Главная страница
Навигация по странице:

  • Спор реалистов и номиналистов

  • Философия эпохи Возрождения

  • Леонардо да Винчи, Микеланджело

  • Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Джордано Бруно

  • Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин

  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени Краткое содержание

  • Томаса Гоббса

  • Бенедикт (Барух) Спиноза

  • Философия эпохи Просвещения

  • Д.Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламетри.

  • философия. Учебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Подготовил А. В. Орехов основы философии
    Анкорфилософия
    Дата18.11.2022
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUMK-Filosofia-2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #795692
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Наиболее выдающимся представителем схоластики былФома Аквинский (1225 -1274) - доминиканский монах, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. Им были:


    • систематизирована схоластика;

    • разделены философия и теология, причем философия подчинена теологии;

    • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, выдвинуты 5 доказательств существования Бога;

    • выдвинута идея об истинности знания, полученного рационально, с помощью разума, только в случае соответствия выводов разума догматам веры.

    В конце Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев. Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

    Спор реалистов и номиналистов

    В средневековой философии возникают два направления: реализм и номинализм.

    Реализм  от слова «реалии», так назывались в христианской философии общие понятия: человек как таковой, птица как таковая и т.д. Согласно реализму, общие понятия, или реалии, выражают сущность отдельных предметов. Представители реализма: Платон, Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Умеренным реалистом, признававшим относительную самостоятельность отдельных вещей, был Фома Аквинский.

    Противоположным течением был номинализм, (лат. nominalis, - относящийся к названиям, именам). Согласно номинализму, общие понятия существуют лишь в уме человека в качестве полезных сокращений. Например, чтобы не перечислять всех людей: Иванов, Петрова, Наполеон, Иван Грозный и т.д., используют в качестве сокращения слово “человек”. Реально существуют лишь отдельные вещи, которые можно чувствовать: осязать, увидеть, услышать и т.д.

    Номинализм подрывал важнейшие каноны христианства. Например, в соответствии с догматом Святой Троицы, Бог един и в то же время существует в трех лицах. А согласно номинализму, необходимо выбирать: либо Бог един, либо должны существовать три Бога. Но первое - это ислам: Аллах един и нет никого кроме Аллаха. Второе - многобожие, т.е. язычество. Поэтому церковь преследовала номиналистов. Его представители: Росцелин, Оккам, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.
    Философия эпохи Возрождения

    Эпоха Возрождения или Ренессанса в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с ХIV по ХVI вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к Античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское, свободное от церковных канонов знание.

    Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм - это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Это было время титанов и универсальных гениев  Леонардо да Винчи, Микеланджело, которые были одновременно художниками, учеными, поэтами, инженерами. То была «эпоха гигантов» в литературе (ЭразмРоттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль Санти, Тициан и др.) Человек теперь сам творец, а потому именно фигура художника - творца становится символом Ренессанса. Человек создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя.

    Это время становления опытных наук, которые считаются единственными из тех, что дают истинные знания о природе (Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Джордано Бруно и др.). Но понимание природы имеет новую специфику: пантеизм. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Бог внутри природы, а не вне ее, - так кратко может быть выражена суть пантеизма.

    Еще одна характерная черта Возрождения - антисхоластика: стремление развенчать мнимые церковные авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

    Таким образом, для философии Возрождения характерно: широкое, свободное чувство гуманизма; освобождение человеческого разума от непреклонных догм. Эпоха Возрождения наложила глубокий отпечаток на характер всего последующего мышления в науке и философии. Происходит становление и укрепление университетской науки наряду с монастырскими школами. Возрождение дало мощный импульс гуманитарным и естественным наукам, положило начало естествознания Нового времени.

    Философские идеи Возрождения отличались от идей патристики и схоластики, но не стали качественным шагом вперед по сравнению с идеями античности. В новое время, начиная с XVII века, начинается третья духовная формация по сравнению с античностью и средневековьем. Были выдвинуты принципиально новые идеи.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

    Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом. Основные этапы средневековой философии - патристика и схола­стика. Выдающимся представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.

    Философия Возрождения основана на антропоцентризме - прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек. В философии Возрождения основное внимание уделяется проблеме соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Почему философию Средних веков часто называют религиозной?

    2. Какие формы мировоззрения господствовали в философии Средних веков?

    3. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

    4. В чем заключается суть спора номиналистов и реалистов?

    5. Перечислите основные черты философии Возрождения. В чём Вы видите их основные отличия от характеристик средневековой философии?

    6. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.

    Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени

    Краткое содержание: Философия Нового времени. Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт. Философия эпохи Просвещения. Немецкая философия XIX века. Немецкая классическая философия Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах. Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Иррационализм: волюнтаризм Артура Шо­пенгауэра и «философия жизни» Фридриха Ницше.

    Основные направления современной философии. Позитивизм и аналитическая философия. Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика. Прагматизм. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм.

    Философия Нового времени

    Этап

    Авторы философских концепций

    Основной интерес

    XVII в.

    Р. Декарт

    Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории

    Ф. Бэкон

    Преодоление препятствий на пути познания (идолов ума). Индуктивный метод

    Д. Локк

    Теория познания: сенсуализм

    XVIII в. 

    И. Кант 

    Априорные (существующие в разуме изначально и не требующие доказательства опытом) принципы и их во­площение в науке и морали

    XIX в.

     

    Г. Гегель

    Универсальная системная фило­софия идей

    К. Маркс

    Концепция общественного труда, критика капитализма

    Ф. Ницше

    Критика «разумных» ценностей. Воля к власти

    Философия Нового времени занимает XVII-XIX вв. В передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства, который изменяет всю духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам развития науки о природе. Открытия ученых (И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Декарт, Г. Лейбниц) вносят значительный вклад в развитие механики, физики, математики, которые превращаются в самостоятельные научные отрасли.

    Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов

    Возникает необходимость разработки общей методологии познания. Сама наука понимается как испытание природы путем эксперимента. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - научный метод исследования явления в управляемых условиях. Эта сторона науки Нового времени породила в философии линию эмпиризма.Эмпиризм(от древнегреч. «empeiria» - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное восприятие - т.е. получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующую переработку. Наряду с эмпиризмом в качестве синонима часто употребляется термин сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение).

    Френсис Бэкон(1561- 1626) - родоначальник эмпиризма, английский философ и политический деятель, автор выражения: «Знание-сила». Бэкон  один из основателей идеологии технократизма, согласно которой все общественные проблемы, в том числе нищета, эксплуатация, могут быть решены за счет развития науки и техники.Выступал за отделение философии от богословия.

    В его философии выделяются учение об идолах ума и учение об индуктивном методе.

    1. Идолами ума Бэкон называет те препятствия на пути познания истины, которые порождаются свойствами нашего сознания. Эти препятствия поэтому необходимо нейтрализовывать.

    2. Индукция - движение от частного к общему. Бэкон разрабатывает методы постижения общих законов и причин на основе отдельных фактов. До этого основным методом научных исследований был противоположный индукции метод Аристотеля - дедукция (от общего к частному путем логических выводов).

    Идеи Бэкона нашли свое развитие в философских системах Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Джорджа Беркли(1685-1753), Дэвида Юма (1711-1776) и др. Эмпирики доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть «чистая доска», а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах.

    Вторая основа эксперимента - математические методы обработки данных. Но математика основана на постулатах и абстракциях, которые невыводимы из опыта, они даются нашим разумом. Эта сторона науки породила в философии линию рационализма.Рационализм(от лат. «ratio» - разум) признает разум, мышление основой познания. Правило рационализма: нет ничего в разуме, чего бы не было в опыте, за исключением самого разума.

    Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик,основоположник рационализма. Был сторонником дедуктивного (от общего к частному) метода познания.

    Основные заслуги Декарта перед философией:

    • обосновал ведущую роль разума в познании. В любом явлении, любой вещи можно усом­ниться. Мы не можем сомневаться только в своей способности к сомнению. Но сомнение есть мышление. Следовательно, наше мышление несомненно. Но чтобы мыслить, мы должны существовать в качестве мыслящих существ. Поэтому несомненным является наше существование в качестве мыслящих существ. Декарт формулирует знаменитое положение: «Мыслю, следовательно, существую», «Cogito ergo sum”.

    • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе тело и дух), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    • в качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

    Другими видными представителями рационализма были Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

    Дальнейшее развитие философии состояло в синтезе этих противоположных направлений теории познания - рационализма и эмпиризма.

    Философия эпохи Просвещения

    В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз этой эпохи: «Все должно предстать перед судом разума!» Относительно датировки этого направления единого мнения не существует, но в основном привязывают границы эпохи Просвещения к двум революциям: началом считается «Славная революции» в Англии (1688 г.), окончанием - Великая французская революция (1789 г.)

    Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки и прогресс человечества.

    В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Многие из них были убежденными атеистами, другие - искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества.

    Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д.Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламетри. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта