Главная страница
Навигация по странице:

  • 7 Туризм как социально-экономическая категория в жизни общества

  • Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие Издание второе Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 2.07 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание второе Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорШматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство.doc
    Дата23.02.2018
    Размер2.07 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство.doc
    ТипУчебное пособие
    #15838
    страница2 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    1.2.1. Духовно-ценностные и социально-культурные аспекты познавательного и паломнического туризма

    Познавательный туризм: его особенности и социально-куль­турные аспекты

    Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровитель­ным туризмом значительное число людей привлекает познаватель­ный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от раз­влекательного познавательный туризм позволяет участникам ту­ров более глубоко ознакомиться как l целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.

    Познавательный туризм является выражением стремления че­ловека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию — и содержа­ние, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека позна­ние становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира.

    Деятельность познания состоит в том, что человек целенап­равленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, си­стематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает це­лостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.

    Познание — как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, состав­ляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие ок­ружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере по­нять.

    Стремление к познанию является мощной потребностью че­ловека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в про­цессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и опреде­ленные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший мил­лионам россиян культуру европейских и азиатских народов.

    Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убе­диться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.

    Таким образом, для большинства людей смысл жизни заклю­чается не только в достижении определенного материального бла­гополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобалъно-го человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.

    Приобщение к культурам и достижениям других народов яв­ляется мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточ­но вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной сте­пени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Ви­зантии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в при­нятии православного христианства на Руси.

    Многие известные путешественники оставили ценные описа­ния образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти труды подготовили более тесные экономические и духовные связи народов.

    Получая новые впечатления об известных природных и куль­турных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее силь­ных своих потребностей — потребность в познании. В познаватель­ном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые сти­мулы для творческого самовыражения.

    Познавательный туризм может быть более или менее специа­лизирован. В первом случае туристов привлекают известные архи­тектурные памятники, особенности городских ландшафтов и об­раза жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие страны совершают десятки миллионов людей. Так, Нью-Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы тури­стов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наи­более известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ланд­шафтами, инженерными сооружениями, развлекательными ком­плексами, супермаркетами.

    Более специализированный туризм предлагает целенаправлен­ное знакомство с отдельными проявлениями материальной и ду­ховной культуры. Объектами, представляющими интерес для ту­риста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памят­ники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрес­ки), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры.

    Неспециализированный познавательный туризм дает участни­кам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают стра­ны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существен­ное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны За­падной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техни­ка и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великоб­ритания, Нидерланды, Италия. ь

    Большинство туров в эти страны являются ознакомительны­ми. Туристы узнают обо всем понемногу. Они знакомятся с наибо­лее известными архитектурными ансамблями, историческими ме­стами, произведениями искусства.

    Другим объектом интереса являются страны, сохранившие па­мятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет с его пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды — пер­вое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор по­ражают людей самой разной культуры и подготовленности. Не ме­нее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство — эпохи Возрожде­ния — прекрасно представлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.

    Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет уви­деть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

    Удовлетворенность участников туров познавательного туриз­ма будет тем выше, чем более они готовы к восприятию открываю­щихся перед ними культурных богатств. Если предварительно на­мечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача по­ездки будет очень высокой. Если же турист нацелен на общее зна­комство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре.

    Задачей туристических агентств является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духов­ной и материальной культурой тех стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об уви­денных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специ­альной литературе, чтобы расширить свои знания о них.

    Главным звеном неспециализированного познавательного ту­ризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его ос­новными достопримечательностями и наиболее известными архи­тектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной инду­стрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может ли­шить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для турис­тов, одетых в шорты).

    Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культу­ры. В случае специализированного познавательного туризма под­готавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

    Задача гида в одном и другом случае различна. В первом слу­чае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросают­ся в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного горо­да или данной страны. Здесь гид — актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

    В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств - собраний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамблей.

    Паломнический туризм: духовно-ценностные аспекты и осо­бенности организации

    Паломничество — путешествие к известным культовым мес­там с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество —- древнейший вид культовых действий. Как пра­вило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).

    В процессе паломничества совершается поклонение местам, свя­занным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

    Паломничество распространено практически среди последо­вателей всех известных и современных религий. Организацией па­ломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть и такие, которые специально занима­ются именно паломническим туризмом.

    Целью паломничества является выполнение религиозного дол­га верующим, получение особой благодари за преодоление тех труд­ностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освящен­ный характер.

    Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реаль­ности, чем верующий. Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему в привычных ему услови­ях жизни. Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объек­том поклонения верующих.

    Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последова­телями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, по­лучает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте. Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного реше­ния, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с це­лью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление. Паломничество может иметь и по­литические цели, если, совершая его, политический деятель при­обретает больший политический вес. Так, Николай Второй совер­шил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских свя­тых Серафима Саровского. В июле 1903 года в торжествах прослав­ления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 ты­сяч паломников. И участие в этом торжестве российского импера­тора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и воз­вышало его авторитет.

    Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

    Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиоз­ного долга верующего. Нередко паломник стремится получить но­вые сведения о стране или культовых объектах только с целью рас­ширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристиче­ские фирмы. Паломники в той или иной степени знакомятся с куль­товыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник — это человек, совершающий пу­тешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные.

    Как уже отмечалось, паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность. Выдающиеся храмы, священные природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древ­ней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей. Греческие ис­торики Геродот и Павсаний, литератор Лукиан оставили нам описа­ния крупнейших культовых центров древности. Оракул в греческих Дельфах привлекал внимание известных людей древности, которые хотели получить пророчество в отношении своей судьбы.

    В настоящее время паломничество выступает в качестве важ­нейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, ис­ламе и христианстве.

    Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространялась на восток, север и юг во многом благо­даря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет тради­ции паломничества до настоящих дней. Притягательными целями для буддистов Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строени­ями без внутренних помещений. Кроме того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. Резиденцию Далай-ламы в Индии также посещают десятки тысяч людей. В России центром паломничества буддистов является Иволгинский дацан под Улан-Удэ.

    Миллионы людей совершают паломнические поездки в совре­менной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни хра­мов. По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шиваитов и вишнуи­тов, представляющих два основных направления индуизма.-Свя­щенным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг.

    Следует отметить, что одна мировая религия — ислам — рас­сматривает паломничество в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане рассе­лились по всему свету, это требование не является безусловно не­обходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма жела­тельным и очень почетным предприятием. Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где нахо­дится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Мухаммад поднялся к аллаху и лицезрел его (по-арабски мирадж — вознесение пророка). Исторические мусульман­ские мечети созданы на месте нахождения Иерусалимского храма — на Храмовой горе. Это Куббат ас-Сахра (купол на Скале, мечеть Омара, VII век) и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса расположена на юж­ной стороне храмовой площади и считается третьей по значимос­ти (после святынь Мекки и Медины) святыней мусульманского мира. Это исторически первая мечеть Иерусалима, которая нео­днократно перестраивалась.

    Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила пророка в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман все­го мира, существуют места поклонения мусульман отдельных те­чений. Так, мусульмане-шииты поклоняются внуку пророка, има­му Хусейну, могила которого находится в иракском городе Кербе­ле. Свои места поклонения, связанные с деятельностью известных деятелей ислама на Кавказе, есть и у многих народов Северного Кавказа.

    Сильны традиции паломничества и среди последователей иуда­изма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение —-Иерусалимский храм. Он являлся объектом паломничества всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предполо­жительно созданная из каменных блоков древнего храма. В тече­ние почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакива­ния евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весо­мым символом их единства pi связи с исторической родиной.

    Кроме священного города Иерусалима верующих евреев при­влекают и другие города мира, связанные с известными религиоз­ными деятелями. Так, последователи одного из течений иудаизма — хасидизма — поклоняются обожествляемым лидерам своего дви­жения — ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города. В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и место его захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Из­раиля.

    Сильны традиции паломничества в христианстве — католициз­ме и православии.

    В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IV в. Этому способствовало появление мо­нашества и культа святых. Наиболее притягательной целью палом­ничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая пол. IV в.). Храм Гроба Господня распола­гается на горе легендарного распятия Иисуса Христа (Голгофе) в месте предполагаемого нахождения его гроба. (В древней Палес­тине хоронили в гротах, высеченных в скалах.) В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса

    Христа и принадлежащих различным христианским церквям. Са­мые волнующие и торжественные для верующих службы здесь со­вершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.

    Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и дея­тельности Иисуса Христа — Вифлеем и Назарет. Массовым палом­ничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправ­лялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням. По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того что­бы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломни­ков совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы. С развитием процесса секуляризации (по­терей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество пре­кратилось.

    В настоящее время большое значение как центры паломниче­ства католиков имеют культовые места в Западной Европе. Вели­чайшее место притяжения католиков — Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения. Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памят­ники религиозного искусства работ выдающихся художников. Ря­дом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап. Сикстинская капелла дворца расписывалась такими гениями эпохи Возрождения, как Рафаэль, Микеланджело, Бот­тичелли, Перуджино и другими.

    Притягательны для католиков и национальные культовые па­мятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует отме­тить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность приобрел фран­цузский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надею­щихся получить выздоровление от тяжких недугов.

    В католицизме сохранился такой своеобразный вид паломни­чества, как перевоз группой верующих изваяния Девы Марии из одного прихода в другой для поклонения. Такого рода паломниче­ство организовывалось и немногочисленными католическими об­щинами Ростовской области в последние годы. Следует отметить, что в области находится древнейший на юге России костел (пост­роен в начале XIX века), являющийся сейчас памятником истории и искусства.

    Паломничество — излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в. русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать посещение святынь Константинополя и Палестины. Кроме того, на Руси из­древле не только крестьяне, но и представители других сословий совершали посещение самых известных национальных православ­ных святынь — храмов, лавр (крупнейших и известнейших монас­тырей), монастырей. Хождения в Палестину русских паломников относят к XI в. Известным памятником паломничества в Палести­ну стали записки игумена Даниила (начало XII в.) с детальным опи­санием христианских достопримечательностей Палестины. Треть­им зарубежным центром паломничества стала святая гора в Греции — Афон. На горе расположен русский монастырь св. Пантелеймо­на, монахи которого, несмотря на удаленность от России, пользо­вались большим почетом и вели разнообразную проповедничес­кую деятельность на родине. Монастырь пользовался поддержкой церковных и светских властей, получая в год до 5 млн рублей. Эти пожертвования были использованы на создание красивейшего монастырского комплекса, пришедшего в наше время в упадок.

    Паломничество в Палестину вначале осуществлялось духовны­ми лицами, а также представителями правящего сословия. В основ­ном оно совершалось пешком. Это были настоящие хождения, пол­ные опасности. После захвата турками Константинополя в 1453 г. традиции хождений в Палестину практически прерываются. Они возрождаются только в XIX столетии. Для помощи паломникам в Иерусалиме создается русская духовная миссия. В 1882 г. органи­зуется Палестинское общество, которое специально занималось отправкой русских паломников на Святую землю. Путешествие совершалось, как правило, морским путем, хотя в конце позапрош­лого века русские крестьяне ходили в Иерусалим и пешком.

    Наряду с посещением Палестины и Афона приобретают зна­чение местные национальные святыни. Хождение по монастырям становится настоящей национальной традицией. Жесткая систе­ма экономической зависимости, централизм и бюрократия поли­тической и общественной жизни становились причиной поисков людьми неформальных душевных отношений, правды жизни, уте­шения, которые искали у монахов и отшельников. Русские люди искали в ходе паломничества избавления от серьезных недугов, освобождения от тяжкого сознания своих ошибочных поступков, стремились принести телесное и душевное облегчения своим близ­ким.

    Важнейшими местами паломничества на протяжении столе­тий оставались Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры. Кие-во-Печерская Лавра — древнейший мужской монастырь Киевской Руси. Он основан в 1051 г. Искусственно созданные монастырские пещеры были в древносш жилищем монахов. До XVI в. здесь со­вершались захоронения монахов, многие из которых прославлены как известные мученики и святые. В XI—XII вв. монастырь был крупнейшим культурным центром Древней Руси. В 1598 г. монас­тырь получил наименование Лавры.

    Архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры включает Верхнюю Лавру, Ближние и Дальние пещеры. Из древних храмов сохранилась Троицкая Надвратная церковь (перестроена в XVIII в.), церковь Всех Святых, и церковь Рождества Богородицы (обе — XVIII в.). Колокольня Лавры — почти стометровой высоты, пост­роена в XVIII в. Главным объектом притяжения в Лавре являются останки ее подвижников, монахов, среди которых немало лиц, сыг­равших в истории России значительные роли.

    Троице-Сергиева Лавра — крупнейший и наиболее почитае­мый паломниками русский монастырь основан около 1340 г. Сер­гием Радонежским. Лавра является религиозным, культурным, ис­торическим и политическим центром на протяжении столетий русской истории. Здесь создавались летописные своды, развива­лись иконопись и ремесла. Лавра становится символическим вы­ражением целостности России, а также ее национального и рели­гиозного своеобразия. Ее можно рассматривать как духовный центр складывающегося независимого Русского государства. На терри­тории Лавры находится более 50 сооружений, созданных руками московских, ярославских и псковских мастеров. Главная святыня Лавры — Троицкий собор, иконостас которого расписывали Анд­рей Рублев и Даниил Черный. Здесь находится самое известное творение Рублева — «Троица» (в настоящее время заменено копи­ей). В соборе покоятся и мощи основателя Лавры — Сергия Радо­нежского. Самый крупный собор Лавры — Успенский — построен в конце XVI столетия. Колокольня Лавры высотой в 88 м построена в середине XVIII в. На территории Лавры находятся корпуса Мос­ковской духовной семинарии и академии. Монастырская жизнь Лав­ры не прекращалась в XX столетии, несмотря на гонения на цер­ковь. Паломников привлекают в Лавре не только древнейшие православные святыни, но и монахи, многие из которых дают уте­шение верующим и помогают находить ответы на жизненные воп­росы.

    В настоящее время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителью Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой полови­ны XIX столетия. Посещение богослужения в монастыре в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, купание в источнике являются наиболее важными делами, совершаемыми паломниками.

    В Козельске находится широко известная Оптина пустынь. В XVIII и XIX столетиях она являлась центром русского старчества. Здесь искали ответа на сложные мировоззренческие вопросы мно­гие выдающиеся деятели русской культуры. В настоящее время мужской монастырь восстанавливается и привлекает к себе палом­ников.

    Свои места паломничества существуют и в Ростовской облас­ти. Два года назад канонизирован первый местночтимый святой — Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих веру­ющих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. После постройки дороги в Старочеркасск его регулярно посещают паломники из Ростовской области и соседних епархий.

    Организация коллективного паломничества является трудоем­кой деятельностью, в чем нетрудно убедиться на примере палом­ничества в Мекку. Уже в эпоху средних веков создавались братства и ордена, помогавшие паломникам достигать привлекающие их святые места. В настоящее время организаторами паломничества, как правило, выступают религиозные организации, которые нала­живают сотрудничество с туристическими фирмами. Ростовская епархия выступала организатором ряда поездок паломников в Иерусалим. Отдельные приходы епархии самостоятельно органи­зуют поездки в такие святыни, как Киево-Печерская Лавра, Поча-евская Лавра (Украина), Троице-Сершева Лавра и Серафимо-Де-веевский монастырь (связан с жизнь Серафима Саровского).

    Рассмотрим более детально организацию паломничества в Мекку (хадж). Хадж — обязанность любого мусульманина, однако это дорогостоящее мероприятие недоступно всем мусульманам. Королевство Саудовской Аравии устанавливает отдельным странам квоты на количество паломников, в границах которых и составля­ются списки желающих совершить хадж. Эта квота установлена в одну тысячу паломников на каждый миллион населения заинтере­сованной стороны. Ограниченность количества паломников свя­зана с ограниченностью площадей святых мест (в последние годы отмечены несчастные случае, когда в давке погибают или получа­ют увечья паломники). Исходя из приблизительного количества мусульманского населения России в 20 млн человек, эта квота до­стигает 20 тысяч человек. Однако реально в хадже участвует около 7 тысяч человек россиян.

    Непосредственную работу по отбору и подготовке кандидатов проводят мусульманские духовные управления Северного Кавка­за. Они определяют те турагентства, которые уполномочиваются на организацию поездки паломников. Требованием саудовской сто­роны является организация хаджа только теми туристическими агентствами или мусульманскими организациями, которые при­знаны посольством Королевства в Москве. В частности, лицензии на доставку паломников в Королевство имеют такие туристичес­кие фирмы и мусульманские организации, как «Галф Травел», «Са-уди Тур» и «Наджм тур».

    Паломники прибывают в Королевство авиатранспортом или автотранспортом. Самолетами паломники прибывают в аэропорт имени короля Абдель Азиза в Джидде. Перевозка осуществляется любой авиакомпанией, имеющей лицензию международных авиа­ционных организаций.


    Глава 7 Туризм как социально-экономическая категория в жизни общества


    Существует два сухопутных маршрута, которыми следует па­ломники из районов Северного Кавказа. В одном случае из Махач­калы транспорт идет в Азербайджан, Турцию, Сирию и Иорданию. В другом случае из Махачкалы паломники двигаются через Иран к иракским пограничным пунктам Аль-Хакль и Ар-Ар. Первый мар­шрут считается более предпочтительным в связи с тем, что в Коро­левстве отсутствуют консульские учреждения Ирака, что не позво­ляет получить обратные транзитные визы. В Королевство сухопут­ным путем паломники прибывают через пограничный пункт Халят Омар.

    Требованием саудовской стороны является необходимое тех­ническое состояние автотранспорта (прохождение техосмотра в текущий год) и необходимость выезжать из страны тем транспорт­ным средством, каким паломники прибыли. Не разрешается менять и средства передвижения во время хаджа и согласованные маршру­ты движения. Транспортное средство может быть задержано на гра­нице королевства, если обнаруживается недостаток пассажиров без законных оснований (болезнь, несчастный случай и т. д.).

    Паломники обязаны прибыть к границе Королевства до опре­деленной саудовской стороной даты. После окончания указанного

    срока прибывающие паломники подвергаются штрафу.

    Количество паломников, оформляемых туристической фирмой или мусульманской организацией, должно быть не менее 50 чело­век. Направляющая организация (турфирма) должна заключить контракт с саудовскими организациями «Аль-Таввафа» и «Аль-Ади­ля» и Генеральным объединением автоперевозчиков (Королевство Саудовской Аравии), а также контракт на аренду жилья в Мекке и Медине, заверенные Министерством по делам хаджа. Паломник обязан иметь обратный билет с фиксированной датой отбытия и банковский чек, покрывающий все расходы, связанные с пребы­ванием, проживанием, передвижением по стране и другими услу­гами.

    Ответственность за организацию и контроль хаджа российских паломников возлагается на официальную хадж-миссию, которая представляет правительство Российской Федерации. Она обслужи­вает все категории российских паломников, оказывая им содей­ствие в святых местах.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта