Главная страница

философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


Скачать 1.96 Mb.
НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Анкорфилософия
Дата18.11.2022
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
ТипУчебное пособие
#795692
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Тема 4.1. Философия и культура

Краткое содержание: Что такое культура? Материальная и духовная культура. Что такое цивилизация? Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура.

Что такое культура?

Слово культура - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению. В самом общем виде можно определить так: культура - это все то, что создано человеком и не является природным.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем человеческом состоянии.

Материальная и духовная культура

Существует множество различных видов культуры (политическая, эстетическая, экологическая, научная, религиозная и т.д.), отражающие многообразие форм общественной деятельности человека.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся средства труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это вещи, процессы, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, владение логикой мышления и богатством языка, религия. Духовная культура отражается в книгах, картинах, кино и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с человеческим разумом.

Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Не только человек создает культуру, но и культура создает человека. Особенность культуры заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий.

Что такое цивилизация?

С культурой очень тесно переплетается понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина). В современном понимании цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизация определяет характер и направленность существования людей. Ритуалы, обряды, совместные коллективные действа, игры, запреты, нарушение которых жестко каралось,- таковы первичные формы закрепления общественных норм. Гарантом их сохранения и исполнения являлась религия, она придавала особый облик цивилизации. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему хранения и передачи социального опыта. Такими средствами являлись показ, пример, ритуал, обычай. Но главенствующая роль принадлежала языку, как специфическому средству передачи информации и управления человеческим поведением. В качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть.

Как соотносятся культура и цивилизация?

До сих пор не разрешен философский спор о соотношении культуры и цивилизации как понятий. Существуют три основных подхода.

В первом случае культура является частью цивилизации. Цивилизация - это человечество во всем его богатстве. Культура - это лучшие достижения цивилизации, самое совершенное в ней. Шум оркестра - это еще не культура, хотя уже ци­вилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем П.Чайковского и Л.Бетховена, читаем А.Пушкина, созерцаем иконы А.Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой.

Во втором случае цивилизация - внешняя часть культуры

Первым, кто ввел отличие культуры от цивилизации, был И. Кант. Последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил Освальд Шпенглер (1880 - 1936). В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Русские философы-славянофилы говорили о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Культура

Цивилизация

Носит ценностный характер

Прагматична (ориентируется на критерий пользы)

Органична, функционирует как живое целое.

Механистична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)

Культура аристократична (шедевры - творения гения)

Демократична (культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)

Существует в вечности, (ценность культурных произведений со временем не уменьшается, а, как правило, растет)

Руководствуется критерием прогресса: последнее по времени наиболее ценно.




В третьем случаекультура и цивилизация - одно и то же. Так считал английский философом и историк Арнольд Тойнби (1889 -1975). Он предложил классификацию и выделил 37 цивилизаций Старого и Нового света, том числе: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий - культура.

Культура и цивилизация имеют общие и различные черты. Общее в них то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует совершенную личность, а цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Между культурой и цивилизацией нет прямой зависимости. Нередко страны, в которых цивилизация была развита незначительно, вносили огромный вклад в общечеловеческую культуру. Например, древнегреческая культура была явно духовнее более поздней Римской империи, хотя в отношении цивилизации Афины уступали Риму. Россия в XIX в. была малоцивилизованной страной, но русская литература этого века - великое культурное достижение.

Массовая культура и контркультура

Как всякое совершенное достижение, культура недоступна всем в равной степени. Чем выше уровень куль­туры, тем меньше членов общества, ее по­нимающих. Чтобы стоять на уровне современных культурных достижений, надо очень много работать над собой. Значительная часть людей слишком утруждать себя не хочет, а недостаток культуры их при этом совсем не печалит.Потому что существует массовая культура, т.е. часть культуры, доступная большинству членов общества, значительно упрощенная и обедненная в плане ценностных ориентиров.

Современный человек находится во власти идеологических мифов, которые постоянно внедряются в его сознание в основном с помощью электронных средств массовой информации. Тем более, что у массовой культуры есть и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, нужно просто уметь правильно нажимать на кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Главное, чтобы при этом человек не разучился думать. А его культурные запросы состояли не только в телевизионных сериалах, зарплате побольше и водке подешевле.

Совокупность взглядов, идей и поступков, которые противоречат общепризнанным культурным ценностям, называется контркультурой. Контркультурные движения всегда были необходимым элементом любой культуры, т.к. будоражили общество, мешали застою, приводили к появлению новых идеалов для все большего и большего количества людей. В XX веке и в наши дни такие движения приобрели массовый характер в ответ на недовольство стандартами и нормами современной массовой культуры: разрушением природы, культом материального благополучия, кризисом образования и воспитания и др.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Культура - это все то, что создано человеком и не является природным. К материальной культуре относятся средства труда, вещи и процессы, которые служат человеку. К духовной культуре относятся наука, образование, искусство, религия и другие богатства человеческого духа и разума.

Цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе социальных норм. Существуют три основных подхода к вопросу о соотношении культуры и цивилизации: в первом случае культура - часть цивилизации, во втором цивилизация - внешняя часть культуры, а в третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Общее у культуры и цивилизации то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует личность, а цивилизация формирует законопослушного гражданина. Массовая культура - это упрощенная и обедненная часть культуры, доступная большинству членов общества. В наши дни в ответ на недовольство нормами массовой культуры приобрели массовый характер контркультурные движения
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Что значит быть культурным человеком?

  2. Что общего и в чем заключаются различия между культурой и цивилизацией?

  3. В чем сущность массовой культуры?

  4. В чем смысл кризиса в культуре?

  5. Какова философская проблема взаимоотношений культуры и цивилизации?

  6. Близки ли Вам какие-либо контркультурные движения и почему?

Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира

Краткое содержание: Определение науки и ее функции. Критерии научности. Эволюция научного знания. Древневосточная преднаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира. Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Лженаука. Понятие техники. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.

Определение науки и ее функции. Критерии научности

Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно за­воевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Жизнь современного человека нельзя представить без транспорт­ных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных прибо­ров - окружения, концентрирующего в себе науч­ные достижения человечества. Основные проблемы современной философии науки можно сформу­лировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии нау­ки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника?

Наука - особый вид деятельности человека, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Функции науки:

  • Познавательная: изучает и объясняет явления реального мира;

  • Материально-преобразовательная: знания - основа построения материальных систем;

  • Аксиологическая: формирует научные ценности (главная из них - объективная истина);

  • Мировоззренческая: формирует научное мировоззрение;

  • Социально-политическая:оказывает влияние на общественно-политическую ситуацию.

Все функции науки объединены общим понятием знания. При этом научное знание понимается как высшая форма теоре­тического отображения мира. Это задает ряд требований, ограничений и ориентиров. Все они формулируются в виде принципов, назы­ваемых критериями научности. Ниже перечислены основные из них:

Объективность: точное ото­бражение реальности без индивидуальных предпочтений.

Однозначность: исключение всех неясных и противоречивых понятий и принципов.

Рациональность: логическая не­противоречивость без элементов мистики или религии.

Системность: упорядоченность и взаимо­связь знаний.

Универсализм: знания должны в анало­гичных условиях быть истинны и одинаковы.

Практическая применимость: даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, можно применить на практике (например, при разработке ком­пьютеров).

Проверяемость (верификация): если теория истинна, то ее можно проверить на опыте. Исключение – только аксиомы, не требующие доказательств.

Опровергаемость (фальсификация): теория отвер­гается, если ее выводы опровергаются фактическими данны­ми. Далее избирается новая теория, которая способна бо­лее адекватно объяснить все найденные несоответствия. От­сюда следует, что каждая научная теория потенциально опровергаема: все, что нельзя опровергнуть, наукой не является.

Критичность: посто­янный поиск ошибок в старых теориях и возникновение новых идей. Критика должна быть конструктивна: вестись с позиции теорий, более точно описывающих мир.

Прогрессизм: постоянный поиск нового знания. Движение к истине - процесс бесконечный.

Эволюция научного знания

В эволюции научного знания можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (ново­временной):

Подготовительный период

Нововременной период

восточная преднаука

знание античности

знание Средневековья

классическая наука

неклассическая наука

постнеклассическая наука

Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни - мореплавания, сельского хо­зяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Уже в Древнем мире были несомненные практические достиже­ния в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д.

Античное знание характеризует созерцатель­ность: практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирает­ся не на традицию, а на свободный поиск, важной становится доказательность. Античный космоцентризм пред­полагал взгляд на Вселенную как на единое целое. Классиче­ским пример систематизации наук - работы Ари­стотеля.

В Средние века творчество сменилось коммента­риями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церк­ви и отчасти Платона и Аристотеля).

Классическая наука формируется в Европе в Новое время, когда она полностью от­деляется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Развитие промышленности требовало строгих научных дан­ных, и в ответ на это формируется экспе­риментальное естествознание. Наука стала ведущей социокультурной ценностью. Идеалом науки становится точная механика, вершиной ее были труды И.Ньютона.

Неклассическая наука разрушает классическую схему, кри­тикуя ее прямолинейность и формальность. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввел в науку «принцип неопределенности», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнару­жила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука находится в процессе своего ста­новления. Ее появление во многом связывается с современны­ми информационными процессами, появлением глобальных се­тей, компьютеризацией исследований. Это ведет к все более узкой специализации и односторонности иссле­дований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисципли­нарными исследованиями. Объединенными усилиями идет поиск решения важных проблем современности - от экологиче­ских задач до вопросов духовного кризиса.

Сциентизм и антисциентизм

Возрастание роли науки в современном мире породили две противоположные позиции:

  • сциентизм - сторонники которого утверждают, что «наука превыше всего» и только с ее помощью можно решить все социальные проблемы.

  • антисциентизм - представители которого утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Ошибочно как абсолютизировать науку, так и недооценивать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки, ее возможности и границы.

Научная картина мира

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира.

Научная картина мира - это систематизированная, исторически полная модель природы и общества. Содержанием ее являются принципы и закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе. В каждый такой период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, которую позволяют достижения науки и практики.

Выделяют три четко и однозначно фиксируемых радикальных смены научной картины мира. Обычно их связывают с именами трех ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.



Аристотелевская (VI-IV вв. до нашей эры). Произошло отделение науки от других форм познания мира, созданы нормы и образцы научного знания. Наиболее полно это отражено в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения); отделил науки о природе от математики и метафизики.

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв.) Ее началом считается переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. Подведя своеобразный итог их исследованиям, И. Ньютон сформулировал базовые принципы новой механистической научной картины мира.

Эйнштейновскую революцию (рубеж XIX-XX вв.) обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Нужно учитывать сознание человека. Мир таков, каков есть, потому что человек глядит на него, и всякое изменение в человеке, в его взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание - невозможно.

Таким образом, современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит тупики, шокирует. Познанию нет границ, и в ближайшие годы, возможно, человек будет потрясен новыми открытиями и новыми идеями.

Развитие философии науки

Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У ее истоков стоит философия позити­визма (от лат. positivus - положительный), считавшая, что под­линное, положительное знание возможно только в рамках стро­гих наук. Представители «первого позитивизма» - Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) - полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки и рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви), исключаются из науки как бессмыс­ленные.

Второй этап развития позитивизма - эмпирио­критицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896) утверждали, что знание может быть только описательным, а понятия причинности, пространства, как и прочие объяснительные элементы, нужно удалить из науки как излишние. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощуще­ний», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) - как разные стороны этого комплекса.

В начале XX в. возникает неопозитивизма. Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др. сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подвергались строгому логико-математическому анализу. За ним следовала опытная проверка каждо­го факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным.

Все три этапа развития позитивизма значительно обогати­ли логический, математический и лингвистический аппарат научного знания, однако при этом за рамками их формальных описаний осталось осознание науки как исторической деятельности человека. Постпозитивизм попытался преодолеть этот недостаток. Представители постпозитивизма, во-первых, опираются на историю науки; во-вторых, отвергают представления о ли­нейном накоплении знаний; в-третьих, учитывают социаль­ные и культурные условия развития научного знания.

Так, Карл Поппер (1902-1994) полагал, что наука развивается путем кри­тического опровержения старых теорий и построения новых, более адекватных. Критерием научности становится не принцип верификации (проверяемости), а принцип фаль­сификации (опровергаемости).

Философ из США Томас Кун (1922-1996) считает, что основой науки является парадигма - сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей и образцов, которые являются общепринятыми в научном сообществе. Научная революция - это кардинальная смена парадигм.

Имре Лакатос (1922-1974) - автор близкой к парадигмам теории исследовательских программ, т.е. совокупности теорий, фундаментальных идей и принципов. Эти программы зада­ют направления исследований. Цель науки - не познание мира, а защита от посягательств на ее основы.

Американский философ Пол Фейерабенд (1924-1994) наиболее радикален. Если движущей силой науки являются критика и опровергаемость, то следует приветствовать все, что противоречит общепринятому мнению и догматизму, даже все абсурдное или ненаучное, включая религию, ма­гию, искусство и человеческие фантазии. Лозунг Фейерабенда, составляющий основу его принципа методологического анар­хизма, звучит как «все допустимо» («anything goes»). Наука не­способна привести человечество к счастью. Разработка оружия и экологический кризис гово­рят скорее об опасности науки. Свобода в обществе подразуме­вает отделение науки от государства.

Стивен Тулмин (р. 1922) смягчает радикализм постпозити­вистских идей, утверждая, что история науки - не революционный, а эволюционный процесс. Инновации - это мутации, а новые теории дложны адаптироваться в ин­теллектуальной среде, проходя жесткий естественный отбор критикой. Выживают не теории, соответствующие истине, а теории, наиболее полезные для сообщества, т.е. способные предсказать будущее, эффективные и удобные в ис­следованиях.

Развитие философии науки в ее позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило стро­гие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логиче­ской аргументации, указало на важность ясности и однозначно­сти языка науки. Тем не менее, философия науки - открытое направление исследований, ее развитие находится только в на­чале своего пути, а множество проблем науки как сложной сис­темы ждет своих исследователей.

Что такое лженаука?

Научное знание не свободно от ошибок. Исто­рия доказала неправомерность многих гипотез, которыми ра­нее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научно­сти, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в ее данных всегда содержится какая-то часть заблуж­дения, которая сокращается с развитием науки; она направле­на на поиск истины, а не на обладание ею. Именно в этом заложен основной критерий, отличающий науку от многочисленных подделок: лю­бая претензия на обладание единственной и абсолютной исти­ной является ненаучной.

Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры со­временности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготе­нии человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к сла­ве или деньгам, искреннее заблуждение, заказ.

Лже­наука - это фальсификация научных данных в политических, ре­лигиозных, экономических или личных целях. Лженаука использует в своих построениях научную терми­нологию, выступает от лица различных организаций и «акаде­мий», маскирует свою деятельность учеными степенями и зва­ниями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятель­ность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций, информационного и поли­тического заказа и т.д.

Философия техники

Понятие «техника» восходит к греческому слову «techne», первоначально обозначавшему «искусство, мастерст­во». Однако с прогрессом научного знания значение этого поня­тия распространялось на предметный мир. В понятие «техни­ка» были включены артефакты (т.е. искусственно созданные предметы), значительно расширившие возможности человека: орудия, машины, механизмы.

Современная философия понимает технику предельно ши­роко - как совокупность средств и орудий деятельности, прие­мов и умений, необходимых для производства и обслуживания.

Эволюция средств деятельности происходила в такой после­довательности:

  • природно-орудийная стадия, например использование камня как скребка или оружия;

  • орудийно-артефактная стадия - появление искусственных орудий (лопаты, плуга, колеса);

  • машинная стадия - создание ма­шин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания;

  • стадия автоматов и робототехники - создание сложных систем и механизмов;

  • информационная стадия - создание сложных компьютеров и информационных сетей.

Промышленная революция – т.е. переломная, решающая стадия в развитии техники произошла, когда техника начала опираться на строгое научное знание. Именно в это время появились ма­шины, выполнявшие функции человека в процессе производ­ства товара, а производительность труда резко увеличилась. С тех пор техника развивается в союзе с наукой, постоянно ус­ложняясь.

Взаимоотношение техники и человека является ведущим в сис­теме связей техники (с наукой, природой и т.д.). В эпоху Просвещения во взглядах на будущее значение тех­ники для человека господствовал оптимизм. Предполагалось, что она, заменив ручной труд машинным, сумеет освободить человека от тяжелой работы ради интеллектуального труда и многократно усилит его творческую мощь.Однако развитие машин и автоматики не привело к свободе и счастью человека. Возникают пессимистические концепции, согласно которым человек в техническом мире превращается в придаток машины, приобретает автоматизм поведения, теряет духовные черты, дегуманизируется. Здесь уже не человек управляет машиной, а машины определяют правила жизни в техническом мире.

Согласно нейтральному подходу, техника - всего лишь про­должение органов человека и может быть опасной или полез­ной не сама по себе, а только в зависимости от того, кто и как будет ее применять. Техника никогда не является целью - она только средство и не может оцениваться морально. Вся сложная система техники имеет значение только в рамка человеческих целей и потребностей.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Наука - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире. К критериям научности относят объективность, однозначность, ра­циональность, системность, универсализм, практическую примени­мость, проверяемость, опровергаемость, критичность, прогрессизм.

В эволюции научного знания можно выделить два основных перио­да - подготовительный, куда входят восточная преднаука, на­ука Античности и Средневековья, и нововременной, вклю­чающий классический, неклассический и постнеклассический этапы развития. Постнеклассическая наука, основан­а на информационных технологиях, и междисциплинарных исследованиях.

Существуют два взгляда на роль науки в современном мире: сциентизм и антисциентизм.

Научная картина мира - это систематизированная модель природы и общества. Выделяют три научные картины мира: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Общая теория науки формируется в конце XIX в. в философии позитивизма, призывавшей к строгости и однозначности научного знания. Позитивная философия прошла четыре этапа: первый позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Современный постпозитивизм рассматривает науку в ее развитии: он отвергает представления о линейном накоплении знаний, учитывает социальные и культурные условия развития научного знания.

Лженаука - фальсификация научных данных в политических, ре­лигиозных, экономических или личных целях. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций и спекуляций, информационного и поли­тического заказа и т.д.

Техника - это совокупность средств и орудий деятельности, прие­мов и умений. Существуют различные взгляды на отношения человек-техника - от оптимистичных до негативных. В XX-XXI веках превалирует пессими­стический подход, говорящий о дегуманизации и технизации человека.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Что такое наука? Как соотносятся наука и философия?

    2. В чем заключается смысл научной картины мира?

    3. Перечислите критерии научности. Какие из них являются наиболее важными для науки?

    4. Назовите основные этапы развития науки и дайте их общую харак­теристику.

    5. Перечислите основные этапы развития философии позитивизма. Как трактовались на каждом из этапов особенности и цели научного знания?

    6. В чем особенности постпозитивизма как современного течения философии науки? Назовите представителей этого течения и их основные идеи.

    7. Перечислите основные признаки лженаучного знания. Какие из них, по Вашему мнению, оказывают наиболее сильное влияние на общество?

    8. Назовите основные подходы к взаимоотношениям человека и тех­ники. Какой из них вы считаете правильным? Обоснуйте свою точку зрения.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта