Главная страница
Навигация по странице:

  • Немецкая классическая философия

  • Иммануил Кант

  • кате­горический императив

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель

  • три закона диалектики

  • Классический материализм

  • Карл Маркс

  • Основные положения диалектического материализма

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.


    Уникальность немецкой философиив том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

    • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

    • совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления - от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

    • открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

    В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

    • немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

    • материализм (середина и вторая половина XIX в.);

    • иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «филосо­фия жизни».

    Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

    В немецкой классической философии представлены три ведущих направления: объективный идеализм (Шеллинг, Гегель);субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

    Иммануил Кант (1724 -1804) - основоположник немецкой классической философии. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

    • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

    • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

    1. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи: солнечная система возникла из большого облака разреженных в космосе частиц материи. Все живое на Земле, в том числе и человек, - результат биологической эволюции.

    2. Критический период так названв связи с выходом в то время трех фундаментальных фило­софских произведенийКанта, принесших ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критикаспособности суждения».

    В книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма. Он выдвигает гипотезу, согласно которой главной причина трудностей при познании является не природа, а ограниченность человеческого ра­зума.

    Наряду с сознанием, которое Кант называет «чистым разумом», осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет«прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также критикует в другом произведении - «Критика практического разума».

    И. Кант сформулировал кате­горический императив - моральный закон, который имеет высший и безусловный характер: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Это значит: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Императив (лат. imperativus - повелительный)- это общее нравственное предписание.

    Третья книга критического периода «Критика спо­собности суждения» посвящена в основном проблемам эстетики. Помимо разума и рассудка Кант находит у человека третью способность - способность судить о прекрасном.

    3. Социально-политические взгляды И.Канта: он был сторонником демократии и правопорядка, как в отдельном обществе, так и в международных отношениях; выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе. К его важнейшим философским трудамотносятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права». Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

    1. Теория объективного идеализма. Стержневым понятием этой теории является абсолютная идея, которую Гегель называл Мировым духом, независимый от сознания и являющийся первопричиной всего материального мира. Носитель абсолютной идеи - Человек. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

    2. Диалектика как всеобщий философский метод.

    Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектики состоитв том, что:

    • все - Мировой дух, «конечный дух» (т.е. человек), предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

    • единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире.

    Гегель вывел три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

    Важнейший вывод Гегеля о бытии и сознании заключается в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

    Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в.

    Классический материализм XIX в. представлен марксизмом - комплексным учением, состоящим из трех частей: марксистской философии, политэкономии (экономического учения) и научного коммунизма (социально-политической теории). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

    Особенности марксистской философии:

        1. выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

        2. показала главную роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

        3. рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (эта теория является стержнем исторического материализма);

        4. дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

        5. выступала с атеистических позиций.

        6. осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

    В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с «головы на ноги».

    Основные положения диалектического материализма:

    основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); материя и бытие - одно и то же; сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; она находится в постоянном движении и развитии по законам диалектики;

    • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    • важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

    Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. Марксизм-ленинизм был официальной философией Советского Союза и имеет прочные позиции в современной России.

    Не только материалисты были не согласны с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

    Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

    Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860). Универсальным принципом своей философии он про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

    Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму философии жизни, ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

    Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воличеловека: «воля к жизни»; воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; имеющая первостепенное значение воля к власти. Каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я». Философия Ницше была предшественницей современных западных концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта