Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
Скачать 3.38 Mb.
|
Тема «Где Вы, наши национальные ценности?» Актуальность.От чего зависит наше самосознание и как его формировать? В качестве условий, объединяющих людей в народ, как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, хозяйственно-экономической жизни, языка, культуры. Но здесь важным является то, что двух или трёх факторов в отдельности недостаточно, необходимо наличие большинства или всех. Мы, жители Беларуси, с уверенностью можем говорить о наличии единства происхождения, места проживания, хозяйственно-экономической жизни и даже языка (языка-посредника – русского), никто не сомневается и в единстве культуры. Но вот знаем мы о своей культуре мало. И в этом, по сути, нет ничего удивительного. Сегодняшнее состояние – результат 40-х годов, когда наша республика пережила тотальный грабеж и разгром. В период Великой Отечественной войны Беларусь потеряла до 90% национальных ценностей! Часть была уничтожена, часть разграблена или увезена за рубеж. Ещё нацист-идеолог Розенберг писал: «Достаточно уничтожить памятники народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как нация». Над белорусами висит такая угроза. Потеря национального самосознания чревата обнищанием народа и его вымиранием. В Истории Белоруссии еще много «белых пятен», целых пропущенных страниц. Они есть и в истории разграблении художественных ценностей нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Избавляться от них необходимо. Главное, чтобы этим занимались авторы, стремящиеся к полной правде исторического факта. Ведь история должна раскрываться во всей ее противоречивости, сложности, подчас трагичности тех событий, которые в ней происходили. Учитывая характеристику юного возраста, жаждущего иметь свою оценку происходящему, рекомендуется предлагать им для самостоятельного расследования темы, требующие свежего взгляда, новых оценок. Цель и задачи.Используя документальные сведения о грабеже культурных ценностей Беларуси в годы Великой Отечественной войны, показать истинную политику захватчиков, их коварные цели по уничтожению белоруской нации; научить поиску нужного материала, умению работать с ним, применять его для аргументации своих убеждений; привести к осознанию себя как наследника огромного культурно-исторического богатства Беларуси, желанию знать, рассказывать, найти, увидеть, вернуть – словом, частично или полностью сформировать национальное самосознание. Возраст.17-19 лет. Место проведения. Краеведческий музей или музей в учебном заведении Продолжительность проведения. 2-3 часа выходного дня или каникул. Оформление и оборудование. Справочники, энциклопедии, фото- и кинодокументы с изображением культурных ценностей Беларуси, разграбленных фашистами, видео- и аудиоаппаратура, распечатанные документы, касающиеся темы расследования. Подготовительная работа.Провести беседу о необходимости проведения расследования исторических событий военного прошлого своей Родины, в частности истории грабежа культурного наследия Белоруссии, судьбы утерянных художественных ценностей; сформировать группы единомышленников, которые захотят провести расследование по истории грабительской политике третьего рейха на территории Беларуси; обсудить круг изучаемых документов и распределиться по сбору информации данной темы; организовать консультацию специалистов-историков или сотрудников музея, архивов; проанализировать собранный материал использовать его на мероприятии; написать алгоритм выступления перед своими сокурсниками, одноклассниками; сделать презентацию темы; пригласить ветеранов Великой Отечественной войны; подготовить выступление ведущего. Совместно со всеми участниками написать обращение к молодежи с просьбой продолжить изучение данного материала и обращения к правительствам Германии и России с просьбой об оказании помощи в возврате белорусских национальных ценностей. По сути, само расследование пройдет в подготовительной работе, в заключении же группами будет доложено о ее результате. Советы по организации расследования. Представляет собой своеобразный отчет о проделанной работе. Первоначально провести беседу с участниками расследования, обратив внимание на то, что всякий народ может сделать качественный скачок в своем развитии, лишь при наличии высокого национального самосознания. Подтверждением тому служит мировой опыт Америки («Америка для американцев!»), Японии, а сегодня и Китая. Поставить вопрос перед аудиторией: на каком уровне находится сейчас наше национальное самосознание белорусов? Можно предложить некоторые научные данные, например, уровень самосознания белорусов старшего и среднего поколения находится на среднем уровне. Что же касается растущей смены, то здесь результаты противоречивы: с одной стороны, 64% респондентов не присуще чувство исторической ответственности за судьбу страны, с другой стороны, 71% считает себя патриотами. Первый показатель говорит о недостаточном уровне самосознания молодёжи, что очень опасно – будущее строить молодым. Выводы свидетельствуют о необходимости поощрять формирования патриотического образования и стимулировать желание знать свою историю.Знание культурного достояния своей нации – залог её здорового развития. Этого-то знания нам и не хватает. Может быть, нет такого достояния у Беларуси? Участники не соглашаются. Оно есть и ещё какое. Но большая часть его рассредоточена за рубежом или спрятана в частных коллекциях как результат тотального грабежа и разгрома Великой Отечественной войны. Беларусь потеряла более 90% национальных ценностей: часть уничтожена, часть разграблена или увезена за рубеж. Мы не знаем сегодня, кто мы и откуда – память растерялась. Нужно собирать эту память по крупицам, чтобы прочувствовать себя принадлежащим к своей родной нации. Этому поможет замечательный материал о культурном богатстве нашей нации, о его утрате; материал, который наполняет слово «белорус» новым глубоким содержанием. Сформировать группы, предложив им темы, например: 1. «История создания гитлеровских ведомств по расхищению национальных ценностей». Ведь вслед за наступавшими на восток войсками двигалась орда разнокалиберных «фюреров» и чиновников, карателей и грабителей. Самыми крупными из них были: так называемые исследовательское и просветительское общество «Наследие»; генеральное посредничество «Восток», действовавшие под руководством рейхсфюрера СС Гиммлера; штаб «Изобразительное искусство» Розенберга; батальон особого назначения, подчинявшийся министру иностранных дел Риббентропу, специальная «Кунсткомиссия», в задачи которой входила оценка дворцового имущества в оккупированных районах нашей страны для дальнейшего вывоза в Рейх. 2. «История проведения секретной акции «Линц», по разграблению музеев, книгохранилищ, церквей и частных собраний». Сегодня никто точно не может сказать, какое количество книг, живописных и скульптурных работ, старинных икон, исторических документов, сколько народного добра было похищено в годы военного лихолетья. По мнению одних историков, уничтожено и вывезено до 90% белорусского богатства, по мнению других – 95%, третьих – 99%. Разрушив в Белоруссии 26 музеев, сотни храмов и памятников старины, все библиотеки, гитлеровцы ставили задачу не только ограбить, но и духовно поработить белорусов. 3. «История расхищения книжных фонтов и их судьбы». Обратив внимание на следующие факты: Минск: из государственной библиотеки имени Ленина вывезено 40 тыс. редких книг, среди которых были книги белорусского первопечатника Скорины, изданные более 400 лет назад.. Из библиотеки АН БССР – 30 тыс, затем библиотека была сожжена по приказу представителя розенберговского зондерштаба Маха. Витебск: вывезено 32 вагона архивных дел. При этом фонды Радзивиллов и Паскевичей были просто выброшены во двор. Опустошению подверглись и книжные хранилища Могилева, Гомеля, Витебска, других городов республики, дворцовая библиотека Несвижского дворцово-замковый комплекса, насчитывавшая более двадцати тысяч томов редких и даже редчайших книг. В библиотеке хранились древние рукописи и старопечатные издания, а в архиве – множество исторических актов, грамот, писем европейских монархов, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла Х, Богдана Хмельницкого, исторических документов Белоруссии. В период Великой Отечественной войны Республика Беларусь потеряла 95 % своих книжных фондов. Среди книжных потерь Беларуси – первопечатные издания Ф. Скорины, С. Будного, И. Федорова, Мстиславца, первое издание «Божественной комедии» Данте. Лишь небольшая часть утраченного вернулась в 1947 г. 4. «Анализ документальных источников, свидетельствующих о грабеже культурных ценностей Белоруссии». Рекомендуется обратить внимание, например, на письмо генерального комиссара «Белоруссии Кубе Розенбергу о вывозе художественных и материальных ценностей из гор. Минска отправленное29 сентября 1941 года. в котором содержатся интересные сведения. 5.«Трагичная судьба Слуцких поясов – жемчужины белорусской культуры». Напомнить, что изделия Яна Маджарского и его сына Леона для Беларуси такая же визитная карточка, как для Чехии – богемский хрусталь, для Германии – майсенский фарфор, для России – палехские шкатулки. Недаром ведь ткацкие шедевры из Слуцка порождали столько подражаний в Европе – не только в польских городах, но даже в далеком французском Лионе. В Беларуси имеется только один полный слуцкий пояс, который хранится в Музее древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук. И это на всю Беларусь! Расследование участников должны показать, что проблема, которая стоит перед нами сейчас, более чем серьёзна. Во-первых, нельзя допускать, чтобы победу одержал неофашистский режим со своими притязаниями на мировое господство. Во-вторых, необходимо воспитывать патриотизм, но на одном факте Победы в Великой Отечественной войне недостаточно. Культурные ценности вывезены, а вернулись крохи. Тем более, нужно просвещать широкие массы о правде происшедшего, организовывать экскурсии за границу, показывать наше прошлое, восстанавливать то, что уцелело и то, что невозможно было вывезти, например, архитектуру. В-третьих, нужно воспитывать чувство гордости своей нацией, потому что общность становится нацией лишь тогда, когда люди осознают эту общность как национальное единство. Нам нужно помнить слова Патриарха Кирилла: «Где нет общих ценностей и общей ответственности, «там нет народа, там просто население, в среде которого очень легко провоцировать любые конфликты, подвергнуть людей различного рода влияниям, погубить жизнь такой человеческой общности». Мы с гордостью должны называть себя белорусским народом и должны осознавать себя белорусской нацией, потому что у нас есть и общее культурное прошлое и общее будущее. Список использованной литературы. Татьяна Прудко «Я прошел по той войне и она прошла по мне…» Методические разработки воспитательных мероприятий для учащейся молодежи. Пособие для преподавателей и воспитателей высших учебных заведений. /Т.М.Прудко – М.: Bookvika.ru 2014. с.327. Татьяна Прудко «Слишком много страшной краски у войны…» /Прудко Т.М. – Гродно : «ЮрСаПринт», 2014.–172с 46. РЕАНИМАЦИЯ Реанимация– (лат. reanimatio – оживление), восстановление утраченных или нарушенных жизненно важных функций организма, проводимое с помощью искусственного массажа сердца, искусственного дыхания. Как форма воспитательной работы предполагает возвращение в жизненной суете забытых ценностей, качеств (например, рыцарство, честь, стыд, совесть). Совместный поиск их и желание понять, зачем они манн сегодня, что нужно сделать, чтобы они вернулись. Тема «Мне надоело быть безбожником пора найти дорогу в храм» Актуальность.Почитайте молитву, найденную на бересте при раскопках белорусского кургана: «Боже праведный, Боже высокий, Боже милостивый! Избавь род наш от немочи, что страшней Батыя, страшней чумы Избави нас, грешных, избави нас, бедных От самовырождения, самозабвения. Аминь». Жители Беларуси сегодня свободно исповедуют множество религий. Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане сегодня Беларуси исповедуют: православие, католицизм, униатство, протестантизм. Среди других религий наиболее распространены: иудаизм и ислам. Всего в Беларуси насчитывается до 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2012 г. составила более 3,3 тыс. Православное вероисповеданиеявляется самым распространенным в Беларуси. В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает. В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование. В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете, Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. Богословское образование здесь получают православные, католические и униатские студенты, исповедующие православие, католицизм и униатство. Однако, среди молодежи христианская вера не получила пока должного развития. Нет ее и у большей части поколения, чья жизнь пришлась на советский период истории Беларуси. Мы пришли на развалины веры. Мы вернулись в поруганный храм И никто не откроет нам двери, и никто не откликнется нам…(М Рутковский) Нужно добиваться, чтобы не только «храм откликнулся нам», но и мы развернулись наконец, к вере. Нужно много поработать, чтобы мировоззрение молодежи стало единым и в своих мыслях, и в своих убеждениях, и в своих делах. «Красота и доброта людей идут от того, во что они верят, а не от того, что они знают!» (Роберт Мюзиль) Когда молиться нам, когда поститься? До Бога ли – коль жизнь забот полна. То сеять надо, то пахать, то биться, все некогда: то лето, то зима… А грянет гром, к иконам припадаем и об пол лбом, и молим, и кричим. Беда пройдет, от веры отпадаем, и не молиться вновь – полно причин. (Тамара Краснова-Гусаченко) Цель и задачи. Познакомить учащихся с христианскими заповедями, помочь им вернуть утраченные обществом убеждение в необходимости возврата к христианской вере. Возраст. 10-11 классы Место проведение. Читальный зал, библиотека. Оборудование и оформление. Библия, иконки с ликами святых, справочники, словари. Подготовительная работа. Сориентировать учащихся на серьезный разговор о духовности, о вере, о смысле христианских заповедей. Предложить познакомиться с необходимой литературой. Пригласить специалистов в области религиеведения. Ведущий.'>Ход проведения реанимации. Ведущий.Добрый день, уважаемые участники. Сегодня мы с Вами реанимируем ценности, которые предавались забвению многие годы, вернем нашему сердцу духовные ценности. Мы обратимся сегодня к Вере. Напомню, что христианство – одна из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Важной особенностью христианства заключается в том, что Иисус Христос не есть полубог, то есть промежуточное существо ниже Бога и выше человека, а совмещает в себе всю полноту как божественной так и человеческой природы. Человек имеет двойственную природу – сущность духовного и сущность физическую. Соответственно своей духовной сущности, на которую люди ссылаются как на душу, он называется духовным, внутренним или обновленным человеком. Соответственно физической сущности, на которую люди ссылаются как на плоть, он называется плотским, внешним, или ветхим человеком. «Но если внешне наш человек и тлеет, то внутренне со дня на день обновляется». Доступно, с юмором об этом рассказывает поэт Александр Дольский: Из двух частей мы состоим, неравных в весе и значеньи: из тела, духа, а мучение дано в противоборстве. Несчастий наших в том причина, что дух стремится ввысь, вперед, телесное, наоборот, нас тянет в страшную пучину. Но расстается тело с духом, когда земля нам станет пухом. И дух взирает с высоты, с насмешкой скорбной и блаженством, На то, что звал он совершенством – на человека суеты. И духов дивный хоровод летит, смеется и поет: «Мы плывем по небосводу, по земле ползете вы. Обрели мы здесь свободу, ну, а вы – увы-увы. Ваши общества убоги: с кем-то выпил - тот и друг. Здесь же ангелы и Боги так и шастают вокруг. Вам бы пузо набить колбасой и лапшой, нам бы в небе парить с огромной душой. У людей жизнь какая? – Телесная! А у духов какая? – Небесная! Ведущий. Давайте все вместе выясним, что же делает в жизни человека Вера, этот таинственный внутренний отголосок Истины? (Рассуждают.) Ведущий. Чтобы разобраться с этим, нам нужно заглянуть в историю. Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. На протяжении веков белорусские земли находились на перекрестках противоборства восточных и западных религиозных и культурных ориентаций, что обусловило особое положение Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве. Откуда пошла и как развивалась христианская вера, вы изучали по истории Беларуси. Ведущий. Какие же функции она выполняет? (Участники вместе называют.) Ведущий. Хорошо известно, что религия выполняет как собственно религиозные (мировоззренческую и т.п.), так и внерелигиозные функции, среди которых наиболее существенной оказывается функция социальной интеграции. «Религия была и остается мощным связующим звеном между индивидами в сообществе; национальное единство и солидарность в значительной мере выросли из религиозных корней, и любая национальная цивилизация формировалась под воздействием религиозных факторов». Давайте разберемся, как взаимодействуют между собой национальное и конфессиональное? (Участники размышляют.) |