Главная страница
Навигация по странице:

  • Целью

  • Теологическая (профатическая)

  • Тгп. моё уч пособие ТГП-2017-1. Учебное пособие СанктПетербург 2017 удк 340(075. 8) Ббк 67. 0 Е 25


    Скачать 359.03 Kb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург 2017 удк 340(075. 8) Ббк 67. 0 Е 25
    Дата23.11.2022
    Размер359.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламоё уч пособие ТГП-2017-1.docx
    ТипУчебное пособие
    #807261
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    ВВЕДЕНИЕ



    Изучение дисциплины «Теория государства и права» (далее – ТГП) является важнейшей предпосылкой для формирования и профессионального роста любого юриста.

    Знание закономерностей, присущих государству и праву – это по сути единственный путь к научному пониманию многообразных правовых явлений, с которыми приходится встречаться на практике большинству выпускников юридических вузов. Теория, отражая сущностные связи и отношения, лежащие в основе разнообразных правовых явлений, формирует у обучающихся важнейшие понятия юридического мышления, позволяет им описывать и объяснять те или иные факты с позиции их общих законов функционирования и развития, предсказывать и даже конструировать новые юридические феномены, систематизировать их и т.д.

    При этом следует учитывать, что в нынешних учебных и научных трудах существуют различные теоретические позиции и подходы к тем или иным вопросам, которые рассматриваются и дискутируются в теории государства и права.

    Поэтому в данном учебном пособии предпринята попытка вводить теоретические понятия и закономерности, характерные для современного правопонимания, не только в абстрактной (отвлеченной) форме, но с исторической точки зрения, а также с привлечением современного юридического материала – прежде всего, законодательства и судебной практики.

    Структура пособия состоит из двух разделов: теории государства и теории права.

    При этом мы исходим из того, что теория государства и права - это классическая юридическая дисциплина, в которой вопросы, относящиеся к государству, рассматриваются с точки зрения права. Это обстоятельство нужно учитывать студентам, поскольку к вопросам о государственности они обращаются и в рамках изучения других учебных дисциплинах, таких как «Политология», «История отечественного государства и права» и/или «История государства и права зарубежных стран».

    РАЗДЕЛ 1: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА




    Тема 1: Методологиятеориигосударства иправа



    Наука как особое знание об объективном мире.

    Основные этапы становления теоретико-правовой науки.

    Содержание методологии. Объект и предмет теории государства и права. Функции и цели теории государства и права. Формы теоретического знания.

    Место и роль юридической науки в системе наук.
    В современной литературе и научном сообществе распространено «трехэлементное» определение науки: (1) как специальной познавательной деятельности - наряду с практикой, чувственным опытом, религией, искусством и т.д., (2) как особого социального института, (3) как важнейшего феномена мировой, общечеловеческой культуры.

    Выделяя первый аспект, следует признать, что научно-познавательная деятельность формируется на основе ряда принципов, среди которых: объективность, методичность, обоснованность, истинность, демократичность и др.

    Так, принцип объективности достаточно императивно требует, чтобы наука изучала прежде всего противостоящие человеку (субъекту) конкретные объекты, например, природные явления и процессы. Если же переходить к таким специфическим объектам, как техника, человек, общество, язык и т.п., то здесь мы будем иметь дело с явлениями, которые с необходимостью включают в себя или тесно связаны с сознанием, волей и иными субъективными (психологическими) феноменами, которые не сводимы к объективным явлениям. Пример – нормы права, которые изначально мыслятся законодателем, договаривающимися сторонами, обычными людьми. Сложность научного изучения таких норм лежит не в каком-то таинственном постижении чужих мыслей (для огромного большинства людей читать чужие мысли – это неразрешимая проблема), а в понимании нормативного смысла уже реально существующих форм объективации юридической мысли. Таковыми являются определенные источники права и известные «фигуры» юридической практики, которые, как принято, говорить, содержат те или иные нормы права. Именно на этой объективной основе (т.е. на базе реально существующих текстов законов, договоров и известных практических действий) можно более-менее однозначно раскодировать и уяснить их общеправовой смысл.

    Уже в этом примере просматривается некий метод, которого должен придерживаться ученый в своей познавательной деятельности – изучении норм права.

    Принцип методичности в науке означает, что любая научная дисциплина, изучая свой объект (объекты), вырабатывает и соответствующий метод, т.е. рациональную схему, воспроизводя которую люди, исходя из определенных предпосылок, будут приходить к одним и тем же познавательным результатам, воспроизводя их таким образом в целях проверки или обучения.
    Основные этапы становления и развития теоретико-правовой науки отличаются своей методологией. Например, первоначально – в античные времена – популярны были натурфилософские концепции, которые выводили законы права из неких космологических начал («логос», «нус» и т.п.). В средневековых университетах юриспруденция во многом рассматривалась как «служанка богословия». В Новое время доминировали метафизические построения - в духе неведомого «общественного договора» или якобы укорененных в природе человека его «естественных прав». В XIX в. зарождается позитивистский подход в правовой науке («все из опыта», «наука сама себе философия») с его характерной фактологией. Наконец, в ХХ в. – благодаря историческому подходу и развитию методологического самосознания ученых – утверждается теоретическое многообразие (плюрализм) в понимании государства и права и их закономерностей.
    Методология науки, по своему содержанию – это не только научные методы или знания о таких методах. К методологическим знаниям относятся:

    - познавательный опыт ученого-творца,

    - традиции той или иной научной школы,

    - научные (дисциплинарные) теории и методы,

    - общенаучные категории и методы (логика, математика),

    - философские теории и методы,

    - формы научных знаний,

    - функции научных теорий,

    - отдельные принципы и нормы познания,

    - проверочные процедуры,

    - и т.д.

    В науке важно различать объект и предмет той или иной дисциплины. Если объектами ТГП обычно являются реально существующие государства, их законодательства, реальные правоотношения, правовое поведение людей, преступления и т.д., то предмет ТГП специфичен и свойственен именно для этой теоретической дисциплины.

    Предмет – это всегда часть или аспект объекта, который мысленно выделяется субъектом в качестве изучаемого при помощи особых понятий – категорий. Благодаря категориям мы как бы выделяем и очерчиваем границы изучаемого предмета. Тем самым, каждая научная дисциплина, подступая к объекту, начинает изучать его под своим углом зрения. Например, минерал как объект заключает в себя самые разные предметы, изучаемые геологией, химией, кристаллографией, физикой и даже юриспруденцией (если это - драгоценный камень, то может возникнуть вопрос о его собственнике и т.д.).

    Типичные предметы ТГП – это нормы права, система права, правосознание, субъективные права и юридические обязанности и т.п. Научность их теоретического изучения объясняется тем обстоятельством, что эти предметы суть абстрактные реалии, которые хотя и не существуют в реальности в чистом виде, но, тем не менее, неразрывно связаны со своим определенным объектом. Так, норма права должна быть всегда объективирована, т.е. выражена в определенных (официально признанных) источниках права или фактически существовать в юридической практике. В то же время эти предметные феномены должны быть известны и общепризнаны в научном сообществе, логически определены и мысленно разграничены между собой и, возможно, систематизированы.

    Целью теоретического познания государства и права является формирование определенных знаний о сущности изучаемых политико-правовых феноменов (как особых предметов).

    Формами таких теоретических знаний могут быть:

    - теоретические представления (модели, идеальные «объекты»),

    - теоретические понятия,

    - теоретические принципы,

    - теоретические законы (закономерности),

    - теоретические концепции,

    - собственно теории.

    При этом следует разграничивать фундаментальные теории (например, теория общественного договора, теория естественных прав человека, теория правоотношений и др.) и нефундаментальные теории (например, кооперативная модель федерализма, теория социальных прав человека и т.д.).

