Главная страница

философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


Скачать 1.96 Mb.
НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Анкорфилософия
Дата18.11.2022
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
ТипУчебное пособие
#795692
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Основные направления современной философии


Главное философское направление

Главный философский интерес

Феноменология

«Работа» сознания с феноменами

Герменевтика

Бытие человека в мире, поиск сущего

Неопозитивизм

Постпозитивизм

Аналитическая философия

Логический анализ языка, научность

Экзистенциализм

Существование человека

Прагматизм

Практическая выгода

Структурализм. Постструктурализм.

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

Современная философия неоднородна. В Великобритании, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой главное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше, чем в других странах, сторонников постмодернизма. В России, Латинской Америке и других регионах мира достаточно много коммунистов, стоящих на позициях диалектического и исторического материализма.

Можно условно (очень условно!!!) выделить два направления современной философии: рационалистическое и иррационалистическое. К рационализму тяготеет аналитическая философия, все формы позитивизма, структурализм и прагматизм. Иррациональны по своей сути феноменология, герменевтика, экзистенциализм, постструктурализм и постмодернизм.

Позитивизм и аналитическая философия

Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-40-е гг. XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание. Более подробная информация содержится в материалах по теме 4.2. «Философия и научная картина мира»

Феноменологию создал Эдмунд Гуссерль (1859-1938).Философии, по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендентальный (выходящий за пределы опыта) мир «чистого» сознания, мир феноменов (все явления сознания, которые могут восприниматься). Речь идет не о реальном человеческом сознании, неразрывно связанном с внешним миром, а о «чистом» сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие.

Экзистенциализм - направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм начал зарож­даться еще в середине XIX в., а в 20-е - 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Огромное значение в формировании экзистенциализма принадлежит философии Серена Кьеркегора, неоценимый вклад внесли Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев, Мартин Хайдеггер (1889 - 1976). Выдающимися представителями экзистенциализма XX в.,собст­венно создавшими его, были также философы и писатели Карл Ясперс (1883 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия. М.Хайдеггер экзистенцией называл бытие, к которому человек сам себя относит; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой. Смысл жизни заключается не в успехах, неудачах, взаимоотношениях, богатстве и т.д., а в самом сущест­вовании человека.

Герменевтика - направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации (лат. interpretatio - «разъяснение, толкование, перевод»), понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по­нятым. Предметом исследования, как правило, является текст. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифров­кой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу современных философов - герменевтов можно отне­сти Фридриха Шлейермахера (1768 - 1834), Ганса Гадамера (1900-2002), Поля Рикера (1913-2005).

Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью поиск конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике(разрешать «проблематические ситуации»).Основателями прагматизма считаются американские фило­софы Чарльз Пирс (1839-1914) и Уильям Джемс (1842-1910). Особый вклад в дальнейшую раз­работку их учения внес Джон Дьюи (1859-1952).

Прагматизм получил наибольшее распространение в США, где предприимчивость, действие и успех ценятся превыше всего. Истиной объявляется все то, что приносит выгоду, служит действию, дает выход из конкретной ситуации. Цель философии, согласно прагматизму - помочь человеку двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.

Структурализм, постструктурализм, постмодернизм

Структурализм - это философский подход, в основе которого положена идея структуры. Структура - этоотносительно устойчивый способ организации системы, ее внутренних отношений. В философском отношении структурализм противостоит атомизму.

Допустим, атомист и структуралист дают ответ на вопросы: что такое человек и что такое общество? С точки зрения атомиста человек - атом общества, а общество - совокупность этих атомов. С точки зрения структуралиста следует начинать с рассуждений об обществе. Общество выступает как совокупность отношений между людьми; отдельный человек есть выражение, узел этих отношений. Не потому я русский, что народился таковым, а потому, что вовлечен в систему отношений, характерных для России. Выдающиеся представители: Фердинанд де Соссюр (1857-1913), Клод Леви-Стросс (1908-2009) и Жак Лакан (1901-1981).

Постструктурализм в 1960-х годах пришел на смену структурализму.В этом отношении решающее значение имели работы Мишеля Фуко(1926-1984). Когда появляются жесткие, малоизменяющиеся структуры, чаще всего они достойны рассеивания. Таков универсальный рецепт Фуко по борьбе с самыми различными формами тоталитаризма.

Постмодернизм - радикальное направление в иррациональной фи­лософии, описывающее переходное состояние современной культу­ры. Он является реакцией на структурализм и критикует идеи систем­ности и логичности. Жан Лиотар(1924-1998) считает, что во второй половине XX века благодаря информационным технологиям, возник новый тип культуры - постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн - это то, что наступило вслед за недавним. Для постмодерна наиболее важными представляются борьба с косностью и консерватизмом, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному. Видное место в новейшей французской философии занимает постмодернист Жак Деррида(1930 -2004), чье творчество часто обозначается термином деконструктивизм. Деррида стремится выразить динамику создания нового путем деконструкции (разрушения) старого.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон обосновал роль опыта в получении научного знания. Основатель рационализма Р. Декарт обосновал ведущую роль разума и мышления в познании. Философия Просвещения отстаивает идеи свободомыслия и социального равенства. И. Кант концентрировался на способностях человека познавать мир и обозначил высший нравственный закон - категорический им­ператив. Г. Гегель ввел в философию принцип развития, обосновав диалек­тический метод познания мира. К. Маркс делал упор на общественные отношения, полагая, что об­раз жизни человека зависит от производственных отношений.Основоположник иррационализмаАртур Шо­пенгауэр главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире, считал волю. Согласно «философии жизни» Ф. Ницше, жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать, подчиняясь страстям, желаниям, экстазу и особенно «воле к вла­сти».

Идеи современной философии и проти­воречивы и фрагментарны, что связано с переходным состоянием об­щества и культуры. Позитивизм и его разновидности выступают за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание. Аналитическая философия - это направление, ориентированное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. Феноменологию интересует мир «чистого сознания». Для экзистенциализма главным пред­метом изучения стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Герменевтика исследу­ет теорию и практику истолкования и разъяснения текстов. Прагматизм - направление в философии, анализирующее деятельность человека с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. Постмодернизм - радикальное направление в иррациональной фи­лософии, описывающее переходное состояние современной культу­ры. Он является реакцией на структурализм и критикует идеи систем­ности и логичности. Состояние постмодерна знаменует окончание эпохи глобальных проектов, идеологических лозунгов, пафосных идей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Каковы причины зарождения философии Нового времени?

  2. Какие основные направления в гносеологии сложились в период становления философии Нового времени? Назовите имена основателей этих направлений.

  3. Какой метод познания был разработан Ф.Бэконом?

  4. В какой стране Просвещение проявилось наиболее ярко? Обоснуйте свой ответ.

  5. Кто из философов является представителем немецкой классической философии?

  6. Какие периоды в творчестве И.Канта обычно выделяют историки философии?

  7. В чём заключается основной смысл диалектики согласно концепции Г. Гегеля?

  8. Каковы главные положения диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса?

  9. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – XXI веков?

  10. Назовите и охарактеризуйте основные направления философии современности.

Тема 1.6. Русская философия

Краткое содержание: Общая характеристика русской философии. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси).

Русская философия XVIII в.: М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев. Основные направления русской философии XIX в.: декабристская философия; философия западников и славянофилов; консервативная религиозная и монархическая философия; философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого; революционно-демократическая философия; либеральная философия: B.C. Соловьев.

Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв.: философия «золотого века» (религиозная философия, космизм); естественнонаучная философия; советская философия; философия русского зарубежья: Н.А. Бердяев, Питирим Сорокин.

Общая характеристика русской философии

1. Русская философия - феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

    • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    • специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

    • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    • большая роль проблем морали и нравственности;

    • конкретность;

    • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основные этапы развития русской философии:

    1. период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

    2. философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

    3. философия XVIII в.;

    4. философия XIX в.;

    5. русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются: Иларион Киевский(XIв.), Владимир Мономах (1053-1125), Климент Смолятич (начало XII века - после 1164 г.), Филипп Пустынник (XIв.).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский (1314 - 1392), , Максимилиан Грек (1475 - 1556), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский (1433 - 1508), Юрий Крижанич (около 1617-1683).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К философии эпохи петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича (1681 - 1736), В.Н. Татищева (1686-1750), А.Д. Кантемира (1708 - 1744). Основной направленностьюих философии были вопросы устройства императорской власти, ее божественности и нерушимости; войны и мира, познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу.

Основные направления русской философии XIX в.

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

1. Декабристская философия была представлена творчеством П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, И.Д. Якушкина, М.С. Лунина, В.К. Кюхельбекера и других.

Основная направленность философии декабристов - соци­ально-политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.

2. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений запад­ников и славянофилов.

Видными представителями западников являлись П.Я. Чаадаев, А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.По мнению западников, «уникального» исторического пути у России нет.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему образу жизни от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

3. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.Ф. Федоров (1829 - 1903) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии).

4. Представителями философского религиозного направления также были великие русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие. Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», обере­гающий человека от грехов.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем: религия должна стать простой и доступной для народа; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; государство - аппа­рат насилия, поэтому не имеет права на существование; в основе поведения человека должно быть непротивление злу.

5. Представители революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в. отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, но будущее государственного устройства России видели совершенно по-разному:

Н.Г. Чернышевский; видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники (Н.К. Михайловский, П.Л. Лав­ров, П.Н. Ткачев) ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм. Для этого подходят любые средства, даже терроризм.

Анархисты (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин) вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

Марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

6. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направ­ление.

Наиболее ярким его представителем являлся B.C. Соловьев (1853 - 1900).

Основными идеямиего философии были:

• идея гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

• идея нравственности (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

• идея Бога как выражения добра; идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Основные направления русской философии конца XIX -ХХ вв.

    • философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

    • естественнонаучная философия;

    • советская философия;

    • философия русского зарубежья.

У современной русской философии две основополагающие черты:

• влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);

• обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

1. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того пе­риода были C.H. Булгаков (1871 - 1944), П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении), С.Л. Франк (1877- 1950) и другие.

Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев (1837 - 1902), В.И. Вернадский(1863 - 1945), К.Э. Циолковский (1857 - 1935), А.Л. Чижевский(1897 - 1964).

2. Естественнонаучная философия представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и др..

Основными направлениями естественнонаучной философиибыли:

• материалистическое;

• социально-политическое.

3. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии, что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина (1870-1924), который развил марксистское учение с целью приспособить его к условиям России.

Наиболее яркий след, по мнению автора, в советской фи­лософии оставили:

А.А. Богданов (1873- 1928) - теория систем - «тектология»;

А.Ф. Лосев (1893- 1988) - проблемы человека, истории;

A.M. Деборин (1881-1963) - творческое понимание материализма;

Л. Н. Гумилев (1912 - 1992)- вопросы истории, этногенеза;

М. К. Мамардашвили (1930 -1990) - проблемы человека, морали, нравственности;

В.Ф. Асмус (1894 - 1975) - широкий круг исследований;

Ю.М. Лотман (1922- 1993), философия общества, истории.

4. Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти. По этой причине в эмиграции, возникло особое направление, полу­чившее название «философия русского зарубежья».

П. С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л.И. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки и права. Человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «ге­рой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева (1874-1948) носит многоаспект­ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Ос­новные положения его философии:

  • свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют осно­ву существования человека;

  • свобода человека подвергается угрозе извне со стороны общества и госу­дарства; задача человека - сохранить свою самобыт­ность;

  • ключевую роль в жизни человека играет также религия;

  • человек должен стремиться к Богу, но не должен пытаться заменить Бога самим собой;.

  • Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма, учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории стратификации и социальной мобильности.

Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) - страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность пере­хода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

На раннем этапе (IX-XVII вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени. Русская религиозная философия XIX в. отражает специфику и национальное своеобразие русского философствования. Особенностями религиозной философии является попытка целост­ного понимания мира, высокая роль морали и художественного твор­чества. Целью философии западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

Начало XX в. стало временем религиозно-философского ренессанса, возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственно­сти, национального самосознания. Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое целое. В первой половине XX в. марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России. Ряд идей философов, отстоявших свою свободу творчества, составил «золотой фонд» отечественной философии XX в.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.

  2. Что является главным предметом спора западников и славянофилов?

  3. Какова религиозно - философская сущность толстовства?

  4. Что такое космизм? В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX - XXI вв.?

  5. Каковы главные черты советской философии?

  6. Сформулируйте идеи крупнейших русских философов XX в.

Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания

В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, сознания и познания как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-пользоваться методами и приемами, с помощью которых человек познает окружающий мир.

В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основные проблемы онтологии и гносеологии (эпистемологии);

- утверждения современной философии и науки о природе и структуре сознания.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта