Главная страница
Навигация по странице:

  • Опорные слова и выражения

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ЧТЕНИИ

  • Вопросы и задания

  • ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ БАСЕН

  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

  • 2 курсы. Учебное пособие по дисциплине Методика преподавания родного (русского) языка включает в себя следующие разделы Методика преподавания родного (русского) языка как наука


    Скачать 228.12 Kb.
    НазваниеУчебное пособие по дисциплине Методика преподавания родного (русского) языка включает в себя следующие разделы Методика преподавания родного (русского) языка как наука
    Дата17.06.2022
    Размер228.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 курсы.docx
    ТипУчебное пособие
    #599606
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Вопросы и задания:



    1. Этапы работы над художественным произведением.


    2. Чем обусловлена необходимость подготовительной работы по чтению?


    3. Содержание работы на каждом этапе чтения и анализа художественного текста.


    4. Основные принципы и положения, которыми руководствуется учитель при обучении детей чтению и анализу произведения.


    5. Как раскрывается идея художественного произведения?


    6. Этапность работы над образом – персонажем художественного текста.



    Опорные слова и выражения:


    1. Идея произведения; главная мысль произведения.


    2. Мотив поведения героя.


    3. Иллюстрирование текста: словесное и графическое.


    4. Первичный синтез.


    5. Вторичный синтез.


    6. Анализ.


    7. Образная форма отражения действительности.



    ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ЧТЕНИИ

    ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ




    Умственное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающего поколения. Оно заключается в руководстве развитием ума и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружения знаниями и методами их добывания, привитием культуры умственного труда.

    Культура умственного труда проявляется во всех видах учебной деятельности младших школьников. Прежде всего она касается работы с основным источником информации – книгой. Работа с книгой, учебной книгой в том числе, лежит в основе успешного осуществления всех других видов учебной деятельности. В этом смысле велика значимость уроков чтения.

    Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств.

    Модернизация образования, осуществляемая в Республике Узбекистан, требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению. Такое обучение предполагает формирование творчески мыслящей, всесторонне и гармонично развитой личности. Основная задача урока чтения поэтому уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В процессе анализа художественного произведения младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями.

    Дифференцированное обучение, по мнению ведущих методистов, способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности, творческих способностей. Оно отвечает принципу индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы.

    В методической литературе отмечается, что дифференцированное обучение осуществляется в двух формах: внешней и внутренней. Внешняя форма характерна для комплектования однородных классов по различным критериям, скажем, по критерию сформированности познавательного интереса к тому или иному предмету, что оказывается неоправданным использованием дифференциации.

    Внутренняя дифференциация применяется в классах с тремя уровнями - высоким, средним и низким. Уровни различаются по степени обучаемости, степени умственных способностей, степени самостоятельности, познавательной активности учащихся.

    На первом этапе реализации дифференцированного обучения учителю необходимо провести диагностику физиологических и умственных особенностей учащихся и систематически отслеживать уровень читательских умений. Все это проводится с целью деления класса на группы по уровням.

    Далее на втором этапе дифференцированного обучения подбираются разноуровневые задания к каждому изучаемому тексту. Возможна вариативность решения данной задачи. Первый вариант решения предполагает распределение заданий к текстам в том виде и порядке, в каком они представлены авторами книг для чтения.

    Второй вариант заключается в конкретизации каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся. Так, если к тексту дается задание Какое настроение вызывает это стихотворение?, то ученикам высокого уровня подготовки предлагается исследовать настроение автора в каждом отрывке (четверостишии) и привести примеры языковых средств, которые передают это настроение. Учащиеся среднего уровня находят в тексте слова и выражения, доказывающие причины грустного настроения автора. Ученики со слабой подготовкой устно вместе с учителем работают над стихотворением и определяют настрой автора. Также можно дифференцированно подойти к подготовке выразительного чтения стихотворения или отрывка из художественного текста. Учащиеся с сильной подготовкой готовят выразительное чтение самостоятельно. Ученики среднего уровня получают задание выделить часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года (осень), и отрабатывают выразительное чтение этого отрывка. С группой учеников низкого уровня работает учитель и вместе с детьми отрабатывается громкость и темп чтения каждой строки.

    Третий вариант предусматривает обучение по различным признакам дифференциации.

    По характеру мыслительной деятельности предусматриваются задания различного уровня с точки зрения продуктивности. Задания репродуктивного характера типа: прочитай текст, отметь трудные для чтения слова, прочитай все восклицательные (вопросительные, повествовательные) предложения, отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте), выдели красивые слова и выражения, прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый (второй, пятый) абзац – предлагаются учащимся с низким уровнем обучаемости. Такого рода задания способствуют овладению и совершенствованию навыка чтения учащихся, созданию ситуации успеха для слабочитающих детей.

    Учащиеся среднего уровня выполняют задания конструктивного характера.

    Это могут быть задания: прочитать текст с изменением времени повествования; подобрать другое название к тексту; распространить предложение прилагательными; заменить прямую речь так, чтобы смысл не нарушился; подчеркнуть в каждой строчке стихотворения главные слова и прочитать выразительно отрывок; в написанном на доске тексте найти лишнее предложение и другие. Названные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

    Учащимся с высоким уровнем обучаемости предлагаются задания исследовательского характера. Таковыми могли бы быть задания:


    • Почему это произведение можно отнести к сказке?


    • Какими средствами автор передает свое отношение к герою?


    • Почему текст так называется? Объясни.


    • Найди и отметь в тексте кульминацию повествования.


    • Какие сказочные элементы есть в тексте?


    Эти задания позволяют детям осознать идею произведения, развивать их творческие способности.

    По степени владения техникой чтения дифференцируются задания следующим образом. Вначале дается задание: низкий уровень – прочитать первый абзац, обращая внимание на грамотность и выразительность; средний уровень – прочитать грамотно весь текст, подготовить выразительное чтение одного отрывка; высокий уровень – подготовить выразительное чтение всего текста. Далее задания могут быть: низкий уровень – прочитай и перескажи первую часть близко к тексту; средний уровень – прочитай и перескажи подробно весь текст; высокий уровень – прочитай весь текст и перескажи кратко. К подобным заданиям относятся также такие, которые направлены на лингвистический анализ художественного текста. Например, возможны задания типа: для учащихся низкого уровня – найди в стихотворении эпитеты; для среднего уровня – выдели эпитеты, сравнения; для высокого уровня – найди средства художественной выразительности.

    Задания творческого характера также могут быть дифференцированы по уровням подготовленности и степени обучаемости учащихся. Для учащихся с высоким уровнем обучаемости и подготовки могут быть предложены задания типа:


    • сочини четверостишие о зиме (весне, осени);


    • составь кроссворд по произведениям Пушкина (Аксакова и т.д.);


    • придумай стихотворение на тему «Лето»;


    • составь словесный план произведения;


    • подготовь пересказ по своему плану;


    • сочини свою сказку;


    • придумай собственный эпитет к слову.


    Ученики среднего уровня выполняют задания:


    • составь рассказ на тему «Зима» по опорным словам;


    • придумай четверостишие (двустишие) по рифмам – ковром – серебром, бело – замело;


    • подготовь пересказ по собственному вопросному плану;


    • замени главных героев сказки, сохранив ее содержание;


    • найди эпитет в тексте;


    • раздели текст на части в соответствии с данным планом.


    Учащимся низкого уровня предлагаются задания:

    - прочитай слова - нашкорабльсамыйлучший;

    - подбери рифмы к словам - чудеса; красота; лето


    • составь вопросный план произведения;


    • подготовь пересказ на основе готового плана;


    • подготовь подробный пересказ;


    • распространи предложение с помощью прилагательных;


    • подготовь свою сказку, изменив место действия.


    Рассмотренные задания позволяют обращаться к подобной организации обучения многократно, создавать благоприятные условия для активной познавательной деятельности учащихся. Все задания такого рода призваны осуществлять обратную связь, организовывать работу над ошибками строго индивидуально, позволяют формировать самоконтроль, ответственность у учащихся. Кроме того, они способствуют совершенствованию читательских умений.

    Домашнее задание по чтению также должно быть дифференцированным, так как единое домашнее задание не способствует продвижению учащихся.

    Таким образом, дифференцированное обучение, опираясь на индивидуальные психофизиологические различия в развитии учащихся, призвано активизировать умственную деятельность учащихся, так как создает благоприятные условия для формирования гармонично развитой личности.

    Вопросы и задания:


    1. Какими умениями овладевают школьники в процессе анализа художественного

    произведения?

    2. Скакой целью вводится дифференцированной обучение чтению?

    3. Этапы реализации дифференцированного обучения чтению.

    4. Задания по характеру мыслительной деятельности.

    5. Задания творческого характера.


    Опорные слова и выражения:

    1. Всесторонне и гармонично развитая личность

    2. Техника чтения.

    3. Средства художественной выразительности.

    4. Задания конструктивного характера.


    ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ.

    ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЖАНРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ.


    Сказка – своеобразна и увлекательна для младших школьников.

    Честность образов, занимательность сюжетов, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным. Для детей сказка интересна и по содержанию и по форме повествования,

    Сказка развивает оценочные суждения школьников (что больше всего ценится в людях?)

    Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Важна познавательная сторона сказки.

    Привлекают герои сказок – смелые, сильные, находчивые. Сильная сторона

    сказок – их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка.Сказки подкупают своей идейной направленностью, ведь в них добро всегда побеждает зло.

    Форма повествования, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств привлекают детей. Уже в процессе первого чтения дети проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, встают на сторону, беззащитных, угнетаемых, добрых. Дети искренне радуются победам сил добра над силами зла, учатся различать хорошее и плохое в жизни.В этом состоит большая педагогическая ценность сказки.

    Сказка – это источник нравственного воспитания. В процессе анализа сказки младшие школьники сталкиваются с вопросами: «Какие качества больше всего ценят в людях? За что наказывают, за что поощряют? Почему сильным, смелым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они отворачиваются?»

    «Помоги тому, кто попал в беду», вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает: не будет счастлив человек, который другим желает несчастья и смерти – вот основные мысли сказок.

    На первый взгляд сюжет сказки дален от жизни, нереален. Но вывод всюду жизненен: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

    Сказка познавательна для младших школьников. По отдельным деталям повествования дети могут представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Но главная ценность сказок в том, как народ изображен. Народ в них талантлив, трудолюбив, великодушен, изобретателен, мастер на все руки.

    В языковом отношении сказки имеют большое значение. Это прекрасное средство развития речи учащихся. Текст сказки насыщен образными выражениями и изобразительными средствами. В них особый синтаксический строй речи, своеобразная структура предложений.

    Отличительными особенностями сказки являются наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. Повторы в сказках бывают потому, что в них появляются все новые и новые действующие лица или новые испытания героев. У каждой сказки своя композиционная особенность. Дети должны учитывать совокупность всех признаков произведения при определении его жанра.

    В литературоведении сказки традиционно делятся на 3 группы: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. В книги для чтения «Путешествие в мир слов», подготовленных В.М.Кожуховской, Р.Ф.Исангуловой и В.М.Несговоровой, включены сказки всех трех видов. Причем в них можно встретить как русские народные, так и узбекские народные сказки и сказки других народов мира, а также авторские сказки.

    Методика анализа сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые приемы и формы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной.

    Сказки о животных отличаются от других тем, что в них героями – являются животные. Несмотря на то, что учащиеся начальных классов понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, они с удовольствием остаются в том сказочном мире. И нет необходимости разрушать этот мир. Тогда учащиеся ярко воспримут конкретное содержание, правильно представят себе развитие сюжета, мотивы поведения героев, их взаимоотношения. Воздействие произведения тем сильнее, чем острее пережил ребенок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства.

    Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка осталась сказкой., а с другой – они обогатили себя знанием определенных явлений жизни. При этом учитель проводит работу по формированию таких качеств навыка чтения, как сознательность и выразительность.

    К сказкам о животных примыкают и такие, в которых в качестве действующих лиц выступают явления природы. Примером таких сказок может служить сказка В.Бианки «Заяц, косач, медведь и Весна». В сказках этого вида есть четкая реальность – изменения в природе. Весна идет на смену зиме, а лето на смену весне. Нереален лишь сам факт разговора птиц и зверей между собой, их действия. Разговор – это сказочная условность, делающая повествование ярким и живым.

    В сказках присутствует описание явлений природы.

    СКАЗКИ



    БЫТОВЫЕ


    О ЖИВОТНЫХ


    ВОЛШЕБНЫЕ


    Близки к реальной жизни. Они помогают в воспитании детей на различного рода примерах.


    В них главными действующими лицами являются животные. В аллегорической форме представляют характеры человека: заяц - трусость, лиса - хитрость, волк -глупость, медведь - сила.


    В основе лежат этические мотивы: наказание эгоизма преодоление жестокости. Обязательно присутствие волшебных предметов, веществ, чудес.





    Скатерть – самобранка, дудочка, сапоги - скороходы, Кащей, Дракон, Баба-яга, Змей Горыныч, меч - кладенец, кувшинчик, палочка, лампа, печь, дубинка, клубок – всё это много дает для развития речи учащихся их творческого воображения.

    В волшебных сказках особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы, которые и совершают чудеса. Происходят всякие волшебные превращения, воскрешение мертвых.

    Действующими лицами в волшебных сказках наряду с реальными героями могут быть сказочные существа: Баба-яга, Кащей Бессмертный, есть чудесные предметы, при помощи которых происходят превращения: сапоги – скороходы, волшебная палочка, ковер самолет, волшебный клубок, шапка–невидимка.

    Волшебные сказки народ начал создавать в глубокой древности, когда еще многие явления природы не мог объяснить. Люди верили в сверхъестественные силы, колдунов и магов, в волшебные вещи. Человек мечтал подчинить себе силы пироды, долго жить, быстро передвигаться. Однако не все это мог осуществить человек. Таким образом мечта нашла простор в волшебных сказках.

    В книгах для чтения во II – IV классах «Путешествие в мир слов» представлены такие волшебные сказки, как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка - бурка», «Иван Царевич и Серый волк» (русские народные сказки), «Эгры и Тугры» (узбекская народная сказка), «Как появилось солнце» (австралийская сказка) и многие другие.

    Отличительной чертой волшебной сказки является и то, что герои прибегают к помощи предметов или существ, обладающих необычной, волшебной силой. Так, например, в сказке «Гуси - лебеди» такими помощниками девочке стали печка, яблонька и молочная речка.

    По – настоящему раскроется для ребенка сказка лишь тогда, когда он сам, с позиции собственного опыта, пройдет весь путь, от сложных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, когда сказка взволнует его самого.


    МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ БАСЕН

    Басня – одна из форм эпического жанра. Она появилась задолго до нашей эры. Наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова.

    Достоинствами басни являются:




    1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. На примере сценки из жизни писатель учит мудрости народной, рассказывая о разных людских пороках.


    2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка дают много для развития мышления и речи учащихся.


    Существенные признаки басни: наличие морали и аллегории.

    Традиционно начинают работу над басней с раскрытия ее содержания, затем следует выяснение иносказательного смысла и наконец, рассматривается мораль.

    Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль – вывод из конкретной части басни, а мораль – обобщенное выражение идеи.

    Успех работы над басней определяется рядом условий. Чтобы ученик мог живо представить развитие действия целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах.

    Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни.

    Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни. Важно также научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. В некоторых баснях авторские мысли высказывает одно из действующих лиц.


    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта