясь только на самого себя. Поэтому, будучи свободны, мы зависимы. Я зависим: От Бога, Отчизны, от матери, от любимой, От сына, дочурки, от внуков чудесных, От маминой речи, от горя людского, От хлеба и соли, от музыки, песен, От встреч, расставаний, друзей и соседей… А быть независимым разве возможно, Когда ты живой? (М.Поздняков) Ведь, когда мы счастливы, мир кажется более дружелюбным, решения принимаются легче, на ум приходят хорошие новости. Когда мы чувствуем себя счастливыми, то мыслим радостно и оптимистично Список использованной литературы 1. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. /Сост. В.Н. Назаров и Г.П. Сидоров М.: Издательство политической литературы 1989. 605с. 2. Такоева, И. Маресьев с Полесья / И. Такоева // Советская Белоруссия. – 2003. – 25 окт. 3. Хамитов, Н.В. Афоризмы свободы. Секреты обретения внутренней свободы / Н.В. Хамитов. – М. :АСТ, 2008. – 254 с. 4. Дуэльное оружие // Все об оружии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.weaponplace.ru/duel.php. – Дата доступа : 10.04.2012. 20. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК Занимательный поиск – игра, задачей которой является поиск интересных фактов, информации, персоналий, однако поиск сопровождается необычными заданиями, требующими творческого подхода, интеллектуального напряжения. |