философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
Скачать 1.96 Mb.
|
Тема 4.3. Философия и основы религиозной картины мира Краткое содержание: Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Функции религии: мировоззренческая, консолидирующая, культурологическая и нравственно-воспитательная. Мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Соотношение философии и религии. Свобода религиозных убеждений и права человека. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного Религия (от лат. religio - связь) - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философы всегда проявляли особый интерес к религии, к проблемам ее возникновения и развития, значения и смысла, У. Джемс считал религиозные представления врожденными., а их источником - нечто сверхъестественное. З.Фрейд определил религию как коллективный невроз, в основе которого лежит вытеснение бессознательных влечений. Л.Фейербах считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия - это фантастическое отражение в головах людей высших сил, господствующих в их жизни. Богословы утверждают, что религия - результат общения с Богом. Структура и функции религии Структурно в религию входят три основных элемента: религиозное сознание - включающее веру в сверхъестественное, чувство зависимости от внешних сил и религиозную идеологию (теология, различные религиозно-философские учения и т.д.); религиозный культ (обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, посты, молитвы и т.д.); религиозные организации (церковь, секты). Функции религии: Мировоззренческая. Религия пришла на смену мифологическому мировоззрению и смогла дать свои ответы на вопросы, возникшие в древнем обществе: о происхождении Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; о причинах природных явлений; о смысле жизни. Консолидирующая (объединяет общество вокруг идей либо ради идей). Культурологическая (способствует распространению ультуры, влияет на культуру). Нравственно-воспитательная (утверждает в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга). Мировые религии Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во многих богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различают также племенные религии, национальные (например, синтоизм - в Японии, индуизм - в Индии и т.д.) и мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Мировые религии охватывают почти половину жителей Земли. В современной России живут последователи всех трех мировых религий. О буддизме - самой древней мировая религий, мы говорили при изучении темы 1.2 «Философия Древнего Востока». В России буддизм исповедуют в основном буряты, калмыки и тувинцы. Христианство возникло в I в. в Восточной части Римской империи. Сейчас христиане живут главным образом в европейских странах, в Северной и Южной Америке и Австралии. Основателем этой религии считается богочеловек Иисус Христос, проповедовавший свое учение и распятый за это на кресте в Палестине. Основной источник христианства - Библия. Она состоит из Ветхого Завета (общего для христианства и иудаизма) и Нового Завета, в котором говорится о земной жизни Иисуса, о его проповедях, чудесах, распятии и воскресении. Церковь считает все эти книги боговдохновенными, т.е. написанными людьми, но по внушению святого духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину. В 325 г. христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. На Руси православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Ислам - третья мировая религия, возникшая в Западной Аравии в VII в. и распространенная на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африки, Средней Азии и др. Основатель ислама - пророк Мухаммед (571 - 632), начинавший свою деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира совершают паломничество. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов современников, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий о поступках и изречениях пророка - Сунна. Основными направления в исламе - суннизм и шиизм. С течением времени образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсанимиты и др. На основе Корана был разработан Шариат - свод мусульманского права. Существует особый мусульманский календарь. На территории современной России ислам наиболее широко распространен среди татар, башкир и народов Северного Кавказа. Соотношение философии и религии Мы уже касались этой проблемы при изучении темы 1.1 «Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста». Основой любой религии является вера, поэтому рекомендуем еще раз вернуться к соответствующему разделу темы 3.3 «Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия», где говорится о вере. Особенностью религии является не вера вообще, а вера именно в Бога. Существование религиозных представлений о мироустройстве применительно к философии рождает проблему соотношения веры и знания; другими словами соотношения объективного, познаваемого мира и того, что находится за пределами познания, опыта. Еще одними моментом соотношения философии и религии, который мы рассмотрели при изучении темы 3.3, является проблема смысла жизни. Свобода религиозных убеждений и права человека Всякая религия на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни. Она оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей. Свобода религиозных убеждений - одно из основных и неотъемлемых прав человека. Поэтому необходимо с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил. Философы всегда проявляли особый интерес к религии, к проблемам ее возникновения и развития. Структурно в религию входят три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Основные функции религии - мировоззренческая, консолидирующая, культурологическая и нравственно-воспитательная. Религии разделяют по вере во многих богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различают также племенные, национальные и мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Необходимо с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Что такое религия? Какова структура религии? Как соотносятся между собой философия и религия? Дайте характеристику современных мировых религий. Какую роль играет религия в культуре? Тема 4.4. Социальная философия (философия общества) Краткое содержание:Что такое общество? Общество - народ - нация -государство. Движущие силы развития общества. Сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Направленность социального развития и проблема «конца истории».Развитие: прогресс и регресс. Структура и основания гражданского общества. Единство и многообразие развития общества. Историческое будущее России. Предмет социальной философии Понятие «общество» иногда заменяют на синоним латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Как мы уже знаем, социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от специальной науки об обществе - социологии, которая занимается изучением конкретных обществ). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят: определение основных факторов развития общества; проблемы системной и структурной организации общества; особенности социального бытия и социального познания; динамику социального развития; особенности функционирования гражданского общества. Что такое общество? Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Однако общество объединяет в себе не просто отдельных людей, оно объединяет их в составе народа, нации и государства. Народ - это все население, живущее в системе какого-либо общества. Нация - это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства. Государство - это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. Общество включает в себя не только нацию, народ и государство, но и все бесчисленные отношения, которые существуют как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях. Движущие силы развития общества В истории философии представлены различные варианты понимания движущих сил развития общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы, а второй - духовные. При материалистическом понимании подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) ведущим фактором образования и развития общества считал природу. В марксизме основным фактором развития общества считается экономика. Ряд учений XX - начала XXI в. ведущую роль отдает технике. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы. Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Мы уже при изучении темы 4.2. «Философия и научная картина мира» рассмотрели сциентизм, представители которого, например Огюст Конт(1798-1857), абсолютизируют роль науки в социальном развитии. Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти равно понятию «политический», а английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в «войну всех против всех», т.е. распадается на части. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдается какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу. Сферы общественной жизни Как и любая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупную, устойчивую, относительно самостоятельную подсистему человеческой деятельности. Выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Она делится на структуры. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру. Центральное место человека символично: это основной элемент социальной сферы общества. Экономическая сфера - область производства, обмена, потребления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару - производственные отношения(отношения собственности, распределения, потребления, обмена). Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни общества. Политическая сфера - одна из наиболее важных для социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Политика - это вид общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Схематично структура политической сферы включает в себя: 1)политические потребности и интересы; 2)политические институты и организации; 3)политическую деятельность;4)политические отношения; 5)политическое сознание. Духовная сфера - область идеальных, нематериальных образований .Структура духовной сферы жизни общества в общих чертах такова:1) религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; 2) мораль - система нравственных норм, оценок, поступков; 3) искусство - художественное освоение мира; 4) наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; 5) право - совокупность норм, поддерживаемых государством. Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д. Общественное бытие. Общественное сознание Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от человека и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, например природные условия жизни общества, такие, как климат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрезвычайно важная техническая реальность (станки, компьютеры, телевизоры и т.д.). Не менее объективны социальные отношения, такие, как отношения производственные: распределения, обмена, потребления и собственно самого производства. Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общественное сознание нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом.
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с одной стороны, общественное бытие влияет на сознание, практически формирует его, а с другой - сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние. Направленность социальногоразвития и проблема «конца истории» Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо проанализировать его динамику, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории(не путайте с историей философии). Развитие - это закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс(от лат. progressus -движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение назад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму - реформы, естественное политическое и экономическое развитие. История - это наука о человеческом прошлом. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О. Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. И чем смысл исторического развития человечества? Возможно, история закончится, когда люди достигнут идеала общественного устройства, т.е. общества всеобщего благоденствия. Эта мысль не бесспорна, можно говорить лишь о различных вариантах решения проблемы «конца истории». Согласно средневековой философии, история имеет конечный пункт - наступление Царства Божьего. Согласно Г.Гегелю, «конец истории» связан с устранением национальной розни. Русский эмигрант Александр Кожев (1902-1968, настоящая фамилия Кожевников) видит решение этой проблемы в устранении политических разногласий. Американский философ и политолог Френсис Фукуяма (р.1952) опубликовал в 1989 году статью “Конец истории”. По его мнению, после отказа СССР от марксисткой идеологии у человечества остался всего один путь - либеральный. Конец историческому движению полагается концом культурной обособленности. С победой либеральной демократии «Запад» побеждает и как тип культуры. Время показало, что выводы Ф. Фукуямы были слишком благодушны. Западное общество раздираемо противоречиями, и далеко не все люди планеты желают жить по указке США и его союзников. Всякий раз, когда провозглашается очередной «конец истории», очередная «окончательная победа» того или иного порядка, заявляют о себе тенденции и движения, доказывающие, что это пока еще не так. Гражданскоеобщество Гражданским обществомназывают сферу свободного самовыражения людей, защищенную от произвола государства. Это все негосударственные объединения и сообщества граждан, а также совокупность нравственных, религиозных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. Сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского общества.
В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. С социальной точки зрения, гражданское общество выступает какоткрытое общество, т.е. общество демократического типа, где граждане свободно изъявляют свою волю. С экономической точки зрения гражданское общество выступает в качестве общества «свободного рынка». Основа экономики - свобода выбора и неприкосновенность частной собственности. С точки зрения духовной, гражданское общество обнаруживается в структурах общественности. Граждане объединяются с единомышленниками, активно высказывают свое мнение по ряду важных проблем общества, спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. С точки зрения политической сферы, гражданское общество дополняется идеей правового государства, вкотором запрещаетсялюбой произвол власти в отношении личности. В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государство начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать деятельность средств массовой информации, общество постепенно становится закрытым, тоталитарным, а человек – совершенно бесправным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего над ним власть. |