философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Скачать 1.96 Mb.
|
Тема 2.3. Духовный мир (сознание). Краткое содержание: Философские интерпретации проблемы сознания. Свойства и формы сознания. Структура сознания. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум – мышление. Мышление и язык. Может ли машина мыслить? Философские интерпретации проблемы сознания Сознание - один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее сознание существует, оно обладает особым, психическим (или духовным) бытием. Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций - материалистической и идеалистической. Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и материя - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению). В материалистической традиции сознание - это свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир. На самом деле сознания нет, реально существует только материя. Всем живым организмам присуща способность к биологическому отражению, которое проявляется в трех формах: раздражимость - сворачивание цветов в сумерках, листьев в жару и т.д.; чувствительность - чувство холода, тепла, ощущение света, звука, боли и т.п.; психическое отражение - способность реагировать на сложные нестандартные ситуации. Сознание есть высокоразвитая форма психического отражения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В ходе развития естественных наук выяснилось, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоционально-чувственные элементы сознания, а левое - за логические. Было доказано влияние патологий мозга на поведение человека и т.д. В идеалистической трактовке понятие материи ставится под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Естественная наука, добившись успехов в изучении мозга, все еще далека от понимания того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Чувства невозможно описать с помощью химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причинно-следственных связей. Полемика материализма и идеализма - проблемное поле, но именно в этой полемике контуры сознания приобретут все большую резкость, а человек продвинется в решении задачи, поставленной на заре развития философии, - познания самого себя. Свойства и формы сознания. Общее представление о свойствах и формах сознания, сложившееся на настоящий момент представлено в таблице. «Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому - дети, воспитанные животными, или необученные слепоглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксируется). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное - включает в себя полезные элементы научного знания. Дадим характеристику основным свойствам и формам сознания:
Структура сознания Структуру сознания можно представить следующим образом: сектор I - ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств; сектор II - мышление, логические операции; сектор III- эмоции, чувства, переживания; сектор IV- высшие мотивы (ценности, воображение, творчество). Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент отвечает за сверхсознательное, нижний - за бессознательное. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм Понятие бессознательное ввел в философию австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Согласно его теории психоанализа, психика состоит из трех уровней:
По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В детстве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают, а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто проявляются в снах, юморе, оговорках. Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание - в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника кабинета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и желания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов. Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сексуальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество). Философия Фрейда оказала значительное влияние на европейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма. Последователями Зигмунда Фрейда развивался неофрейдизм. Здесь наиболее известен Альфред Адлер(1870-1937), выдвинувший идею о комплексе неполноценности, который может привести или к болезням и депрессиям, или к компенсации в виде всепоглощающего стремления к власти, успеху. Карл Густав Юнг(1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное бессознательное, которое содержит общие для всех людей образы - архетипы. Проявляются они не только в сновидениях, но и в «грезах» всего человечества - мифах, легендах, сказках. Расшифровав эти архетипы, можно, по мнению Юнга, понять историю человечества. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум - мышление Какие бы споры ни велись, сознание всегда понимается только как субъективная реальность, как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека. Что же касается механизмов работы сознания, то философию интересует в основном только умственная деятельность человека, а процессы, относящиеся к душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет психологии, нейрофизиологии и другим наукам. Умственная деятельность сознания характеризуется двумя компонентами: компонентом чувственных ощущений (внутренних, о себе и внешних, о мире) и компонентом смыслообразования (преобразованием ощущений в интеллектуальные абстракции). Переход от ощущений к смыслообразованию называется мышлением. Мышление - это способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме. Мышление создает знание, которое нельзя получить только средствами чувственного восприятия. Так происходит объективация сознания - превращение мышлением содержания сознания в объекты познания, с которыми мышление может работать (понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.). Объективация - перевод субъективного в объективное. Таким образом, мышление объективирует сознание в различные идеальные формы, а затем с помощью них создает идеи, не связанные с реальностью или абстрактные образы реальных объектов. Для этого необходимы здравый смысл, рассудок и разум. Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. В процессе эволюции в арсенале здравого смысла закрепляется лишь такое знание, которое достаточно адекватно отражает человеческую жизнь и соответствует формам его опыту.Следует подчеркнуть, что здравому смыслу с его "житейскими понятиями" (как их называл известный психолог Л.С.Выготский) никто не обучает специально и планомерно. Он осваивается всеми нормальными людьми в повседневной жизни и общении людей, в частности детей и взрослых, в действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати сказать, здравый смысл связан очень тесно.Подобно тому, как мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе первого (родного) языка, так и научным или другим специализированным знанием мы овладеваем на основе нашего "первого" знания - неспециализированного, более или менее применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого смысла. Но и усвоив большие запасы теоретического знания, мы остаемся субъектами обычной жизни, и в большинстве ситуаций используем здравый смысл как неизбежный и универсальный вид знания. Рассудок - это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и проверять на соответствие здравому смыслу. Рассудок работает только с готовыми понятиями, не преобразуя их во что-либо новое и не синтезируя между собой. А что тогда преобразует устойчивые понятия в новые и синтезирует их в систему знания? Это делает разум – т. е. способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его синтезу в различные системы знаний о мире. Рассудок и разум - это два уровня мышления, с помощью которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания. Мышление и язык Мысли должны быть объективно понятны кому-то еще, кроме самого мыслящего субъекта. Мало человеку что-то придумать, нужно еще другим это объяснить. Делается это с помощью языка. Язык - это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь) или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеми принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами мышления между ними.Язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) - это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления. Языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка. Например, можно любоваться красотой китайского иероглифа, но нельзя понять его смысл, не зная китайского языка. Элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Поэтому мы можем изучать труды Конфуция, не будучи китайцами. Следовательно, функции языка по объективации сознания таковы: 1) формулирование результатов мышления в понятных формах для хранения и обмена; 2) коммуникация мыслей и результатов мышления. Таким образом, язык и мышление - не одно и то же, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает ихуниверсальное понимание, хранение и коммуникацию. Может ли машина мыслить? В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы компьютеры, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал широко обсуждаться вопрос о том, возможен ли "искусственный интеллект". Сможет ли машина мыслить? Конечно, компьютер в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет полностью заменить человека. Во-первых, машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина не свойственно творчество, т. е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувстенно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она - во власти своего создателя. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Под сознанием понимаются разнообразные формы и проявления духовной (психической) реальности в жизни человека. В решении проблемы сознания до сих пор больше вопросов, чем ответов. Существуют две основные точки зрения на сознание: материализм считает его особым свойством материи, а идеализм - единственным достоверным бытием. Гораздо менее распространены дуализм и гилозоизм. Сознание вступает во взаимодействие с внешним миром с помощью мышления. Способность мышления создавать идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает идеи и абстрактные образы из набора готовых сведений, которые ему поставляет рассудок. Понимание, хранение и коммуникация мышления происходит с помощью языка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: В чем трудность решения проблемы сознания? Какая точка зрения на сознание вам ближе - материалистическая или идеалистическая? Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания? Как фрейдизм трактует феномен бессознательного? Согласны ли Вы с утверждением, что сознанием обладает только человек? Возможно ли создание искусственного интеллекта? |