Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
Скачать 3.38 Mb.
|
Тема «Нам бы в памяти всех их держать поименно» Актуальность. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг. Патриотизм – это не отвлеченная категория. Прежде всего, это люди, которые соответствуют высокому званию патриота. История Беларуси знает многие примеры высочайшего служения Родине, проявлению патриотизма, часто в ущерб собственного благополучия, примеры активного участия во всех важнейших событиях в стране, районе, городе, сопереживания невзгод, боли своего народа, радости от успехов всех белорусов, где бы они сегодня не находились, примеры самопожертвования ради сегодняшних и будущих поколений. Цель и задачи. «Встретиться» с защитниками и освободителями нашего края. Познакомиться с биографиями и подвигами героев, оборонявших и освобождавших г. Гродно от захватчиков, формировать чувства гордости за героические поступки, преклониться перед участниками Великой Отечественной войны, перед памятью о них. Возраст. Учащиеся лицеев, гимназий, вузов. Место проведения. Историко-краеведческий музей, улицы города. Продолжительность проведения. 1-1,5 часа Оформление и оборудование. Карта города с наименованиями улиц, мультимедийное оборудование, виды города Гродно, фотографии участников сражений, музыкальное оформление, цветы. Подготовительная работа.Чтобы провести виртуальную встречу необходимо предложить учащимся собрать разнообразный документальный материал, который иллюстрировал бы историю обороны, борьбы во время оккупации, самоотверженные усилия по освобождению г.Гродно (материал может отображать историю военных событий своего региона) от немецко-фашистских захватчиков. «Встреча» с этими материалами даст возможность прикоснуться к документальным источникам, приобрести личный опыт станет важнейшим источником познания. Ведь человек познает мир в результате собственной деятельности, наблюдения и исследования. То, что найдет он и откроет в ходе собственной активности, поиска, исследования, покажется ему более убедительным, чем то, что ему расскажут. Материал должен пройти через сердце и сформировать конкретный образ защитника Родины. В подготовительной работе предстоит применять поисковый метод – метод убеждения через организацию самостоятельного исследования воспитуемыми жизненных явлений, научных, литературных и других источников информации; оформить материал, соблюдая последовательность, создать презентацию подвигов героев, продумать, как будет подаваться материал, поработать с ведущими. Ход проведения виртуальной встречи. Ведущий. Много веков собирает и хранит наша Родина имена тех, кого сегодня называют патриотами. И мы попытались выделить имена и заслуги людей, которые жили и действовали от имени и во благо Родины, защищая и освобождая наш край от поработителей. Ведущая. Можно не обращаться к далекому прошлому, а лишь оглянуться на семьдесят лет назад, посмотреть на седых ветеранов, чтобы убедиться – тогда в далекие годы войны патриотизм, чувство любви и ответственности за свой дом, свою землю стал основой жизнедеятельности людей земли нашей. Благодарная память потомков – это не только бессмертие погибших, потому что жизнь, отданная в бою,– это самое большое, что смог сделать солдат для каждого из нас. Но память нужна не им, не вернувшимся с войны. Она нужна всем нам, рожденным после войны, и тем, кто будет жить после нас. Ведущий. Что Вы знаете о героях войны, что значит, для Вас сегодня быть героем? (Участники отвечают на вопросы.) Ведущая. А что такое подвиг? Давайте уточним. (Высказывают разные предположения.) Верно, подвиг– это действие вопреки неизбежным обстоятельствам, доблестный поступок, дело, важное и славное деяние. «Подвиги бывают громкие и блестящие, а бывают тихие и неприметные», – отмечал В.И.Даль. Ведущий. С такими подвигами и людьми их совершившими мы сегодня встретимся. Все они были так или иначе в разные периоды войны связаны с нашим городом. Но встреча необычная, виртуальная. Встреча 1. (На экране появляется фото и биография.) КАРБЫШЕВ Дмитрий Михайлович (1880г., Омск – 1945г.) – советский военный инженер. Генерал-лейтенант инженерных войск (1940г.), профессор (1938г.), доктор военных наук (1941г.), Герой Советского Союза (1946г.). Почётный гражданин г. Гродно. Член КПСС с 1940г. В 1898 окончил Омский кадетский корпус, в 1900г. – Николаевское инженерное училище в Петербурге. Участник русско-японской войны 1904-1905 г. В 1908-1911 г. прошёл курс Николаевской инженерной академии, был произведён в капитаны и получил звание военного инженера. В 1911 – 1914 г. руководил реконструкцией и строительством фортов, оборонительной казармы, железобетонного моста, мощёных дорог в Брестской крепости. Участник Первой мировой войны. С декабря 1917 г. отрядный инженер Красной гвардии, с 1918 г. в Красной Армии. Участник Гражданской войны. С 1926г. на преподавательской работе в Военной академии им. Фрунзе и Военной академии Генштаба. Автор более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории. Участник. В июне 1941 г. инспектировал строительство пограничных укреплений в Белостокской области и районе Гродно. Великая Отечественная война застала Д.М.Карбышева в штабе 3-й армии в Гродно. Участвовал в оборонительных боях за город, в организации отпора немецко-фашистским захватчикам в районе Волковыска и выводе частей 3-й и 10-й армий из охваченного огнём города. При выходе из окружения под Могилёвомраненый и контуженныйпопал в плен. Фашисты держали Карбышева в лагерях смерти Замостье, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек,Освенцим, Заксенхаузен, Нюрнберг, Маутхаузен. Замучен фашистами в Маутхаузене 18.02.1945 г. В 1946 г. Д.М.Карбышеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В Гродно и Ошмянах его именем названы улицы, имя Карбышева присвоено школе №15 в Гродно. В Гродно ему установлены памятник и мемориальная доска (на доме № 25 по ул. Карбышева). (Читается поэтический отрывок о последних минутах жизни генерала Д.К. Карбышева. Звучит отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» ballo delle furie.) ...Сперва ошпарили горячим нещадным ливнем-кипятком, потом холодным – по стоячим, и по лежачим, и ползком от струй пытавшимся укрыться; потом всех выгнали во двор, где выворачивал ключицы осатаневший ветер с гор; потом обратно в душевую потом во двор из душевой, потом повторно вкруговую по скользким плитам, как впервой Так, продолжая измываться над изувеченной толпой, сошлись тюремщики у плаца и приказали людям: «Стой!» И тут ударили из длинных, пожарных шлангов-рукавов, сверля на лицах и на спинах следы недавних ран и швов. И люди стали падать наземь, дрожмя дрожать до самых дон, окочевая вместе разом, роняя с губ последний стон. А как же Карбышев-то дышит?! Ведь он же старше всех в строю! Неужто он уже не слышит немилосердную струю! Глядите, он еще взметнулся, как будто в споре на износ, отринул воду, разогнулся и очень внятно произнес: БОДРЕЕ, ТОВАРИЩИ! ДУМАЙТЕ О СВОЕЙ РОДИНЕ, И МУЖЕСТВО ВАС НЕ ПОКИНЕТ! Сомкнулись веки. Мрак сгустился. Затих в груди последний гром. Высокий лоб засеребрился коварным тонким серебром. Как быстро ветер студит воду! Колени сковывая лед, но он на них врагам в угоду, не падал и не упадет! Забрав в крови тепла остаток, разведав спину добела, скупым шажком между лопаток сухая изморось пошла. Как будто белая береста сменила смуглой кожи гладь. Так вот как яростно и просто умеют люди умирать. Жил человек, судьбы хозяин, с красивой гордой головой, а стал легендою, изваян из непогоды ледяной. (На экране фото этих улиц и дома,звучит музыка, возлагаются цветы возле портрета.) Ведущая. Чтобы мы спросили бы у нашего виртуального собеседника? Что сказали бы ему? Как вы думаете, учитывая наши знания о жизни Д.Карбышева, чтобы он нам, молодежи XXI сказал? (Рассуждают.) Ведущий. Еще Еврипид указывал: «Доблесть не умирает с героем, а переживает его». А Аристотель утверждал: «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре. Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела». Мы убеждаемся в правоте этих слов и продолжаем наше виртуальные встречи. Встреча 2. (На экране появляется фото и биография героя.) УСОВ Виктор Михайлович (1916г, г. Никополь Днепропетровской области – 1941г.) – участник боёв против немецко-фашистских захватчиков на территории Гродненщины в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1965г.). Член ВЛКСМ. Окончил 7 классов школы, фабрично-заводское училище по специальности электрика. С 1934 по 1936 годы работал электрослесарем на Южнотрубном заводе г. Никополь. С 1936 г. в Красной Армии. В 1940 г. окончил Харьковское пограничное военное училище. Был назначен начальником пограничной заставы Августовского пограничного отряда Белорусского пограничного округа. Участник. Пограничная застава лейтенанта В.Усова приняла свой первый и последний бой 22 июня 1941 г. Северо-Западнее г.п. Сопоцкин пограничники 3-й заставы 86-го Августовского погранотряда под командованием начальника заставы лейтенанта В.Усова и политрука А.Г.Шарипова 10 часов отражали яростный напор превосходящих сил противника. Раненый Усов не покинул поле боя. Погиб в бою 23 июня 1941 г. Тут в бой уходят лучшие умы. Тут о героях множатся баллады. Солдаты Света и солдаты Тьмы идут в бои, не знающи пощады. Летит окрест солдатское «Ура!», тьма отступает, смазывая пятки. Идут бои. С зари до темноты. Тут кто - кого! Гора сошлась с горою. И все-таки на свете доброты поболее, чем кажется порою. (С. Островой) Останки лейтенанта В.Усова были обнаружены и подняты для перезахоронения в июле 1952 г. членами комиссии, специально созданной командованием Гродненского погранотряда для проведения раскопок на месте боя заставы. Ныне они покоятся в братской воинской могиле, расположенной близи деревни Усово (бывшая – Вулька-Доргуньская) Гродненского района Гродненской области. Имя героя было присвоено пограничной заставе Гродненского погранотряда, дислоцирующейся на месте погибшей 3-й заставы 86-го Августовского погранотряда (постановление Совета Министров СССР № 576-281 от 30 мая 1958 г.). В Гродно именем В.М.Усова названа улица, на пересечении которой с ул.Пучкова установлен мемориальный знак, на территории СШ № 3, носящей его имя, – памятник. (Звучит музыка, возлагаются цветы в к портрету.) Ведущий. Как вы думаете, какая бы информация его сегодня порадовала?(Предлагаются варианты.) Ведущая. Поскольку гродненщина была пограничной частью страны, именно пограничники первыми стали на пути к врагу. Говорят, что несчастье имеет свойство вызывать таланты, которые в счастливых обстоятельствах оставались бы спящими. Встреча 3. (На экране появляется фото и биография героя.) КИРИЧЕНКО Феодосий Петрович (1908г., с. Орлянск Васильевского района Запорожской области – 1941г.) – участник боёв против немецко-фашистских захватчиков на территории Гродненщины. С 1930 г. в Красной Армии. Окончил школу пограничников (1934г.). Начальник погранзаставы вблизи д. Доргунь Гродненского района. Участник. В ночь на 22.6.1941г. в 1 ч 40 мин. застава под командованием старшего лейтенанта Кириченко вступила в перестрелку с вражеской разведкой, в 3 ч. 30 мин. завязался неравный бой с перешедшими границу гитлеровцами. Советские воины несколько часов сдерживали натиск врага, отбили 5 атак, почти все погибли, в том числе и Ф.П.Кириченко. В 1960 году на месте бывшей погранзаставы сооружён памятник. В Гродно его именем названа улица, на доме № 12 установлена мемориальная доска. (На экране фото улицы и дома.) Посвящается солдатам и офицерам, погибшим при защите границы в 1941 году. Застава. Там застава впереди. Свернули по дороге мы поросшей, Заставе этой 70лет, поди, Здесь столько полегло людей хороших… Вот обелиск. Вот памятник стоит, Вокруг деревья клена и сирени. Насупившийся грозно лес молчит, Всех прикрывая памятью и тенью. Мне показалось вдруг: гремят бои, Что где-то рядом разорвалась мина, Что вся земля кишит – она в крови… Как жаль, что смерть, увы, непобедима. Тут Кириченко, старший лейтенант, И много-много храбрых, гордых, сильных, Не отступили, не ушли назад – Там за плечами Беларусь, Россия. Они сражались, сколько было сил. И в плен не сдались – головы сложили. Мы в памяти своей их воскресим, И помолчим возле живой могилы. (А.Бобина) (Звучит музыка, возлагаются цветы.) Ведущий. В начальный период войны наши войска под натиском превосходящих войск врага вынуждены были отступать. И каждый совершеннолетний человек для себя принимал решение: как он будет действовать, чем заниматься – уйдет на сторону врага и будет жить, пресмыкаясь перед новым режимом, спрячется и попробует переждать тяжелое лихолетье или отчаянно драться до последних сил и сбросит врага со своей земли. Подавляющее большинство выбрало путь смертоносной борьбы с захватчиками. Эти суровые дни, месяцы 1941года были богаты боевыми подвигами пограничников, грудью защищавших родную землю. «Упавший духом гибнет раньше срока» – подметил Омар Хайям. Пограничники западного фронта демонстрировали чудеса мужества и героизма, веря в победу над врагом. Встреча 4. (На экране появляется фото и биография.) СИВАЧЕВ Александр Николаевич (1918г., г. п. Энем Октябрьского района Адыгейской автономной области – 1941г.) – участник оборонительных боёв против немецко-фашистских захватчиков на Гродненщине в начале Великой Отечественной войны. Член КПСС с 1939г. С 1937г. в Красной Армии. Участник советско-финляндской войны 1939 – 1940гг. По окончании военного училища НКВД в г. Орджоникидзе (1939г.) на западной границе, заместитель начальника, начальник заставы. Участник. 22.06.1941г. в районе д. Головенчицы Гродненского района пограничники заставы под командованием старшего лейтенанта Сивачёва в течение 11 часов сдерживали натиск превосходящих сил противника, уничтожили 3 танка и более 60 гитлеровцев, последний раз поднялись на врага с пением «Интернационала». А.Н. Сивачёв погиб в этом бою. Его именем названы улица в Гродно, в 1968г. – застава в Гродненской области, в списки личного состава, которой Сивачёв зачислен навечно; вблизи заставы установлен бюст. Их путь все дороже, и память сияет светло. Чем были моложе, тем больше Вас там полегло. В смертельной купели нашли они место свое. Что в жизни успели? Отдать за Отчизну ее. А Вы, наши внуки, Вы вспомните их на земле?.. Что ж, книги Вам в руки. И строчки мои в том числе. (К.Ваншенкин) (Звучит музыка, возлагаются цветы. Участники делятся своими положительными впечатлениями и договариваются о новой встрече.) Список использованной литературы. Книга героев Гродненской области /сост.Ю. М. Алексей, О.М.Якубович, –2-е издание, доп; – Гродно. Тип. 2005.–168с. Памяць. Гродна. (Беларус. энцыклапедыя., /Рэд. кал. Г.П.Пашкоў, Я.М.Жабрун, I.П.Крэнь i iнш. - Мінск., 1999. Татьяна Прудко «Я прошел по той войне и она прошла по мне…». Методические разработки воспитательных мероприятий для учащейся молодежи. Пособие для преподавателей и воспитателей высших учебных заведений. /Т.М.Прудко – М.: Bookvika.ru 2014. с.327. 11. ВИТАМИНОТЕРАПИЯ Витамины – (лат. vita – жизнь) – медицинские препараты, содержащие органические вещества для нормальной жизнедеятельности. Терапия – греч. threpeia – забота, уход, лечение. Витаминотерапия – лечение витаминами. Витаминотерапия как форма организации воспитательной работы предполагает «витаминизировать» воспитанников ценными нравственными качествами , которые нужны для формирования духовности. Это применение «витаминов» доброты, внимания, уважения с «лечебной» целью, когда необходимо корректировать или восстановить душевные качества учащихся. Помогает воспитанию нравственных норм, формированию у них правильной оценки своих поступков и поступков окружающих людей, привитие ценностных ориентаций, общечеловеческих гуманных качеств. Тема. «Доброта спасет мир» Актуальность. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей. В разных обществах и на различных этапах их развития идет непрерывная смена ценностей в эволюционном режиме, но на переломных этапах происходит тотальная, как по масштабу, так и по содержанию, смена ценностных систем другими, качественно новыми. Именно в такой период, очевидно, вступил современный мир сегодня, и в этих условиях необходимо переосмысление ценностей общественного развития во всей системе общественных взаимодействий. Ценность доброты проявляется в особой чувствительности, милосердии, особом поведением, направленном на благо других и не рассчитанное на какую-то внешнюю награду. Современный мир с его жесткостью, быстротой, целенаправленностью на получение прибыли и удовольствия от нее, теряет из внимания добрые и сердечные отношения. Пора проводить «витаминизацию» души. Цель и задачи. Воспитание у учащихся доброты, сердечности, милосердия. Формирование у них правильной оценки своих поступков и поступков окружающих людей, привитие ценностных ориентаций, общечеловеческих гуманных качеств. В ходе «витаминизации» сформировать правильное представление о сердечности и доброте. С помощью примеров из книг, кинофильмов и жизненных ситуаций воздействовать на ценностно-ориентационную сферу молодежи. Возраст. 7-8 классы. Продолжительность проведения. 1 час. Место проведения. Учебная аудитория. Оформление и оборудование. «Витаминки» в виде сердечек из красной и розовой бумаги или леденцов; доска, телевизор и видеопроигрыватель, видеозапись художественного фильма «Найденыш», «Кадкина каждый знает» книги с рассказами В. Быкова «Облава» и Н.Нестеровой «Сарафанное радио»; отрывки из школьных сочинений «Война в истории моей семьи»; листы с афоризмами о доброте и сердечности; клейкая лента. Подготовительная работа. В предварительной беседе предложить классу поговорить о качествах, которыми должен обладать каждый человек. Вместе учащимися собрать материал, который бы демонстрировал милосердие, доброту, сострадание, понимание, заботу. Найти фрагменты из фильмов о сердечности людей. Попросить своих близких рассказать из своего жизненного опыта о проявлениях милосердия и благотворительности. Предложить каждому учащемуся найти и оформить понравившийся афоризм о вышеперечисленных качествах. Подобрать на роль Доктора и Витаминки молодых педагогов или старшеклассников, провести с ним консультации. Поместить на экране «Так что есть красота, и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий сосуде?».(Заболоцкий) Ход проведения «витаминотерапии». Доктор. Добрый день! Представим на минуту, что я Ваш доктор, пришедший к Вам с профилактическим осмотром. Цель моего визита к вам не простая. Мне важно узнать - насколько здорова Ваша душа, доброе ли у Вас сердце, красивые ли поступки? Знаете ли Вы, что человек живет по законам общества. Ученые доказали, чем больше мы будем соблюдать наши правила хорошего отношения с людьми, совершать положительные поступки, тем здоровее будет жить наша планета и вся вселенная! Не верите? Эта теория была выведена великим ученым В.И.Вернадским: «При повышении человеческой субъективности возрастает возможность влияния отдельного субъекта на мировой прогресс, изменяется соотношение общественного и индивидуального, человеческая личность становится носителем изменчивости». Ученый был убежден в том, что жизнь во всех ее проявлениях, и в проявлении человеческой личности в том числе, резко меняет биосферу в такой степени, что совокупность неделимых жизней, а в некоторых проблемах и единая человеческая личность в ноосфере, не могут быть в биосфере оставлены без внимания, образно: «Земля сейчас, если смотреть из космоса, имеет бурую нехорошую ауру. Много крови, зла, зависти. Это все людское зло, грязные поступки людей накопились там. Человек, как маленькая электростанция может вырабатывать зло и добро. Если он выбрасывает зло, атмосфера засоряется». (повесть В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть») (На экране вид нашей планеты в окружении черного дыма.) Витаминка. Что же делать? Как сказал один персонаж ее рассказа: «Чистить землю, не говорить дурных слов, не допускать дурных мыслей, не совершать дурных поступков». Доктор. Ученые определяют наше время кризисным. В основе кризиса цивилизации находится сам человек – и как объект, испытывающий все тяготы внешнего воздействия, и как субъект, организующий и воспроизводящий собственной деятельностью кризисные ситуации в процессе общественного развития. Люди стали многое пересматривать в своей жизни, упуская порой идеи. Я пришел, чтобы помочь Вам вернуть ценность добра, укрепить ее в вашем сердце. Витаминка. Как же сделать так, чтобы эта важная ценность проникла в наши души. Наверное, придумать специальный «витамин доброты» и предлагать его всем впустить в свое сердце время от времени? Доктор. Во-первых, ученые подчёркивают, что перевод социальных ценностей во внутренний план и выработка собственных ценностей невозможны только на рациональном уровне. Данный процесс предполагает активную роль наших эмоций, чувств.Эмоции и чувства существенно влияют на формирование например, доброты и превращают их в движущие силы личности, «так как даже понимание общественных ценностей не просто осознается, а «окрашивается» чувством. «Участие чувства определяет реальность принятия ценности личностью, а не просто её понимание. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису самой личности». (К.А.Альбуханова-Славская). Витаминка.Как на чувственном уровне понять доброту? Если я вижу что-то хорошее, я положительно эмоционально реагирую. Если вижу, например, что кто-то нуждается в помощи, я эмоционально откликаюсь, потом реагирую на это конкретной помощью, так? Смотрите, красота! Ведь она светит всем, но не каждому, не каждый готов увидеть ее. Но бывает – не красота, а что–то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что–то на редкость удивительное, небывало хорошее. Ну что, казалось бы, необыкновенного делают люди, удочеряя или усыновляя детей. А как нам тепло становится от таких сообщений. Как будто на капельку больше солнца прибавилось в мире! Доктор. Ты по-доброму отреагировала на хороший поступок. Сегодня я приглашаю вас получить «витамин» сердечности и милосердия. Как вы понимаете, значение этих слов?(Добиться, чтобы прозвучал примерный ответ: «Милосердие – это милое сердце, способное творить доброту».) Витаминка. Верно, как писал В.И.Даль: Милосердие: «сердоболие, сочувствие, любовь к ближнему на деле, готовность делать добро всякому». Доктор. Верно, милосердие – это способность к сочувствию, эмоциональный отклик на страдание другого человека. Вот это нужно воспитывать в себе обязательно. Приведите, пожалуйста, примеры милосердия увиденное в жизни или прочитанное в книгах, а может вы участвовали сами в таком помтупке. (Учащиеся размышляют. Могут быть такие примеры.) Участник.Эту сцену я наблюдал прошлой зимой. Шелпо улице старенький дедушка с авоськой, неторопливо так шел. Вдруг упал. Наш район населен изрядным количеством лиц, ведущих отнюдь не трезвый образ жизни, но этот дедушка вида был вполне приличного, и потому мыслей об алкогольном опьянении, несовместимым с передвижением по плоскости, не навевал. Я подбежал к нему, тут же остановилась крутая иномарка (то ли «Шевроле», то ли «Понтиак» — не помню, да и неважно), оттуда выскочил парень моих примерно лет. Дед хрипел. Пока я выдергивал шарф и освобождал воротник, парень по мобильному телефону дозвонился до скорой. – Алло, скорая? Здесь человеку на улице плохо стало... А кто его знает? Шел себе, потом упал. Лежит, хрипит... Адрес такой–то. Что? Откуда я знаю? Да я его впервые в жизни вижу... Приезжайте скорее... Что? Что?!! – Слышь, братишка, – обратился парень ко мне. – Помоги деда в машину положить. Повезу его до больницы сам. «Скорая» приезжать отказалась. Говорят, с улицы кого попало, не берут... Если привезу – отказать не посмеют. Эх, Гиппократы... – Давай и я съезжу, мало ли что... – Да ладно, сам справлюсь. Ну, взяли... Мы положили деда в машину, они уехали. Хорошо, больница недалеко. Что было дальше – не знаю. Всякий раз, наблюдая такую реакцию людей, тем более, людей, которых принято считать снобами и просто бесчеловечными, на душе становится немного теплее. И хорошо, что люди все еще совершают такие поступки. Иначе жизнь сделалась бы невыносимой. Волчьей. Доктор.В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого могли пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи сохранялись. Люди делились всем. Например, тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. (Просмотр фрагмента кинофильма «Кадкина каждый знает». В фильме идет речь о том, как на вокзале женщина попросила солдата, возвращавшегося с фронта, подержать ее ребенка, за которым она не вернулась, отстав от поезда. Но солдат не оставил ребенка и принес его к себе домой, в деревню. У самого у него в семье было 3 сына. Он вместе со своей женой воспитывал малыша, несмотря даже на то, что многие его родные соседи, не верили, что это не его ребенок.) Витаминка. Отреагируйте на поступок главного героя. (Участники делятся впечатлением.) Доктор.Я вижу, что Вы начинаете «витаминизацироваться», потому что умеете видеть добро, положительно на него реагировать. Вот они, Ваши витаминки. (Раздают сердечки отвечающим.) Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Сотни, тысячи брошенных детей при живых родителях – результат жестокости, эгоизма, безответственности. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Витаминка. Давайте посмотрим, как безучастны оказались некоторые люди в судьбе молодой девушки, родившей ребенка в наши дни. (Просмотр отрывка из х\ф «Найденыш», где показаны мытарства современной молодой девушки, оказавшейся без денег, квартиры, социального пособия. Все это толкнуло ее на отказ от сына.) Доктор.Что плохого в поведении людей Вы увидели? (Рассказывают, старайтесь давать слово тем, кто еще не отвечал.) Почему так нельзя относиться к людям?(Объясняют.) Доктор. Вы правильно разобрались в ситуации. Знаете, что такое зло и пытаетесь понять его причины, значит тоже идет успешно витаминизация вашей души. (Раздают сердечки-витаминки.) Витаминка. Страшные политические режимы первой половины ХХ века превращали людей в зверей. (Можно привести примеры таких отношений из зверств фашистов.) Доктор.Трупы, и для воронья непригодные: Покружишься зря, а клевать – то нечего!.. Тела без мяса без человечьего, До скелетов голодом обглоданные. Трупы – страшные взгляды застывшие… Трупы, иные с девичьими косами… Мы, ставшие падалью, шлаком, отбросами, Люди, когда-то жившие!.. О тяжелой жизни советских людей, попавших на принудительные работы в Германию, написали многие учащиеся. Витаминка. Войну часто сравнивают с землетрясением. Мне кажется, и оно не полно передает то состояние, в котором оказались люди. Почему бездушие, жестокость стали нормальным проявлением человеческих отношений? Почему утрачивалось чувство милосердия? Доктор.Милосердие в 30-40 годы ХХ в. убывало не случайно у многих народов. У немецкого – с приходом к власти Гитлера, желавшего поработить весь мир и оболванить свой народ. Им внушалось, что они сверхчеловеки, им дозволено все, вплоть до убийства беззащитных людей. В СССР во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Сегодня мы живем в другое, более демократичное время, однако примеров проявления равнодушия полно. Может не только режим виноват? Что лежит в основе зла?(Размышляют, приводят примеры зла и доброты.) Участник.Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры зла и насилия людей с одной стороны и самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы СНГ. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. Доктор.Да, много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Но термин «милосердие» несколько не популярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов. А ведь «милосердие» рассматривается как «милое сердце» или «сердцем мил». Человек, способный проявить сочувствие, сострадание, готовность оказать помощь, поддержать в трудную минуту. Нужны ли вообще проявления сердечности и милосердия сегодня? (Важно, чтобы участники пришли к правильному выводу.) Действительно, очень часто милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания. Это пожилые люди, больные, запутавшиеся, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие. Витаминка. Изъять милосердие – значит, лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно. Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых для излечения травматизма технологий доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя»? Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей». Доктор. Действительно, ведь многие профессии требуют доброты, щедрости, сочувствия, милосердия, сердечности. Причем чувства эти не должны быть проявлением некоего долга, обязанности по отношению к другому человеку, эти чувства должны быть истинными, исходить от всего сердца. Среди таких профессий и врачи, и учителя, и спасатели. (Приводят примеры доброты по отношению к людям. Звучит стихотворение). Во все эпохи и столетья, во все века, тысячелетья Важнее нет сердец, чем эти – сердца, подаренные детям Сердца, подаренные детям,– Андреям, Катям, Ксюшам, Петям. Сердца простых учителей полны заботами детей. Ведь каждый детский шаг взросленья зависит лишь от их уменья, От их горенья и любви, и бесконечной доброты. Учитель – это Бог, Творец для юных маленьких сердец, Он все обиды им прощает. И, как Господь, всех утешает. Он щедро дарит детям знанья, в обмен на боль, переживания, Меняет шалости и зло, на радость, ум, талант, добро. Душа учителя – как пламя, как яркий свет, как детства знамя. Под этим знаменем растем, и покидаем школьный дом. И только пепел в волосах, и только слезы на глазах, За совесть вашу – наша плата, и …смехотворная зарплата. Во все эпохи и века вам платит жадная рука. Но детство жадности не знает границ у детства не бывает. (Г.Житко) Доктор. Таких профессий не мало. Например, миссия МЧС Беларуси – оказывать помощь людям, всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Они стремятся помогать каждому человеку, кто в этом нуждается. И не важно в беде оказалось сто человек или один, помощь должна придти во время и быть всеобъемлющей. Как вы думаете, кто выбирает подобные профессии?(Учащиеся размышляют, почему человек из моря других профессий выбирает помощь людям, чужим, незнакомым, ради которых ему приходится постоянно идти на риск. Спасатели – это безгранично добрые люди, а совершать добрые дела – смысл их жизни. В наше время именно они стали прообразом той безграничной доброты, которая всегда во все века была судьбой избранных.) Витаминка.Значит ли это, что в будущем будут приходить на помощь только те, кого обязывает профессия: врачи, пожарники, спасатели? Давайте подумаем. А поможет нам человеческий кладезь мысли народной. Пусть каждый представит понравившийся ему афоризм о доброте и сердечности. (Каждый участник выходит и вешает на доску лист с афоризмом. В результате появится примерно такой список мудрых мыслей.) Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью.(Аврелий) Без добродетели нет ни славы, ни чести. (Суворов) Без знатных дел знатное состояние ничто. (Фонвизин) Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Бетховен) Большое сердце, как океан, никогда не замерзает. (Я.Берне) Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Боуви) Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. (Ф. Вольф) Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания. (Д.Герберт) То, что идет от сердца, до сердца и доходит. (Д. Пайэтт) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль)Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан) Добро – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г. Торо) Доктор.Но, согласитесь, только проявлять сочувствие – мало. Нужны конкретные дела. Иначе наш организм просто насытится «витаминами добра», но они не смогут заставить душу трудится. Вспомните себя, вам приходилось проявлять милосердие в действии? (Участники реагируют на вопрос.) Витаминка. Здорово! Я хвалю тех, кто уже смог проявить добро на деле и уверен, что те, кто пока не задумывался над этим, будет более внимательней к окружающему нас миру. Пусть делать добро станет вашим убеждением. Доктор. Мы с вами договаривались, что вы прочитаете рассказ Натальи Нестеровой «Сарафанное радио». Помните, главная героиня Раиса Тимофеевна, пенсионерка, любительница посещать всех соседей большого дома, делилась новостями с проживающими друг о друге. Почему же так одиноко, горько и стыдно стало людям, когда они не сразу обнаружили ее смерть? Как вы понимаете ее слова: «По-людски надо жить!»? (Высказываются.) Участник.Мне хочется предложить заключительный отрывок из этого рассказа. Он наверно объяснит, что эта женщина не только ходила по соседям, но и пыталась рассказать о проблемах каждой семьи. Она организовывала всем миром большого многоквартирного дома помощь нуждающимся соседям: «Немудреную обстановку из ее квартиры после смерти забрали какие-то родственники. Подчистую все вывезли, сломанной вилки не осталось, только обои не отодрали. Некоторое время квартира стояла пустая, а потом туда вселили чеченцев. Муж, жена, двое детей. Немного странные! Смотрят исподлобья, как затравленные зверьки, точно ждут агрессии. Однажды я увидела, как мальчик-чеченец воровато оглянувшись, подобрал надкусанное яблоко и стал быстро есть. У меня сердце кровью облилось. Вечером испекла пироги и пошла знакомиться. Ой, какая беспросветная нищета! Ни мебели, ни утвари, окна газетами завешены. А в глазах – мучительный стыд, оскорбленная гордость. Дети на пироги смотрят голодными глазами. Но не сдвинулись, пока мать знак не подала. Потолкались мы в коридоре, чеченцы смущенные своей бедностью, а я тем, что ее увидела. Пришла домой места себе не нахожу. Нет Раисы Тимофеевны, некому о людях позаботиться. Взяла я тетрадь в клетку у сына и пошла по квартирам собирать на чеченцев. Деньги-деньгами, но у людей всегда что-то лишнее найдется: тарелка, стакан., одежда детская, игрушки, белье постельное. Кто-то мебель собирался менять, Раиса Тимофеевна говорила, кажется, Гурвичи… ». Доктор.Чем интересен человек – умом, силой, своим чувством, волей? Оказывается не совсем так. Добротой, отзывчивым сердцем. В каждом ли из нас существует доброта? Я попрошу Вас закрыть глаза. В тишине подумать добрый ли Вы человек, помогали ли Вы людям, нуждающимся в вашем участии. (Играет спокойная музыка. Учащиеся думают.) Витаминка. Я думаю, не все наши участники пока смогут себя назвать добрыми людьми. Говорят, внутренняя доброта очень далека от нас. Она выходит на свет лишь тогда, когда это очень необходимо. Так в чём же дело? Откроем сердце всем, каждому встречному, и всё будет прекрасно. Люди все, все станут добрее, ближе. Так будем же дарить доброту, кто хочет, кто желает этого, кому она нужна, как вода, как хлеб. Давайте сейчас напишем коллективное письмо мальчику, прикованному к кровати из-за тяжелого недуга. У Миши Прудникова очень слабые легкие. Он не может быть таким же активным как все дети. Три месяца провел в больнице, где в горло ему была установлена трахеостомическая трубка для поддержки дыхания. Вы не врачи. Оказать медицинскую помощь не можете, но поддержать его настроение, поднять дух, отвлечь от тяжких мыслей Вам под силу. (Ребята пишут для мальчика теплые слова, рассказывают веселые истории, придумывают другие виды поддержки ребенка.) Доктор. Немецкий философ Кант утверждал, что человек может стать моральным, если он будет подавлять природное начало, поступать вопреки ему, принуждая себя повиноваться чувству долга, т.е. ориентироваться в своей жизни на принятие общечеловеческих ценностей: истины, доброты, красоты и т.д. Сегодня Вы показали, что можете поступать вопреки своим желаниям оставаться равнодушными к человеческим страданиям и бедам. Молодцы, значит «витаминизация» добра начала действовать. Витаминка. Каждому человеку присущ свой индивидуальный набор личностных ценностей, которые осуществляют связь между духовной культурой общества и духовным миром личности. Пусть Вашими ценностями всегда остаются доброта и сердечность, милосердие и благотворительность. Доктор. Передовые люди предполагают сегодня признание приоритета общечеловеческих ценностей, собранных разным поколениями и эпохами. Будьте в их числе, друзья. Спасибо всем за активное участие. Надеюсь, после нашей сегодняшней «витаминизации» добрых людей на планете станет больше. Список использованной литературы 1. Владимиров, Ю. А. Жестокие игры / Ю.А. Владимиров // Новый мир. – 2004 . – № 8. 2. Березина, С.И. Месть стаи /С.И. Березина // Воспитание школьников. – 1996. – № 12. 3. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И.Вернадский. – М. : Наука, 1991. – 270 с. 4. Выжлецов, Г.П. Философия ценностей и аксиология: проблемы соотношения / Г.П. Выжлецов. .– 1996. – Т. 4 : Философия культуры. 5. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1997. – 205 с. 12. ГАЙДИНГ Гайдинг – (англ. guiding – guide) – вести руководство, обучение. Познание мира через действие, приближенное к реальной обстановке. Как форма воспитательной работы предполагает создание условий и организация деятельности, позволяющих познакомиться с чем-либо или кем-либо с помощью специально подобранной информации и придуманных заданий, оформления соответствующей обстановки. |