философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Скачать 1.96 Mb.
|
Тема 3.1. Аксиология (теория ценностей). Краткое содержание:Аксиология - учение о ценностях. Основания ценностей: потребности, интересы и традиции. Классификация ценностей: первичные и вторичные, витальные и культурные, материальные и духовные, общечеловеческие и личные, терминальные и инструментальные ценности. Аксиология - учение о ценностях Философия как мировоззрение включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств - эстетика и некоторые отдельные дисциплины (например, философия любви). Четвертый компонент мировоззрения - ценностное отношение человека к миру - основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia - ценность + logos - слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях. Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность - одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философия не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов. Аксиология ищет ответы на следующие вопросы: что такое ценности и каковы их основания? Какие виды ценностей существуют? Какова форма существования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями? Основания ценностей. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объединяет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или же соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек. Ценности основываются прежде всего на потребностях человека, т.е. нужде, неудовлетворенности, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Интересом называют конкретную причину действий, определяющую социальное поведение. Разные социальные группы имеют свои интересы: различны интересы мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными и групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д. Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан. Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Традиции бывают политические и религиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, национальные (например, французские или русские) и т.д. Ряд исследователей отмечает существенные различия между традиционными ценностями русской культуры и культуры западной:
Из этого не следует, что, например, польза или активность совершенно отсутствуют в системе ценностей русской культуры; просто они не являются ценностями первостепенной значимости. Формирование ценностей человека можно представить следующим образом: уникальные культурные, национальные, корпоративные традиции сплетаются с общечеловеческими потребностями. В совокупности традиции и потребности составляют ценностную основу личности. К ней в дальнейшем добавляются групповые и личные интересы, окончательно формируя представления о том, что является, а что не является действительно ценным. В результате создаются уникальные системы ценностей, частично схожие (поскольку потребности у всех людей одинаковы), частично - различные (поскольку воспитание, социальный статус людей, их интересы всегда различаются). Классификация ценностей
Ценности настолько многообразны и уникальны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Только оснований для классификации различных групп ценностей можно выделить бесконечное множество. Однако, хотя сама по себе любая классификация ценностей и не способна охватить их в полной мере, она может дать представление об общей структуре и основных уровнях ценностной сферы жизни общества. Классификация ценностей представлена в таблице: Ряд ценностей в таблице повторяется: например, пища является ценностью одновременно материальной, витальной и первичной; красота - духовной, культурной и общечеловеческой. Таким образом, ценности не изолированы друг от друга, а пребывают в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний. Первичные и вторичные ценности. Наиболее известная классификация потребностей человека («пирамида потребностей») разработана американским психологом Абрахамом Маслоу(1908-1970). I. Самые фундаментальные потребности - нижний уровень пирамиды. Они базируются на физиологической нужде и ощущении недостатка самых элементарных благ, например на чувстве голода или жажды, холода или жары и т.д. К этому уровню можно отнести потребности в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д. Соответственно сами предметы потребности (пища, сон и т.д.) выступают как первичные ценности. II. К первичным потребностям также относится нужда в защите и безопасности. На этих потребностях базируются ценности неприкосновенности личной собственности, гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д. III. Социальные потребности основаны на стремлении к принадлежности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви. IV. Потребности уважения основаны на желании человека в признании его личных достижений другими, на ценностях самоутверждения, лидерства. V. Потребности самовыражения ориентированы на духовные ценности - творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний. «Пирамида потребностей» А. Маслоу успешно применяется в менеджменте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производительность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкретных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рекламу более действенной благодаря учету реальных нужд потребителя. Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними - от физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься человеком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничто не угрожает и т.д.; во - вторых, если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Витальные и культурные ценности. Ценности многообразны по своим основаниям и могут быть сгруппированы по различным признакам (материальные - духовные, личные - общественные, традиционные - инновационные и т.д.). Однако для понимания человека как природного и культурного, биологического и социального существа первоочередное значение имеет разделение ценностей на жизненные и культурные. Ценности жизни, иначе называемые витальными ценностями (от лат. vitalis - жизненный), основаны на первичных потребностях человека как живого существа - физиологических нуждах и нужде в защите. Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п., направлены прежде всего на обеспечение выживания человека. Ценности выживания представляются первостепенными. Очевидно, что при отсутствии еды и питья, жилья и защиты нет смысла говорить ни о творчестве, ни о любви, ни об уважении: все это приобретает ценность только в ситуации, когда жизни человека ничего серьезного не угрожает. Но верно и другое: если ограничиться только выживанием, жизнь нельзя будет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни, которая определена исключительно целями выживания самого растения и его вида. Ценности наслаждения также относятся к сфере витальных ценностей. Для каждого человека характерно стремление к удовольствию и желание избежать страданий. В некоторых филсофских традициях (например, в утилитаризме) жизнь считается полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий. Такая же неоднозначность проявляется и в вопросе о качестве жизни. С одной стороны, «даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с другой - «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Окончательное решение вопроса, видимо, невозможно: каждый человек делает свой выбор в зависимости от конкретной ситуации и всего субъективного понимания смысла жизни. Потребительские ценности пользы, которые основаны на обеспеченности человека внешними благами, довольно близки к ценностям наслаждения. Еще Аристотель заметил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек должен по крайней мере «ни в чем не нуждаться». Однако, хотя материальный достаток и необходим для полноценной жизни, он ее вовсе не гарантирует. Если бы для полноценной жизни человеку было бы достаточно простого набора из выживания, наслаждения и пользы, он никогда бы не вышел за границы животного состояния. Подлинная жизнь подразумевает ценности привязанности, дружбы, сопричастности, любви, уважения. Здесь ценности жизни граничат и частично пересекаются с ценностями культуры. Культурные ценности включают в себя все то, что выходит за узкие пределы природной человеческой активности, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К культурным ценностям относится то, что составляет сверхприродную сущность человека, - самореализацию, искусство, религию, творчество. Человек, в принципе, способен прожить без них. Однако такая жизнь уже не будет полноценной: человек, отказавшийся от культурных ценностей, неминуемо будет ущербным, а любое общество без культуры обречено на быструю деградацию и гибель. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936), один из основателей аксиологии, выделяет шесть областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей:
Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно высшими ценностями культурной жизни признаются истина, добро и красота.В современной философии культура часто рассматривается как совокупность человеческих ценностей, а ее целью объявляется гармония жизни по законам высших человеческих ценностей. Материальные и духовные ценности В зависимости от формы проявления выделяются материальные и духовные ценности. К материальным ценностям можно отнести различные вещи, которые необходимы для выживания (пища, вода, одежда, жилье), а также не менее важные для человека орудия (от каменного скребка до компьютера). Но не все материальные ценности удовлетворяют только первичные потребности. Некоторые из них имеют символический смысл (дорогая одежда, техника как показатель высокого социального статуса человека) и не являются безусловно необходимыми для жизни. Духовные ценности нематериальны и выступают как объединенный продукт разума, чувств, убеждений. Они включают в себя знания и истину, красоту и творчество, добро и справедливость, святость и милосердие и т.д. В совокупности эти ценности составляют духовную культуру человечества, прежде всего науку, искусство, мораль и религию. Общечеловеческие и личные ценности В зависимости от субъекта оценки выделяются общечеловеческие и личные ценности. Общечеловеческие ценности присущи каждому индивиду, независимо от особенностей среды, в которой он был воспитан. В конституциях большинства стран в качестве общечеловеческих ценностей трактуются жизнь, свобода и собственность. Общечеловеческие ценности универсальны, т.е. признаются везде независимо от региональных и культурных традиций. Личные ценности настолько же индивидуальны и уникальны, насколько уникален каждый человек. Они определены личными интересами и значительно варьируются в широком диапазоне персональных желаний и предпочтений: кто-то считает ценным спорт, музыку, политику, кто-то - предметы коллекционирования, кто-то - материальный достаток. Между общечеловеческими и личными ценностями находится широкий диапазон ценностей групповых - внутрисемейных, корпоративных, национальных, конфессиональных и т.д. Терминальные и инструментальные ценности В зависимости от отношения к целям выделяются инструментальные и терминальные ценности. Терминальными (от лат terminalis - конечный) называют ценности, ценные сами по себе, то, к чему человек стремится в течение всей своей жизни. Например, известный психолог Милтон Рокич(1918-1988) назвал такие терминальные ценности: жизненная мудрость, равенство, внутренняя гармония, чувство собственного достоинства, безопасность, комфортная жизнь, признание, уважение, полноценная любовь, надежная семья, дружба, счастье, удовольствие, свобода, воодушевление, спасение души, красота, мир во всем мире. В философской мысли в качестве терминальных ценностей чаще всего выделяют счастье, пользу и наслаждение. Инструментальные ценности - это ценности, используемые для того, чтобы добиться цели. Иными словами, они ценны не сами по себе, а как инструменты, средства достижения целей. В качестве инструментальных ценностей обычно называются различные черты и качества человека, которые способствуют конечному успеху его деятельности. К этой категории, по Рокичу, можно отнести интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость, вежливость, ответственность, храбрость и т.д. Этот список можно значительно расширить, если учесть, что инструментальной можно считать любую ценность, если она не терминальна. Ценность инструментальна, если можно ответить на вопрос: для чего она необходима человеку. Деньги инструментальны, если необходимы, например, для поддержания высокого качества жизни. Качество жизни - путь к счастью. Поскольку невозможно ответить на вопрос, для чего необходимо счастье, эту ценность надо признать конечной - терминальной. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Ценности - это вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основанием для ценностей служит система потребностей, интересов и традиций. Существует ряд классификаций ценностей. Важнейшими показателями для их выделения служат потребности (первичные и вторичные), биосоциальная сущность (витальные и культурные), формы проявления (материальные и духовные), субъект оценки (общечеловеческие и личные) и отношение к целям (терминальные и инструментальные).Высшими человеческими ценностями считаются истина, добро, красота. В совокупности ценности формируют разветвленную систему ценностных координат, необходимую человеку для полноценной жизни в обществе. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Дайте определение ценностей. Назовите их основания. Перечислите основные потребности человека. Выделите первичные и вторичные потребности. Приведите примеры традиционных ценностей и ценностей, связанных с интересами. Назовите основные группы ценностей. Приведите примеры ценностей из разных групп. Перечислите основные области культуры и назовите ведущие ценности в каждой из них. |