философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
Скачать 1.58 Mb.
|
188 Глоссарий Дуализм — философское направление, исходящее из признания равноправны- ми, не сводимыми друг к другу и не зависящими друг от друга двух начал — иде- ального и материального. Духовная культура — это процесс деятельности людей и результаты их деятель- ности в духовном производстве, в духовной сфере быта и в изменении духовной природы человека. Закон развития общества — внутренняя, существенная, устойчивая и повторя- ющаяся связь общественных явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Идеализм — философское направление, противоположное материализму, утвер- ждающее, что сознание, мышление, психическое — первично, определяюще, а ма- терия, природа, физическое — вторично, производно. Причем, объективный иде- ализм признает духовное первоначало вне и независимо от человеческого созна- ния, а субъективный идеализм — на первый, определяющий план выносит сознание субъекта (отдельного человека или людей вообще). Индивид — понятие применимо тогда, когда мы хотим выделить отдельного че- ловека как представителя рода человеческого. Понятие «индивид» включает как общие (свойственные роду человеческому), так и индивидуальные качества. Индивидуальное сознание — сознание индивида, личности как представителя социальной общности, сочетающего в себе общие (групповые) и индивидуальные интересы, взгляды, представления. Индивидуальность — означает единичные, неповторимые черты и свойства че- ловека (как существенные, так и несущественные). Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного про- мышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, по- требления, социальной организации, науки и культуры. Информационное общество — философско-социологическая концепция, исхо- дящая из членения всемирной истории на основе стадий или технологических эпох: аграрная, промышленная, сфера услуг и, наконец, информационная. Послед- няя характеризуется смещением акцента в развитии человечества на производство и потребление информации на основе «глобальной электронной цивилизации». Иррациональное — то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в ло- гике, в понятиях, в системной упорядоченной форме. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего ми- ра: эмоции, страсти, переживания, состояния сознания, интуиция, воля, различного рода озарения и духовные экстазы. Истина — соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина всегда конкретна. Культура — есть общественное явление, которое выступает мерой и способом реализации сущностных сил человека как социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духов- ного производства. Глоссарий 189 Личность — под личностью следует понимать совокупность определенных со- циальных качеств индивида как субъекта деятельности. В понятии «личность» выражается социальная сущность человека, которая является производной от тех конкретно-исторических условий, в которых человек формируется. Логическое познание — вторая ступень в познании действительности человеком посредством абстрактного мышления, которое осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Материализм — одно из двух противоположных философских направлений, ко- торое исходит из первичности материи, природы, бытия, а сознание, мышление рассматривает как свойство материи. Материальная культура — это процесс деятельности людей и результаты их деятельности в материальном производстве, в материальной сфере быта и в изме- нении физической природы человека. Материя — философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических систем и, прежде всего, диалектического материализма, где она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и су- ществующая вне и независимо от человеческого сознания. Понятие материи не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством. Метафизика — противоположный диалектике философский метод, рассматри- вающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Метафи- зика — результат односторонности в познании, абсолютизации отдельных сторон и моментов познавательного процесса. Метод — (в философии) — способ построения и обоснования системы фило- софского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретиче- ского освоения действительности. Мировоззрение — система взглядов человека на мир и свое место в нем, оценка этих взглядов и использование результатов оценки в своей практической деятельности. Монизм — способ рассмотрения явлений мира, исходя из какого-то одного нача- ла, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Существует как материалисти- ческий, так и идеалистический монизм, в зависимости от того, какое первоначало кладется в основу теоретического построения — материальное или идеальное. Натурфилософия — (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем разнообразии связей и закономерностей ее явлений. Наука — 1) одна из форм общественного сознания; 2) сфера человеческой де- ятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научная революция — качественное изменение методов теоретического иссле- дования и типа мышления. Научно-техническая революция — качественный скачок в развитии современ- ных производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую си- 190 Глоссарий лу производства, внедрением автоматического управления и изменением техноло- гических методов производства. Научно-технический прогресс — единое развитие науки и техники. Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Ноосфера — новая, высшая стадия биосфер, связанная с возникновени- ем и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход про- цессов ближайшей сферы Земли, глубоко изменяя ее в своей деятельности. (При- чем результаты этой деятельности ведут не только к положительным, но и нега- тивным проявлениям для жизни самого человека.) Общественно-экономическая формация — (в марксистской философии) катего- рия, характеризующая определенную ступень развития общества, которой прису- щи особый способ материального производства и соответствующие ему социаль- ная структура и идеологическая надстройка Общество — это самоорганизующаяся, сложно динамическая система отноше- ний людей к природе и между собой, складывающаяся на основе разнообразных видов деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей. Объект — понятие, служащее для обозначения вещи или предмета, а с ХVIII в. — то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности. Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фун- даментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Открытое общество — понятие, введенное К. Поппером и обозначающее де- мократическое общество, которое характеризуется плюрализмом в экономике, по- литике, культуре, развитыми структурами правового государства, а также готов- ностью изменять свои государственные институты сообразно реальным потребно- стям людей. Относительная истина — категория, характеризующая процесс развития по- знания. Научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Отражение — есть всеобщее свойство материи, и означает способность реаги- ровать определенным образом на воздействия извне. Каждой форме структурной организации материи, каждой форме движения материи, связанной с этой органи- зацией, соответствует и своя особая форма отражения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Панпсихизм — философская концепция о всеобщей одушевленности природы. Пантеизм — философское учение, отождествляющее бога и мир. Парадигма — понятие, означающее совокупность теоретических, методологи- ческих и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе раз- Глоссарий 191 вития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем. Познание — вид человеческой деятельности, связанный с активным целенап- равленным отражением действительности в сознании человека. Политическая организация общества — это система институтов, организаций и учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государствами. Природа — в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм (включая и человеческое общество); в узком смысле — внешняя среда как со- вокупность физико-химических, биологических явлений и процессов, образующих естественные условия существования и развития общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных челове- ком материальных условий его существования — «второй природы». Производство — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Произ- водство есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей че- ловеческой истории. Пространство и время — формы бытия материи, ее неотъемлемые коренные свойства. Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок од- новременно существующих событий, а с другой — протяженность материальных объектов. Временные отношения — это порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность. Рационализм — учение в теории познания. Согласно которому логическое мыш- ление рассматривается как «чистое мышление», якобы независимое от чувствен- ных данных (опыта). Реальность — (от позднелатинского — realis — вещественный, действительный). Понятием реальность обозначается все существующее в мире. Различают объек- тивную реальность — все существующее в мире независимо от сознания; и субъ- ективную реальность — сознание человека, общества. Релятивизм — разновидность метафизического способа мышления, признаю- щего в процессе познания только относительную истину. Рефлексия — способность человеческого мышления осознавать свои собствен- ные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. Самосознание личности — способность человека понимать и оценивать себя как личность. Важно, чтобы самосознание было адекватно действительному поло- жению вещей. На процессе формирования личности одинаково вредно сказывают- ся как недооценка, так и переоценка своих способностей. Свобода личности — означает активное и сознательное воздействие человека на условия жизни, его способность достигать свои цели, осуществлять свои пла- ны. Свобода личности определяется: 1) степенью господства данного общества над силами природы (степенью ее познания и овладения); 2) характером обще- 192 Глоссарий ственных отношений и политическим строем общества; 3) степенью контроля над собственной деятельностью и поведением (уровень развития самосознания личности). Сенсуализм — учение в теории познания, признающее ощущения единствен- ным источником познания действительности. Скептицизм — философское учение, выражающее сомнение в возможности по- лучения истинных знаний о мире. Сознание — высшая форма отражения действительности, свойственная челове- ку. Оно представляет собой совокупность психических процессов, активно участ- вующих в осмыслении человеком объективного мира и своего личного бытия. В за- висимости от носителя следует различать личное (индивидуальное) и обществен- ное сознание интересом к формально-логической проблематике. Социальная структура — способ организации и связи отдельных элементов со- циальной системы в единое целое. Социальная философия — область философского знания, исследующая наибо- лее общие характеристики общественной жизни, социальные закономерности, их специфику. Схоластика — тип религиозной философии, развившейся в средневековых уни- верситетах. Характеризуется подчинением философии примату теологии. Техника — система искусственных органов и средств человеческой деятельно- сти, предназначенных для ее облегчения и повышения эффективности, применяе- мых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводствен- ных потребностей общества. Универсум — понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Фатализм — философское воззрение, утверждающее неотвратимость единст- венно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и слу- чайность. Философия — особая форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека, составляющая основу мировоззрения, исследу- ющая преобразовательное, познавательное, ценностное, нравственное и эстетиче- ское отношение человека к миру. Философия истории — анализирует сущность, направление, ход истории обще- ства и человека как субъекта исторического процесса. Цивилизация — (лат. civilis — гражданский) — 1) совокупность всех форм и ви- дов материального выражения культурной деятельности человека и общества: тех- ники, форм и способов организации материального производства, всех видов ком- муникаций (форм общения), социальных институтов и т. д.; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) это реальная куль- турно-историческая целостность людей, общества в целом, в рамках которой осу- ществляются объективные закономерности социального развития, преломляясь че- рез потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности. Глоссарий 193 Человек — биосоциальное понятие, характеризующее общие черты, свойствен- ные человеческому роду (Homo sapiens). Специфические черты человека, выра- жающие его сущность как «человека», — сознание, духовная жизнь, способность пользоваться самыми разнообразными орудиями труда. Человек есть психосома- тическое целое: душа и тело находятся в единстве, зависят друг от друга и имеют равноценное значение. Чувственное познание — первая ступень познания действительности человеком посредством органов чувств, т. е. живое созерцание в форме ощущения, восприя- тия, представления. Экзистенция — (существование) — означает истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам. Эмпиризм — гносеологическая позиция, сторонники которой сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая тео- ретическое познание. Эстетика — философское учение о прекрасном и формах его проявления в ис- кусстве, жизни и природе. Этика — учение о нравственности, интеллектуальных предпосылках мораль- ного сознания. Язык — знаковая система, служащая средством человеческого общения, мыш- ления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, реализации пре- емственности поколений. Учебное издание Котликова Лидия Васильевна ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Корректор Осипова Е. А. Компьютерная верстка Перминова М. Ю. Подписано в печать 07.10.13. Формат 60х84/8. Усл. печ. л. 22,79. Тираж 500 экз. Заказ Издано в ООО «Эль Контент» 634029, г. Томск, ул. Кузнецова д. 11 оф. 17 Отпечатано в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40 Тел. (3822) 533018. |