Главная страница
Навигация по странице:

  • Течение Основатель Основные качества

  • Apucmunn

  • Скептики.

  • Философия Эпикура.

  • Зенон из Кития

  • Поздний

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • Тема 1.4. Философия Средних веков Краткое содержание

  • Средневековой философией

  • Этапы развития средневековой философии

  • Этапы развития средневековой философии Историческийпериод

  • Патристика Тертуллиан Карфагенский (160 - 220) Августин Блаженный

  • Схоластика Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225-1274)

  • Апостольский

  • Основные идеи патристики

  • Аврелий Августин (Блаженный)

  • Цель схоластики

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Ранний эллинизм.

    В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важные политические и экономические события: возникновение империи Александра Македонского, которая после его смерти распадается на ряд государств, образуется Римская республика, которая превращается в Римскую империю.


    Греческое культурное наследие стало господствующей силой в Римской империи. Все пошло вширь, зато снизился общий уровень философствования. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало “подражание грекам”.

    Теперь от философии ожидают практической пользы, она должна научить конкретного человека прожить с достоинством в этом нечеловеческом, сумасшедшем мире, сохранить себя как личность, опираясь исключительно на самого себя, ухитриться быть счастливым вопреки всему, что происходит в мире. От философии ожидают, что она будет руководством к житейской мудрости. Высокий интеллектуализм Пла­тона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный по­кой и счастье. Избавление от всех несчастий видели преж­де всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).


    Течение

    Основатель

    Основные качества

    Киники

    Антисфен

    Аскетизм, естественность, независи­мость

    Киренаики

    Аристипп

    Чувственность, удовольствия, насла­ждение

    Стоики

    Зенон Китийский

    Спокойствие, невозмутимость, бес­страшие

    Эпикурейцы

    Эпикур

    Наслаждение, благодушие, безмятеж­ность

    Скептики

    Пиррон

    Сомнение, критика, опровержение

    Неоплатоники

    Плотин

    Мистика, экстаз, сосредоточение

    Киренаики. Основателем киренской школы был Apucmunn из Кирены(ок. 435-360 г.г. до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом. Единственное, о чем мы можем судить уверенно - наши чувства, приносящие нам или страдание, или на­слаждение. Наслаждение - добро, а страдание - зло. Цель че­ловека - достичь полного наслаждения. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.

    Киники. Представители этой школы - Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Название - от слова «Киносарг» - холм в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

    Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

    Древние римляне называли киников циниками. Постепен­но слово «циник» приобретало все более и более негативное значение. Не­приемлемым в цинизме обычно считают попрание об­щественных нравственных норм. В современную эпоху большое сходство с кинизмом имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

    Скептики. Основатель скептицизма - Пиррон(365-275 гг. до н.э.). Последователи - Тимон, Агриппа, Секст Эмпирик. Название школы в переводе с греческого означает «пребывать в нерешительности». Мир для скептика изменчив, относителен, непо­стоянен и полон иллюзий. Надо воздерживаться от не терпящих возражения выводов, ибо познание име­ет вероятностный характер. Скептики не признают ни добра, ни зла. Счастье - это невозмутимость и отсутствие страданий.

    Скептицизм в дальнейшем развился в агностицизм Д.Юма и И.Канта, в современной философии эта линия присутствует в позитивизме.

    Философия Эпикура. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) основал свою школу на окраине Афин – это был знаменитый “Сад Эпикура”. Школа просуществовала более восьми столетий, была центром античного материализма и атеизма.

    Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Цель познания - не знание того, каковы вещи сами по себе, а достижение счастья человеческого. Счастье состоит в удовольствии, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий. Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.

    Стоики. Стоицизм происходит от греческого слова «стоя». Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель - Зенон из Кития (ок. 336-264 до н.э.). В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Луций Анней Сенека и император Марк Аврелий.

    Стоики не согласны с Эпикуром. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо. Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится.
    Поздний эллинизм (Римский период)

    Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона. Так возник новый пла­тонизм, или - неоплатонизм, основателем которого был Плотин (202-270 гг. до н.э.), а систематизатором и завершителем - Прокл (410-485 гг. н. э.).

    Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее ма­терии, Мировой Ум (совокупность всех идей) прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекрас­нее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо.

    Итак, есть иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполнен­ным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, перехо­дит последовательно в Ум, Душу, Материю. Там, где нет сущности (Единого - Блага), нет добра.

    Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому - Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством мистического (таинственного) переживания и слияния с Единым-Благом.

    Судьба античной философии


    Неоплатонизм является последним всплеском ан­тичной философии. Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году император Юстини­ан закрыл платоновскую Академию в Афинах и запретил сторонникам античной философии препо­давать и иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Рождение античной философии связано с переходом от веры в мифы к само­стоятельному поиску основ мира. Досократовская философия занималась исследованием природ­ного мира, задаваясь вопросами: из чего все произошло? Что лежит в основе вещей?

    Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравствен­ности (Сократ). Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истин­ного идеального мира. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а крат­чайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

    Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Какой период времени охватывает античная философия?

    2. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее ос­новные понятия. Выделите наиболее важные из этих понятий.

    3. Перечислите философские школы досократовского периода. Дай­те их общую характеристику.

    4. Каковы основные идеи философии Платона?

    5. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в философии Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.

    6. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? Почему?

    Тема 1.4. Философия Средних веков

    Краткое содержание: Источники формирования средневековой философии. Этапы развития средневековой философии. Патристика: Аврелий Августин (Блаженный). Схоластика: Фома Аквинский. Спор реалистов и номиналистов. Философия эпохи Возрождения.

    Источники формирования средневековой философии

    Античная философия оказалась не в состоянии решить задачу достижения человеком счастья, внутренней независимости и добродетели при помощи познания. Отсюда вывод: опираясь на собственный разум, человек не может добиться ни знания, ни счастья. Необходима какая - то опора извне, нужен божественный авторитет. Путь к Богу лежит не через познание мира, а через религиозную веру. Поэтому античный мир был внутренне готов к восприятию христианства.

    Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир - его творением. Но начала зарождаться эта философия еще в Римской им­перии в I -V вв. н. э., поэтому временные характеристики у нее иные, чем в учебниках истории.

    Средневековая философия имела два источника своего формирования. Первый из них - античная философия, а второй - Священное писание. Церковь была в те времена монополистом в области культуры и образования. Большинство философов этого времени - священники.

    Этапы развития средневековой философии

    Средневековую философию можно условно разделить на 4 основных этапа: апостольский, патристика, схоластика и философия Возрождения, которое мы, по примеру голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872-1945) относим к «осени Средневековья».

    Этапы развития средневековой философии

    Исторический
    период


    Основной философский интерес


    Апостольский

    I - середина II вв.

    Разработка и освоение идей Евангелия и Посланий апостолов.

    Патристика

    Тертуллиан Карфагенский

    (160 - 220)

    Августин Блаженный

    (354 - 430)

    Боэций (480-524)

    Середина II-VIII вв.

    Философствование в вере (Августин)

    Монотеизм Теоцентризм

    Креационизм Вера в Бога

    Любовь к Богу Надежда на спасение

    Добрая воля

    Схоластика

    Альберт Великий (1193 - 1280),

    Фома Аквинский (1225-1274),

    Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109),

    Пьер Абеляр (1079 - 1142),

    Уиль­ям Оккам (1285 - 1349).

    IX - XIV вв.

    Гармонизация веры и разума

    (Фома Аквинский)

    Совесть

    Духовность человека

    Символизм

    Философия Возрождения

    Николай Кузанский (1401-1464)

    Марсилио Фичино (1433 - 1499)

    Николай Коперник (1473 - 1543)

    Джордано Бруно (1548 - 1600)

    XIV - XVI вв.

    Антропоцентризм

    Пантеизм

    Гуманизм

    Антисхоластика

    Апостольский - начальный период распространения христианства, связан с деятельностью учеников Иисуса Христа - святых апостолов.

    Патристика (от лат. pater - отец) представляет собой ранний этап развития христианства. Основные идеи патристики:

    • Люби Бога, и тогда делай, что хочешь.

    • Сущностью личности является воля.

    • Свобода - черта воли, а не разума.

    Наиболее авторитетным представителем этого направления средневековой философии был Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430). Основные положенияего философии:

    • жизнь общества - это борьба двух царств - Земного (грешного) и Божественного;

    • Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

    • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

    • смысл жизни - быть праведником и после смерти в награду от Бога получить за­гробную жизнь.

    Схоластика - более развитый этап средневековой философии. Название происходит (от от лат. schola - школа), т. к данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину. Цель схоластики - философски обос­новать христианское религиозное учение.

    Основные идеи схоластики:

    • Вера управляет разумом, а разум укрепляет веру.

    • Философия - служанка богословия.

    • Свобода - это разумная воля человека в его движении к Богу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта