философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
Скачать 1.58 Mb.
|
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого в) модальный, т. е. имеющиеся в мифах суждения могут быть разной модаль- ности (вероятности) — необходимостные, должные и т. п. Во-вторых, оно характеризуется образностью. Эта образность позволяет гово- рить о мифопоэтичном сознании. Воображаемое и действительное связаны в ми- фологическом сознании воедино. Человек не верит в миф, а живет в мифе, при- нимает его как должное. (Как, например, ребенок воспринимает сказки до опреде- ленного возраста.) В-третьих, оно характеризуется беспроблемностью. И в мифе нет загадок, и миф сам не ставит проблем. «Все было ясно для первых людей. Тайны природы для них были яснее, чем для нас». В-четвертых, оно характеризуется традиционностью. Миф сохраняется, пере- ходя по традиции из поколения в поколение. Причем этот переход осуществляется без всякой критичности. В-пятых, оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям. То есть это сознание не замечает каких-либо расхождений в содержании различных мифов, не принимает идей чуда или невероятности и т. п. Таким образом, мифологическое сознание оправдывает и предписывает опре- деленный образ жизни человеку, но не в виде долженствования, а в виде образцов (героев мифа), которым необходимо следовать. Мифологическое сознание следует рассматривать не как низшую ступень че- ловеческого развития, а как необходимую ступень в этом развитии. Переход к цивилизованному сознанию можно рассматривать как «большой взрыв» мифологического сознания. Начинают формироваться различные области сознания: утилитарное, научное, эстетическое, религиозное, философское, нрав- ственное. Идет не только образование, но и развитие этих областей сознания. При- чем различные области сознания по мере развития удаляются друг от друга, и это удаление — выступает одной из причин кризиса духовной культуры, который че- ловечество начнет осознавать лишь с середины 19 века. Раскол мифологического сознания был обусловлен объективным ходом событий: развивалась человеческая деятельность, развивался разум человека, менялись его отношения с окружающим миром. Беспроблемное мифологическое сознание с его достаточными ответами пе- рестает удовлетворять изменившиеся запросы человека. И появляется философия, которая, по выражению Х. Ортега-и-Гасета, демонстрирует, что «человек потерял веру и впал во всеобъемлющее сомнение. . .». (Ортега-и-Гасет Х. Что такое философия? — М., 1991.). Философия проблематизирует мировоззренческие представления мифологиче- ского сознания. И вместо ответов без вопросов (в мифе) возникают вопросы без ответов — философия. Возникает теоретическая рефлексия, поскольку философия есть теоретическая и критическая рефлексия над мировоззренческими представлениями. Философия возникает вместе с возникновением зачатков научного знания. Ста- новление науки и философии как некой единой нерасчлененной формы теорети- ческого освоения мира выражается формулой: «От мифа к логосу». Философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знания о природе (необхо- димость которых объяснялась не только возросшим «любопытством» разума, но и потребностями человеческой деятельности и общественного развития) — отдель- но от философии. Первые античные философы были и математиками, и физиками, 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры 13 и историками. Их научные представления определяли постановку и решение ими философских проблем. Возникновение научного знания вводит в сферу вопроша- ющего мышления проблему истины и способов ее достижения. А это, в свою очередь, влекло за собой рассмотрение отношений между субъектом (человеком) и объектом (миром), отношений мысли к действительности, субъективного и объ- ективного в знании. Рассмотрение этих отношений становилось уже делом философии. Таким образом, разрушение мифологического сознания приводит к расколу ре- ального бытия и бытия осознаваемого. Это ведет к появлению гносеологической проблематики: что такое бытие, как его можно познать, насколько истинными мо- гут быть знания о нем и т. п. Появляется специфический философский язык для обсуждения и осмысления всей этой совокупности новых проблем. Несмотря на своеобразие путей возникновения, философия возникла как единство четырех ас- пектов: онтологических, гносеологических, аксиологических (в этике, эстетике) и практически — преобразовательного. В онтологии фиксируется и определяется существование «объекта», его виды и формы, наиболее общие свойства, закономерности бытия. В гносеологии предметом исследования выступает знание (незнание) об объ- екте; выявляются критерии истинного знания, его формы; условия и способы пе- рехода от познания к знанию, и наоборот. В аксиологии фиксируется и определяется ценность соответствующего объ- екта, а предметом исследования выступает ценность (антиценность); выявляются критерии подлинных ценностей, их основные виды, способы функционирования, их социально-историческая обусловленность. В праксиологии предметом исследования выступает активность социального субъекта, его деятельные способности и формы их реализации; пути формирова- ния смыслов социальной жизнедеятельности. Ни одна другая область знания не включает в таком единстве все эти аспекты. Поэтому философия выступает и как мировоззрение, как самый общий взгляд на мир; и как теория познания; и как общая методология теоретического мышления. Итак, философия есть попытка преодоления мифологического сознания сред- ствами интеллекта. Философия впитала в себя мировоззренческие идеи, превратив их в мировоззренческую проблематику. Между философией и мифологией есть и преемственная связь, прежде всего, в общности содержания многих проблем. Но философия решала эти проблемы на новой социальной и познавательной основе и новыми способами. Возникновение философии представляло: а) возникновение нового типа мировоззрения; б) скачок в развитии человеческого мышления — возникновение теоретиче- ского мышления. 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры В предыдущем разделе мы уже подчеркнули, что ломка мифологического со- знания, вызванная к жизни объективными причинами изменившегося уровня раз- вития человеческой деятельности и человеческого разума, привела к появлению 14 Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого новых, самостоятельных областей духовного бытия человека, включая филосо- фию. Философия является одной из важнейших практик духовной жизни человека, но не единственной. Наука, религия, искусство, мораль, а несколько позднее — по- литика и право — играли и играют значительную роль в формировании культурного облика человека и общества. Безусловно, что философия выстраивала и выстра- ивает свои отношения с этими практиками человеческой культуры. Каждый тип таких отношений имеет и свою определенную специфику. Философия и религия Достаточно давно у человека сложились две противоположные позиции по от- ношению к религии: для одних религия выступает своеобразным «опиумом» для народа, для других — религия является основой духовности человека и общества. Если посмотреть на первую точку зрения, то возникает ряд вопросов: почему этот «опиум» существует так долго в истории человечества? в чем его сила? почему с ним невозможно справиться? Но если посмотреть на второе утверждение, то во- просов не становится меньше: почему под знаменами религий сжигали ученых на кострах? благословлялись религиозные войны? почему столь непримиримы могут быть межрелигиозные противоречия? Постараемся взглянуть на данную проблему не с позиции обыденного созна- ния, а с позиции философии. Говоря о религии, следует подчеркнуть, что она начинает возникать в нед- рах мифологического сознания. Но настоящая религия возникает с формировани- ем мировых религий (буддизма и христианства) в 1 т. л. до н. э. В этот же период происходит и формирование философии. Прежде всего, следует различать религиозное сознание и религию. В первом случае религиозное сознание следует понимать как нечто, сложив- шееся независимо от воли человека, как присущее имманентно человеку, как су- ществу разумному. Ведь речь идет о форме человеческого сознания. Во втором случае, говоря о религии, мы подчеркиваем ее историческое возникновение, по- скольку она есть дело рук самого человека. Кроме того, необходимо различать не только религиозное сознание и религию, но и религиозность как таковую. Мало признавать идею Бога и уже быть религиоз- ным человеком. Ведь Бога можно принимать лишь как простого создателя, творца, схожего с природой. Религиозность связана с тем, что Бог мыслится не просто как творец, но мыслится как владыка этого мира и самого человека. Наконец, нужно представлять и специфику религиозного мировоззрения, кото- рая заключается: 1) в идее Бога, как сверхприродного существа, творца и вседержителя мира; 2) в идее подчинения человека Богу и причастности к нему (через ритуалы, молитвы и т. п.); 3) в идее Бога как источника смысла, цели и ценности человеческого бытия, источника нравственных норм для человека; 4) в идее воздаяния и наказания за определенное поведение человека. 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры 15 Религиозное сознание глубоко парадоксально. Это связано с тем, что по суще- ству религиозное сознание является мировоззренческим. Но, решая проблему, «что есть человек», — религиозное сознание не может выйти из противоречия: человек одновременно есть и приобщенное к Богу существо — «по образу и подобию», и существо, находящееся практически на положении «раба», в полном подчине- нии у Бога. Итак, в составе религиозного сознания выделяется три аспекта: 1) базовая способность самого человеческого сознания мыслить абсолютное; 2) понимание абсолюта как Бога; 3) представления о Боге как благом творце мира и его владыке и о своей причастности к нему через душу. Эти три элемента общие для любой ре- лигии. Но в конкретных религиях есть дополнительные, специфические особенности — это и конкретные представления о Боге, формах причастно- сти и воздаяния, это и своеобразие определенных культов, обрядов, учре- ждений и т. д. Религия как социокультурное явление представляет совокуп- ность сущностных и конкретных характеристик. Над религией надстраива- ется еще теология или богословие, как некая идеология конкретной религии. Отношения между философией и религией носят взаимный характер. Со сто- роны, например, европейской религии (в теологии) наблюдались противоположные позиции в отношениях к философии. Позиция религиозного антиинтеллектуализма отрицала не только необходимость, но и любую возможность использования филосо- фии в теологии. Данная позиция подчеркивает, что рассудочный подход к Богу — это проявле- ние человеческой гордыни и принижение Бога. Чтобы прийти к Богу, человеку необходима вера, а проникновение философских взглядов в религию опасно. Ведь вера, как отмечал Мартин Лютер, дана самим Богом, а разум есть «потаскуха дьявола». Другая точка зрения связана с религиозным интеллектуализмом, который стремился обосновать религиозные идеи именно через разум и философию. Представители этой позиции рассматривали разум как определенную помощь человеку на его пути к Богу, когда одной веры становится недостаточно, когда возникают сомнения. (Фома Аквинский, родоначальник томизма.) Современный томизм также придерживается этой позиции. Отношение философии к религии и разным сторонам религиозного сознания также различное. К сущностным сторонам религии всякая философия относится в основном положительно и серьезно. К культовым сторонам — философия отно- сится критически. Во всей философии всегда обсуждались религиозные понятия (Бог, душа, вера и т. д.). Но если теологи исходят из признания абсолютного суще- 16 Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого ствования Бога, души и т. д., то философы сами эти постулаты ставят под вопрос. А существуют ли Бог, душа и все остальное? Отношение к религии со стороны философии тоже не было однозначным. Одни философы хотели помочь религии освободиться от тех искажений понятий, которые допускает теология, и утвержда- ли, что философия имеет право судить об истинном смысле религиозных понятий (Спиноза, Кант). Другие — достаточно враждебно относились к религии и любому ее проявлению. (Французские материалисты 18 в., Маркс, позитивизм.) В целом отношение к религии в философии не связано с материализмом или идеализмом, а связано с рационалистическим или иррационалистическим мышлением. Отношение между самой религией и философией начинается там, где религиозное сознание углубляется в поиск собственных осно- ваний, то есть пытается обнаружить себя как проблему. И когда религия обращается к возможностям и границам собственного су- ществования, она выходит не в построение новой системы рели- гиозного мировоззрения, а в рефлексивный слой — в философию религии (Бердяев, Соловьев и др.). Философия и наука В течение многих веков для философии не существовало проблемы отношений с наукой, поскольку все знания до XVII века рассматривались ею как единые. Со времен Аристотеля философия считалась «главной наукой», а знаменитое изоб- ражение дерева знаний Декартом указывало, что этим деревом является именно философия, его корнями выступает метафизика, стволом служит физика, а прочие знания составляют ветви. Иначе говоря, философия мыслилась как «наука наук». В XVII–XVIII вв. начинается бурное развитие естественных наук. С этим про- цессом идет и процесс формирования самосознания науки, которая начинает раз- водить себя и с религией, и с философией. Известный тезис Ньютона «физик — бойся метафизика» становится, по сути, объединяющим знаменем для науки. На- ука, которая стала широкой сферой интеллектуальных сил общества, выдвинула идею о непродуктивности религиозных и философских выводов. Со стороны философии также начинается рефлексия по вопросу о взаимоотно- шениях с наукой. Кант, например, в своих исследованиях выделяет естествознание и математику из философии и рассматривает их как самостоятельные науки. Ге- гель — отдавая философии предпочтение, ставя ее на самый высокий пьедестал, тем не менее противопоставляет ее конкретной науке. А Спиноза пытается да- же выстроить философскую систему геометрическим способом, то есть пытается «онаучить» философию. В XIX веке наступление науки в сферу духа растет и широко распространя- ется идея, что научные методы — это высшее достижение человеческого разума. В середине XIX в. возник позитивизм, который объявил философскую пробле- му — псевдопроблемой. В самой философии в этот период возникает диалектиче- ский материализм, оставивший за философией лишь диалектику и теорию позна- 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры 17 ния. А к началу XX века в философии возникают направления экзистенциализма, феноменологии и др., которые стремятся отказаться от классической философии, дающей знания о мире в целом, и переосмыслить проблематику самой филосо- фии. И как подчеркивал Карл Ясперс, философия должна отказаться от попыток строиться по научному образцу и претендовать на какое-то знание. Таким образом, к XX веку в обществе формируются две противоположные мировоззренческие позиции, рассматривающие проблему самоопределения науки и философии. Первое направление — сциентизм — отрицает научный статус фи- лософии. Его представители утверждают, что философия является лишь мировоззрением и нет научных методов решения философских проблем. Более того, философия должна изменить свою проблематику и может стать наукой о языке, логике и т. д. Второе направление — антисциентизм — также отрицает научный статус философии, но на другой основе. Его представители считают, что философия имеет дело с глубокими проблема- ми, но она не может являться наукой, поскольку сами ее проблемы носят трансцен- дентный (от лат. transcendent — переступающий, выходящий за пределы «опыта») характер. Таким образом, в связи с экспансией научного познания, для философии остро возникла проблема самоопределения. Прежде философия считала, что ей доступ- но знание о мире в целом. А теперь наука выдвинула и подкрепляла в практике тезис о том, что именно научными способами и методами может быть познано все существующее в мире. Каким же образом можно и нужно рассматривать сложившиеся в реальности взаимоотношения науки и философии? Безусловно, что философия и наука, являясь двумя существующими объектив- ными духовными явлениями, не сводимы друг к другу и имеют свое своеобразие и специфику. Базой философского сознания, и это уже подчеркивалось прежде, выступает способность сознания к рефлексии. Базой научного сознания является рассудочно-аналитическая способность че- ловеческого сознания. То есть наука, стремясь к анализу, расчленяет целостность окружающего мира, выделяя интересующий объект познания. Конечно, наука спо- собна и синтезировать знания, но только опираясь на полученные данные анализа, идя от частного к обобщающим выводам. Философское же мышление характе- ризует противоположное — стремление идти изначально от целого, поскольку его интересует проблема, что есть мир в целом. 18 Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого В таком случае и вектор движения философского и научного мышления ока- зывается противоположным: • наука движется к конкретному; • философия движется к общему, целому. Наука и философия, кроме того, развиваются по разным законам: • наука — однопорядково (количественные и качественные изменения, скачки); • философия в своем развитии имеет не только накопление знаний, как в на- уке, но и смену мировоззрений, идеологий, норм и т. п. Наконец, и «конечный продукт» философских и научных изысканий отличает- ся друг от друга: • продуктом научного мышления выступают знания и ничего более; • философия также включает знание, но в ней, кроме того, заключаются и мировоззренческие моменты, и нормативные моменты, и оценочные моменты. Таким образом, наука и философия, безусловно, разные явления. Но, будучи разными, они имеют и общее. Общим, например, является то, что и философия, и наука есть формы человеческой духовной деятельности. Их связь и в том, что они принадлежат сфере интеллектуальной деятельности. Поэтому наука и философия не случайным образом, не в силу желания и воли людей, а в силу указанных выше объективных причин, находятся в отношении взаимодействия друг с другом. Эти взаимодействия проявляют себя в том, что философия всегда должна была учи- тывать достижения конкретного знания (хотя само учитывание, безусловно, было разным на разных этапах развития философии). С другой стороны, и наука всегда испытывала влияние философии. Достаточно эмпирически проследить: чем выше ранг ученого, тем больше философии в его сочинениях. (Например, И. Ньютону принадлежит знаменитый трактат: «Математические начала натуральной филосо- фии», а В. Гейзенбергу — «Физика философии».) Философия и естествознание на- ходятся в отношениях дополнения друг друга. Признавая закономерность связей философии и науки, следует иметь в виду и их неоднозначность. Когда мы отмеча- ем тот факт, что философия выполняет определенную методологическую функцию по отношению к науке, следует учитывать, что это воздействие может быть как позитивным для науки, так и негативным. Все зависит от того, какая философия используется, какие идеи (отсталые или опережающие жизнь) в ней содержатся, какие мировоззренческие установки она дает исследователю. Наука, в свою оче- редь, также способна или «продвинуть» философию (Г. Галилей) или навредить философии (кризис конца 19 века). Философия, эстетическое сознание и искусство Если мифологическое и религиозное сознание базируются на вере, философ- ское — на рефлексии, а научное — на логическом, рассудочном свойстве сознания, то и эстетическое сознание имеет какое-то базовое свойство сознания. Таким базо- вым свойством человеческого сознания является способность переживания красо- ты и безобразного и потребность в красоте. Эта способность эмпирически выгля- дит как фундаментальная. Эту потребность (через мифы) мы можем фиксировать 1.3 Место философии среди других форм человеческой культуры 19 у древних людей. Эту потребность мы можем наблюдать и у ребенка, когда в его рисунках проявляются самые ранние представления о красоте окружающего мира. Однако само эстетическое сознание не сводится к базовой способности, а форми- руется на его основе. В эстетическое сознание входят: 1) способность переживания; 2) способность суждения о красоте и безобразии. Эта способность формиру- ется и стихийно, и через обучение; 3) способность понимать красоту как норму, как аксиологическое (оценоч- ное) явление. То есть красота — то, к чему следует стремиться, что есть ценность. В этой связи красоту можно рассматривать как фундаментальное, предельное философское понятие. Такими фундаментальными понятиями в античной, напри- мер, философии были триединые ценности: истина — добро — красота. (Ну и, ко- нечно, понятие «бытие».) В то же время красоту можно рассматривать как понятие мировоззренческое, поскольку она нормирует поведение человека. Что же такое красота? Однозначного определения нет и вряд ли может быть. И как отмечал Кант, искать всеобщий критерий прекрасного посредством опреде- ленных понятий — это «напрасный труд». Трудность в определении красоты объ- ясняется тем, что поскольку это понятие предельное, философское, то его нельзя определять через что-то. Понятие «красота» — это понятие-символ, а не конкретное поня- тие, оно способно исторически обогащаться. Таким образом, красота — есть фундаментальное определение бытия как мира в целом, так и человека. Когда над этой сферой эстетического сознания возникает рефлексия, то начинает проявлять себя уже философское сознание. Иначе говоря, эстетическое сознание на своей рефлексивной стадии есть одна из сторон фило- софского сознания. В своем обыденном, постоянном отношении с окружающими его вещами че- ловек в большей степени воспринимает их эстетически нейтрально (т. е. человек не может все время находиться в режиме «переживания»). Когда же способность переживать красоту и безобразное становится базой для деятельности человека, возникает искусство. Таким образом, можно сказать, что искусство есть творчество на основе эстетического сознания. Искусство — сложное и многомерное явление. Средством искусства выступает художественный образ. Можно классифицировать искусство двух типов: а) спонтанное; б) профессиональное. Можно выделить в искусстве три группы составляющих: а) искусство, как объективация непосредственных эстетических переживаний (например, лирическая поэзия); |