Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЛОСОФИЯ Учебное пособиеТомск«Эль Контент»2013 УДК 1(075.8)ББК87я73К 734Рецензенты:Захарова Л. Л.

  • Шевченко Л. В.

  • Введение 5 1 Теоретическая характеристика философии как целого 6

  • 10 Проблемы и перспективы современной цивилизации.

  • Литература 185 Глоссарий 186

  • 1.1 Необходимость философии 7

  • 1.1 Необходимость философии 9

  • 1.2 Генезис философии 11

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
    Л. В. Котликова
    ФИЛОСОФИЯ
    Учебное пособие
    Томск
    «Эль Контент»
    2013

    УДК 1(075.8)
    ББК
    87я73
    К 734
    Рецензенты:
    Захарова Л. Л., канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социологии
    ТУСУРа;
    Шевченко Л. В., доцент кафедры философии и социологии ТУСУРа.
    Котликова Л. В.
    К 734
    Философия : учебное пособие / Л. В. Котликова. — Томск : Эль Контент,
    2013. — 194 с.
    ISBN 978-5-4332-0130-9
    В учебном пособии представлена теоретическая характеристика фило- софии как целого, рассматриваются проблемы прогресса философии, а так- же структура современного философского знания. Освещены проблемы природы человека и его предназначения, приводятся возможные направ- ления и подходы в рассмотрении проблемы человека. Особое внимание уделено проблеме бытия, философской, религиозной и научной картине мира. Рассмотрены основные понятия и принципы теории познания, про- блемы свободы и ответственности личности, роль СМИ и рекламы в жизни современного человека. Отдельное место занимают вопросы многообразия культур, цивилизаций, форм социального опыта. Рассмотрены проблемы и перспективы современной цивилизации.
    Пособие предназначено для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
    УДК 1(075.8)
    ББК
    87я73
    ISBN 978-5-4332-0130-9
    © Котликова Л. В., 2013
    © Оформление.
    ООО «Эль Контент», 2013

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    5
    1
    Теоретическая характеристика философии как целого
    6
    1.1 Необходимость философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    7 1.2 Генезис философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    10 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры . . . .
    13 1.4 Проблема прогресса философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    21 1.5 Структура современного философского знания . . . . . . . . . . . . . .
    23
    2
    Современный образ философии. Предмет философии
    28
    2.1 Философы о предмете философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    28 2.2 Основные подходы в понимании проблемы «образа философии» . .
    32 2.3 Сциентизм как характерная особенность западноевропейского образа философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    33 2.4 Современный образ философии и ее предмет . . . . . . . . . . . . . . .
    35
    3
    Проблема природы человека и его предназначения
    42
    3.1 Возможные направления и подходы в рассмотрении проблемы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    42 3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии .
    45 3.3 Сущность и специфика деятельностного подхода к пониманию природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    61 3.4 Смысл человеческого существования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    66
    4
    Проблема бытия. Философская, религиозная и научная картина мира 70
    4.1 Бытие как философская категория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    71 4.2 Образы бытия в истории философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    72 4.3 Анализ форм бытия мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    84
    5
    Основные понятия и принципы теории познания
    89
    5.1 Гносеология и ее проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    89 5.2 Структура познавательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    93 5.3 Проблема истины и ее критерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    99 5.4 Специфика научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 5.5 Понятие метода, его связь с практикой и теорией . . . . . . . . . . . . 110
    6
    Общество. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального
    опыта
    115
    6.1 Основные концепции социальной реальности в философии . . . . . . 116

    4
    Оглавление
    6.2 Общество как специфическая форма бытия человека . . . . . . . . . . 118 6.3 Специфика культуры и цивилизации как форм бытия социальной реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
    7
    Человек в мире культуры
    131
    7.1 Основные функции культуры в системе «человек-общество» . . . . . 132 7.2 Диалог культур в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . . 138
    8
    Личность: проблемы свободы и ответственности
    143
    8.1 Личность как субъект свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 8.2 Свобода и необходимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 8.3 Свобода и ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
    9
    Человек в информационно-техническом обществе
    156
    9.1 Система отношений: человек — техника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 9.2 Человек и информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 9.3 Роль «СМИ» и рекламы в жизни современного человека . . . . . . . 163 9.4 Информационное общество и культура человека . . . . . . . . . . . . . 166
    10 Проблемы и перспективы современной цивилизации.
    Человечество перед лицом глобальных проблем
    171
    10.1 Основные симптомы проявления глобальных проблем современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 10.2 Проблема войны и мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 10.3 Проблема экологического кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 10.4 Демографическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 10.5 Перспективы современной цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
    Литература
    185
    Глоссарий
    186

    ВВЕДЕНИЕ
    Соглашения, принятые в книге
    Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто- граммы и специальное выделение важной информации.
    Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин- формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде- литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
    В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе- ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита- телю лучше понять основные идеи.
    Выводы
    Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из- ложенный материал или проводит анализ.
    Контрольные вопросы по главе
    Рекомендуемая литература к главе

    Глава 1
    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    ФИЛОСОФИИ КАК ЦЕЛОГО
    Вузовская программа обучения всегда включала в себя «Философию» как не- обходимый, обязательный курс среди других общегуманитарных дисциплин. Вме- сте с тем для большей части студентов необходимость данного курса отнюдь не была и не является очевидной. Более того, нередким является изначальное оттор- жение со стороны студента данного курса, как «досадного» приложения к пред- метам выбранной им специальности. Причины такого отношения могут быть раз- личными, иметь субъективные и объективные основания. Эти причины, наконец,
    обусловлены и самой ситуацией, сложившейся в XX веке, как в развитии фило- софского знания в целом, так и в изменении вектора развития общественных от- ношений в нашей стране. Все эти факторы породили соответствующий всплеск и философской рефлексии, которая в философской литературе (и в вузовской прак- тике преподавания) проявила себя в определенном «хаосе» мыслей, излишней то- ропливости и категоричности, смене позиций, пристрастий и т. д. Предпочтения,
    отдаваемые философами в XX веке философской антропологии, хотя и кажутся вполне исторически оправданными, тем не менее очень часто способны исказить целостный характер и самой философии, и ее проблематики. Отсутствие четкости в понимании в рядах самих философов: что есть сегодня философия (наука? ре- флексия? мировоззрение?), каков ее предмет исследования (весь мир как целое, во всех связях и отношениях? отношения человека к миру при определении своего места в нем? внутренний мир самого человека?) — еще более усилили негативное отношение к ней со стороны студентов нефилософских факультетов. Сложившу- юся ситуацию нельзя изменить одномоментно. Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованной и правомерной является своеобразная помощь студенту в виде раз- ных (и по структуре, и по материалу, и по философской направленности) учебно- методических пособий, позволяющих скорректировать возникающие трудности.

    1.1 Необходимость философии
    7
    1.1 Необходимость философии
    Прежде всего, вне зависимости от своего личного отношения к философии,
    попробуем просто обосновать для себя тезис необходимости не учебного курса философии, а философии как таковой.
    Итак: Философия необходима. В данном случае понятие необхо- димости используется не в праксиологическом (очень нужно) и не в аксиологическом (нравственный долг), а в логическом смысле:
    необходимо — значит, не может не быть. То есть философия необ- ходима и не может закончить свое существование пока есть обще- ство мыслящих людей.
    Многие выдающиеся философы прошлого рассматривали философию как уко- рененную часть сознания человека.
    «Философия кажется чем-то, без чего можно обойтись, — писал Ф. Гегель. —
    Но весь вопрос в том, что мы называем необходимостью. Со стороны духа мы можем признать философию как раз более всего необходимой». А. И. Кант подчер- кивал: «Чтобы дух человека когда-нибудь совершенно отказался от метафизиче- ских исследований — это также невероятно, как и то, что мы когда-нибудь совсем перестали бы дышать». Именно этот тезис и попробуем доказать.
    Для Канта доказательством служит, прежде всего, то утверждение, что разум- ный человек — это познающий человек. То есть разуму присуща познавательная потребность, не имеющая конца. Однако эти аргументы сами по себе являются философскими утверждениями и в строгом смысле не могут служить доказатель- ством точки зрения о необходимости философии. Другой немецкий философ, ос- нователь феноменологии Э. Гуссерль утверждал, что человека охватывает страсть к созерцанию и познанию окружающего мира без чисто практического интереса.
    Это и есть философия. Однако появляется новый вопрос, почему и откуда у чело- века возникает такая страсть?
    На наш взгляд, более правильной посылкой для ответа может служить пони- мание человека как не просто познающего существа, а как познающего и деятель- ностного существа. А сама деятельность человека невозможна вне познания.
    Поэтому специфика человеческого разума не в том, что человек с его помощью познает, то есть, приспосабливается к окружающей среде. (Такое приспособление у животных значительно более развито.) Специфика человеческого разума заклю- чается, прежде всего, в том, что он является источником человеческой свободы.
    Как свобода — человеческий разум связан с наличием самосознания (переживани- ем, осознанием своего «я»). А сама свобода осуществляется в выборе того или иного решения. Именно в этих частях человеческого разума и коренится фило- софия. Как подчеркивал Гегель, любой человек всегда находится в центре мира и иначе себя не представляет. «Все, что есть в мире, я нахожу в своем сознании».
    Иначе говоря, сознание и мир нерасторжимы, а следовательно, есть возможность для возникновения философских проблем: что есть мир и каково мое место в этом мире.

    8
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    Необходимость философии вытекает не просто из свободы, а из противоречия свободы и несвободы. В чем заключается данное противоречие?
    С точки зрения современной науки синергетики (наука о самоорганизации),
    человеческий разум обладает автопоэзисом, т. е. внутренней имманентной актив- ностью, самоорганизуемостью. И эта специфика разума и является основой для свободы выбора.
    Однако человек как деятельностное существо — свободно выбранное — продол- жает выбор в своей деятельности. При этом разум вынужден фиксировать, что не всякий выбор может быть фактически реализуем. Когда разум человека наталки- вается на данное обстоятельство, он обнаруживает два типа препятствий:
    а) в объекте — вещах, явлениях, которые, оказывается, существуют не в самом сознании, а отдельно от него;
    б) в субъекте, — когда существует другой свободный человек, тоже выбираю- щий и мешающий реализации моего выбора.
    Выстраивая отношения с объектом (субъектно-объектные отношения), свобод- ный разум человека стремится его познать, преобразовать и использовать в сво- их интересах, для достижения своих целей. То есть формируются гносеологиче- ские, познавательные отношения. Во втором случае, в возникающих субъектно- субъектных отношениях мало просто познать сознание и свободный выбор друго- го человека. Необходимо понять, убедить, привлечь на свою сторону это другое сознание, т. е. выработать какие-то нормы, предписания, требования и т. п. Фор- мируются аксиологические и праксиологические отношения. То есть человек ста- новится человеком, не просто выбирающим по своему желанию и усмотрению,
    а человеком, выбирающим на основе каких-то оценок. Конечно, при этом утрачи- вается какая-то часть свободы выбора. Но в этом и специфика отношений в обще- стве, в отличие от отношений в животном мире. Именно здесь, при формировании тех или иных оценок и возникает иерархия мировоззренческих идей.
    Начинают формироваться идеи ориентации (должно поступать так, а не иначе), идеи оправдания (поступать так, потому что. . .),
    идеи обоснования (поступать так, потому что, потому. . .). Возник-
    новение этих мировоззренческих идей и есть начало для возникно-
    вения философии.
    Мировоззренческое сознание — есть сознание, оправдывающее и обосновыва- ющее основы человеческого бытия.
    Первой формой мировоззренческого сознания выступает мифологическое со- знание. Мифологическое сознание еще не есть философия. Разум пока еще удо- влетворен достаточными основаниями, на которых построено мифосознание, т. е.
    нет еще обращенности сознания к самому себе. Однако в определенный момент развития человеческий разум начинает познавать мифосознание, размышлять, де- лать выбор. То есть разум в этом познании фактически обращается к самому себе,
    так как мифосознание есть часть этого разума. В этом познании разум осознает неудовлетворительность конечных (достаточных) объяснений. Идет поиск новых,

    1.1 Необходимость философии
    9
    иных объяснений окружающего мира и самого человека в нем. Это и есть начало философии.
    Если данную ситуацию движения разума к самому себе попытаться предста- вить на уровне обыденного сознания, то вполне уместно обратиться к такому при- меру, как этапам развития этого «разума» у родившегося, а затем формирующе- гося ребенка. Если первый этап «разумности» ребенка вплетен непосредственно в его утилитарно-практические потребности, то очень скоро (в масштабах челове- ческой жизни, а не человечества как такового), он начинает функционировать на достаточных основаниях — определенном подражании поступкам, оценкам, нор- мам героев мира сказок (мифов). И данное восприятие сказочного и реального мира как естественной среды своего обитания не вызывает в сознании ребенка никаких противоречий до определенного возраста. А затем происходит «взрыв»
    сознания, появляются первые «почему?», которые, расширяясь, втягивают в свою орбиту и весь окружающий ребенка мир, и всю его деятельность, и его самого.
    Это проснувшееся «почему?» и есть начало рефлексии человеческого разума.
    Э. Гуссерль отмечал, что возникновение философии есть прорыв к совершенно новой духовной структуре. Духовное бытие человечества вступает на путь посто- янного духовного обновления. То есть, человеческий разум перестал быть успоко- енным в найденных объяснениях. Когда сознание человека встает на путь само- познания, у философии возникает черта рефлексивности, иначе говоря, возникает контроль за тем, как идут рассуждения о предмете познания. Таким образом, в фи- лософии человеческий разум обретает самокритическое сознание.
    Поэтому философия всегда есть по сути критика всего того, что
    привлекает внимание человеческого разума. Отсюда и ее значи-
    мость для человека и общества.
    Таким образом, рефлексивность и критичность являются характерными осо- бенностями философского сознания.
    Подчеркнем также, что, возникнув в результате несогласия с достаточными основаниями мифологического сознания и ведя поиск новых ответов, философия и не может найти этих предельных оснований или окончательных ответов. Ведь разум не может сам себе приказать остановиться или умереть, он (как и все в мире)
    находится в постоянном развитии. Поэтому все ответы философии являются лишь временно удовлетворяющими. Но эти ответы философии нельзя рассматривать как заблуждение или бессмыслицу. Это моменты свободного духовного поиска, кото- рый на определенном этапе способен удовлетворять людей. А философское созна- ние, являясь частью человеческого разума, и впредь будет существовать в силу существования самого разума. Однако следует понять, что хотя философия необ- ходима в своем существовании, но в ней имеет место момент случайности. Как и все в обществе, философия имеет вероятностный или стохастический характер.
    Из всего сказанного вытекают следующие выводы:
    1. Философия, в силу рефлексивности, выступает как самосознание обще- ства. Иначе говоря, содержанием философии является не эмпирическая действительность как таковая, а ее отражение в сознании, т. е. научное по-

    10
    Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
    нимание мира, нравственных ценностей и т. д. Из этого и вытекает общий социальный смысл философии.
    2. С рефлексивностью связана и критика, поэтому философия есть крити- ка эпохи. Иначе говоря, философия подвергает критике понимание суще- ствующих институтов общества, всего, что привлекает ее внимание. Вся- кая критика есть определенное взаимоотношение с тем, что критикуется.
    В этом смысле философия выступает как зеркало эпохи. В философских работах можно узнать и об истории, и о праве, и о государстве, и о нравах и т. д.
    3. Философия есть предчувствие нового. То есть философ не обязательно со- здает определенный социальный проект, но смысл в его работах заключа- ется в том, что в них как бы предчувствуется определенное социальное будущее. Причем философское предчувствие может реализовываться че- рез очень длительный период времени. Например, идеи государства Пла- тона или идеи братства, свободы французских просветителей до сих пор не реализованы в полном объеме.
    4. Существование философии есть социальная необходимость, вытекающая из природы человеческого разума.
    1.2 Генезис философии
    Возникновение философии до сих пор представляет проблему, по поводу ко- торой спорят многочисленные исследователи. Эта проблематичность обусловлена тремя обстоятельствами:
    1. Невозможностью однозначно определить момент возникновения филосо- фии. Хотя возникновение философии означало настоящую духовную рево- люцию, но первые философские учения не так-то легко отличить от нефи- лософских мировоззренческих образований — мифологических, религиоз- ных, а также от первоначально-научных и художественных.
    2. Сказывается почти полная утрата текстов первых философов. Сохранив- шиеся фрагменты, как правило, не имеют внутренней логической связи,
    имеют вкрапления в тексты мыслей позднейших авторов и многократное интерпретирование.
    3. Сказывается само неоднозначное понимание философии различными ее направлениями.
    Рассматривая философию как необходимое явление на определенном этапе развития человеческого разума и как социокультурное явление, следует подчерк- нуть, что философия — это лишь одно из многих проявлений человеческого духа,
    лишь одно из явлений духовной жизни. Различные формы духовной культуры свя- заны, во-первых, с развитием человеческого разума и, во-вторых, — с многообра- зием его способностей.
    Сумма существующих на сегодня научных знаний позволяет сделать предполо- жение, что человеческое сознание (разум) прошло ряд ступеней в своем развитии:

    1.2 Генезис философии
    11
    1. Архаическое, становящееся, утилитарно-практическое сознание, которое ориентировочно существовало около 30 тыс. лет (с 40 т. л.–10 т. л. до н. э.).
    Главной особенностью этого сознания являлось то, что оно было вплетено в реальную жизнедеятельность человека. В сознании не было ничего, что не работало бы на удовлетворение его утилитарных потребностей.
    2. Первобытное мифопоэтическое сознание (10 т. л.– 3–1 т. л. до н. э.). Это эпоха неолитической революции, когда человек переходит от собирающей к производящей экономике. Сознание существует на достаточных основа- ниях: образцах и нормах поведения, прописанных в мифах.
    3. Цивилизованное, многообразное сознание, возникшее в 3–1 т. л. до н. э.
    и существующее сегодня.
    Нас интересует момент перехода от первой ко второй ступени. Именно в этот период перехода сознания на новую ступень своего развития и происходит форми- рование мировоззренческого сознания, т. е. идей, ориентирующих, объясняющих,
    направляющих. Иначе говоря, появляются некоторые идеи — составляющие опре- деленный образ жизни. Мифологическое сознание поглощает в себя утилитарно- практическую сферу. И если на первой ступени развития сознание объективно бы- ло направлено на знание (отражение вещей и их познание), то на второй ступени сознание направлено на смыслы. Мифологическое сознание — это уже аксиологи- ческое и нормативное сознание. Переключение сознания человека со «знания» на
    «смыслы» — и означает возникновение духовности, духовной культуры.
    Второй переход в развитии сознания (от 2-ой к 3-й ступени) — означал диф- ференциацию единого сознания, появление внутреннего многообразия сознания.
    Происходит возникновение и осознание такой проблематики, как научной, фило- софской, религиозной, нравственной, эстетической и т. д.
    Возникнув, эти формы духовности продолжают свое существование и по сво- им имманентным законам, и по определенным связям друг с другом. Как подчер- кивал Э. Гуссерль, духовное бытие человека вступает на путь «постоянного духов- ного обновления». Следствием этого и явилось ускоренное развитие цивилизации и культуры.
    Итак мировоззренческие идеи существовали первоначально в виде мифологи- ческого сознания. Мифологическое сознание реализуется на способности разума к образно-синкретическому видению мира (поэтому его и можно называть мифо- поэтическим сознанием). Мифологическому сознанию присущи следующие харак- терные особенности.
    Во-первых, оно характеризуется синкретизмом (от греч. syncretism’s — соеди- нение). Причем синкретизм может быть:
    а) предметно-содержательный, т. е., например, в мифе можно выделить гео- графический, технико-экономический, социологический и космологичес- кий компоненты. И хотя эти компоненты будут представлять собой смесь реального и вымышленного — сознание их будет оценивать одинаково, рав- ноценностно;
    б) жанровый, который проявляется в том, что в мифах смешаны различные жанры — героика, проповеди, рецепты и т. д.;

    12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта