Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.5 Перспективы современной цивилизации 181

  • 10.5 Перспективы современной цивилизации 183

  • Глоссарий 187

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница24 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
    Но все эти подходы должны быть взаимосвязаны, поскольку, в конечном счете,
    рассматривается одна и та же проблема: сохранения человека в среде его обитания,
    или сохранения природы как среды обитания человека. Только общими усилиями,
    а не противопоставлением этих усилий можно решать глобальные проблемы.
    В свое время просветители-гуманисты, выступая с позиций необходимости да- вать людям образование, «просвещать» их, преследовали единственную цель: «зав- тра мир может стать лучше». Вероятно, сегодня именно с этих позиций следует рассматривать и экологическое образование с существенной, правда, поправкой:
    «завтра мира может не быть вовсе». Главная задача экологического образования сегодня — это «наведение порядка» в головах людей, поскольку иначе невозмож- но преодолеть разногласия между человеком и природой. Поэтому экологическому образованию предстоит решить три основных и взаимосвязанных задачи:
    1. Формирование адекватных экологических представлений, то есть пред- ставлений о взаимосвязях в системе «Человек-Природа». Система таких представлений позволит личности четко уяснить, что происходит в мире природы между человеком и природой и как следует поступать с точки зрения экологической (а не экономической) целесообразности.
    2. Формирование отношения к природе, поскольку само по себе наличие эко- логических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведе- ния личности. Выбор целей, стратегии своей деятельности в любой ее фор- ме человек должен научиться проводить с позиции экологической (а не иной) целесообразности.
    3. Формирование системы умений и навыков (технологий) у человека в его взаимодействиях с природой. Чем разностороннее будет сформирована эта система с использованием современных технологий, чем большим будет выбор человека возможных, но экологически целесообразных своих дей- ствий, тем успешнее будет решаться задача сохранения среды обитания.
    Следовательно, задача экологического воспитания, прежде всего, связана с по- требностью формирования новых психологических и ценностных установок «эко- логической» личности. Уход от прагматизма в отношениях с окружающим миром для человека не столь уж прост, но выбор остается за самим человеком.
    10.4 Демографическая проблема
    Численность населения Земли сегодня составляет 5,6 млрд человек. К 2025 го- ду она, по прогнозам, достигнет 8,5–10 млрд человек, т. е. увеличится почти в два раза. Поэтому последствия относительного и абсолютного прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Имен- но народонаселение рассматривается многими как один из факторов, не только препятствующих удовлетворению материальных потребностей, но и угрожающих самому выживанию цивилизации, так как с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на тер- риторию будет непрерывно возрастать.
    При этом надо иметь в виду, что социально-демографическая ситуация в разви- том и развивающемся мире носит диаметрально противоположный характер. Всего

    10.5 Перспективы современной цивилизации
    181
    лишь менее 5% прироста населения приходится на экономически развитые стра- ны. Причем, в большинстве этих стран уже сегодня уровень рождаемости недо- статочен даже для обеспечения простого воспроизводства их населения. Не менее
    95% прироста мирового населения в ближайшие годы придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. С целью обеспечения основных по- требностей своего населения развивающиеся страны неизбежно будут вынуждены увеличивать свою производственную деятельность. А это, в свою очередь, означа- ет, что нагрузка на природу, достигшая предела уже в настоящее время, возрастет во много раз.
    Сама демографическая ситуация и неравномерность ее проявления в разви- тых и развивающихся странах повлекла массу сопутствующих проблем, связанных не только с будущими возможностями дальнейшего экономического прогресса, но и с нравственной сферой человека:
    • к этой сфере можно отнести проблему сохраняющейся высокой детской смертности в мире (прежде всего, в развивающихся странах) и не просто от отсутствия должной медицинской помощи, но и от отсутствия элемен- тарных продуктов питания;
    • к этой сфере можно отнести и проблему международного усыновления де- тей, которая сегодня превратилась, в том числе, в криминальную деятель- ность определенных кругов;
    • к этой сфере относится и «старая» проблема искусственного прерывания беременности;
    • к этой сфере относится и проблема «легализации» однополых браков;
    • к этой сфере следует отнести и нарождающуюся проблему «клонирования»
    человека или отдельных его органов;
    • к этой проблеме можно отнести и проблемы наркомании, СПИДа и т. п.,
    напрямую влияющие на живущего человека и будущее потомство.
    Вся совокупность этих проблем, связанных непосредственно с существовани- ем человеческого рода, может показаться вторичной на фоне грозящих катастроф человечеству со стороны природы. Но такой подход вряд ли оправдан. Если чело- вечеству удастся технически, научно решать обозначенные выше проблемы в отно- шениях с природой, то без внимания к самому себе, к своей «природной» и духов- ной сущности человеку не обойтись. Иначе человеку грозит потеря самого себя,
    как современного вида «человека разумного».
    10.5 Перспективы современной цивилизации
    Кризис цивилизации абсолютно исключает возможность дальнейшего мирово- го развития по тем направлениям, по которым оно шло до настоящего времени,
    ибо то, что представлялось вполне естественным и закономерным еще недавно,
    в новых условиях обнаруживает перспективы общепланетарной катастрофы. Ну- жен поиск новых, альтернативных путей общественного прогресса мира в целом.
    Выбор таких путей решения глобальных противоречий современной цивили- зации должен быть связан:

    182
    Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
    • с ликвидацией оружия массового уничтожения и запрещения войн;
    • решением экологических проблем, направленных на сохранение Земли (ре- сурсосберегающие технологии, воспроизводство природных ресурсов (рас- тительный и животный мир), экологическое образование, сознание);
    • созданием условий, гарантирующих развитие наций и их культуры (не во- енные в виде смены режимов и насаждения «демократии», а, прежде всего,
    экономические рычаги, вовлечение в мировую экономику);
    • обеспечением условий существования, достойных человека. (Делиться,
    чтобы выжить всем, иначе богатство личное становится бессмысленным.)
    Человечество овладело такими тайнами мироздания, которые позволяют уже сегодняшнему поколению справиться с проблемами голода, крова над головой и безработицы, неграмотности и невоспитанности. При современных технологи- ях и знаниях вполне возможно реально обеспечить каждому человеку его право на достойную жизнь. Человечеству удалось справиться со страшными болезня- ми прошлого, от которых гибла большая часть нашего рода; открыть и поставить на службу новые источники энергии и средства коммуникации, уменьшить риск термоядерной зимы.
    Но:
    Своекорыстные интересы, близорукая политика узких группировок, невеже- ство, в которое погружены огромные массы людей, — все это многократно уве- личивает тяготы переживаемого человечеством кризиса цивилизации. Над нами нависают ужасы экологической катастрофы и новых болезней. Наркотики, голод и болезни стали уделом многих миллионов людей. Распри на этнической и рели- гиозной почве охватывают все новые и новые страны и районы. Огромные массы отчуждаются от ценностей современной культуры и науки.
    Все эти проблемы при современном уровне развития науки и техники подда- ются решению, но для этого необходимы разум, воля, и солидарные повседневные действия на всех континентах и во всех странах. Теперь, когда эти и многие дру- гие опасности поджидают миллиарды людей, счет идет уже не на тысячелетия и века, а на десятилетия и годы. Недостаточно перечислить эти опасности и пре- дупреждать о них через средства массовой информации. Настало время переходить к срочным, конкретным и адресным солидарным действиям во имя человека, что- бы спасти все сущее на нашей Земле. И эта задача — не утопического свойства.
    Она вполне по плечу ныне живущим, если они объединятся для этой гуманисти- ческой цели. Поддерживая прогрессивную тенденцию к интеграции в межгосудар- ственных отношениях, мы вряд ли можем согласиться с позицией тех (например,
    Ортега-и-Гассет), кто считает, что нации, с их особенностями культуры, языка,
    образа жизни и т. д. изжили себя в наше время и пора строить «из народов Евро- пы новую великую сверхнацию». На наш взгляд, в развитии человечества должен оставаться принцип «единства в многообразии», с тем чтобы интеграция способ- ствовала максимальному проявлению самобытности каждой этнической, религи- озной, социальной группы и позволяла раскрыть ей полностью свои творческие способности. Насилия не должно быть вовсе — ни экономического, ни военного,
    ни религиозного, ни культурного.
    Оценивая угрозу сложившихся и грядущих глобальных проблем для выжива- ния человечества, а в связи с этим и будущее в развитии современной цивилиза-

    10.5 Перспективы современной цивилизации
    183
    ции, необходимо подчеркнуть и роль философии, ее возможности и перспективы при решении всего комплекса обозначенных проблем.
    Следует отметить, что философия конца XX века (и особенно российская фи- лософия) испытывает определенный кризис. В истории философии такие ситуации не раз имели место. Основные причины современного кризиса философии можно свести к следующим:
    • обостряется недоверие к старому типу рациональности: требуется выра- ботка новой концепции познания, истины;
    • необходима выработка новой системы ценностей (общечеловеческих),
    нравственное осуждение войны в любой форме;
    • необходимо понять суть ускорения общечеловеческого прогресса; понять законы развития общества и научиться жить в ладу с ними;
    • требуется осознание ограниченности и ущербности технократической культуры и цивилизации: нужен поиск новых оснований для них;
    • необходима отработка категориального аппарата, соответствующего новым субъектам научного исследования.
    Самое, пожалуй, главное, что предстоит сделать философии, — это помочь сформировать новое мировоззрение человеку, осознавшему свое единство с приро- дой, стремящемуся избежать надвигающуюся гибель человеческой цивилизации,
    меняющему свои ценностные ориентиры. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что философия начала XXI века, находящаяся сама в сплошных противоре- чиях, сомнениях, спорах, постоянной рефлексии и т. д., не успевает за ускорив- шимся временем протекания событий современной цивилизации. Нельзя изменить мировоззрение человека в масштабах всего человечества, не выработав основные принципы нового мировидения и миропонимания. Но выработка таких основопо- лагающих принципов требует времени. А времени у человечества практически не остается. Получается замкнутый круг, выход из которого дано (или не дано) найти только самому человеку.
    Выводы
    Технический мир, утверждал в свое время Карл Ясперс, является настолько огромным, что овладеть им, господствовать над ним, даже обозреть его человеку уже не удастся никогда. Человеку остается только подчиниться этому миру, —
    и к этому его принуждает его же собственное рациональное «Я». Но так хочет- ся оставить последнюю надежду человеческому разуму и разумной человеческой деятельности!

    184
    Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
    Контрольные вопросы по главе 10 1. Имеет ли место историческая закономерность в развитии общества?
    2. Как проявляет себя сознательная деятельность людей в общественном развитии?
    3. В чем суть формационного подхода к анализу общественного развития?
    4. В чем заключается специфика цивилизационного критерия для анализа социально-исторического процесса?
    5. Каковы сущность и причины возникновения глобальных проблем совре- менности?
    6. Глобальные проблемы современности — предпосылка или результат обще- ственного процесса?
    7. Какая из глобальных проблем, по Вашему мнению, является наиболее ост- рой на данном этапе развития общества? Обоснуйте ответ.
    8. Какие возможные пути решения глобальных проблем современности ви- дите непосредственно Вы? Обоснуйте ответ.
    9. Какова, на Ваш взгляд, задача философии в условиях обострения глобаль- ных проблем современности? Обоснуйте ответ.
    10. В чем проявляется влияние современной НТР на окружающую среду?
    11. Назовите основные направления влияния природы на общество.
    12. Какие первоочередные задачи по охране природы стоят перед современ- ным обществом?
    13. Какую роль играет экологическое просвещение в нравственном развитии личности?
    14. Что такое «демографический взрыв»? Когда возник, для каких стран ха- рактерен?
    15. Должна ли Россия развиваться по пути европейской цивилизации? Обос- нуйте ответ.
    16. Каково, на Ваш взгляд, ближайшее и отдаленное будущее человечества?
    Обоснуйте ответ.
    Рекомендуемая литература к главе 10
    [1]
    Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценно- сти // Вопросы философии. — 1990. — №8.
    [2]
    Бердяев Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М., 1990.
    [3]
    Бестужев—Лада И. В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? /
    И. В. Бестужев—Лада. — М., 1997.

    ЛИТЕРАТУРА
    [1] Вечканов В. Э. Философия : учеб. пособие для вузов / В. Э. Вечканов,
    Н. А. Лучков. — М. : Кнорус, 2012.
    [2] Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. — М. : Проспект, 2010.
    [3] Кохановский В. П. Философия : учебник для вузов / В. П. Кохановский. — Ро- стов н/Д. : Феникс, 2012.
    [4] Кохановский В. П. Основы философии / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш. —
    М. : Кнорус, 2013.
    [5] Лаврененко В. Н. Философия : учебник / В. Н. Лаврененко. — 5-е изд. — М. :
    Юрайт, 2012.
    [6] Миронов В. В. Философия : учебник для вузов / В. В. Миронов. — М. : Про- спект, 2013.
    [7] Рычков А. К. Философия / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. — М. : Элит, 2005.
    [8] Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах / Д. Л. Родзинский. — М. :
    ПСИН, 2009.
    [9] Спиркин А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. — М. : Гардарики, 2006.
    [10] Толтыкен В. Е. Основы философии / В. Е. Толтыкен. — Ростов н/Д. : Феникс,
    2013.

    ГЛОССАРИЙ
    Абсолютная истина — понимается: 1) как исчерпывающее знание об объекте;
    2) как предел, к которому стремится наше знание; 3) как момент абсолютного,
    непреходящего знания в составе относительного знания.
    Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; огра- ничивает роль науки лишь познанием явлений, разрывая сущность и явление, огра- ничиваясь ощущениями.
    Антисциентизм — характерная для общественного сознания ХХ в. философско- мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике на- уку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
    Антропология (философская) — философское учение о человеке, человеческом бытии, не сводимом только к социальным и биологическим свойствам и каче- ствам. Человек — существо универсальное. Философская антропология стремится показать целостность человека, взятого в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.
    Антропоморфизм — наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика.
    Антропоцентризм — трактовка человеческого бытия как цели мирового про- цесса, а позиции человека в мире как центральной.
    Архетип — 1) прообраз, первоначальный образ, идея (у Платона — эйдос);
    2) структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем лю- дям (в аналитической психологии К. Юнга).
    Бессознательное — понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, некие автоматизмы поведения.
    Биосфера — активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность жи- вых организмов (в том числе человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения.

    Глоссарий
    187
    Бытие — все существующее (сущее как таковое): природное бытие, социальное бытие, бытие человека, духовное бытие.
    Волюнтаризм — направление философской мысли, преувеличивающее значи- мость волевых начал в деятельности людей.
    Воля — сознательное и свободное устремление человека к осуществлению оп- ределенной цели, которая для него представляет определенную ценность.
    Географическая среда — совокупность предметов и явлений живой и неживой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественного производства, и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества.
    Герменевтика — 1) искусство истолкования текстов; 2) направление филосо- фии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связан- ные с ней проблемы языка.
    Гносеология или (и) Эпистемология — теория познания; раздел философии,
    в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
    Государство — аппарат управления обществом, наделенный властью, опираю- щийся на силу закона или на органы принуждения.
    Гуманизм — (лат. — человечный) — совокупность взглядов, выражающих уваже- ние к достоинству человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии.
    Содержание понятия «гуманизм» носит конкретно-исторический характер.
    Движение — внутренне присущее материи, неотъемлемое ее коренное свойство
    (атрибут), способ ее существования. Движение неразрывно связано с материей,
    не существует без нее, оно вечно, несотворимо и неуничтожимо, т. е. не может исчезнуть и не может быть создано из ничего. В широком смысле движение — это всякое изменение, оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной.
    Детерминизм — система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира.
    Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
    Дискурсивный (от позднелат. — discursus — рассуждение, довод) — рассудочный,
    опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непо- средственного, созерцательного, интуитивного). Дискурсивное знание предпола- гает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное.
    Догматизм — метафизический способ мышления, признающий в процессе по- знания только абсолютную истину и отрицающий относительную. Догматизм мо- жет проявляться и в деятельности людей.

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта