Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
Оратор — драматург, режиссер, актер. Устная речь — такой же живой процесс, как и искусство театра. Зритель в театре и слушатель в аудитории становятся соучастниками того, что совершает актер или оратор. Но исполнительство для актера — творчество, вторичное по своей природе, про изводное от сочинения драматурга. Красноречие, будучи жи вым процессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому характеру. Первая стадия может быть названа временем ораторско го замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступле ния, его конспектирования. 387 Вторая стадия — это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи, т. е. ее публичное исполнение. Как на первой, так и на второй стадиях, оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вто ричного творчества. В своей работе истинный оратор самостоя телен и в известной мере оригинален от начала и до конца. Действительный оратор всегда выступает в трех лицах: сочинителя (“драматурга”), постановщика (“режиссера”) и исполнителя своих выступлений, любых видов искусства пуб личного слова “актера”. При всем этом оратор, в отличие от актера и режиссера, обходится без предварительных, тем более длительных и скрупулезных репетиций. Первое ораторское выступление по данной теме — это и репетиция, причем уже открытая, и вместе с тем публичное выступление. И если оратору приходится вновь и вновь выс тупать по данной теме, то он имеет возможность совершен ствовать свои выступления. Из сказанного выше можно сделать несколько выводов об эффективности устной речи: 1. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне зна ния ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи. 2. Хорошая речь — целесообразная речь, успешная для говорящего и эффективная для слушателя. 3. Правильность речи — необходимое, но недостаточное качество для критерия хорошей речи. 4. Хорошая речь всегда соответствует нужной в данной ситуации функциональной разновидности языка и использу емой в устной форме, национальным традициям общения и этическим нормам поведения. МАСТЕРСТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Недооценка важности устной речи, к сожалению, приво дит к низкой речевой культуре на всех уровнях бытового и 388 официальноделового общения, тогда как в зарубежной систе ме образования риторике уделяется достаточно много внима ния. Изучение речевой коммуникации не только введено в учеб ные планы, но и учитывается во внеаудиторной работе. В част ности, регулярно проводятся конкурсы по ораторскому и с к у с с т в у . Искусство оратора заключается в способности выделять приемы красноречия и речевые тактики, анализировать их уместность и воссоздавать их в собственной речи с учетом эмоциональноволевых и умственных возможностей слуша телей. В принципе оратор не обязан чувствовать и испыты вать то, что он внушает другим. Он может даже не верить в то, в чем хочет убедить своих слушателей. Но он должен точ но представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построен ной речи. От просто красноречивого человека оратор отлича ется способностью размышлять над тем, при каких обстоя тельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия явля ются особенно уместными и действенными. Таким образом, эффективность речи оратора в первую очередь определяется не ее искренностью, а совершенством освоенных им речевых умений и навыков. Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея доста точного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически це лесообразными и риторически эффективными речевыми при емами и тактиками. Перечислим основные причины, вызывающие скованность оратора. 1) Чрезмерное погружение в собственные переживания. Чтобы исключить или ослабить эту помеху, специалисты ре комендуют сконцентрировать свое внимание на содержании речи, внушая себе при этом: “Представляемая мною позиция 389 важнее моей особы”. Но для этого как минимум надо иметь чет кую, продуманную позицию. 2) Недооценка собственных возможностей. Следует зас тавить себя поверить, что подготовленность к выступлению — отличная, собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей. Кстати сказать, одной из обычных причин, по которой люди оказываются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготовка к предстоящей речевой коммуника ции позволит поверить в собственные возможности. 3) Недостаток опыта. Совет здесь может быть только один: накапливать опыт. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетен ции в целом: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей. 4) Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении ауди тории предвзятое к себе отношение. Иногда это действитель но так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, осо бенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя ви деть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимаю щих партнеров. 5) Воспоминания о провале. Нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений действительно может оказаться не удачным (кстати, даже с опытным оратором может случить ся неудача, не говоря уже о том, что далеко не каждое выс тупление приносит полное удовлетворение). Преодоление по следствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем скрупу лезного анализа выступления, способа изложения информа ции и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, позы и др.). 390 Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к вы ступлению, не застрахован полностью от неудач. Опытного ора тора отличает быстрое и четкое реагирование на различные не поладки в процессе речи. К примеру, выступающий вдруг по терял нить выступления, оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закон чить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сде лает ораторпрофессионал? Прежде всего, сохранит спокой ствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторить последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими слова ми, используя языковую модель: “Я хочу еще раз подчерк нуть...”. Если это не помогло, то следует потянуть время. К при меру, превратить мысль последней фразы в начало новой фразы либо рассказать любопытный случай, как бы связан ный с последней фразой, — это и украсит речь, и, возмож но, поможет вспомнить ее продолжение. Если и это не дало результата, то придется ответить себе (и аудитории) на воп рос чисто логический: какие выводы следует сделать из выска занной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление. Теперь остается комментировать вывод (выводы), и помеха устранена. В про тивном случае, к сожалению, выступление следует закон чить примерно такими словами: “Это в основном все, что я хотел сказать по этому вопросу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов до полнить свое выступление”. Как поступить, если оратор оговорился? Такое может случиться с каждым. Следует извиниться перед аудитори ей: “Прошу прощения, я оговорился. Я, конечно же, имел в виду следующее...”, или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Все зависит от существа оговорки. Необ ходимо быстро определить, меняется ли от этого смысл вы сказывания? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? В соот 391 ветствии с этим и выбирается вариант речевого поведения. Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжать выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из тех, кто всетаки заме тит, будет снисходителен к оратору. Если же изза оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же по править себя. Бывает и такое: слушатели зевают, переговариваются друг с другом, ухмыляются, чтото выкрикивают с места, а некоторые даже покидают зал в разгар выступления. Здесь надо помнить, что не всякая негативная реакция (или прини маемая за негативную) слушателей вызвана оратором или относится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступ ления. Совсем другие причины могут побудить отдельных слу шателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или при ем у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мас тера по ремонту телевизора, посещение больного и т. д. Воз можно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора (этот факт, кстати, желательно уточнить после выступления). Не следует спешить, волноваться, если у когото из слу шателей слипаются глаза. Возможно, они провели бессонную ночь: подготовка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затянувшийся домашний праздник и т. д. Поэтому не стоит отпускать в их адрес резких реплик, что может не гативно повлиять на оставшихся слушателей. Напротив, ре комендуется оживить свою речь, чтобы както удержать вни мание слушателей, разнообразить ее речевыми тактиками (примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором) с учетом конкретной речевой ситуации. Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что преды дущий оратор высказал то же самое или прямо противополож ное, и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, об суждают удачно приведенную информацию. Если же слуша 392 тели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложе ния для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом. Из зала послышались реплики — в связи с этим опыт ный оратор быстро оценивает изменение речевой ситуации: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существен но). В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументи рование отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления. Проигнорировать можно реплику незна чительную или банальную. Если слушатель повторяет ее, можно предложить ему высказать свое мнение в вы ступлении. Если реплика представляет, по мнению оратора, опре деленный интерес для решения затронутой проблемы, то сле дует рассмотреть ее сразу или пообещать вернуться к ней при изложении соответствующей части выступления. Но не забыть обязательно вернуться! Если же ясно, что грубой репликой слушатель хочет сбить или вывести из равновесия оратора, подвергая при этом со мнению саму цель выступления, то желательно сразу же пе реходить в наступление и остроумными и неожиданными выражениями парировать реплики с места, конечно, не опус каясь при этом до оскорбительных фраз. Для специалистов по социальной работе, социальных менеджеров, для управленческих работников сервиса раз личных уровней крайне важно овладеть основами устной мо нологической речи как наиболее сложной в системе устной речевой коммуникации. Известно, что наиболее крупные ус пехи в управленческой сфере и в деловом мире выпадают нередко на долю тех, кто вдобавок к своим профессиональ ным знаниям обладает способностью хорошо говорить, убеж дать, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи. 393 ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГОВОЙ И МОНОЛОГОВОЙ УСТНОЙ РЕЧИ Монологический и диалогический тексты различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообразования. Различия в структуре речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта. Монологический текст — это устная или письменная речь одного лица, второй участник речевого акта — адресат, ре ципиент — либо мыслится, либо не сразу реагирует. С психолингвистической точки зрения в основе такого речевого акта лежит одностороннее отношение: передача ин формации — получение информации. Монологический текст являет собой линейную цепочку предложений. Диалогичес кий текст представляет собой, в отличие от монологического текста, альтернирующую цепочку предложений, образуемую чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта; каждый участник выступает в процессе рече вого акта то в роли говорящего, то в роли слушающего. С психолингвистической точки зрения в основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул — реакция), допус кающее различные комбинации. Общими для монолога и диа лога чертами являются смысловая целостность, тема, орга низация его составляющих и коммуникативная преемствен ность между его компонентами, наличие структурных показателей связности. 6.2. Средства публичной речи Деловое общение может выражаться в разных формах. Это и производственные совещания, и собеседование, и полемика... Но в какой бы форме ни осуществлялось общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи. 394 Публичная речь — это не изящная словесность, не рито рическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Речь как компонент делового общения дол жна обладать качествами хорошего собеседования с некото рыми поправками в отношении голоса, манер, темы и исполь зуемых средств. Для того чтобы отвечать предъявляемым требованиям речь должна быть: • с начала и до конца захватывающе интересной и полез ной; • составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, главную смысловую часть и заключе ние; • ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или выступления перед большой аудиторией; • обращена к разнородной аудитории: • направленной на достижение цели, будучи только воспри нятой на слух. Эти положения будут уточнены в характеристиках цели речи, видов публичных речей, средств речевого воздействия на аудиторию. ЦЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В характеристиках правил и принципов публичной речи содержатся простые рекомендации практического свойства. Многие из них могут показаться хорошо известными и не сто ящими внимания, но это не снижает их важности и обяза тельности. Цель речи непосредственно связана с темой выступления, хотя полностью они не совпадают. Выбор темы речи должен соответствовать вашим позна ниям и интересам. Здесь требуется найти “золотую середи 395 ну” между “любимым коньком”, целью или потребностью и те мой выступления. В выборе темы речи следует учесть такие простые ре' комендации, как: а) обратиться к литературе, опыту или собственным зна ниям; б) провести предварительные беседы со специалистами, заинтересованными лицами или возможными слушателями; в) продумать и записать возможные варианты темы высту пления; г) определить круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям больше пользы; д) выбрать уместную тему, подходящую ситуации, условиям, времени; е) подобрать тему, подходящую аудитории. В последнем случае нужно учесть специфические ин тересы аудитории. Для этого надо определить, что составляет ее основные, групповые, злободневные, конкретные и дру гие интересы. Основные интересы обычно касаются главных вопросов жизнедеятельности (жизнь, здоровье, безопасность, престиж, надежность и гарантированность благополучия в будущем). Выбор темы, связанной с основными интересами, всегда ак туален, и слушатели обычно охотно включаются в обсужде ние данных вопросов, если они не ставятся в отвлеченно абстрактной форме. Тема, связанная с основными интереса ми, может быть мотивирована угрозой ухудшения положения, опасностью или другого рода тревожными перспективами. Речи администратора о заработной плате, учителя об успеваемос ти, бизнесмена о прибыли как раз и являются образцами ре чей, посвященных основным интересам. Групповые интересы — другая подходящая тема для вы ступления. Оратор, выделив эти интересы, своей речью еще больше сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг их общей проблемы. Таким интересом может быть коллективное хобби или объединяющий мотив сплачивания группы. 396 Злободневные интересы — это интересы сиюминутные, остроактуальные. Выбор такой темы также делает речь ус пешной. Нужно иметь в виду, что актуализирована может быть практически любая тема. Главное — сделать это не ис кусственно, обращая внимание на конкретные интересы. Конкретные интересы — это повседневные интересы людей, то, что более всего их занимает. По своей сути — это актуализированные основные интересы большинства людей, их потребности в конкретных предметах (жилье, питание, транспорт, условия работы, развлечения и т. п.). Имея в виду различные интересы, требуется сформу лировать цели публичной речи. Конкретная цель речи может быть выражена сразу про стым и понятным тезисом, например: “Я объясню вам новые должностные инструкции”. Такая цель проста и понятна. Сле дует только иметь в виду, что конкретная цель не должна формулироваться в общеизвестных понятиях. Определив конкретную цель, нужно сформулировать конкретную целевую установку. Она дает направление ауди тории и самому оратору. Дело в том, что слушатели сами по себе не склонны доискиваться, какие мотивы и намерения движут оратором. Поэтому оратор сам должен пояснить то, чего он хочет достичь речью, например, уведомить слушате лей о новых принципах распределения обязанностей и о вве дении этого распределения в действие сразу после ознаком ления с ним. Средства публичной речи. В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические средства, мето ды доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно композиционные и организационнометодические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия. Некоторые из названных средств рассмотрены в других разделах книги. Так, средства аргументации даны в главе, посвященной функциональноролевым играм, организацион нометодические средства, связанные с характеристиками |