Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.4 Информационное общество и культура человека 167

  • Контрольные вопросы по главе 9 169

  • 10.2 Проблема войны и мира 173

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница22 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    Глава 9. Человек в информационно-техническом обществе
    9.4 Информационное общество и культура человека
    Влияние современного информационно-технологического общества на культу- ру самого человека — явление, которое, безусловно, носит уже глобальный харак- тер. Современные технологии ворвались в жизнь человека не только технически развитых стран, но в той или иной степени (прямо или опосредованно) их пло- дами сегодня пользуется все человечество без исключения. Причем результаты такого использования нельзя отнести, как мы уже отмечали, к разряду позитивных воздействий на современного человека, включая и его культуру.
    Более того, огромные возможности, заключенные в современных технологиях для облегчения жизни человека, становятся орудием ее оскудения. Например, те же СМИ из умножителей духовных благ превращаются в производителей и рас- пространителей эрзац культуры. Они способны сегодня выступать проводниками
    «духовной колонизации» целых стран и народов. Иначе говоря, влияние современ- ных информационных технологий на духовный мир человека носит многообраз- ный характер, и это влияние нельзя не учитывать:
    1. В первую очередь, агрессивное влияние способна оказать та страна, в кото- рой эти технологии на сегодняшний день оказались самыми передовыми.
    И это технологии западного мира.
    2. В условиях имеющихся политических, экономических, религиозных и т. д.
    противостояний в мире навязывание доминанты западных образцов куль- туры для всего мира является именно агрессией, поскольку вымывание основ национальных традиций происходит хотя и мирными средствами
    (через коммуникационные связи), но насильственным методом (давление,
    навязывание).
    3. Само искусство, поглощенное технологией, начинает следовать законам экономики: рейтинги, прибыль (кассовый сбор) и т. д. — становятся доми- нирующими детерминантами выходящих телепрограмм, фильмов, печат- ных изданий.
    4. Коммерциализация науки, проявляющая себя, в том числе, в защите автор- ских прав, как и борьба с «хакерами», создают информационные трудности и способствуют затруднению обмена информацией и идеями.
    Итак, эти заметные изменения уже внесены в культуру современного человека и начинают в ней выстраивать новые образцы для подражания и поведения.
    Культура общения
    Вся человеческая практика показывает, что человеческое существование — это
    «существование с другими». В социальном познании всегда уделялось должное внимание проблеме общения, поскольку именно оно выступает тем связующим звеном, благодаря которому не рвется связь поколений (передается накопленный опыт), реализуются потребности людей (деятельность всегда осуществляется во взаимодействии субъектов), выстраиваются отношения между различными госу- дарствами (система договоров) и т. д. Все эти формы общения и образуют социаль- ную реальность. Таким образом, человек не может быть самим собой, не вступая

    9.4 Информационное общество и культура человека
    167
    в общение. Через общение происходит и эмоциональное, и нравственное разви- тие личности, формируются духовные интересы в целом. И чем выше личностная культура человека, тем сильнее у него проявляется потребность в общении. Формы общения между людьми весьма многообразны, носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Но в любом общении желание самого человека можно свести к двум значимым для него факторам: быть услышанным и быть понятым.
    На наших глазах глобальная компьютерная сеть Интернет и современные тех- нологии в целом вносят кардинальные изменения в жизнь каждого человека, вклю- чая и новые формы общения между людьми. Интернет дает возможность мобиль- ности движения знаний к человеку. С одной стороны, это бессомненный выигрыш человека в практически беспрепятственной возможности приобщиться к любому знанию (не ограниченному ни временем, ни пространством, ни объемом). Это рас- крывающиеся возможности системы интернетобразования, проведения междуна- родных конференций, симпозиумов и т. д. Но с другой стороны, это сокращение сферы непосредственного межличностного общения человека. А сокращение этой сферы не может не затрагивать глубинных духовных качеств человека. Дефицит непосредственного общения человека с человеком, это, одновременно, и дефицит эмоций, доброты, милосердия. И, в конечном счете, безразличие, социальная пас- сивность при расширяющейся и кажущейся внешне активной в своих проявлениях компьютерной деятельности человека.
    Язык общения
    Культура современного информационного общества уже получила название
    «клип-культуры». Например, Э. Тоффлер, один из теоретиков индустриальной ци- вилизации, исследуя современные процессы развития общества, подчеркивает, что вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, в сегодняшнем мире мы имеем дело с новыми образованиями и представлениями — «клипами» информа- ции: короткими сообщениями, объявлениями, командами, заголовками новостей,
    отрывками из песен или стихов, коллажами и т. д., которые не согласуются со схе- мами и не поддаются классификации. То есть язык, передающий современную информацию, не укладывается в старые категории и имеет странную, тягучую и бессвязную форму. Причем Тоффлер считает, что, сталкиваясь с клипами, лю- ди сегодня чувствуют себя свободнее, так как не пытаются всунуть новые данные в стандартные категории и рамки прежнего периода (информационного общества)
    или просто заимствовать готовую идеальную модель реальности; вместо этого они желают устроить все на свой собственный лад, снова и снова изобретая приемле- мые для себя модели. Это, конечно, в какой-то мере является «тяжким бременем»
    для самого человека, но вместе с тем открывает большие возможности для разви- тия индивидуальности, «демассификации» личности и культуры.
    Подобного рода понимание происходящих процессов в языке, утверждение,
    что «клип» информация ведет к «развитию индивидуальности» вызывает большое сомнение. Уже сегодня становится очевидным, что идет «обеднение» человече- ского языка, что язык коротких информационных сообщений способен изменять внутреннюю сущность сознания человека. «Фрагментарность» мысли, в конечном счете, приводит к коллапсу способности сознания к целостному видению и обоб- щению. Более того, язык (наряду с верой, традицией, национальностью) образует

    168
    Глава 9. Человек в информационно-техническом обществе
    определенный культурно-исторический социокод, с помощью которого происхо- дит передача культурно-исторических смыслов и ценностей. Поэтому результатом формирующегося клипового сознания является отторжение человека от традици- онной культуры, которая передается в тексте и слове. Наконец, следует отметить и складывающуюся тенденцию утраты подрастающим поколением интереса к чте- нию произведений художественной литературы (причины здесь могут быть самые разные), что, в конечном счете, лишь дополняет вышеизложенное.
    Своеобразным языком общения и самовыражения человека может выступать и язык музыки, танца, моды, искусства в широком смысле слова. И слова филосо- фа 1 в. н. э. Сенеки о том, что «искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его» — не утратили своего значения и сегодня. Но со- временные информационные технологии и здесь меняют ценностные приоритеты личности. Расширяющиеся возможности технологий средств массовой информа- ции предлагают современному человеку огромный выбор информационных, раз- влекательных, музыкальных и иных программ. Причем дальнейшее расширение медиа-рынка дает возможность человеку найти свой «фрагмент» информационно- го пространства, чтобы удовлетворить свои индивидуальные запросы. Технологии
    Интернета только усиливают такие возможности выбора. Но это лишь на первый взгляд. Если провести оценку всей многообразной информации с позиций «цен- ностных образцов», которые и составляют мотивационный стержень человеческо- го поведения, то все указывает на спад этой аксиологической системы. И речь идет, например, не просто о молодежной «субкультуре», своеобразном молодеж- ном андеграунде (протесте), речь идет и о культурном отчуждении молодежи от национальных традиций, и об образовании вакуума духовных ориентаций молоде- жи, и о своеобразном стирании границы между реальным и виртуальным.
    Все обозначенные нарождающиеся проблемы не могут долго оставаться вне осмысления, поскольку речь идет уже не о «бытии техники», а о внутреннем, ду- ховном бытии самого человека. Если культура выступает общественной техноло- гией воспроизводства человека, то проблемы формирования личностной культуры людей не могут быть проблемами только самой личности, поскольку последствия деформации в этом процессе, вносимые сегодня самим информационным обще- ством, выходят за рамки значимости для отдельно взятого человека.
    Выводы
    Таким образом, мы вправе сделать вывод: человек не может изменять мир,
    не изменяя самого себя. Прежде всего, человеку (от ученого, создающего новые технологии, до простого потребителя результатов этих открытий) предстоит за- думаться над самым простым и одновременно очень сложным вопросом: чего он хочет? Для себя? Для детей и внуков? Для человечества как такового?
    Эрик Фромм, исследователь и страстный критик обездушенной западной тех- нологической цивилизации писал: «Наша установка на жизнь становится все более механистической. Наша основная цель состоит в том, чтобы производить вещи,

    Контрольные вопросы по главе 9
    169
    и в ходе этого поклонения вещам мы превращаем самих себя в предметы потреб- ления. С людьми обращаются, как с номерами. Речь идет не о том, хорошо ли обращаются с ними и хорошо ли кормят их (с вещами тоже можно обращаться хорошо), а в том, являются ли люди вещами или живыми существами. Люди на- ходят больше удовольствия в механических аппаратах, чем в живых существах.
    Встреча с другими людьми происходит на интеллектуально-абстрактном уровне.
    Ими интересуются как объектами, их общими качествами, статистическими за- конами массового поведения, а не отдельными живыми существами». (Фромм Э.
    Душа человека. — М., 1992, С. 43).
    Возрастание осознанной социальной активности человека по всем направле- ниям его деятельности — это единственный путь не быть «обездушенными» суще- ствами. Мы должны научиться регулировать даже прогресс науки, иначе случай- ность очередных этапов развития будет возрастать. Речь идет о том, чтобы циви- лизация обрела свободу стратегического маневрирования в своем развитии, чтобы она могла определять свои пути. Но сегодня у мира другие заботы: он, как и преж- де, разделен, он, как и прежде (в большинстве своих членов), не удовлетворен в своих элементарных насущных потребностях, он по-прежнему не застрахован в своих научных поисках и использовании открытий от заблуждений и ошибок.
    А историческое время начинает играть против человека. Глобальные проблемы че- ловечества превратились из области гипотетических предположений в реальность.
    Контрольные вопросы по главе 9 1. Каковы причины возникновения современной техники, в чем ее сущность и предназначение?
    2. Каковы основные принципы индустриализма? Что представляет собой про- цесс отчуждения человека от его природы?
    3. Какие новые проблемы несет в себе постиндустриальное общество?
    4. Как воздействуют средства массмедиа и реклама на сознание людей?
    5. Каковы характерные черты массового человека?
    6. К чему ведет дестандартизация производства и потребления?
    7. Каковы новые возможности, открывающиеся благодаря прогрессу в сред- ствах коммуникации?
    8. Каковы изменения в культуре общения, возникающие в информационном обществе?
    9. Почему постиндустриальное общество называют информационным?
    10. В чем заключается демонический характер техники?

    170
    Глава 9. Человек в информационно-техническом обществе
    Рекомендуемая литература к главе 9
    [1]
    Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М. : Рудамино, 1995.
    [2]
    Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира //
    Избранное. Образ общества. — М. : Юрист, 1994. — С. 7–42.
    [3]
    Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. — М.,
    1993.
    [4]
    Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. — М. : По- литиздат, 1969.

    Глава 10
    ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ
    ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
    Ускорение социального развития человечества к XXI веку чрезвычайно ост- ро поставило проблему человеческих коммуникаций, общения, преодоления от- чуждения человека от им же порожденных социальных структур. Все эти сугубо жизненные проблемы современности носят мировоззренческий характер и легко трансформируются в постановку тех философских вопросов, которые каждая эпо- ха по-своему формулирует и решает: вопросы о смысле человеческого бытия, про- блемы свободы, справедливости, нравственности, ответственности. Только боль- шинство всех этих проблем сегодня касаются не просто отдельно взятого чело- века или государства (хотя и здесь они не снимаются), а касаются судеб всего человечества, современной человеческой цивилизации как таковой. Где находятся истоки глобальных проблем современности, с какими формами их проявления че- ловечество начинает сталкиваться сегодня и есть ли возможные пути преодоления сложившихся кризисных ситуаций — вот те основные вопросы, которые предстоят рассмотрению в данном разделе.
    10.1 Основные симптомы проявления глобальных проблем современности
    Во второй половине XX века сложилась ситуация, когда естественные (при- родные) условия существования общества в силу несоответствия масштаба форм и целей интенсификации хозяйственной деятельности людей и естественной вос-

    172
    Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
    производящей способности биосферы Земли накладывают ограничения на даль- нейшее развитие человечества на планете.
    Планетарные масштабы производственной деятельности, интернационализа- ция хозяйственной жизни и всей социальной жизнедеятельности общества обу- словили превращение локальных проблем в глобальные проблемы человечества,
    которые вырастают из ранее существовавших.
    Корни современных глобальных проблем лежат в двух системах отношений:
    «человек-природа» и «человек-человек» или «человек-общество». В системах этих отношений всегда имело место противоречие. Об этих противоречиях мы уже го- ворили в предыдущих разделах, рассматривая специфику «субъектно-объектных»
    и «субъектно-субъектных» отношений человека с окружающим миром. И в этом плане данные противоречия имеют не только субъективный характер (неразум- ные действия самого человека), но и объективные, закономерные причины для своего возникновения. Когда мы говорим о «глобальных проблемах» современно- сти, то речь идет о том, что накопление всех противоречий всей прежней истории существования человеческого общества (социума) приводит к качественным из- менениям в отношениях человека и мира, и эти качественные изменения грозят всему человечеству как таковому. Глобальные проблемы — это проблемы развития социума на современном этапе истории человеческой цивилизации.
    Можно выделить и коренные симптомы общего кризиса индустриальной ци- вилизации:
    1. Это кризис всей существующей системы международных отношений, од- ним из наиболее опасных последствий которого является ускорение гонок вооружения и в результате — нарастание угрозы ядерной войны. Научно- технический потенциал индустриальной цивилизации сконцентрировался в военно-промышленном комплексе /ВПК/. Данная отрасль производства,
    ориентированная на тотальное уничтожение, оказалась экономически са- мой рентабельной и технологически прогрессивной. Даже свой «прорыв»
    в космос человек умудрился поставить в зависимость от интересов военно- промышленного комплекса.
    2. Это кризис завоевательского отношения к природе, сложившийся на основе принципов индустриализма. Покорение и использование природы в инте- ресах человека обернулось опасностью необратимого кризиса экосистемы.
    3. Это расширяющийся кризис неравномерности в уровнях социально-эконо- мического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами. Технологическая цивилизация с заложенными в ней возможно- стями ликвидировать данное противоречие, на практике оказалась не спо- собной к таким действиям, более того, эти противоречия увеличиваются вследствие так называемого «демографического взрыва» в развивающихся странах.
    4. Это кризис воспроизводства самого человека — нарастание непосредствен- ных угроз жизни и здоровью человека и недостаточной способности его адаптации. Это и следствия технологий информационного общества, это и выбросы вредных веществ в атмосферу, это и питание генномодифици- рованными продуктами, минимум воды и т. д.

    10.2 Проблема войны и мира
    173
    Подчеркнем, что глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и ка- чественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современ- ному этапу развития производительных сил, всей системе мирохозяйственных свя- зей. Безусловно, что именно индустриальная и постиндустриальная цивилизация внесла самый весомый «вклад» в окончательное «оформление» всех глобальных проблем. Современная цивилизация столкнулась с кризисом, суть которого в том,
    что человечество не нашло еще надежных средств предотвращения глобальных ка- тастроф — военного, экономического, экологического характера. Более того, угроза этих катастроф постоянно воспроизводится действием военно-политических, эко- номических, социальных механизмов и структур, сложившихся на предыдущем этапе истории.
    Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных про- блем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий от- дельных стран, а совместных действий мирового сообщества. И как подчеркивал
    Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали: «Сила логики, связанная с инстинктом самосохранения, будет постепенно вести землян к осознанию коллективных уси- лий для решения проблем, стоящих перед всем миром, которые становятся все более взаимосвязанными, взаимопроникающими и даже интегрированными как
    “глобальные проблемы”».
    Остановимся на рассмотрении основных этих проблем, причин их зарождения,
    форм проявления в современном обществе и, в конечном счете, возможности (или невозможности) их решения.
    10.2 Проблема войны и мира
    Сама проблема войны и мира, безусловно, не нова для человека и человече- ства. Ведение военных действий и одновременные попытки найти доказательства для их осуждения или оправдания сопровождают всю «разумную» историю че- ловечества: от античности до современности. Война «за добычу», «рабов», про- тив «варваров» — естественный фон жизни античного общества. А Платон в своем
    «идеальном государстве» отдает должное и «защитникам отечества». Итак, война,
    военные действия всегда предполагали двойную направленность: война «за» — те или иные интересы; и война «против» — внешних угроз государству. Развертыва- ние человеческой истории только углубляло эти направления: интересы «за» — раз- растались и выступают сегодня в более гипертрофированном виде, а потребности вести войну «против» также воспроизводились и воспроизводятся в стремлениях сохранить государственную целостность и суверенитет.
    Следует отметить, что в одобрении «явления» войн в человеческой истории определенную роль сыграли и религии. Именно религии, предписавшие те или иные нормы отношения нетерпимости человека одной веры к другой в своих тео- логических учениях, становятся непосредственными вдохновителями и участни- ками многочисленных религиозных войн и крестовых походов как в прошлом, так и в современном мире.
    Наконец, среди философов немало было и есть тех, кто рассматривает войну как определенный двигатель общественного прогресса. Этой позиции, например,
    придерживался Гегель, утверждавший, что «война сохраняет здоровую нравствен-

    174
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта