философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Скачать 1.96 Mb.
|
Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания Краткое содержание: Теория познания. Понятие познания. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания. Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания. Теория познания «Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существенных вопросов, поставленных И. Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология. Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности. Иногда теорию познания называют эпистемологией (от греч. episteme - знание, наука). В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот». Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и источников наших знаний: что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы методы познания мира? Что такое познание? Вся история человечества - ускоряющийся процесс развития, расширения и уточнения знаний - от способов обработки каменных орудий и добывания огня до современных информационных технологий. Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). Вот почему проблемы теории познания приобретают особую актуальность. В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание - это активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом познания (тем, кто познает) является человек или общество в целом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть. Субъект - тот, кто изучает. Объект - что или кого изучают. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом. Для философа объектом познания является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями (языком, обществом, природой). От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом - его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море и т.д Структура познания. В гносеологии выделяют два уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный. Чувственным называют познание, которое опирается на результат деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление. Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус яблока, его цвет, запах и т.д. Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Восприятие - это форма чувственного познания, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Наше восприятие яблока включает в себя его цвет, вкус и запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а деятельность нескольких или даже всех основных чувств. Представлением называется чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Так, если мы когда-либо видели яблоко, мы можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не воздействует на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Одного только чувственного познания явно недостаточно. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального познания, т.е. познания, опирающегося на разум. К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме.Понятие - это обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Например, понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо определенного стола. Суждение - отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения называются посылками, а заключительное суждение - выводом. Типичный пример умозаключения: Посылка 1: Все металлы электропроводны. Посылка 2: Медь - металл. Вывод: Медь проводит электрический ток. Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. И.Кантввелв философию традицию различения рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды познания. Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Религиозное познание – это мышление при помощи неопровержимых догм, основанных на вере в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области исследования. Оно требует строгих доказательств, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука принимает некоторые элементы опыта, а житейский опыт в современности учитывает многие данные науки. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти концепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догматики. Познаваем ли мир? Исходным для теории познания является вопрос «Познаваем ли мир?» Мы уже рассматривали эту проблему при изучении основного вопроса философии и учения скептиков. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют две философские позиции - пессимистическую и оптимистическую. Пессимистическая позиция формируется в античной философии и в законченном виде отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальнейшем подобные сомнения выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принципе не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Более сильный вариант пессимизма – агностицизм, вовсе отрицающий познаваемость объективного мира. С обоснованием этой позиции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Ярким примером агностицизма является философия И. Канта, согласно которому действительный мир (или мир «вещей-в-себе») непознаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом. Однако большая часть философов настроена более оптимистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже проникает в ее тайны. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом. Истина, ложь, заблуждение Критерии истины в различных философских концепциях.
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion - мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного. Сенсуалисты (П. Гольбах, Л. Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) считали, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием истины становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод требует четких доказательств. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерентной концепции (О. Нейрат, К. Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2x2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. Сторонники прагматизма (У. Джеймс, Р. Рорти) считают критерием истинности эффективность знаний. Истинное знание - это знание, которое позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. В марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) критерием истины выступает практика (от греч. praktikos - деятельный, активный). Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истинным. Для сторонников конвенционализма (А. Пуанкаре, М. Полани) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Так, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых. Известны и альтернативные трактовки истины. Так, в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины. Абсолютная и относительная истина Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-та часть истины абсолютной. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсолютна, - к догматизму. Ложь и заблуждение Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением. Методология научного познания Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Первая ступень познавательного процесса - определение того, что мы не знаем. Важно четко определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema - задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis - предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria - наблюдение, исследование). Теория - система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория. При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она характеризуется фактами и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используются определенные способы и процедуры. Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos - путь к цели). Научный метод - это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. «Метод - это светильник в руках путника, идущего в темноте» - утверждал Ф.Бэкон. Методология - более широкое понятие и оно может быть определено как: 1) совокупность применяемых в данной науке методов; 2) общее учение о методе. Методологией подробно занимается философия (что проявляется в ее методологической функции). Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой - ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов: наблюдение - целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение - выявление сходства или различия объектов или их признаков. В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания - выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода: анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному; индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы - это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приемов. Предельно общими методами-подходами являются методы философские: метафизический - рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами; диалектический - раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой(например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязанных методов - эклектикой. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Познание - это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Субъект познания - источник активности, действующее лицо (человек или общество). Объект познания - пассивная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность (бытие в целом или его часть). В гносеологии выделяют два основных уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление, к формам рационального - понятие, суждение и умозаключение. К основным видам познания относятся обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское. Философское познание направлено на получение целостного и обобщенного знания о действительности. Научное познание есть движение от незнания к знанию - от проблемы и гипотезы через метод к теории. В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувственный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой знаний; эффективность; опыт; общее согласие. Абсолютная истина - это полное, а относительная истина - неполное знание о действительности. Достижение абсолютной истины невозможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Дайте определение познания. В чем проявляется активный характер познания? Назовите основные характеристики субъекта и объекта познания, понятий «объективность» и «субъективность». Назовите основные характеристики различных взглядов на познаваемость мира. Перечислите формы чувственного и рационального познания. Приведите примеры для каждой из форм. Назовите основные характеристики различных видов познания. В чем специфика философского познания мира? Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки. Назовите виды истины, дайте их характеристику. Дайте определения понятиям проблема, гипотеза, метод, теория. Назовите основные научные методы познания, определите их место в предложенной классификации (эмпирические, теоретические) и дайте краткую характеристику. Раздел III. Основные ценности человеческого бытия. В результате изучения раздела «Основные ценности человеческого бытия» обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - анализировать современные философские и научные представления о природе человека; - вырабатывать самостоятельное отношение к таким ценностям человеческого бытия, как свобода, творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть, смысл жизни. В результате изучения раздела «Основные ценности человеческого бытия» обучающийся должен знать: - об условиях формирования личности, свободе и ответственности человека; - об основных проблемах, связанных с изучением человека: его происхождении, его основных отношениях, основных ценностях его бытия; |