Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность

  • Единичное

  • Целое

  • Случайность

  • Действительность

  • Объективная реальность

  • Бытие вещей и процессов неживой природы

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • Тема 2.2. Материя. Краткое содержание

  • Основные свойства материи

  • УРОВНИ МАТЕРИИ Неживая природа

  • Способность к самоорганизации

  • Неуничтожимость и несотворимость

  • Такова точка зрения материализма

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии.

    Краткое содержание: Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность.

    Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия.

    Категории как фундаментальные понятия

    Знания даны человеку в виде понятий - мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Вы уже знакомы со многими понятиями философии - «мировоззрение», «антропоцентризм», «диалектика», «эмпиризм» и т.д. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к катего­риям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики - понятия «алгоритм», «файл» и т.д.

    Основные философские категории

    Философские категорииявляются наиболее общими и охва­тывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом.

    Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи ко­торых можно описывать мир и его составляющие. В дальней­шем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и из­менении показал Г. Гегель. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, слу­чайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений.

    Сущность - главное в предмете, то, что определяет его.

    Явление - внешнее проявление характеристик предмета. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отража­ют истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические иска­жения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, познание мира есть движение от явлений к сущности вещей, от по­верхности к глубине.

    Единичное- категория, выражающая уникальность, неповто­римость предмета.

    Общее- категория, выражающая нечто единое в ряде предме­тов.

    Часть- составной компонент чего-либо. Целое- нечто единое.

    «Целое, состоящее из частей» по-гречески именует­ся системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общест­венного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органи­ческие системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма).

    Порядок- строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос - отсутствие налаженности, беспорядок. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка называют энтропией, а обратный переход - организацией (или са­моорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно).

    Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины.

    Причину следует отличать от повода. Повод не порождает следствия. Напри­мер, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фер­динанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участ­ниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причин­ности - индетерминизмом.

    Случайность- то, что может как произойти, так и не произойти.

    Необходимость - то, что обязательно должно произойти, причем, строго определенным образом. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами.

    Действительность - все реально существующее. Возможность - то, что может возникнуть при определенных условиях. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность ста­нет действительностью.

    В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия.

    Определение и структура бытия

    Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Отголоски этих представлений дошли до нас в многочисленных мифах и сказаниях. Поэтому и в философии основополагающим является раздел, изучающий бытие - онтология.

    Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. В дальнейшем в истории существовало множество различных подходов к пониманию бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.

    В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; движущаяся материя. В объективно - идеалистической концепции бытие - это существующая независимо ни от кого идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемым.

    Рассмотрим структуру бытия. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

    Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир.

    Философские учения по-разному отвечали на вопросы о бытии. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - одно и то же. Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

    Бытие есть все то, что есть - это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Например, плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы - это разновидность духовной реальности, часть бытия. Противопоставлением бытия является небытие (ничто). Небытие (ничто) - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать!

    Формы существования бытия

    Итак, небытие не существует. А что же существует? Как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют воображаемую пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

    Каждая из форм бытия обладает своими особенностями.

    Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная, т.е. созданная человеком) природа, лишенная жизни.

    Бытие живой природы включает в себя два уровня:

    1. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (весь растительный и животный мир)

    2. Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить:

    • индивидуальное бытие, т.е. бытие конкретных людей;

    • общественное бытие;

    • духовное бытие (идеальный мир, сознание).

    Бытие не статично, постоянно происходит разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Именно здесь мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие - как память, запечатленная в носителях информации любым способом.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом. В современной философии наиболее часто используются следу­ющие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходи­мость, действительность и возможность.

    Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты. Исторически сложились три основные трактовки бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая. Выделяют два вида реальности: объективную и субъективную. Выделяются следующие формы существования бытия: человек, живая и неживая природа.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Дайте определение философской категории.

    2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие харак­теристики.

    3. Какие существуют трактовки бытия? Какой из них придерживаетесь Вы и почему?

    4. Назовите и охарактеризуйте основные формы существования бытия.

    Тема 2.2. Материя.

    Краткое содержание: Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма. Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и от­ражение. Виды, сферы и уровни материи. Идеалистические трактовки материи.

    Материя как субстанция

    В истории философии для обозначения предельной первоосновы мира - постоянной, относительно устойчивой, существующей независимо от чего бы то ни было и не нуждающейся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется категория «субстанция» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Такими субстанциями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.

    Впервые понятие материя встречается у Платона. Материя в его понимании - некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. По мере развития науки и философии понятие материи становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.

    Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объеди­няющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

    Материя с точки зрения материализма

    В работе «Материализм и эмпириокритицизм»В.И. Ленин определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

    Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она, как утверждал Б.Спиноза, является причиной самой себя.

    Основные свойства материи:

    Субстанциальность материи означает то, что она является первоосновой мироздания.

    Структурность материи - внутренняя расчлененность реального мира. В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, кото­рые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

    УРОВНИ МАТЕРИИ




    Неживая природа

    Живая природа

    Общество

    Элементарные частицы

    Доклеточные формы

    Индивид

    Атомы

    Одноклеточные организмы

    Семья

    Молекулы

    Многоклеточные организ­мы

    Группа

    Микромир

    Виды

    Этнические общности

    Планеты и их системы

    Популяции

    Государства

    Галактики и их системы

    Биоценозы

    Союзы государств

    Макромир

    Биосфера в целом

    Человечество в целом

    Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа и общество. Если наличие жизни научно подтверждено пока только на нашей планете, то представления о природе неживой постоянно углубляются и расширяются. Границ микромира и макромира не видно. И нет оснований предполагать, что они вообще есть!

    Системность - упорядоченность и взаимо­связь всех элементов. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы, Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно она является элементом более крупной системы - общества в целом. Все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.

    Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойст­во материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса». Выводы синергетики решают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

    Неуничтожимость и несотворимость реализуется в способности к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен.

    Движение - это изменение, любой переход из одного состояния в другое. Способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Существует несколько форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д.

    Пространство - это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояние между ними. Все тела имеют протяженность - длину, ширину, высоту и расположены относительно друг друга и составляют части той или иной системы.

    Время - форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг с другом. Все тела существуют и движутся во времени.

    Отражение - способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Так взаимодействующая система, воздействуя на другие, изменяет их, как бы оставляет определенный «след» и запечатлевает себя в результате этого воздействия.

    Такова точка зрения материализма. В отличие от материалистов, идеалисты не считают материю объективной реальностью. Существование материи ставится ими под со­мнение, а окружающие нас вещи объявляются существующи­ми только в восприятии и мышлении. Для субъективных идеалистов материя - это «комплекс ощущений». Для объективных идеалистов - это порождение духа, «инобытие» идеи.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и от­ражение.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Что такое материя с точки зрения материализма и идеализма?

    2. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.

    3. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта