Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4 Проблема прогресса философии 21

  • 1.5 Структура современного философского знания 23

  • Онтология

  • Гносеология

  • 1.5 Структура современного философского знания 25 Социальная философия

  • Философская антропология

  • Рекомендуемая литература к главе 1 27

  • 2.1 Философы о предмете философии 29

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    б) искусство, как объективация мыслей в художественных образах (например,
    картины, музыка);
    в) искусство, как объективация игрового момента человеческого сознания
    (например, спектакли, кино). И все эти формы искусства по-разному бу- дут проявлять связь с философией.
    Между философией и искусством есть и внутреннее родство, и взаимовлия- ние, и специфика. Роднит их, прежде всего то обстоятельство, что искусство, как и философия, имеет некоторую тенденцию на предельное. То есть направленное на человека искусство способно проявлять глубинные, по сути философские, идеи.
    Взаимовлияние философии и искусства не носит симметричного характера, то есть это влияние может протекать и по разным направлениям и с разной интенсивно- стью. В любом типе искусства могут быть выражены философские мысли. Но в тоже время любое философско-художественное произведение (например, Досто- евского) не есть философия, поскольку каждый изучающий его может сконструи- ровать какую угодно философему (концепцию). Точно так же не влияет напрямую и философия на искусство, хотя отдельные, глобальные философские идеи — идея развития, идея гармонии и дисгармонии жизни, идея жизни и смерти и др. — без- условно, находили и находят свое отражение в искусстве. Наконец, специфика или различие философии и искусства носит не только содержательный характер, но и проявляет себя в следующем:
    • философия — удел не каждого, поскольку базируется на способности к ре- флексии и на отвлеченно-теоретическом мышлении — а это не массовые способности. Философия не обладает способностью влиять на массовое сознание;
    • искусство — есть сфера массового сознания. Оно базируется на массовой способности сознания к стремлению и переживанию красоты. Искусство способно формировать мировоззренческие размышления и оказывать вли- яние на массовое сознание.
    Таким образом, подчеркнем еще раз, что философия и искусство тесно связа- ны друг с другом по своей природе; тесно взаимодействуют в своих сущностных проявлениях и могут быть не связаны в своих отдельных, периферийных частях.
    Философия и социальная практика
    Поскольку человек живет не только в сфере сознания, но и в реальной жиз- ни, следует посмотреть и на то, каково же отношение философии к этой стороне жизни.
    Под социальной практикой понимается не конкретная деятель- ность (производственная, политическая и т. п.), а сфера проявле- ния человеческого сознания.
    Практическое, как отмечал Кант, есть все то, что возможно благодаря свобо- де. Иначе говоря, сфера социальной практики есть сфера реализации человеческой

    1.4 Проблема прогресса философии
    21
    воли, т. е. это и материально-практическая деятельность, и политическая, и нрав- ственная, и религиозная, и научная и т. д. Поэтому соотношение теории и практики не следует рассматривать как соотношение материального и духовного.
    Социальная практика и философия внутренне связаны друг с другом. Эта связь, прежде всего, обусловлена тем, что философия занята размышлениями о че- ловеке, а человека нельзя рассматривать вне практики. Именно в практике про- являют себя межличностные отношения, и именно в практике объективированная воля одного человека затрагивает интересы других людей. Регулятором этих про- тиворечий выступает и мораль, и право, и иные нормы, сложившиеся в конкрет- ном обществе. Поэтому закономерен интерес философии к проблемам добра, блага и другим моральным нормам, к проблемам власти, государства, свободы, лично- сти и т. д. У Аристотеля мы находим «Этику»; у Платона и Гоббса — концепцию государства; у Канта, Гегеля, Маркса — попытку построить целую философскую систему социальной практики человека. . . И это не случайно, поскольку именно социальная практика есть то основание, на котором и вырастает философия. Даже самые абстрактные гносеологические построения у философов-мыслителей всегда наполнены социальным содержанием. Дело в том, что философия, по сути своей,
    всегда выступает как сфера выработки нравственных и социально-политических идеалов. Отсюда вытекает конструктивная функция философии, т. е. она выра- батывает и для человека и для общества определенные социальные ориентиры.
    При этом философия может оказаться сферой борьбы этих социальных идеалов.
    С одной стороны, сами философы могут по разному понимать и трактовать идеи добра, блага, истины, свободы. Поэтому они могут конструировать различные со- циальные ориентиры. А с другой стороны, не может не присутствовать и различие определенных классовых (социальных) интересов в осуществлении тех или иных идеалов на практике.
    Подводя итог, можно отметить, что философия по-разному связана со всеми сферами духовной жизни и с самой социальной практикой. Философия как та- ковая выступает как сфера интеграции всего того, что содержится в социальной практике и духовной культуре. Поэтому философию можно определять и как «зер- кало эпохи», и как «критику эпохи», и как «живую душу культуры» (Гегель).
    1.4 Проблема прогресса философии
    В самой философии существовали полярные позиции при обсуждении этой проблемы.
    Одни философы придерживались мнения, что прогресса в философии нет и не может быть. И эта идея отрицания прогресса имеет глубокие основания. Если философия ищет решение предельных оснований, то нахождение ею правильных ответов означало бы конец для философии как таковой. Хотя ряд философов (Кант,
    Ницше) оставляли за собой право «завершить» этот поиск истинных ответов.
    Другие философы, рассматривая философию как социокультурное образова- ние, считали, что, как целое, она имеет свою историю, свое развитие (Гегель). Эти философы подчеркивали, что в философии имеет место эмпирически фиксируе- мая преемственность идей и более позднее учение есть самое богатое и самое конкретное.

    22
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    Что же такое прогресс? Прежде всего, это философское понятие. И это поня- тие, прежде всего, сопоставляется с понятием регресса. О прогрессе можно говорить:
    1) имея в виду какие-то конечные системы, объекты. Прогрессом системы можно считать повышение ее стабильности в среде обитания;
    2) имея в виду открытость понятия прогресса. То есть прогресс должен мыс- литься бесконечным. А раз так, то прогрессивно развивающейся системе должна быть присуща орогенность, в том смысле, что достигнутая ступень дает возможность для дальнейшего развития;
    3) имея в виду аксиологический (оценочный) характер прогресса, как движе- ния к лучшему;
    4) имея в виду возможность мыслить прогресс как нечто относительное, то есть улучшение не всего и вообще, а чего-то и в чем-то.
    Говоря о прогрессе, мы связываем это понятие также с понятиями изменения и развития. Развитие — предпосылка прогресса. Но развитие может быть двух видов:
    а) динамическое развитие целостной системы, которое проходит некие сту- пени (например, от зародыша до цельного организма и затем до смерти).
    В этом случае имеет место развертывание заложенных в системе неких потенций. Однако, рассматривая, например, динамику развития человека —
    ребенок — подросток — зрелый человек — старик, — мы можем утверждать,
    что данная динамика представляет собой прогресс, но не сможем дать оценку, какая ступень в этом развитии выше или лучше;
    б) популяционное развитие, которое предполагает развитие некоего множе- ства объектов (например, возникновение жизни на Земле), когда большую роль играют случайности и нельзя точно предсказать, какие виды популя- ции могут появиться.
    Философия есть именно популяционное образование
    В ее развитии происходит не только развертывание старых философских школ,
    но и появление новых философских направлений. Исходя из этого следует под- черкнуть, что прогресс философии не заключается в том, что после некоторых учений появляются более лучшие учения. (Может, такие связи и имеют место,
    но не это главное.) Прогресс философии заключается в росте, обогащении этой популяции, в ее утверждении во внешней среде.
    Иначе говоря, прогресс философии в том, что прибавляются новые философ- ские учения и входят в общую философскую копилку человечества. Можно сопо- ставлять эпохи философского развития, но не отдельные учения. Так, вполне пра- вомерно говорить, что в более поздней философии есть проблемы, которые не зна- ла предыдущая философия. Следует учитывать, что по мере развития и общества,
    и науки расширяется поле дискуссий, появляются новые школы и направления в самой философии. Наконец, очевидным является и продолжающаяся экспансия философии в сферу духовной жизни общества, например через развитие сферы образования, науки, искусства.
    Говоря о прогрессе философии, следует иметь в виду и то обстоятельство, что разные стороны самой философии переживают прогресс по-разному. Если в логи-

    1.5 Структура современного философского знания
    23
    ке прогресс проявляет себя в обогащении, уточнении, увеличении категориально- го аппарата, то, например, в мировоззрении нет такого накопительного развития,
    а идеологии вообще способны возникать и отмирать, сменяя друг друга.
    И, наконец, рассматривая историю философии, можно выделять определенные этапы ее развития, в зависимости от центральной проблемы, решаемой философи- ей в данный период времени. Так, можно выделить:
    1. Античную философию, которая носила космоцентрический характер,
    а центральной проблемой имела проблему соотношения человека и космоса.
    2. Средневековую философию, которая носила теоцентрический характер и решала центральную проблему соотношения человека и Бога.
    3. Философию нового времени, которая по характеру была антропоцентриче- ской, а в центре главной проблемы стоял сам человек.
    4. Философию новейшего времени, которая стала социоцентрической по сво- ему характеру и пытается осмыслить проблему взаимоотношений человека и общества.
    Вместе с тем эти предложенные четыре деления нельзя рассматривать в чи- стом виде или в виде прогресса. При всем их временном различии каждая из фи- лософских систем имеет и свою специфику, и взаимосвязь с последующими или предыдущими философскими размышлениями или построениями.
    1.5 Структура современного философского знания
    Философия — как любое другое сложное образование — может быть структури- рована различными способами. Вычленение ее составляющих частей может осу- ществляться по разным основаниям исходя из тех познавательных задач и интере- сов, которые определяют деятельность исследователей.
    Многомерность предмета философии, его изменение на протяжении истории обуславливают многообразие подходов к этому феномену и различие вариантов его структурирования. Дифференциация философского знания, его дальнейшее дроб- ление приводят к тому, что некоторые разделы философии со временем становятся самостоятельными дисциплинами, как, например, педагогика, психология, социо- логия. Современная философия — динамичная, гибкая, изменчивая система, эле- ментами или подсистемами которой являются различные философские дисципли- ны, так или иначе связанные между собой. В настоящее время существует множе- ство схем, попыток упорядочить, систематизировать многообразие философских знаний. Традиционно выделяют следующие разделы, части или области философ- ского знания.
    Онтология и (или) метафизика — философское учение о бытии,
    его принципах и началах.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Одна из наиболее древних философских дисциплин. Аристотель считал ее главным разделом философии. Онтология пытается синтезировать целостную кар-

    24
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    тину мира, вскрыть его сущностные причины, глубинные, предельные основания.
    Метафизика трактуется более широко как учение о сверхчувственной реальности,
    трансцендентном, ориентированное на постижение скрытой сущности вещей, об- наружение их внутреннего единства и взаимосвязи.
    Гносеология или (и) эпистемология — философское учение о по-
    знании, рассматривающее особенности процесса познания мира
    общественным человеком.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Гносеология выявляет условия, сущность и границы познания, отношения зна- ния к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. В рам- ках теории познания вычленяется теория науки, как один из видов познавательной деятельности. Здесь анализируются особые познавательные процедуры в науке,
    способы создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, изуче- ние соотношения эмпирического и теоретического уровней исследования.
    Иногда комплекс указанных проблем выделяется в специальный раздел знания, который называют философией и методологией науки.
    Логика — наука о формах правильного (т. е., связного, последова-
    тельного, доказательного) мышления.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Иначе говоря, логика есть наука об общезначимых формах и средствах мысли,
    необходимых для рационального познания в любой области знания. Задача логики,
    которую вслед за Кантом обычно называют формальной логикой, исторически сво- дилась к каталогизации правильных способов рассуждений, позволяющих из ис- тинных суждений-посылок всегда получать истинные суждения-заключения. При этом логические теории не субъективны и не произвольны, а представляют собой глубокое и адекватное отображение посредством символов объективной «логики вещей» на ступени абстрактного мышления.
    Значительная специфика двух важнейших сфер бытия — природы и общества,
    необходимость их философского анализа обуславливает существование натурфи- лософии и социальной философии.
    Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить
    как неживую, так и живую природу во всем многообразии свя-
    зей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные
    естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение,
    энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс,
    закон природы и т. д.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.5 Структура современного философского знания
    25
    Социальная философия (философия общества) — область фило-
    софского знания, исследующая наиболее общие характеристики
    общественной жизни, социальные закономерности, их специфику.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Иногда разделом социальной философии считают философию ис-
    тории (историософию), анализирующую сущность, направление,
    ход истории развития общества и человека, как субъекта исто-
    рического процесса.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Некоторые исследователи выделяют философию истории в самостоятельный раздел философского знания.
    Философская антропология — философское учение о человеке,
    человеческом бытии, не сводимым только к социальным и био-
    логическим свойствам и качествам.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Человек — существо универсальное, его активное отношение к миру облада- ет значительной спецификой и требует специального философского анализа. Соб- ственно, бытие человека — главная проблема философии, ее основной предмет ис- следования. Философская антропология стремится показать целостного человека в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.
    Этика — тесно связанное с философской антропологией учение
    о нравственности, интеллектуальных предпосылках морального
    сознания.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    И. Кант считал этику главным разделом философии, полагая, что познание не может являться основным средством ориентации человека в мире и обеспечения его свободы. Поэтому именно этике должны быть подчинены и онтология, и гно- сеология. Цель этики — выявить фундаментальные основания справедливых дей- ствий в совместной жизни людей. Она ставит вопросы о природе добра и зла,
    о свободе воли человека, его добродетелях и пороках, о счастье, справедливости и общественном благе.
    Эстетика — философское учение о прекрасном и формах его по-
    явления в искусстве, жизни и природе.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Представители немецкого романтизма считали эстетику главной философской дисциплиной, поскольку именно она, по их мнению, способна дать целостное

    26
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    представление о «всеобщем». Истина и добро приходят во взаимное соответствие именно в красоте и через красоту.
    Выводы
    Кроме перечисленных разделов философского знания, нередко выделяют в ка- честве автономных философских дисциплин философию религии, права, полити-
    ки, искусства и др. Являясь результатом взаимодействия философии с другими формами общественного сознания, они применяют познавательные средства для решения мировоззренческих и методологических проблем соответствующих сфер,
    областей сознания. Философия же получает возможность продемонстрировать эф- фективность своих понятий, принципов и методов.
    Контрольные вопросы по главе 1 1. Что определяет возможности философии в современном мире?
    2. Нужна ли философия «обычному человеку»?
    3. В чем состоит основное содержание перехода от мифологии к философии?
    4. Современна ли философия?
    5. В чем состоит специфика рефлексии как метода философии?
    6. В чем состоит принципиальная разница в следующих формулировках:
    • «проблемы науки» и «наука как проблема»;
    • «проблемы религии» и «религия как проблема»;
    • «проблемы морали» и «мораль как проблема»?
    Поясните.
    7. Каковы основные принципы и подходы к проблеме периодизации истории философии?
    8. Какие области современного философского знания связаны с проблемати- кой Вашей деятельности?

    Рекомендуемая литература к главе 1
    27
    Рекомендуемая литература к главе 1
    [1]
    История философии: Запад — Россия — Восток : в 4 кн. — М. : Греко- римский кабинет, 1995–1999.
    [2]
    Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4-х т. /
    Дж. Реале, Д. Антисери. — Спб. : Петрополис, 1994.
    [3]
    Рассел Бертран. История западной философии : в 3-х кн. / Бертран Рас- сел. — Новосибирск : Изд-во НГУ, 1997.

    Глава 2
    СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ.
    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
    Термин «философия» в наши дни является не только достоянием специальной научной литературы. Он широко вошел в практику периодической печати, средств массовой информации, стал непременным элементом повседневного общения лю- дей. Вместе с тем, очевидно, просматривается неоднозначность в употреблении термина «философия». Но может быть это характерно только для той среды, где нет надобности использовать его в строго научном смысле? Вполне правомерно предположить, что в научной и учебной литературе этот недостаток преодолен.
    Однако знакомство с учебниками и учебными пособиями не дает оснований для такого вывода. При определении философии в целом авторы одних учебников акцентируют внимание на том, что философия — это форма общественного созна- ния; другие — что это «специфическое по своему содержанию и форме мировоззре- ние; третьи — представляют философию как «мировоззрение и метод познания»;
    четвертые особо подчеркивают роль философии как науки.
    Ортега-и-Гассет отмечает, что если физику и математику заранее известны гра- ницы и основные атрибуты их объекта, то философия начинает с поиска своего объекта, с определения предмета своего исследования.
    2.1 Философы о предмете философии
    Описанная ситуация обостряет интерес к вопросу: чем занимается философия,
    что является предметом ее исследования?
    На первый взгляд, самый простой и легко доступный каждому способ решить этот вопрос состоит в том, чтобы обратиться к авторитету самих философов, к их высказываниям по этому поводу. Действительно, кому другому, кроме самих фи- лософов, лучше знать, чем они занимаются, что изучают. Безусловно, что мысли всех философов учесть трудно, да, вероятно, не так уж и необходимо. Попыта- емся обратиться к суждениям наиболее авторитетных, оставивших глубокий след в развитии философской мысли.

    2.1 Философы о предмете философии
    29
    Античные мыслители, для которых философия была мудростью, отмечали, что она представляет собой высшее знание, отличающееся от знания единичных, пре- ходящих вещей. «Мудрость, — считал Аристотель, занимается первыми причина- ми и началами». (Аристотель. Сочинения : в 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67.) Это — знание непреходящего, сущности или природы самих вещей.
    Таким образом, задача философии — изучение не отдельных вещей самих по себе, а первоначал, лежащих как в их основе, так и в ос- нове всего мира; изучение того общего, что составляет их сущ- ность, природу.
    Философия выступает как учение о бытии, о мире, о человеке и человеческом обществе и о познании.
    По мнению родоначальника английского материализма Ф. Бэкона «у филосо- фии троякий предмет — бог, природа, человек. . .» (Ф. Бэкон. Соч. В 2-х т. — М.,
    1971. Т. 1. C. 209.). Соответственно этому философия подразделяется им на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о человеке. Бэкон допуска- ет существование одной всеобщей науки, которая была бы «матерью» остальных наук. Эту науку он называет «первой философией» или «мудростью». Задачей ее является показать единство природы.
    Другой представитель английского материализма Т. Гоббс считает, что филосо- фия — это учение о телах, ибо ничего другого вообще не существует. «Предметом философии, или материей, о которой она трактует, является всякое тело, возник- новение которого мы можем постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении сравнить с другими телами. . .» (Гоббс Т. Избран- ные произведения в двух томах. — М., 1964. Т. 1. С. 58.).
    Французский философ Р. Декарт, представитель классического рационализма,
    сравнивал философию с деревом, о чем уже говорилось раньше. Если философия есть дерево, корни и ствол которого составляют ее же части (метафизика и физи- ка), то все остальные науки (медицина, механика, этика) выступают в виде ветвей этого дерева. Метафизика содержит в себе начала познания, в физике «рассмат- ривается, как образован весь мир вообще; затем, особо, какова природа Земли и всех остальных тел, находящихся около Земли. . . .» (Декарт Р. Начала филосо- фии. Избранные произведения. — М., 1950. С. 420–421). Кроме того, философия занимается изучением живой природы и особенно человека.
    И. Кант — родоначальник немецкой классической философии определяет фи- лософию в ее высшем значении, как учение о мудрости, как «законодательницу разума», которая призвана ответить на вопросы о том, что человек может знать,
    что он должен делать, на что он смеет надеяться и что такое сам человек Фило- софия, по Канту, имеет два предмета — природу и свободу, она содержит в себе естественный и нравственный закон и делится на метафизику природы, или тео- ретического, спекулятивного познания того, что есть, и метафизику нравов, или практического познания того, что должно быть. (См.: Кант И. Сочинения : в 6 т.
    М., 1963–66. Т. 3. С. 685–686; Т. 5. С. 167–168).

    30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта