Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая эпоха философии Что такое человек

  • Средние века

  • Как Человек возник на Земле

  • Религиозная версия.

  • Эволюционная теория.

  • Человек как единство духа и тела

  • Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе

  • К другим.

  • К культуре

  • Почему все люди разные Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я»

  • Внешнее «Я»

  • Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

  • КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Раздел философии, в котором изучается происхождение, сущность и предназначение человека называется философской антропологией .

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Тема 3.2 Философская антропология. Личность и условия ее формирования

    Краткое содержание:Предмет философской антропологии. История развития философского понимания происхождения и сущности человека. Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория. Эволюционная теория. Трудовая теория. Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка человека. От индивида к личности. Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе? Почему все люди разные? Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

    Предмет философской антропологии

    Проблема человека - одна из самых важных для всей философии, так как философия выражает отношение человека к миру. Естественные науки (физика, химия, математика) дают результаты, не зависящие от личности и сознания человека. Но ведь философия базируется также и на истории, психологии, социологии и других науках о человеке. Если убрать из философии все, что касается человека, то и самой философии не останется. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более. Вот поэтому тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией.

    История развития философского понимания происхождения и сущности человека

    Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. В преданиях, сказаниях, мифах возникли первые представления о человеке. Краткие сведения о их дальнейшем развитии приведены в таблице:

    Философия о человеке

    Историческая эпоха

    философии

    Что такое человек?

    Античность

    Микрокосм (Душа + тело )

    Душа есть проявление идеи (Платон)

    Душа - это форма человека (Аристотель)

    Средние

    века

    Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.

    Новое время

    Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Д.Локк, И.Кант, Г.Гегель).

    Проявление общественных отношений (К.Маркс).

    Существо волевое и страстное (Ф.Ницше).

    XX век

    Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (З.Фрейд)

    Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Э.Гуссерль и другие феноменологи).

    Существо, стремя­щееся к пониманию мира с помощью языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (М.Хайдеггер и другие экзистенциалисты и герменевты).

    Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Л. Витгенштейн и другие философы-аналитики).

    Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лиотар и дру­гие постмодернисты).

    Как Человек возник на Земле?

    Это загадка, которая до сих пор не разгадана до конца. На сегодня существуют три основные теории происхождения человека.

    1. Религиозная версия. Человек сотворен Богом.

    2. Космическая теория. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне.

    3. Эволюционная теория. В соответствии с учением Ч.Дарвина(1809-1882), считается, что человек произошел от обезьяны. Широкое распространение получила развивающая дарвинизм трудовая теория происхождения человека. Ее сторонники считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука человека становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, согласно Ф.Энгельсу(1820-1895), орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и многие другие моменты становления и существования человека.

    Человек как единство духа и тела

    При философском исследовании человека нельзя обойти стороной и так называемую биосоциальную проблему. Она является весьма сложной для науки и имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека.

    Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, "культурного" и "дикого" в человеке.

    • Под биологическим в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела и происходящие в нем физиологические процессы.

    • Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, т. е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться и страдать, язык человека. Важной составляющей социальных качеств человека является его отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе взятое и составляет социальные силы человека.

    Как же соотносятся в человеке его социальная и биологическая стороны? В решении этого вопроса наиболее распространены три позиции.

    Первый подход - это биологизаторская трактовка человека (З. Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Поэтому человек якобы изначально является пленником природы, а общество с его нормами культуры - это его постоянный враг и угнетатель.

    Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Т. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового" человека в грядущем коммунистическом обществе.

    Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать названные выше крайности. Эта позиция представлена в работах современных отечественных ученых (Н. П. Дубинин, И. Т. Фролов). Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.

    В XXI в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессовых заболеваний и т. д. В результате происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание.

    Отиндивидакличности

    В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.

    Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) – это любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлека­ются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных со­циологических подсчетах, экономических теориях, рассуждени­ях о биологических особенностях человеческого организма и т.д. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, а также в массовом об­ществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются «никами», пинкодами карт (или тюремными номерами - для наруша­ющих общие правила).

    Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность». Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.

    Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уров­не. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым соче­танием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психиче­ского склада. Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особен­ности, формируя в итоге самобытную и неповторимую инди­видуальность каждого человека.

    Личность - это индивид, рассматриваемый в аспекте его со­циальных качеств. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

    Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют личность.

    Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). По­степенно он усваивает основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «общество в миниатюре».

    Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубин­ного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, само­стоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богат­ство его духовного мира.

    К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого. Философ созерцает окружающий мир и размышляет о его общих законах. Его цель - истина, а ору­дие - мудрость. В древние времена именно мудрость определя­ла пути развития человечества, а мудрецы почитались как по­сланцы богов. Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно вы­ражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».

    «Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же ото­шли от «обычного человека из серой массы», насколько сам че­ловек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типо­логию личностей не следует рассматривать только в профессиональном смысле. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «ху­дожник» - не только Леонардо да Винчи или Лев Толстой, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отка­завшийся от эгоизма ради любви к ближнему.

    Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе?

    • К самому себе. Человек един, но не однороден, не одномерен. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объеди­нено каждой конкретной личностью.

    • К другим. Человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения. Не общаясь с другими людьми, человеком стать нельзя.

    • К обществу. Человек есть соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

    • К культуре. Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

    • К природе. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

    Почему все люди разные? Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я»

    Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разны­ми, неповторимыми и уникальными?

    Первое: особенности психического склада - темперамент, ско­рость психических реакций, сообразительность - все это дается чело­веку по наследству.

    Второе: у каждого свой опыт детства и свои воспоминания о детстве, каждому по-своему открывал­ся мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.

    Третье: особенности индивидуальной биографии - каждый живет своей жизнью, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, со­вершенно не похоже на жизнь других людей.

    Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого чело­века в жизни одновременно несколько ролей. Например, студент нашего колледжа, ко­гда он разговаривает с преподавателями, особенно с директором, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим. Третьим человеком он становится, возвращаясь домой и разговаривая с родителями. Это не значит, что он каждый раз притворяется: у человека много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый уникальный комплекс личности..

    Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в по­нятии «Я». «Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он на­чинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти - двенадцати годам складывается образ «Я», т.е. образ самого себя, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя.

    Можно сказать, что у человека два «Я» - внешнее и внутреннее. Внешнее «Я» знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее «Я» - это совокуп­ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

    Внутреннее «Я» - это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рас­сказать другому, передать в виде слов или знаков. Рене Декарт говорил, что «тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселен­ную». Но попробуй, расскажи! Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония - это рассказ художника о себе. Внутреннее «Я» и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

    Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

    Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение. Видимо, человека окончательно и однозначно определить нельзя: слишком он многогранен в делах и помыслах и ни под одно определение не подходит..

    Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» сви­детельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой при­роды, а об ее исключительном месте среди других предметов и явлений окружающего мира.

    Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет по повадкам волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не сводим ни к климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, при­спосабливается к любой пище.

    Че­ловек всегда пытается стать кем-то - бухгалтером, художником, программистом и т.д. Но постигнув все тонкости своей про­фессии, начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой - человеком. Несводимость означает: такого человека, как я, - с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами - больше в мире нет. И это может сказать о себе каждый человек.

    Невыразимость. Объяснить нечто можно лишь через другое: свет через длину вол­ны, звук через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку человек не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, - то объяснить, вы­разить его через другое невозможно, только через самого себя. Познать себя советовал еще Сократ. Познание самих себя составляет основное содержание человеческой культуры.

    Неповторимость. Каждый человек уникален и неповторим. Каждый может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувство­вал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Все­ленную, как переживания Шекспира или Пушкина, без моих пережива­ний мир был бы беднее, был бы незавершенным». И будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не робот, по-своему любит, чувствует, переживает и надеется.

    Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть такое дело, которое за него никто не сделает. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую пози­цию. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет.

    Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его от­ношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Мы зави­сим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Если я выбрал свой путь - никакие препятствия меня не остановят.

    Итак, человек - это великая тайна и для других, и для самого себя. С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Раздел философии, в котором изучается происхождение, сущность и предназначение человека называется философской антропологией. Существуют религиозная версия, а также космическая и эволюционная (дарвинизм)теории происхождения человека. Широкое распространение получила развивающая дарвинизм трудовая теория происхождения человека и общества. В решении биосоциальной проблемы выделяют биологизаторскую и социологизаторскую трактовки, а также избегающий их крайности третий подход.

    Под индивидом понимается любой представитель человеческого ро­да независимо от его уникальных качеств. Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отлича­ющих одного человека от другого. Личность - уникальный человек, взятый в аспекте его социальных качеств. Личность обычно рассматривается в ролевом аспекте как система социальных ролей или в сущностном аспекте - как духовное богатство и неповторимость человека.

    Внешнее «Я» - это совокуп­ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее «Я» - это скрытое глубоко в душе ядро личности. Обисключительном месте человека среди других предметов и явлений окружающего мира свидетельствуют такие его фундаментальные характеристики, как несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? .

    2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

    3. В чем заключается философская проблема «Я»?

    4. Почему философские характеристики человека называют фундаментальными?

    5. Какие категории жизненного мира человека Вы бы отнесли к наиболее значимым в вашей жизни на данный ее период?

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта