философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Скачать 1.96 Mb.
|
Тема 1.2 Древневосточная философия Краткое содержание: Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Буддизм. Философия Древнего Китая. Основные этапы развития китайской философии. Конфуцианство. Даосизм. Легизм. Философия Древней Индии В древнеиндийской цивилизации сформировалось несколько оригинальных и тщательно разработанных философских систем. Их фундаментом во многом являются «Веды»(в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с начала III тысячелетия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них: сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни; учение о реинкарнации, т.е. переселении души из тела в тело; карма- закон воздаяния; предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для этого душа может пройти много земных жизней.) ахимса- единство всех форм жизни на земле (человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда никому, отказ от убийства. Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет найден путь избавления от них. Соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории. Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий.
Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»: веданта(санскр.- «завершение «Вед»)предлагает тщательно изучать тексты «Вед», поскольку в них уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать непонятные места и выявлять скрытый в них смысл; йогадобавляет к этому систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, полное отрешение от боли и страданий; вайшешика (санскр. - «особенный») считает: для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие категории познания и бытия, правила логики, учение об атомах. ньяя (санскр. - «правило») близка вайшешике. Мир существует независимо от сознания, и без его правильного познания нельзя добиться освобождения человека от желаний и страстей Освобождение, мокша - это свобода от оков тела и чувств. миманса (санскр.- «размышление»), как и веданта, главное внимание уделяет защите и оправданию ведийских ритуалов, многие из которых становились с веками все непонятнее. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения от страданий. санкхья(санскр. - «перечисление») стоит на позициях дуализма. Основной идеей этой школы является противопоставление двух вечных начал: пракрити (материи) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Человек может избавиться от земных страданий, освободив пуруши от пракрити. Неортодоксальные школы предлагают более нетрадиционные способы освобождения от тягот и лишений жизни и обязательно связанного с этим страдания: локаята стоит на позициях материализма,отрицает законы кармы, сансары, жизнь после смерти. Со страданием может справиться лишь удовольствие. Смерть неизбежна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Чарвака - более поздняя разновидность этой школы. джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь избавления от тирании тела - аскетизм и ахимса; буддизм- наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (санскр. - «угасание») - блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий). Буддизм основал Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), названный Буддой (т.е. достигшим просветления). Согласно легенде, он был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Гаутама воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную процессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвятить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом приобретало все большее число сторонников, становилось все более и более популярным. Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване - ведет «восьмеричный путь». У этого пути есть несколько обязательных этапов: праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь - это страдание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если во всем и всегда следовать «восьмеричному пути»; праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от суеты окружающего мира и со всей строгостью следовать путем, предначертанным Буддой; праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов; праведное поведение есть неуклонное и беспрекословное подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголя и наркотиков»; праведное занятие - это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом; праведное усилие есть упорная и постоянная борьба с соблазнами; праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний; праведное сосредоточение есть духовное самопогружение. Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для земной жизни и постоянно сопутствующих ей нескончаемых человеческих страданий. Из знакомства с «восьмеричным путем», который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. Главное - указать путь для спасения человека и избавления его от страданий, а не размышлять о причинах и основаниях бытия. Таким образом, в древнеиндийской философии представлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения. Философия Древнего Китая Основные этапы развития китайской философии Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до нашей эры. На фоне накопленного к этому времени обществом опыта мифология, ранее претендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призвана была найти формирующаяся философия. Наиболее влиятельными национальными философскими учениями в Китае являлись даосизм, конфуцианство и легизм. Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Ли Эр (604 г. - VI вв. до н. э.), более известный под именем Лао Цзы («Старый Учитель»). Его cчитают автором книги «Даодэцзин» («Учение о Дао и Дэ», или «Книга о пути и силе»). Основными понятиями даосизма являются Дао и Дэ. Дао имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный закон существования мира; первоначало, от которого произошел весь мир, энергетически емкая пустота. Дао - естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически - не как жесткая предопределенность, а как вечное движение и изменение. Дэ - энергия, исходящая свыше, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир. В китайской философии все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). Для даосизма судьба - переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь-ян - круг, разделенный на две равные части, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человеком называют и мужчину, и женщину. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие. Основные идеидаосизма: все в мире взаимосвязано и развивается согласно Дао - естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, поэтому вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя пытаться управлять высшими законами природы (принцип у-вей); особа императора священна, только он имеет духовный контакт с богами и высшими силами; цель человека - гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе. Конфуцианство основал Кун Фу Цзы (551-479 до н.э.), считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом. В европейской традиции его имя звучит как Конфуций.Ученики Кун Фу Цзы, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). В этой работе изложены следующие основные идеи: человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание; древность - идеальная эпоха благородных людей. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций; традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все правила этикета («ли»), то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков; живым воплощением древних традиций являются родители и старшие люди. Представители конфуцианства выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям. согласно Кун Фу Цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - «жень»; исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути - превращение человека в средоточие всех добродетелей - благородного мужа. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как вести себя в обществе? Учение Конфуциядает такие ответы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным. Как управлять людьми? Большое внимание Конфуций уделяет вопросам, каким должен быть начальник (руководитель) и подчиненный. Руководитель долженобладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели («бадао»); обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: быть лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. До середины ХХ века оно было официальной идеологией Китая. Легизм (школа законников, или Фацзя) также являлся важным социальным учением Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти. Основные принципы легизма: человек обладает изначально злой природой, а движущая сила его поступков - личные интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм), подробно разработанные в китайской философии, стали весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической философии последних десятилетий. Идеи легизма также имеют много сторонников, в том числе и в современной России. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Основой древнеиндийской философии являются древние священные тексты - «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданием. Цель большинства философских школ - поиск пути избавления от страданий. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предлагающий практические предписания для достижения нирваны - блаженного состояния отрешенности от жизненных страданий. Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Цель даосизма - гармоничное слияние человека с природой,согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой. Цель философии конфуцианства - формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, заботящегося об окружающих, вежливого и знающего традиции. Цель легизма - создание сильного централизованного правового государства. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из этих школ. Укажите основные положения философии буддизма. Каковы основные положения даосизма? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение. Назовите основные идеи Кун Фу Цзы. Выделите наиболее важные. Актуальны ли философские идеи легизма для современной России? Тема 1.3. Философия Античности Краткое содержание: От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии. Этапы и периоды развития античной философии. Период становления античной философии: милетская школа, Пифагор, Гераклит, элеаты, атомисты (Демокрит, Левкипп). Классический период развития античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Ранний эллинизм: киренаики, киники, скептики, философия Эпикура, стоики. Поздний эллинизм (Римский период). Судьба античной философии. От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии Античная философия - это философия древних греков и их продолжателей, древних римлян. Это особый исторический тип философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества.Так же, как в Китае и Индии, греческая философия рождается в глубинах мифологического мировоззрения. Древние понятия постепенно приобретают характер философских категорий: Физис - природа, натура; Архе - первоначало, первопричина; Космос - Вселенная, порядок; Логос - слово, учение, закон, мировой Разум. Основной вопрос для мифологии: «Кто сотворил мир?» Философия ищет ответ на иной вопрос: «Из чего произошел мир?» Отказываясь от легенд и фантастики, философы убеждаются в способности человека самостоятельно понять причины и начала вещей - Архе. В греческой философии Космос - противоположность первобытного беспорядка - Хаоса. Вся античная философия космоцентрична- она представляет мир упорядоченным и потому доступным для научного изучения. Случайности и произвол - иллюзия: во всем содержится своя логика, все подчинено Логосу - неизменным и всеобщим законам, познать которые призвана философия. Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых: упадок мифологии, неспособной описать многообразие мира в свете нового опыта общества; расширение торговли и судоходства, благодаря чему греки познакомились с другими вариантами культуры, общественного устройства, достижениями восточной мысли; экономический рост, способствовавший появлению большого количества свободного времени, которое использовалось в том числе и для философских размышлений; демократичность социального устройства, способствовавшая свободной дискуссии, развитию аргументации, доказательности. Этапы и периоды развития античной философии Античная философия прошла в своем развитии четыре основных этапа:
Период становления античной философии Первые, досократовские философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в древнегреческих полисах (городах). Ответы искали путем объяснения природных явлений, поэтому такая философия позднее была названа натурфилософией (от лат. natura - «природа»). К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: 1.Милетская школа (школа «физиков) существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия крупного полиса в Малой Азии, Милета. Философы милетской школы: занимались не только философией, но и другими науками; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); выступали с материалистических позиций; искали первоначало окружающего мира. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.): первоначалом всего сущего считал воду. Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - первовещество, из которого все возникло, все состоит и в которое все превратится. Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего о считал воздух. 2. Пифагорейцы - сторонники и последователи ученика Анаксимандра Пифагора (ок.570 - ок.500 гг. до н. э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего считали число (всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа). 3. Гераклит из Эфеса (544/540/535 - 483/480/475. гг. до н. э.): первоначалом всего существующего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей (самое важное открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Основатель европейской диалектики. 4.Элеаты - представители философской школы, существовавшей в VI -V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский. Элеаты считали все существующее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - главный представитель элейской школы. Впервые выдвинул философскую категорию «бытие». В противовес Гераклиту, утверждал, что движения нет, это просто иллюзия, порожденная нашими органами чувств. 6. Атомисты (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Демокритиз Абдеры (460 - около 370 до н.э.) признается основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»). Он считал, что весь материальный мир состоит из атомов и пустоты между ними; атомы находятся в вечном движении. Видным продолжателем атомизма был Эпикур (341 -270 гг. до н. э.). Классический период развития античной философии Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Софисты были не столько теоретиками, сколько педагогами, учвшими философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Выдающийся софист Протагор (V в. до н. э.) утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Свою правоту эти философы доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо - то, что доставляет человеку удовольствие, а зло - то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали проблемы поиска первоосновы мира и основное внимание уделялось человеку, особенно его психологии. Труды софистов стали предпосылкой к развитию этики Сократа, где главный вопрос - вопрос о том, как человеку следует жить. Сократ(469 - 399 гг. до н. э.) - выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.Онсовершил в философии коренной переворот, утверждая, что философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло совершается от незнания. Историческое значение деятельности Сократав том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». «Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; мегарская школа; элидо-эретрийская школа. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - основатель идеализма. Наш мир, согласно Платону, не является истинным - он только искаженная тень, отражение подлинного мира в подобии кривого зеркала. Истинный мир, который Платон называет миром идей, недоступен чувствам. Концепция любви Платона. У каждого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоитдобродетель. Душа состоит из трех частей. Высшая часть - разумная, которая и содержит истинное знание. Две остальные части - страстная и вожделеющая - низшие. Душа реализует себя в добродетеляхумеренности, мужества и, наконец,мудрости. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь. Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Многие считают, что платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платонвоспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования. Он выступал против сведения любви к сексуальной простоте, но саму чувственную любовь не отрицал.
Особую роль Платон уделил проблеме государства (в отличие от Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Главная идея общественного благоустройства - это идея справедливости. Те, кто достиг умеренности, должны быть крестьянами, ремесленниками, торговцами (купцами). Тем, кто достиг мужества, суждено стать стражами (воинами). И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть государственными деятелями. Государством должны управлять философы! Платонжелал построить идеальное государство. Жизнь показала, что эти идеи оказались во многом наивны. Но и сегодня политики всех развитых стран часто ставят на первое место именно идею справедливости. А это - идея Платона! В пригороде Афин была создана Академия - религиозно-философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э. и просуществовавшая более 900 лет (до 529 г. н. э.). Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Учение о материи и форме. Аристотель критикует учение Платона о «чистых идеях». Он выделяет в каждой отдельной вещи материю (субстрат) иформу. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Человек устроен сложнее: его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Философ выделяет три уровня души: растительная, животная и разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Животная душа выполняет функции растительной и, кроме того, дополняет организм функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Что важнее - материя или форма? Только благодаря форме статуя становится статуей, а не остается бронзовой заготовкой. Форма - главная причина бытия. А всего у бытия четыре причины: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие. Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть единство материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма - осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма - это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете. Логика. Аристотель - основатель логики. Он первым изложил логику в виде самостоятельной дисциплины, сформулировал ее законы, дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения). Антропология. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Человек - это высокоорганизованное животное; отличается от других животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить в коллективе. «Человек - общественное животное». Этика. Последней целью и последним благом является счастье. Счастье для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почет, успех или богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Аристотель - автор правила «золотой середины». Добродетелям можно и нужно учиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительностью и скупостью и т.д. |