Тгп. моё уч пособие ТГП-2017-1. Учебное пособие СанктПетербург 2017 удк 340(075. 8) Ббк 67. 0 Е 25
Скачать 359.03 Kb.
|
Тема 7: Виды и типы государствПонятие вида государства. Содержательные основания классификаций государств. Основные разновидности государств. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологий государств в современной юридической науке. Обычно государства классифицируют по их по формам, видам и типам. Классификация форм государств была рассмотрена нами ранее (тема 5). Если говорить о классификациях видов государств, то здесь в основу анализа известных исторических явлений государственности должны быть положены содержательные основания – прежде всего, такие наблюдаемые (эмпирические) признаки, как: национальный состав (национальные государства – многонациональные государства), географическое положение (морские – сухопутные государства), размер территории (макро-государства – мини-государства), роль религии (теократические государства – клерикальные государства – светские государства – атеистические государства), организация государственной власти (централизованные государства – децентрализованные государства), конституция (конституционные государства – неконституционные государства). При этом под конституцией понимается такой нормативно-правовой акт, который не только обладает высшей юридической силой в государстве (в этом своем качестве может быть назван «основным законом» такого государства), но и содержит все основные гарантии в отношении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Децентрализованные государства отличаются не только значительным объемов полномочий, которые передаются от верховной власти к нижестоящим государственным органам. В таких государствах получают значительное развитие и государственную поддержку различные самоуправляемые институты гражданского общества. Централизованными государствами являются, как правило, небольшие мононациональные государства с унитарной формой государственного устройства. Примером децентрализованного государства может служить Королевство Швеция, в котором большую автономию в вопросах налогообложения и социальной защиты получили органы местного (муниципального) самоуправления. Другим примером децентрализованного государства можно считать Соединенные Штаты Америки (далее – США), в котором за центральной властью закреплены весьма важные, но лишь некоторые предметы ведения и полномочия; например, в силу субсидиарного характера действующей Конституции США, центральная (федеральная) власть имеет право законодательствовать лишь в некоторых отраслях права – таких как права и свободы человека, финансы и налоги, оборона и общественная безопасность, суды, почта, наука и искусство, международное право [14 с. 258, с. 263]. К содержательным признакам для любого государства можно также отнести заявленные и реализуемые в его политике важнейшие политические цели и принципы государства, т.е. политические приоритеты государства. Отсюда можно вводить соответствующие виды государств: либеральные государства (права и свободы человека) - классовые государства (классовые интересы) – демократические государства (общенародные чаяния и ожидания) - авторитарные государства (собственные интересы государства). В последнем случае мы имеем дело с государствами, обычно называемыми автаркиями (автаркией), политика которых ориентирована на самосохранение и/или обслуживание своей узкой политической элиты (например, Российская империя, ее царствующий дом Романовых и политическая элита – знать, чиновники). Выстраивая классификацию видов государств в зависимости от роли религии в реализации государственной власти, мы выделили теократические государства – клерикальные государства – светские государства – атеистические государства. Если теократия – это верховная власть церкви (церковников), то клерикальное государство характеризуется значительным влиянием на государственную власть со стороны церкви и/или ее вероучения (религии). Пример теократии – государство Ватикан. Примеры клерикальных государств – многие арабские страны (королевство Саудовская Аравия, королевство Бахрейн и др.), верховная власть в которых принадлежит представителям монархических династий, а не религиозным лидерам или авторитетам. В светском государстве церковь и религия отделены от государства и, следовательно, не обладают существенным влиянием на государственную политику. В атеистическом государстве осуществляется активная («воинствующая») политика, направленная на ограничение религиозных культов и развенчание религий в глазах общества как предрассудков прошлого. Говоря о построении типологий государств, мы стремимся построить более общие классификации, которые бы основывались не столько на эмпирических основания, сколько на теоретических основаниях, связанных с сущностью изучаемых государственных явлений. В результате возникают некие «классификации классификаций», содержанием которых становятся типы государств. Для построения типологий государств и подбора их теоретических оснований можно обратиться к теориям, которые мы рассматривали применительно к вопросам происхождения и сущности государств. Так, по вопросу о такой сущности государства, как государственная власть, мы выделяли такой ее теоретический признак – суверенитет. Обычно под суверенитетом понимают внутреннюю способность государства самостоятельно осуществлять политическую власть на всей своей территории, независимо от иностранных центров влияния. Конечно, с тех далеких времен, когда Жан Боден (1530-1596) и царь Иван Васильевич IV «Гроза» (1530-1584) вводили понятие «суверенитет», многое изменилось – теперь же вряд ли кто-нибудь в мире может повторить вслед за этим русским царем «Мы свободны наказывать и награждать, кого хотим, и ни один государь русский никогда никому не давал отчета в своих действиях» [цит. по: 15, с. 62]. Т.е. времена абсолютного суверенитета безвозвратно прошли. Теперь предпочтительнее понятие – «относительный (ограниченный) суверенитет», которое учитывает и взаимозависимость современных государств (в условия универсальных проблем и процессов всемирной глобализации), и возрастающую роль международных (межгосударственных) организаций. Это значит, что в классическое определение государственного суверенитета (см. выше в данном абзаце) надо ввести поправки, а именно: внутренняя самостоятельность государственной власти надо понимать с учетом реальной многофакторности общественной жизни в стране, а внешняя независимость должна быть ограничена ситуациями принятия, по крайней мере, важнейших государственных решений. На этой теоретической основе все современные государства можно подразделить на такие типы, как великие государства и зависимые государства. Последние зачастую заявляют де юре о своем государственном суверенитете, но де факто не обладают даже относительным суверенитетом (например, нынешняя Грузия, Украина и многие-многие др.). Великие же государства (США, Китайская народная республика, Россия и некоторые др.) обладают реальным суверенитетом. В этом ряду выделяются США, которые порой демонстрируют свои внешнеполитические устремления в духе абсолютного суверенитета. В рамках выше рассмотренных концептуальных подходов можно выделить и другие теоретические основания для построения различных типологий государств, в рамках которых определяются соответствующие типы государства. Например, если исходить из классовой теории К. Маркса и Ф. Энгельса о происхождении и развитии государств можно прийти к следующим типам государств: рабовладельческое государство – феодальное государство – капиталистическое государство – социалистическое (переходное) государство. При этом можно заметить, что К. Маркс и Ф. Энгельс, творившие в середине XIX в., вряд ли предполагали, что их типология неполная, поскольку в ХХ в. на историческую авансцену выйдут и новые типы государств. В некотором смысле антиподом марксизма в понимании сущности государства выступает теория государственной власти, предложенная Максом Вебером (1864-1920) и отчасти представленная в его книгах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Политика как призвание и профессия». В этих произведениях он показывает важность культурных воздействий, оказываемых религией— именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования и соответствующей ей либерально-демократической государственности. Исследуя религии Китая, Индии, древний иудаизм, а также историю христианства (прежде всего, протестантизм) М. Вебер пришел к выводу о существовании западного и восточного типов государств. При этом, рассматривая историю европейских государств, он выделил такие виды легитимной государственной власти, как: традиционный, харизматический и рационально-легальный — последний, по его мнению, стал в современном мире доминирующим. Темы для обсуждений: Классификация как логическая проблема. Основания видовых классификаций государств и соответствующие классификации. Основания типологий государств и соответствующие типологии. Демократия как вид и тип государства. О соотношении формационного и цивилизационного подходов в понимании сущности государств. Контрольные вопросы: Теория М. Вебера о государстве как антипод марксизма. Децентрализованные государства и их соотношение с федерациями. Особенности морских и сухопутных государств. Особенности мононациональных и многонациональных государств. Особенности рабовладельческого государства. Особенности феодального государства. Особенности капиталистического государства. Теория суверенитета и типы государственной власти. Теоретический смысл распространенного понятия «великое государство». Протестантская этика как культурологическое основание (предпосылки) капитализма и капиталистического государства, по М. Веберу. Теория М. Вебера о видах легитимной государственной власти. Тема 8: Государство и политическая система обществаПонятие «политическая система общества». Структура и значение политической системы. Субъекты политической системы общества. Роль государства в политической системе. Выше мы уже говорили (тема 5), что именно в демократическом государстве в его политике утверждается приоритет интересов всего общества (или, по крайней мере, большинства населения) - такое государство содействует их осуществлению (обеспечивая при этом общественную безопасность и соблюдая основные права и свободы человека и гражданина). Считается, что демократический тип государства возник и массово распространился в мире после Первой мировой войны. Такая направленность государственной политики дополнялась и усилением демократических начал в самой организации государственной власти, проявившихся в процессе формирования верховной власти и усилении контроля за государством и его деятельностью со стороны СМИ и других политически активных представителей гражданского общества. Складывается целая система общественных отношений, участниками которых было не только государство, его органы и представители (должностные лица), но и другие участники политической жизни общества – политические партии и многие др. Самодеятельность таких политически активных субъектов по сути лишает государство монополии в сфере разработки и осуществления государственной политики; государству приходится учитывать множество социальных факторов (интересов), выразителями (политическими агентами) которых и стали эти субъекты. Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, реализующих политическую власть, борющихся за нее или сознательно влияющих на нее. Анализируя национальные политические системы, исторически складывающиеся в той или иной стране, мы можем выделить такие ее аспекты (компоненты): определенные субъекты, обладающие политической активностью (в указанном выше смысле), совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения); политические связи и отношения, складывающиеся между указанными субъектами; политические нормы и ценности, регулирующие политическую жизнь страны; политическое сознание, характеризующее идеологические и психологические взгляды и установки политических субъектов; политическая практика, т.е. реальная деятельность политических субъектов, опосредующая их взаимодействие. Конечно, сразу же возникает вопрос: а кто является субъектом политических отношений и взаимодействий? В современной политологии к субъектам политической системы, прежде всего, относят: государство, политические партии, политическое лобби (группы влияния), общественно-политические движения (женские, национальные, молодежные, спортивные, экологические, правозащитные и т.д.), профсоюзные организации, бизнес-сообщество, церковь, школы и университеты, местное самоуправление, СМИ, гражданин (подданный). В историческом плане государство можно считать первой и, часто, единственной политической организацией в обществе – субъектом политической системы. Государство занимает центральное место в политической жизни страны. Сказанное обусловлено следующим. Государство – носитель верховной власти, распространяющейся на всею территорию страны и на все подвластное население. Ни одна иная политическая сила в обществе не сможет сравниться (тем более, тягаться) с мощью государства – ее армией, полицией, судами и т.д. Государство – через законодательство – определяет «правила игры» для остальных участников политической жизни общества. По сути именно государство легализирует другие политические организации и движения, определяет их место и возможности в рамках существующей политической системы. Государство – в правовой (судебной) или сугубо политической форме - решает споры и конфликты между иными участниками политической борьбы, тем самым, не допуская перерастания их политического противоборства в гражданскую войну. Тем самым, государство – в отличии от иных участников политической системы – ориентировано на выполнение политической и интегральной функций. Характерно, что государство не только упорядочивает отношения в политической сфере, но и передает ряд своих функций и полномочий другим субъектам из этой сферы (см.: пример Швеции, касающийся роли местного самоуправления в области налогообложения и социальной защиты); Как показывает политическая история, основной объект политической активности и притязаний всех субъектов рассматриваемых систем – это государственная власть, а их важнейшая цель - завоевание и удержание этой власти в обществе. Из сказанного следует, что именно в рамках политической системы государство приобретает свое непосредственное факторное окружение, что вынуждает его к определенным ситуационным реакциям и выработке свой долгосрочной политики. Вот почему на практике большинство современных демократических государств имеет дело не столько с населением страны («молчаливым большинством»), сколько с активно действующими субъектами политической сферы. Так, президент США Д. Трамп с первых месяцев своего пребывания в Белом доме легко отошел от своих предвыборных обещаний перед избирателями, и в дальнейшем стал двигаться в фарватере той политики, которую буквально навязала ему сложившаяся в США политическая система - СМИ, политические партии (в т.ч. и его Республиканская партия) и др. Темы для обсуждений: Политическая система с точки зрения системного подхода. Основные компоненты (аспекты) политических систем. Субъекты политических систем. Роль политической системы в формировании государственной политики в различных странах. Разновидности политических систем в истории. Разновидности политических систем в современном мире. Контрольные вопросы: Государство как центральный элемент политической системы общества. Политические партии и их роль в политической жизни общества. Политическое лобби и их роль в политической жизни общества. Общественно-политические организации и движения и их роль в политической жизни общества. Роль СМИ в политической жизни общества. Особенности политической системы современной России. Основные проблемы политической системы современной России. Основные тенденции развития политической системы современной России. |