    Теория – это не только наиболее развития форма научного познания, но и такая логическая структура, которая позволяет исходя из ее принципов и законов выводить (дедуцировать) новое научное знание – более конкретное (по содержанию) и частное (по объему). Например, применяя теорию общественного договора, мы можем прийти к выводу, что авторские и смежные права не являются принадлежностью какого-то одного лица, а устанавливаются государством с согласия и в интересах всего общества [1, с. 467].

    Теория государства и права всегда нуждается в своей исторической и современной (эмпирической) интерпретации. Например, теоретическое понятие естественных прав человека легко проецируется на такие понятия, как «конституционные права и свободы» или «общепризнанные права и свободы», буквально прописанные в Конституции РФ [2] и/или в известных актах международного гуманитарного права [3; 4; 5; 6]. Тем самым, эмпирические понятия и закономерности получают свое теоретическое толкование, т.е. описание и объяснение на основе теоретических законов, фиксирующих собой сущностные характеристики изучаемых правовых явлений. И наоборот - только если теоретические положения соответствуют реальным фактам, их регулярностям и/или тенденциям, фиксируемым в эмпирических закономерностях, только тогда мы можем оценивать их с точки зрения истинности – как объективно истинные знания.

    Таким образом, основные функции теории государства и права: описательная, объяснительная, систематическая, предсказательная, доказательная и др.
    Говоря о роли и месте теории государства и права в системе юридических дисциплин, можно воспроизвести схему (см.: Рис.1), при помощи которой можно продемонстрировать те или иные линии влияния, формально выражающие координацию и/или субординацию теоретико-правового знания, формируемого в ТГП, с другими дисциплинами, обычно изучаемыми в российских юридических вузах.




    Философия права




    ТГП



    И стория Методология



    Отраслевые юридические дисциплины

    Специальные юридические дисциплины



    Рис.1. Место ТГП в системе юридических наук
    В содержательном плане такое влияние проявляется, прежде всего, через перенос (и использование) общеправовых категорий и общеюридических методов, разрабатываемых в ТГП, в отраслевые и/или специальные юридические дисциплины. В качестве примеров можно указать на такие методы, как:

    - метод формализации норм права,

    - метод систематизации норм права,

    - метод построения и реализации правоотношений,

    - сравнительно-правовой метод,

    - историко-правовой метод,

    - и др.

    Показательны также теоретические описания и объяснения, а также систематизации и предсказания, продуцированные собственно теориями в отношении прикладных (эмпирических или исторических) знаний.
    Темы для обсуждений

    1. Принципы, приемы и методы теоретического познания государства и права.

    2. Категориальный аппарат теории государства и права и его значение.

    3. Теория государства и права в ее соотношении с исторической наукой.

    4. Актуальные проблемы в области методологии юридической науки.


    Контрольные вопросы

    1. Когда возникает наука о государстве и праве?

    2. В чем отличие между философскими и научными знаниями о государстве и праве?

    3. В чем ошибочность «этимологического» понимания методологии (как знания о методах)?

    4. Какова роль истории науки в отношении ее методологии?

    5. В чем суть позитивистского подхода в изучении государства и права? Примеры.

    6. В чем суть натурфилософского подхода в изучении государства и права? Приведите примеры.

    7. Какая наиболее развитая форма научного знания о праве и государстве? В чем ее преимущества?

    8. Почему в теории государства и права существует плюрализм (и конкуренция) между разными концепциями?

    9. Каковы критерии истины в юридической науке?

    10. Как помогает теория государства права познавать конкретные политико-правовые явления? Приведите примеры.

    11. Благодаря каким методологическим подходам и методам формируется теоретическое знание о государстве и праве? Приведите примеры.


    Тема 2: Происхождение и сущность государстваиправа

    Характеристика организации первобытного общества. Предпосылки образования государства и права.

    Типичные и уникальные формы возникновения государств.

    Концепции происхождения государства и права.
    Наиболее ранними формами организации предков современного человека были первобытные формы общежития («племя», «фратрия», «семья»).

    40–30 тыс. лет до НЭ появился Homosapiens. Происходит усложнение социальной организации — появляются родовые общины. Род - это объединение людей на основе их кровного родства, совместного «присваивающего» труда и общей собственности на орудия и продукт их труда и бытовые принадлежности. Продукт поступал в собственность рода и подлежал разделу между его членами. Стабильного прибавочного продукта в таких условиях не было.

    По-видимому, высшим органом власти было собрание взрослых членов рода. Порой собирался совет старейшин. Часто род выбирал себе вождя (Führer, по нем. - «вождь», «лидер», «предводитель», «наставник»). Старейшины и вожди олицетворяли собой волю всего общества, которое было тогда не только социально однородным, но и скреплялось стадным сознанием; по сути они были общественной властью.

    Согласно господствующему в науке мнению, обычай является одной из древнейших форм социального регулирования. Возникновение обычая обусловлено общественным одобрением того или иного образца социального поведения, который воплощается в его многократном повторении членами рода. Обычные нормы в тот период были мононормами, т.е. они сочетали в себе и практические обычаи, и традиции, основанные на «преданиях старины», и моральные ожидания, и властные веления. Так, в «Повести временных лет» летописец отмечал, что восточнославянские племена «имяху бо обычаи свои, и законъ отець своих и преданья, кождо свои нравъ» [6, с.10-11].

    Одним из важнейших факторов образования новых общественных структур стала «неолитическая революция», суть которой - переход от «присваивающей экономики» к «производящей». С появлением специализированных орудий труда (обработанные камни) и способов сохранения пищи (соление, керамика, здания) [7, с.65-72] в родовой общине возникает первое социальное разделение труда (прежде было биологическое разделение труда, где деление шло на мужчин и женщин, сильных и слабых, молодых и старых). Все это повлекло за собой и имущественное расслоение, и социальную дифференциацию, поскольку в новых условиях хозяйствования прибавочный продукт стал присваиваться прежде всего его непосредственными производителями (ремесленниками, земледельцами, торговцами), а затем удерживаться в их семьях.

    Когда вновь складывающееся «неолитическое» общество структурирует внутри себя экономически неравные семьи и иные осколки родо-племенной жизни, то в этих условиях происходит модификация самой общественной власти. Действительно, в таком обществе объективно складывается необходимость закрепления возникшей социально-экономической структуры. Эту потребность уже не могло реализовать все общество или его представители. Формируется особая прослойка людей, которая олицетворяет собой уже не власть всего общества, а особую политическую власть (по сравнению с вождизмом прошлой, «родовой» эпохи). Теперь она действует уже от своего имени и своей волей, не совпадающей с мнением всего общества или чаяниями его важнейших слоев («классов»). В арсенале новой политической власти появляются аппарат насилия и принудительно взимаемые продукты.

    Приблизительно в IV–III тыс. до НЭ возникают первые города-государства (Древнейший Египет, Междуречье и др.).

    Говоря о возникновении государства и права, в исторической науке обычно недооценивается роль языка. С нашей точки зрения, распространение примитивной письменности также выступает необходимым фактором в становление государственности и права, поскольку ею пользуется прежде всего знать, вожди, жрецы и их писанные законы предстают как важный атрибут новой политической власти и условие ее упорядоченной силы.
    Конечно, возникновение государств – весьма длительный исторический процесс, который имеет самые разные стадии и формы [см., например: 8]. Выделяют, прежде всего, европейский («западный») путь – как переход от экономики к политической власти, и азиатский («восточный») путь – как перерастание вождизма в политическую диктатуру. Существуют и иные формы становления государственности – например, в Древней Руси приглашенные в IX в. варяги (Рюриковичи), воспользовавшись известным им политическим опытом, установили свой государственный порядок.
    Исторические реконструкции возникновения древнейших государств основаны, как правило, на немногочисленных археологических фактах и архаических сказаниях, воссоздаваемых благодаря более поздним текстовым памятникам. Такая фрагментарная историография, конечно, не отвечает известным стандартам исторической науки в познании столь отдаленных событий. Поэтому актуальным для исторической науки является разработка историологических реконструкций, основанных на тех или иных теориях возникновения государства и права. Складывающийся теоретический плюрализм (множество конкурирующих позиций) в понимании сущности государства неизбежен, т.к. ученые-государствоведы приступают к изучению своего предмета, будучи уже «вооруженными» определенными философско-мировоззренческими, методологическими и иными над-эмпирическими («априорными», по И. Канту) принципами и предпочтениями. Поэтому можно сделать вывод, что многие известные и влиятельные по сей день теории и концепции по-своему верно (частично истинно), хотя и односторонне (частично ложно) раскрывают природу (сущность) государства и государственной власти.

    Среди наиболее важных концепций происхождения государства и права можно выделит следующие теоретические реконструкции: а) теологическая, б) патриархальная, в) договорная, г) органическая, д) классовая, е) социальная, ж) психологическая и др.

    Теологическая (профатическая)концепция– одна из древнейших; она исходит из положения, что источником государственной власти выступает Бог, который или наделяет своей властью Богоизбранного царя (вождя) непосредственно, либо действует через посредника – скажем, путем Божественного слова, которое он часто вкладывает в уста своих пророков и святых. Представители данной концепции – Августин Аврелий Блаженный (354-430), Жан Маритен (1882-1973) и др.

    Патриархальная концепция – также одна из старинных; она рассматривает возникновение государства как процесс развития (эволюционного укрупнения) семьи, в которой воля отца, постепенно усложняясь и социально оформляясь, перерастает в государственную власть. Представители данной концепции – Аристотель (384-322 до НЭ), Конфуций (551?-479 до НЭ), Н. Михайловский (1842-1904) и др.

    Договорная концепция получила свое развитие и распространение в Новое время – в период первых буржуазных революций. Один из первых разработчиков теории общественного договора – Гуго Гроций (1583-1668), хотя, справедливости ради, надо заметить, что идею о договорной природе государств высказывали еще древние, например, китайский мыслитель Мо-цзы (479-400 до НЭ). Согласно данной теории, в человеческой истории можно выделить два периода: первоначально человек пребывал в «естественном состоянии», а затем – в состоянии «гражданском». Изначально каждый человек обладал естественными правами – «данными» ему Природой (или Богом), одинаковыми, равными для всех, неограниченными и весьма неопределенными («право на всё»); правда, реализация этих прав зависела во многом от субъективных качеств и способностей людей (прежде всего – силы), а также от случайных обстоятельств. Постепенно, с увеличением численности людей и развитием их знаний и силы происходит рост столкновений и противоречий в обществе, в результате чего наступает массовое нарушение естественных прав человека («война всех против всех», по Т. Гоббсу). Возникает необходимость заключения между людьми общественного договора, общие (инвариантные) условия которого следующие: 1) ограничить естественные права для всех и признать их равными (по объему), 2) учредить особую группу людей – государство – для защиты естественных прав, 3) наделить государство правом применять силу и создавать свое позитивное право для обеспечения реализации естественных прав граждан. Различными авторами были предложены свои варианты теорий общественного договора: (а) либеральный (Дж. Локк), (б) демократический (Ж.-Ж. Руссо), (в) консервативный (Т. Гоббс), (г) революционный (Б. Спиноза). Так, Дж. Локк (1632-1704) называет в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека право на жизнь, собственность, свободу (от произвола, деспотии и т.п.), право голоса; эти естественные права укоренены в природе человека, возникают с его рождением; их систематические нарушения или изъятия приводят к порче человеческой природы и, в пределе, к его смерти. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) вводит понятие «общественное тело» для обозначения нового надиндивидуального субъекта истории, который своей «всеобщей волей» и учреждает государство. Т. Гоббс (1588-1679) утверждает, что государство всегда обречено исполнять общественный договор, прежде всего, поддерживать мир в обществе – вопрос о народном восстании против власти вообще не может быть поставлен. Б. Спиноза (1632-1677) полагает одним из условий общественного договора право граждан на восстание, если государство нарушит (денонсирует) это соглашение.

    Органическая концепция возникла в связи с утверждением во второй половине XIX в. идеи эволюции ив биологии, и социальной истории. Представители данной концепции трактуют государство как большой социальный организм, подчиняющийся общим законам органической жизни и эволюции – закону адаптации (приспособления), закону функциональности (целостности), закону дифференциации (усложнения внутренней организации) и др. Главный смысл этого учения созвучен консервативной политической идеологии: нельзя подвергать ломке те социальные устои, которые созданы предшествующими поколениями. Видные представители данной концепции – Э. Берк (1729-1797), Г. Спенсер (1820-1903) и др.

    Классовая концепция – также детище середины XIX в. В этой теории основаниями государства признается социально-классовая структура общества, порождающая классовые противоречия и борьбу за классовые интересы (экономическую, политическую, идеологическую). Классы – это большие группы людей, занимающие различное место в системе общественного производства и в силу этого обладающие существенно разными экономическими интересами, социальным опытом, идеологий, психологией, культурой. Раскол общества на классы порождает опасность неконтролируемых конфликтов между ними – история гражданских войн в различных странах, происходивших на классовой почве, показывает ужасающие масштабы, невиданную остроту и непримиримый характер таких социальных столкновений, погасить которые может только сильное государство. Государство, согласно классовой теории, возникает там и тогда, где и когда общество становится расколотым на антагонистические классы. По своей природе государство призвано быть политическим средством, служащим сохранению наличного социально-экономического строя. Будучи надстроечным явлением, государство как особая группа людей «тысячами нитей» связано и зависит от экономически господствующего класса и объективно выражает его интересы в своей «всеобщей» политике. Основоположники классовой теории государства и права: К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1896).

    Социальнаяконцепция (концепции) в качестве оснований возникновения и функционирования государства рассматривает те или иные социальные факторы –социальные интересы – публичные или частные, социальное насилие, социокультурные ценности и т.п. Так, Р. Йеринг (1818-1892) считает, что государство и право возникают как некий разумно-силовой результат борьбы интересов отдельных людей и их групп. Широко известны формулы Йеринга: «государство есть власть, принудительно устанавливающая мир на справедливых условиях между борющимися» и «право есть юридически защищенный интерес», которые достаточно рельефно предают смысл учения этого немецкого ученого-юриста.

    Теория насилия главнейшей причиной возникновения государства и права признает завоевание, насилие, порабощение племен и народов другими племенами и народами. Основными представителями данной теории считаются К. Каутский (1854–1938), Л. Гумплович (1838–1909), Е. Дюринг (1833–1921). Так, согласно Людвигу Гумпловичу, «история не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения» [9 с. 47, 120]. Однако многие современные ученые справедливо отмечают, что история родо-племенных завоеваний и захватов имеет значительную давность и началась задолго до возникновения первых государств.

    Психологическая концепция исходит из особых, психологических феноменов, определяющих сущность государства – индивидуальных или коллективных (социальная психология). С психологической точки зрения, такие феномены, как воля, эмоции, интуиция, разум, бессознательное и т.п., являются решающими факторами в возникновении государства и права. Видные представители данной концепции: Г. Тард (1843-1904) и Л. Петражицкий (1867-1931).
    Темы для обсуждений

    1. О недостаточности историографических знаний о возникновении государств.

    2. Основные черты социальной организации первобытного общества.

    3. О соотношении теории договорного государства и теории естественных прав человека.

    4. Актуальные проблемы в исторической науке о государстве и праве.


    Контрольные вопросы

    1. В чем отличие общественной власти от политической власти?

    2. Роль неолитической революции в возникновении государственности

    3. Охарактеризуйте мононормы первобытных обществ.

    4. Сравните между собой различные варианты теорий общественного договора.

    5. Суть революционного варианта теории общественного договора?

    6. В чем преимущества и недостатки классовой теории?

    7. Какая концепция ближе к современной Русской православной церкви?

    8. Какой концепции придерживается летописец из «Повести временных лет»?

    9. Какая концепция лежит в основе Конституции СССР (1936)?

    10. Какая концепция лежит в основе действующей Конституции РФ?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта