Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое содержание

  • Свобода

  • Религиозная точка зрения.

  • Атеистическая точка зрения

  • Человеческая жизнь бессмысленна.

  • Человек сам находит смысл своей жизни.

  • КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия

    Краткое содержание: Счастье. Свобода Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни.

    Счастье - это ценностное понятие, обозначающее постоянное, полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные переживания доминируют над отрицательными. Его можно рассматривать с четырех позиций:

    1) Благосклонность судьбы, удача. 2) Состояние интенсивной радости. 3) Обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни. 4) Чувство удовлетворения жизнью.

    Ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребно­стей, ни власть не приносят настоящего счастья. Единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с са­мим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиро­творенность, когда жизнь проникнута понимани­ем ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружаю­щего мира, которые отражаются в душе человека.

    Свобода - это возможность личности мыслить и поступать не по принуждению, а согласно своим интересам и целям, при этом ответственно соотнося их с интересами и целями общества.

    О свободе людимечтали с незапамятных времен. Веками за нее боролись. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Свобода часто выступает как основ­ная моральная ценность буржуазного общества. Пока­зательна в этом смысле позиция французского фило­софа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был Н.А. Бердяев. Свобода как философская категория рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

    Прорыв в этой области наступил после появления в 1979 году книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для тех­нической цивилизации». Г.Йонас,безусловно, учел уроки М.Хайдеггера: существуя в мире, человек вынужден не только спрашивать, но и отвечать.То есть быть ответственным перед миром.

    Чтобы лучше понять соотношение свободы и ответственнос­ти, обратимся к проблемам техники. Физики, руковод­ствуясь идеалами свободного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена большая энергия. Она нахо­дится там в связанном состоянии, но ее можно из­влечь с помощью цепных ядерных реакций. Так воз­никла идея создания атомной бомбы. Политики США, преследуя «важные государственные цели», приказали летчикам сбро­сить бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. И реальная угроза ядерной катастрофы! И предсказания ряда современных футурологов, что при таком развитии событий человеческая цивилизация самоуничтожится к середине нашего века! Выход, впрочем, есть. Об этом подробнее поговорим при изучении темы 4.5 «Философия и глобальные проблемы человечества».

    Итак, свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность - это не отрицание свободы, а ее дополнение и условие реализации. У рабов не было свободы, так и ответственности от них ожидать было бы наивно и глупо!

    И все-таки большинству людей, особенно молодых, очень хочется понимать свободу как возможность делать все по своему выбору. Например, не ходить на занятие, а выспаться после затянувшейся допоздна вечеринки. Но есть риск не сдать потом экзамен. Приходится выбирать из двух зол наименьшее. Так в повседневной жизни люди сталкиваются с конкретными, реально существующими условиями, социально-экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не могут выбирать объективные условия своей деятельности, но зато они свободны в выборе средств достижения цели.

    Абсолютной свободы не бывает. Выбор любого, даже самого казалось бы свободного от мирской суеты человека ограничен. Чем? Хотя бы законами природы. Их нельзя изменить, но расширить выбор, в принципе, возможно. С помощью разума. Например, не дано человеку природой умение летать, но он изобрел самолет.

    Значит, свобода не может быть аб­солютной, она не отменяет объективных законов природы, а лишь определяет возможности их использования и преобразования окружающей среды в интересах человека и общества. С обязательным учетом последствий этих преобразований! Незнание или пренебрежение ими может привести к необратимым послед­ствиям: деградации человечества, уничтожению культу­ры, цивилизации, самой жизни на нашей планете. Особенно катастрофичны по­следствия такого отношения могут быть для реформируе­мого общества, как, например, в России. Во имя сохране­ния человечества возникла необходимость сознательного и ответственного регулирования деятельности людей через систему нацио­нальных и международных организаций.

    Чем больше свободы, тем человек лучше осознает свои реальные возможности, тем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении. Свобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор.

    Творчество -это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Творчество неотрывно от свободы, так как только свободный человек может создавать совершенно новую жизнь общества и мира.

    Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовер­шенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины чело­веческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится творцом.

    Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике, творческая деятельность содержит следующие основные фазы:

    1. Замысел, т.е. выявление главной идеи, определение основной цели и этапов ее достижения.

    2. Созревание идей, т.е. мысленное конструирование идеального образа результата деятельности.

    3. Озарение, т.е. мгновенное решение проблемы, часто неожиданное и нелогичное.

    4. Практическое воплощение замысла.

    5. Проверка, т.е. экспериментальная или логическая оценка верности и новизны решения.

    Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. Творчество - величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно. Творчество не имеет никаких общих рецептов и рекомендаций. Если бы человек знал, как можно заставить себя творить, все были бы гениями. Творчество – это максимальное выражение личности, поскольку в предметах творчества человек материализует состояния своей души и свой внутренний мир.

    Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.

    Почти все люди хотят любить и быть любимыми. Но далеко не у всех это получается. Почему?

    Может, слабо хотят? Нет, ежедневно люди даже кончают с собой из-за несчастной любви. А сколько великих дел ради любви совершает обыкновеннейший, на первый взгляд, человек!

    Может, не все люди любви достойны? Тогда самые красивые, самые сильные, умные, богатые и энергичные уж точно должны быть в любви успешнее остальных. Тоже нет! В газетах полно новостей о неудачливых в любви олигархах, кинозвездах и топ-моделях, которые жалуются, разводятся, скандалят и не могут обрести желаемое. А ещё мы часто видим, как ничем внешне и интеллектуально не выдающиеся пары живут, подавая пример окружающим верности и счастья в любви.

    Может, любовь - это великий труд, а неудачники просто мало стараются? Тогда почему у одних все складывается само собой, а другие всю жизнь терзаются, безуспешно меняя партнеров?

    Можно пожертвовать ради своей любви всем на свете, совершить легендарные подвиги - и остаться у разбитого корыта. Почему любовь связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий? Для рождения детей и преуспевания в жизни любовь не обязательна. Так зачем она нужна?

    Любовь - самый верный свидетель человеческого существования. Как пел В. Высоцкий: «Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит - я живу!» С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясня­ется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше ника­кими причинами объяснить возникновение любви нельзя. Любят не за что-то, а просто потому, что не могут не любить. Для любви нет при­чин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.

    Любовь и счастье очень часто не совпадают. Почему?

    • Любовь - очень противоречивая вещь. Во-первых, любовь часто возни­кает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с обществом, с судьбой.

    • Отсюда второе противоречие - любовь часто связана со страданием, а также самой смертью: или оттого, что препятствия для нее оказываются непреодолимыми; или любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство; или когда остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть. Поэтому некоторые стараются ни в кого не влюбляться, чтобы таким образом избежать волнений, тревог и страданий, связанных с любовью. «Я больше не хочу страдать», - вот обычный аргумент того, кто однажды уже обжегся на несчастной любви. Но природу не обманешь. Тот, кто хотел любовь без страдания, чаще всего получает страдание без всякой любви.

    Любовь - это и стремление быть любимым. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла своего существования. В сегодняшнем российском обществе состояние постоянной борь­бы всех против всех привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того, что любовь - это не сентиментальное чувство, не ка­приз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а, надо полагать, объективный закон существования человеческого мира.

    Труд - это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.Все животные приспосабливаются к природе, и только человек приспосабливает ее под себя, преобразуя природу посредством труда.

    Можно не быть сторонником трудовой теории происхождения человека, но нельзя не признать, что труд стимулировал умственное развитие человека и выделение человека из животного мира. Благодаря труду человек постоянно приобретал новые знания, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление новых видов труда - скотоводства и земледелия. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д. Появились государства, развились право и политика, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

    Таким образом, труд не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из этой природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики общества, поскольку общество и является в своей основе тем или иным совместным трудом.

    Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику, принятие чего-либо за истину без эмпирической или логической проверки, вне личного опыта.

    Обычно вера тесно связана в наших представлениях с религией, о чем мы будем говорить при изучении темы 4.3 «Философия и религиозная картина мира». Под религией понимается весь внешний комплекс проявлений веры: обрядовость, храм, догматы, институт священнослужения. При этом религия включает в себя веру: вера - тот внутренний духовный фундамент, на котором возвышается грандиозное здание религии. Любой религиозный человек обязательно является верующим. Любой человек обязательно во что-нибудь или в кого-нибудь верит. И вовсе не обязательно, что это будет вера в бога.

    Вера и надежда часто ставятся рядом. Надежда означает: я не властен над какими-то факторами, но хочу, чтобы они сложились в мою пользу, и признаю это возможным. А там, где для надежды уже вовсе не остается места, она переходит в веру. Я знаю, что надежды нет - но я верю, что все может быть хорошо! Я знаю, что умру. Я знаю, что загробного мира нет. Но я не хочу умирать. И я верю в загробный мир - там все будет хорошо, там будет вечная любовь, и вечное счастье, и не будет разлук. Я в него верю, потому что очень хочется. Вопреки всему. Вера - это несмиряемость человека с существующим положением. Это воплощение желания - вопреки знанию, очевидности, вопреки всему. Так вера является противоположностью знания.

    Сферы знания и веры - различные. Там, где человек уже не может никак переделывать окружающий, внешний, объективный мир - он переделывает мир внутренний, субъективный, воображаемый.

    Верующий (верящий) человек всегда может перейти в свой личный, внутренний, собственный, воображаемый мир, который для него по-своему так же реален, как этот наш реальный, просто как бы находится в другом месте, в другом измерении, - и быть удивительно стоек, силен, непоколебим в этом мире - потому что в том, своем мире, он неуязвим и бессмертен, вечен и всемогущ, - так что ему становятся нипочем страдания в этом мире, временном, неглавном.

    Вот так, через создание собственного внутреннего мира, он делается сильнее в мире внешнем, сильнее и значительнее. Верующий вытерпит любую муку и даже примет смерть во имя своей веры, истины, правоты. Я верую - и тем силен: могу делать то, что хочу (полагаю самым нужным для себя) - даже если это стоит мне ужасных лишений и самой жизни; могу презреть саму смерть.

    Таким образом, вера укрепляет человеческий дух, придает решимости, - и тем самым увеличивает реальные возможности человека. Верующий сильнее и значительнее неверующего. У него есть дополнительный стимул к действиям - во имя веры. У него всегда наготове "индивидуальное убежище" - тот идеальный мир, куда нет входа ни одному земному врагу.

    Смерть - это прекращение жизни. Человек - самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает ему огромное преимущество, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

    Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен одинаково относиться к ним обоим.

    Во всех религиях с момента их возникновения смерть человека рассматривается как конец его земной и переход к вечной жизни.

    Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли.

    Мудрецы с древних времен говорили: «Помни о смерти!». Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти - значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Ведь свой последний день и самый дурной человек постарается прожить по-человечески - не лгать, не воровать, не убивать.

    В XXI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти. Это обусловлено следующими причинами:1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению; 2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

    Смерть предполагает высший уровень ответственности. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, брать на себя задачи, для выполнения которых заведо­мо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, он проры­вается в вечность, побеждает смерть. Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной «вечной» проблемы смысла жизни.

    Смысл жизни

    На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет. Его рассуждения зависели от религиозных, философских, нравственных, практических установок личности и общества. Проблема смысла жизни традиционно решается в двух точках зрения:

      1. Религиозная точка зрения.

    Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще - жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д.

    Таким образом, целью текущей жизни человека с религиозной точки зрения является очищение и, тем самым, спасение своей души для жизни вечной.

      1. Атеистическая точка зрения.

    Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме нее самой, нет. То есть, смысл жизни состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить ее с каким-либо смыслом. Атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе. Данная позиция предполагает следующие выходы:

    1. Человеческая жизнь бессмысленна.

    Еще библейский царь Соломон подчеркивал бессмысленность существования в афоризме: «Все суета!» Представители философии экзистенциализма утверждают: мир хаотичен и абсурден, поэтому и жизнь человека абсурдна и бессмысленна.

    1. Человек сам находит смысл своей жизни.

    Возможны такие жизненные установки:

    • прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно

    • прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу

    • полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д.

    • оставить по себе добрую память потомкам

    • добиться славы

    • вырастить детей

    • бороться за коммунизм (К.Маркс)

    • бороться за всеобщую любовь друг к другу (Л.Фейербах)

    • увидеть смысл жизни в воле к власти, достижении сверхчеловеческого величия (Ф.Ницше) и т.д.

    Таким образом, смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимальному числу людей. Какой путь выберет человек, зависит от него самого. Судить же о правильности выбранной линии в жизни в конечном счете придется ему самому, в пол­ной мере познав глубину изречения античного философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Счастье - это постоянное удовлетворение жизнью, в которой радостей в целом больше, чем бед. Свобода - это возможность личности жить по-своему, а не по чьей-либо указке. Свобода личности предполагает ее ответственность перед обществом. Творчество - это деятельность человека по созданию качественно новых материальные и духовные ценностей. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в постоянной направленности к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Труд - это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику. Творя, любя, делая добро, человек проры­вается в вечность, тем самым побеждая смерть. Смысл своей жизни человек определяет сам.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. В чем заключается свобода человека?

    2. Какую роль в жизни человека играет творчество?

    3. Можно ли избежать связанных с любовью страданий, если никого не любить?

    4. Кто такой «счастливый человек»?

    5. В чем предназначение человека?

    6. Почему человек, прекрасно зная, как нужно жить правильно, так часто эти правила нарушает?

    Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека

    В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен уметь:

    - ориентироваться в общих проблемах научной, философской и религиозной картин мира как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

    - соотносить место и роль наук, составляющих основу изучаемой специальности, с современной научной картиной мира;

    - осознавать роль и место религии в понимании мира, в изменении человеческой природы;

    - анализировать основные концепции общественного развития, понимать место и роль человека в обществе;

    - различать элементы материальной и духовной культуры, фомулировать представление о том, что значит быть культурным человеком;

    - осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

    В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен знать:

    - основы научной, философской и религиозной картин мира;

    - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и природы;

    - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием различных достижений современной науки, техники и технологий;

    - основные категории научной картины мира;

    - соотношение веры и разума, место и роль науки в познании и воспитании человека;

    - основные концепции рассмотрения общества;

    - основы философских представлений относительно возможных путей будущего мирового развития.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта