Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
АВТОРСТВО УСТНОЙ РЕЧИ Устная речь представляется для человека особенно труд ной, даже по сравнению с письмом. В письме трудно устано 365 вить авторство. Научившись составлять фразы из фрагментов чужих текстов, можно овладеть технологией письма. Развивая память и достигнув в этом совершенства, мож но перенести навыки письма на говорение и говорить, таким образом, письменной речью. Все это, конечно, относится к тем случаям, когда осуществляется не просто чтение вслух, а устное изложение ранее приобретенных знаний, примене ние их в соответствующее время и в соответствующем месте. Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь (если это не чтение вслух или наизусть) — это обязательно импро визация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуника ции. Поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность. Неподготовленная речь порождается од новременно с ее произнесением. Как и подготовленная речь, она строится по законам того языка, которым пользуется го ворящий, но применяет их специфически. В публичных выступлениях, в разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми широко используются готовые клише разного рода, вставляемые в речьимпровизацию. По опреде лению В. Г. Костомарова, устная речь — это речь говоримая, предполагающая наличие собеседника, словесную импровиза цию, которая всегда имеет место в процессе говорения — в большей или меньшей степени (это зависит от подготовленно сти к высказыванию, от его характера и т. д.). Устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое вос приятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. Поскольку устной речи свойственна (в боль шей или меньшей степени) словесная импровизация и часто неподготовленность, то, в зависимости от различных обстоя тельств и речевого опыта говорящего, устная речь может быть или гладкой, плавной, или более или менее прерывистой. Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающе го. Как правило люди говорят со скоростью 125 слов в ми 366 нуту, хотя мы может воспринимать речь, произносимую со ско ростью в тричетыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в мину ту. Различие между скоростью речи и умственной деятельно стью может стать причиной невнимания, особенно в тех слу чаях, когда говорят медленно или неинтересно, а также очень быстро, и информацию слушатели не успевают осмысливать. Безупречную, плавную речь мы воспринимаем как нор му и не обращаем внимания на форму, отдавая предпочтение содержанию. Внешние неточности не отвлекают нас от инте ресующего материала, информация ассоциируется с матери алом, полученным ранее. В результате формируются новые конструкции и представления. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), в повторении отдельных слов, сло гов, даже звуков, в “растягивании” звука типа [э] и в выра жениях типа “Как это сказать?”. Все эти проявления прерывистости речи раскрывают про цесс создания устного неподготовленного высказывания. Если случаев прерывистости немного и они представля ют собой поиски говорящим нужного, оптимального для дан ной речевой ситуации средства выражения мысли, то их на личие не мешает воспринимать высказывание, а порой акти визирует внимание слушателей, “включает” их в процесс размышлений говорящего, о чем свидетельствуют, в частно сти, “подсказки” слушателями тех выражений, которые “ищет” говорящий. Но прерывистость устной речи — явление неоднознач ное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций мо гут отражать состояние говорящего, его волнение, несоб ранность, но могут также свидетельствовать об определен ных затруднениях того, кто творит устное слово (о том, что он не знает, о чем говорить, как сказать, что ему трудно выразить мысль). 367 Устную речь нередко характеризуют словами “произноси мая”, “звучащая”, “говоримая”. Какое из них более точно обо значает ее суть? Следует послушать запись своих устных высказываний и проанализировать ее с точки зрения прерывистости речи. Магнитофонная запись дает возможность прослушать на за нятиях по риторике одну и ту же часть высказывания столько раз, сколько потребуется, чтобы правильно интерпретиро вать характер прерывистости речи и сделать вывод: мешает это слушать или нет. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ Кажущаяся простота устной речи создается синонимич ностью терминов “разговорный” и “устный”, “книжный” и “письменный”. В соответствии с целевым предназначением речи, она может быть представлена в форме устных и письменных тек стов. Различают две “формы речи” — устную и письменную, а также два “стиля речи” — книжный и разговорный. Важно отметить то, что каждый стиль может быть реализован в разных формах. Особенно часто в последнее время книжный стиль ис пользуется в устной форме. Синонимичность терминов “раз говорный” и “устный” затемняет факт различия их понятий, не позволяет расчленить разные явления. Из того, что разговорный стиль функционирует преиму щественно в устной форме, не следует, что он проявляется только в ней или что его характер именно как стилевой сис темы меняется в зависимости от оформления. Разговорный стиль может быть оформлен письменно как пьеса, сценарий, диалог. Письменная речь ориентируется на восприятие органами зрения. Ей свойственна терминологическая лексика, она не воспринимается на слух. Письменной речи присущи развер 368 нутые структуры сложных предложений, их трудно произнес ти на одном выдохе, цепочки развития мысли приходится рвать неуместными паузами. Письменная речь не ориентируется на конкретного слушателя, не учитывает уровень его образования и развития. Устная речь — живая, звучащая форма реализации языка. Она характеризуется непосредственностью процесса общения с конкретным человеком: сообщение, направленное в адрес собеседника, выглядит как бы заранее неподготовленным, спонтанным, как то, что возникло само собой (непринужден но) в акте высказывания. Отличие устной речи от письмен ной, в первую очередь, проявляется в технологическом про цессе, в необходимости использовать звуковое оформление; вовторых, в непосредственном присутствии и сенсорной ре акции слушателей. Указанные свойства устной речи лежат в основе физиологи ческих и психологических навыков, необходимых для осуществ ления триединого процесса языковой коммуникации (продуци рование речи — ее восприятие — реакция на нее). При устной речи этот процесс замыкается моментально. Возможности уст ной речи учитывать реакцию адресата делают ее всегда более конкретной по сравнению с письменной, имеющей более отда ленную во времени и пространстве реакцию, и потому менее ясную, с точки зрения отправителя информации. Устная речь сама по себе неоднородна. Направленная на одно лицо, она должна быть индивидуализирована, построе на с максимальным учетом личных психолингвистических особенностей адресата. Устная речь, обращенная к группе людей, должна быть уже более обобщенной, абстрагирован ной, учитывающей не столько индивидуальные особенности ее членов, сколько конкретный психолингвистический опыт всей группы. Различия устной и письменной, разговорной и книжной речи возлагают на говорящего обязанности учитывать стили стическую окраску как речевого контекста в целом, так и содержащихся в нем отдельных языковых единиц. Ощуще 369 ние стилистической окраски является особым видом реакции слушающего на речестилистическую системность. Стилисти ческие особенности предусматривают и некоторые отступле ния от требований нормативности. В каждом основном стиле (научном, художественном, публицистическом, официальноделовом, разговорном) суще ствуют свои требования к языковой норме: они находятся в пределах от строгой научной терминологии до простой лекси ки повышенной эмоциональности. Рассмотрение процесса речевого поведения как феноме на культуры требует введения понятия “культура речевого поведения”, которое представляется более всесторонним по отношению к “культуре речи”. Отдельные авторы к культуре речи относят лексические, грамматические и фонетические показатели языковой правильности. Акцент на эти показате ли выделяет только видимую часть речевой деятельности, не затрагивая ее мыслительную часть. СТИЛИ РЕЧИ Различия устной и письменной речи, разговорной и книж ной возлагают обязанности на оратора учитывать стилисти ческую окраску как речевого контекста в целом, так и от дельных языковых единиц в этом контексте. Ощущение стилистической окраски является особым ви дом нашей психической реакции на отражаемую сознанием или чаще подсознанием “речестилистическую системность”. Стилистические особенности предусматривают и некоторые отступления от требований нормативности. В каждом основном стиле (научном, художественном, публицистическом, официальноделовом, разговорном) суще ствуют свои требования к языковой норме: они находятся в пределах от строгой научной терминологии до простой лекси ки повышенной эмоциональности. Лексика из одного стиля переходит в другой, особенно часто слова и фразы других стилей появляются и закрепляются в разговорном стиле. 370 Таблица 1 Связь форм и стилей речи Научный стиль — это стиль научных статей, докладов, моно графий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями: по возможности точно и полно объяснить факты окру жающей нас действительности, показать причинноследственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т. п. Основные черты научного стиля: • логическая последовательность изложения; • однозначность, точность, сжатость при информатив ной насыщенности содержания; • конкретность, бесстрастность, объективность высказы вания. Характерные особенности научного стиля: • насыщенность терминами, которые составляют 15–20% всей лексики; Устная форма речи Стиль речи Письменная форма речи Лекция, доклад, сооб- щение, выступление, дискуссия, диалог, реплика Научный Монография, диссертация, статья, учебник, дипломная (курсовая) работа, реферат Чтение стихов, отрыв- ков текстов, интерме- дий; анекдот Художествен- ный Поэтическое или прозаиче- ское произведение Ораторская речь, вы- ступление по радио и телевидению, дебаты, призыв, речь адвоката Публицистиче- ский Газетные и журнальные ста- тьи, воззвание, обращение, реклама Переговоры, инструк- таж, приказ, пресс- конференция, речь прокурора Официально- деловой Правовые акты, договор, заявление, коммюнике, отчет о работе, донесение Бытовое общение, тост, беседа, диалог Разговорный Пьеса, киносценарий, пись- мо, прямая речь в тексте 371 • научная фразеология (“прямой угол”, “точка пересече ния” и т. п.); • преобладание абстрактной лексики (“развитие”, “дви жение”, “фактор”, “деятельность” и т. п.); • употребление формы единственного числа в значении множественного (“волк — хищное животное из рода собак”); • преимущественное употребление существительных вме сто глаголов (“имеет место повышение температуры” — “по вышается температура”); • распространение сложных предложений. Художественный стиль — это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основ ными целями: передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать собы тие и т. п. Основные черты художественного стиля: • образность, эмоциональность; • единство коммуникативной и эстетической функций. Характерные особенности художественного стиля: • широкое использование лексики и фразеологии всех сти лей; • использование изобразительновыразительных средств; • проявление творческой индивидуальности автора. Публицистический стиль — это стиль общественно политической литературы, периодической печати, ораторс кой речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями которого являются воздействие на мас сы, призыв их к действию, сообщение информации и т. п. Основные черты публицистического стиля: • лаконичность изложения при информативной насыщен ности; • доходчивость изложения (газета — наиболее распрост раненный вид массовой информации); • эмоциональность, обобщенность, а часто непринужден ность высказывания. 372 Характерные особенности публицистического стиля: • общественнополитическая лексика и фразеология; • использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (“труженики полей”, “работники прилав ка”, “дружеская атмосфера”); • употребление коротких предложений — рубленая проза; • эллиптические предложения (безглагольные фразы) — (“приватизационный чек — каждому”; “банки — не только для банкиров”); • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей; • использование изобразительновыразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.). Широкое распространение получила газетножурнальная разновидность публицистического стиля. ОфициальноJделовой стиль — это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который определяется их содержанием и целями: сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции. Основные черты официально'делового стиля: • сжатость, компактность изложения, экономное исполь зование языковых средств; • стандартное расположение материала, обязательность формы; • конкретность, бесстрастность, официальность выска зывания. Характерные особенности официально'делового стиля: • широкое использование терминологии; • наличие особой фразеологии, а также многочисленных речевых стандартов — клише; • употребление отглагольных существительных (“на ос новании”, “в отношении”, “в силу” и т. п.); • использование номинативных предложений с перечис лением; • сложные синтаксические конструкции; 373 • отсутствие эмоциональноэкспрессивных речевых средств. Различают две разновидности официальноделового сти ля: официальнодокументальный и обиходноделовой. Разговорный стиль выполняет функцию общения. Основные черты разговорного стиля: • экспрессивность, отсутствие предварительного обдумы вания высказывания; • эмоциональность, непринужденность, обобщенность. Характерные особенности разговорного стиля: • широкое употребление обиходнобытовой лексики и фразеологии; • использование внелексических средств (интонация, уда рение, паузы, темп речи и т. п.); • диалоговая форма высказывания, реже монолог; • включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений; • преобладание простых предложений над сложными; • использование вставных и присоединительных конст рукций; • лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов). Во время устного выступления приходится одновремен' но осуществлять несколько сложных процессов: • выбор лексического варианта, проявляющийся в объектив ной правильности языка и субъективной речи говорящего; • ясное представление целей и задач устного выступле ния, общее видение проблемы, интуитивное предвосхище ние того, что необходимо высказать в соответствии с логико композиционным структурированием текста, характеризуе мые умением формировать высказывание; • учет реакции слушающих на слова говорящего, пути наиболее доступного и ясного изложения материала, которые взаимообусловлены образной выразительностью и эмоциональ ностью речи. Очевидно, что нужна специальная работа по обучению раз личным стилям речи, и особенно в устной форме, отличная от 374 работы по выработке умений устно пользоваться письменной речью. Для методики обучения русскому языку в средней шко ле характерно привитие навыков использования в устной речи письменных форм и структур. За пример берутся писатели, поэты, публицисты, иногда ораторы. Пересказывается художе ственный текст и таким образом осуществляется обучение “яр кому и образному стилю”. Из письменной речи в устную пере носятся сложные синтаксические конструкции, затрудняющие ее восприятие на слух. В учебных заведениях упор также делается на заучива ние письменных форм (определения, законы, описания прин ципа работы, заучивание статей законов, наставлений, ин струкций) и использование их в устной речевой деятельнос ти. Настало время использовать такие методики, которые предусматривали бы не механическое повторение книжного текста, а умение включать в тексты отдельные характерис тики, присущие тому или иному предмету, событию, явле нию или процессу. ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ Элитарный тип. Носители элитарного типа — люди, владеющие всеми нормами языка, выполняющие этические и коммуникационные нормы. Это означает соблюдение не толь ко кодифицированных норм, но и функциональностилевой дифференциации языка, норм, связанных с использованием устной речи. Для носителя элитарного типа речевой культуры харак терно незатрудненное использование соответствующего си туации и целям общения функционального стиля и жанра речи, “неперенос” того, что типично и свойственно письмен ной речи, на устную. В какойто мере соблюдение коммуни кативных норм требует знания и практической реализации риторических правил общения. Элитарный тип речевой культуры — воплощение общей культуры в ее наиболее полном виде: хотя бы пассивное вла 375 дение достижениями мировой и национальной культуры (зна ние артефактов материальной культуры, знакомство с лите ратурными шедеврами, шедеврами живописи, хотя бы об щее представление о гениях науки и т. д.). Именно общекультурная составляющая обеспечивает бо гатство как пассивного, так и активного словарного запаса. Умение мыслить обеспечивает логичность изложения мыслей. Речевая культура элитарного типа основана и на широком охвате сознанием говорящего разнообразных прецедентных текстов, имеющих непреходящее общекультурное значение. Именно на такие тексты носитель элитарного типа речевой культуры ориентируется в своей речи. Отсутствие самоуве ренности в знаниях вырабатывает у него привычку постоянно пополнять свои знания, основываться для их проверки на авторитетных текстах, словарях и справочниках, а не на ус лышанном по радио или телевидению, прочитанном в газете и т. д. |