Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.3 Проблема истины и ее критерия 105

  • 5.4 Специфика научного познания 107

  • Эмпирическое знание

  • Теоретическое знание

  • 5.4 Специфика научного познания 109

  • 5.5 Понятие метода, его связь с практикой и теорией 111

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница14 из 25
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25
    Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
    ложения. Декарт называет критерием «ясность и отчетливость мышления»; Мах —
    «экономию мышления»; Беркли — принцип «общего согласия»; Богданов — «фак- тор общезначимости» и т. п. Появившиеся новые философские школы и направле- ния не внесли ясности в данную проблему. Прагматизм выдвинул в качестве кри- терия «фактор выгодности, полезности знаний»; Конвенционализм — «формально- логическую согласованность суждений науки с исходными или позднее введенны- ми условиями соглашения» (Пуанкаре); Неопозитивизм — принцип верификации.
    (Верификация — понятие, обозначающее процесс установления истинности науч- ных утверждений в результате их эмпирической проверки.)
    Итак, понятие критерия истины основано на допущении существования такой разрешающей процедуры, которая позволяет отвечать на вопрос о соответствии знания познаваемому в нем предмету. Отвечать на этот вопрос можно лишь путем сравнения знания с предметом, данным в нем, но существующим вне его. Однако проблема заключается в том, что знание как гносеологическая процедура (систе- ма представлений), конечно, не может непосредственным образом сравниваться с предметом знания (системой реальных объектов). Для сравнения этих двух несо- измеримых вещей нужна какая-то общая единица измерения. И если мы изначаль- но установили, что сами гносеологические отношения обязаны своим появлением практической деятельности человека, то, вероятно, именно в практике следует ис- кать необходимое основание, единицу измерения, способную отделять истинные знания от заблуждений и ошибок.
    Подчеркнем, что признание практики единственно возможным критерием ис- тины не означает, что каждое положение науки должно применяться на практике,
    подтверждаться ею. Хотя практика и познание неразрывно связаны друг с другом,
    различные формы познания и практики относительно независимы друг от дру- га. Эта относительная независимость особенно присуща теоретическому знанию.
    И несмотря на наличие многих факторов, способствующих разграничению истины и заблуждения, именно практика с присущими ей многообразием и универсально- стью, является критерием истины.
    Критерий истины не может находиться ни в сознании познающего субъекта,
    ни в предмете познания, который существует безотносительно к этому процессу.
    Но критерий истины может выполнять свою функцию лишь постольку, поскольку он все же включается в качестве определенного действия в процессе познания,
    с одной стороны, а с другой — действенным образом относится к предмету позна- ния. Практика и есть такое «субъект-объектное» отношение, единство деятельно- сти и объектов. Критерий истины связывает субъект с объектом, с одной стороны,
    и объект с субъектом — с другой.
    Таким образом, практика как деятельность всегда представляет собой субъект- но-объектное отношение. Через нее осуществляется связь субъекта с объектом.
    Активность субъекта, направленная на объект, на его изменение, связана с наличи- ем знаний, включает их в себя. Практика как деятельность носит универсальный характер, поскольку вне ее нет самого человека. Практика как деятельность носит исторический характер, поскольку она развивается и совершенствуется по мере развития самого человека, знаний, общества в целом. Практика как деятельность всегда носит целеполагающий характер, поскольку именно через нее человек реа- лизует свои замыслы, интересы, потребности. И в эту предметно-преобразующую

    5.3 Проблема истины и ее критерия
    105
    деятельность, практику, с необходимостью включен процесс познания. Являясь,
    с одной стороны, воплощением знаний о материальном мире, а с другой — частью этого мира, подчиненной его законам, практика самим процессом своего функци- онирования осуществляет проверку истинности знаний. И если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика, как объективный про- цесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной. И наоборот.
    Рассматривая практику в качестве критерия истины, следует иметь в виду, что:
    • она не должна сводиться к практике, опыту отдельного человека, а должна пониматься в плане общественно-историческом;
    • она выступает в различных видах, следовательно, различные области по- знания требуют различных способов практической проверки данных;
    • она не эквивалентна эмпирическому познанию, поскольку выступает как деятельность.
    Проверка истины практикой не автоматически-стихийный процесс, а созна- тельный. Он происходит более успешно при критическом отношении людей к сво- ей практической деятельности.
    Наиболее фундаментальными гносеологическими свойствами практики явля- ются абсолютность, относительность и процессуальность.
    Абсолютность практики состоит в том, что она в конечном счете является единственным средством:
    а) для установления ложности, несоответствия знания действительности;
    б) подтверждения и выявления объективной истины;
    в) опровержения всех разновидностей агностицизма, скептицизма, волюнта- ризма и т. п.
    Относительность практики заключается в том, что она:
    а) не дает далее не уточняемого, более не совершенствуемого подтверждения адекватности знания;
    б) не может претендовать на догматическое установление абсолютной истины в последней инстанции;
    в) носит конкретно-исторический характер, тесным образом связана с на- личной материально-производственной деятельностью человека, постоян- но обогащается и меняет свои формы и содержание.
    Процессуальность сводится к тому, что практика есть протяженная во времени социальная деятельность, слагающаяся из относительных (неабсолютных) прове- рочных шагов, экспериментальных актов, которые не могут в полной мере под- твердить или опровергнуть испытуемого положения, но которые в совокупности являются интегральным, практическим доказательством.
    Тем не менее практика не является универсальным критерием научности, так как в ряде случаев её трудно использовать при оперативной оценке тех или иных конкретных результатов. Например, для логико-математических наук, для абст- рактных разделов современного естествознания, насыщенных формализмом, для оценки предложений запретов, при достаточно большой вариации альтернатив,
    суждений относительно прошлого (исторические науки) или будущего (прогно-

    106
    Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
    зирование) — для этих и многих других случаев апелляция к практике бессодержа- тельна. Во всех этих случаях обращаются к экспертизе на соответствие различным видам критериев, так как истинность научного знания определяется стандартами рациональности, принятыми в науке. (Наука может включать и неистинное знание,
    которое соответствует стандартам рациональности, но не выражается в «практи- ческой апробированности».)
    5.4 Специфика научного познания
    Познание человеком окружающего его мира (и себя в нем) может осуществ- ляться разными способами и в разных познавательных формах. Вненаучные фор- мы познания — это, например, обыденное, художественное. Первой формой позна- вательной деятельности человека является повседневный обыденный опыт. Он об- щедоступен всем человеческим индивидам и представляет собой несистематизи- рованное многообразие впечатлений, переживаний, наблюдений, знаний. Накопле- ние обыденного опыта совершается, как правило, вне сферы научного поиска или усвоенного уже готового научного знания. Достаточно указать на таящееся в нед- рах естественного языка многообразие знания. Обыденный опыт обычно основы- вается на чувственной картине мира. Он не разграничивает явления и сущность,
    воспринимает видимость как очевидное. Но он не чужд рефлексии, самокритике,
    в особенности, когда его заблуждения разоблачаются практикой.
    Наука возникает и в течение длительного времени развивается на основе дан- ных обыденного опыта, который констатирует факты, получающие в дальней- шем научное объяснение. Так, например, в рамках обыденного опыта, без ана- лиза и обобщения, был выявлен феномен теплопроводности. Понятие аксиомы,
    сформулированное Эвклидом, этимологически и по содержанию совпадает с пред- ставлениями обыденного опыта. Не только эмпирически установленные законо- мерности, но и некоторые весьма абстрактные гипотезы фактически основывают- ся на повседневных опытных знаниях. Такова атомистика Левкиппа и Демокрита.
    Обыденный опыт заключает в себе не только знания, но и заблуждения, иллюзии.
    Наука нередко воспринимала эти заблуждения. Так, геоцентрическая картина мира основывалась на данных повседневного опыта, как и представление о мгновенной скорости света.
    Научное познание, в отличие от обыденного знания, имеет свои специфиче- ские, отличительные особенности. К таковым можно отнести следующие:
    1. Научное познание есть специализированный вид познавательной деятельности:
    • эта деятельность осуществляется не стихийно, не случайно;
    • это сознательная, целенаправленная и специально организуемая деятель- ность по получению знаний;
    • с ее развитием и ростом в обществе появляется необходимость подготовки специальных кадров — ученых, организации этой деятельности, управления ею;
    • эта деятельность приобретает самостоятельный статус, а наука становится социальным институтом. В рамках этого института возникают и решают- ся такие проблемы, как: отношения государства и науки; свобода научно-

    5.4 Специфика научного познания
    107
    го поиска и социальная ответственность ученого; наука и нравственность;
    этические нормы науки и др.
    2. Субъект научного познания:
    • не каждый индивид и не вся масса населения;
    • специально подготовленные люди, научные сообщества, научные школы.
    3. Объект научного познания:
    • не только наличная практика, ее феномены;
    • выходит за рамки наличной практики;
    • объекты научного познания не сводимы к объектам обыденного опыта;
    • они могут быть вообще недоступны обыденному опыту и познанию.
    4. Средства научного познания:
    • специальный язык науки, поскольку естественный язык приспособлен только для описания объектов наличной практики и его понятия нечетки,
    многозначны;
    • методы научного познания, которые разрабатываются специально (осмыс- ление этих методов, их сознательное применение рассматривается методо- логией науки);
    • система специальных орудий познания, особой научной аппаратуры.
    5. Продукт научного познания — научное знание:
    • оно характеризуется объективностью, истинностью. Существуют и особые приемы, способы обоснования истинности знания;
    • системность знания, в отличие от обыденного знания, носящего аморфный,
    фрагментарный, разобщенный характер:
    формируется теория, как особый тип знания, которого не знает обы- денное познание;
    формулируются цели научного познания.
    6. Условия научного познания:
    • ценностные ориентации познания;
    поиск объективной истины, получение нового знания;
    • нормы научного творчества.
    Научное знание, таким образом, характеризуется системностью и структури- рованностью. И, прежде всего, в структуре научного знания принято выделять два уровня: эмпирический и теоретический.
    Вопрос о первичности или вторичности теоретического и эмпирического зна- ния можно рассматривать различным образом в зависимости от того, подразумева- ется ли в данном случае: а) отношение эмпирической и теоретической науки или б) отношение эмпирического базиса и концептуального аппарата науки на опреде- ленном этапе ее развития. В первом случае можно говорить о генетической пер- вичности эмпирического перед теоретическим. Во втором случае вряд ли, так как эмпирический базис и концептуальный аппарат взаимно предполагают друг друга,
    и их отношение не подходит под понятие генетической первичности. Изменения

    108
    Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
    в эмпирическом базисе могут вести к изменению понятийного аппарата, но изме- нения в нем могут происходить и без непосредственной стимуляции со стороны эмпирии. И даже ориентировать и направлять само эмпирическое исследование.
    На эмпирической стадии науки решающим средством формирования и разви- тия знания являются эмпирическое исследование и последующая обработка его результатов в соответствующих обобщениях, классификациях.
    На теоретической стадии научные положения могут устанавливаться в отно- сительной независимости от эмпирии, например путем мысленного эксперимента с идеализированным объектом.
    Эмпирическую науку, однако, нельзя сводить к простому накоплению эмпири- ческих фактов; в основе ее лежат и определенные концептуальные построения.
    Эмпирическое знание — это совокупность утверждений о так
    называемых эмпирических объектах. Они получаются путем аб-
    страгирования от данных в чувственном опыте реальных объек-
    тов, их сторон или свойств и наделения их статусом самостоя-
    тельного существования. (Например, длина, ширина, угол и т. д.)
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Теоретическое знание — это утверждения о так называемых
    теоретических объектах. Основной способ их образования — иде-
    ализация.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Между теоретическим и эмпирическим знанием существует качественное раз- личие по содержанию, обусловленное самим характером объектов теоретического и эмпирического знания. Переход от эмпирии к теории нельзя ограничить рамка- ми идуктивистского суммирования и комбинации данных опыта. Важным здесь является изменение понятийного состава знания, вычленение нового мысленного содержания, образование новых научных абстракций (электрон и т. д.), которые не даны непосредственно в наблюдении и не являются какой-либо комбинацией эм- пирических данных. Из эмпирических данных нельзя чисто логически получить теоретическое знание.
    Итак, в чем проявляются характерные особенности этих двух видов знания.
    На эмпирической стадии развития науки:
    • развитие содержания выражается, в первую очередь, в установлении новых эмпирических классификаций, зависимостей и законов, а не в разработке концептуального аппарата;
    • эмпирические законы характеризуются тем, что их получение опирается на сопоставление данных опыта;
    • разработка концептуального аппарата не превращается здесь в реализа- цию теоретической исследовательской программы, определяющей основ- ные линии развития науки;

    5.4 Специфика научного познания
    109
    • эмпирическая наука характеризуется недостаточной рефлексивностью, мо- ментом известной вынужденной некритичности, заимствования концепту- альных средств из обыденного сознания.
    Теоретическая стадия науки характеризуется:
    • усилением деятельности теоретического мышления;
    • повышением удельного веса теоретических методов исследования;
    • реализацией способности научного мышления к воспроизводству теоре- тического знания на своей собственной основе; способности построения и совершенствования развивающихся теоретических систем;
    • развитие теоретического содержания выступает как реализация исследова- тельских теоретических программ;
    • в науке формируются специальные теоретические модели реальности, с ко- торыми можно работать как с идеализированными теоретическими объек- тами (например, как в геометрии, механике, физике и т. д.);
    • теоретические законы формулируются в результате теоретических рассуж- дений, главным образом как следствие мысленного эксперимента над иде- ализированным теоретическим объектом.
    Важным этапом в переходе от эмпирической науки к теоретической является возникновение и развитие таких форм, как первичные концептуальные объяснения и типологии. Первичные концептуальные объяснения предполагают наличие поня- тийных схем, которые позволяют рассматривать эмпирические утверждения. Они близки к теории, но это еще не теория, так как здесь нет какой-либо логической иерархии внутри теоретического построения. Большое значение имеют и описа- тельные теории, которые описывают определенную группу объектов: их эмпири- ческий базис весьма обширен; их задача — упорядочение относящихся к ним фак- тов; в них большой удельный вес занимает естественный язык и слабо разработана специализированная терминология — собственно научный язык.
    Теоретическая наука сохраняет связь и преемственность с эмпирической.
    Появление теоретических представлений, идеализированных объектов и моде- лей, онтологических схем представляет собой, в конечном счете, результат рефлек- сии над изначальным концептуальным аппаратом, имеющимся в эмпирической науке.
    Таким образом, теоретическое и эмпирическое познание могут быть рассмот- рены как деятельность по совершенствованию и деятельность по применению по- нятийных средств науки. Связь теоретического концептуального содержания науки и ее эмпирического базиса разрешается путем эмпирической интерпретации тео- ретических конструкций и соответственно теоретического истолкования опытных данных. В конечном итоге, единство их обусловлено общественной практикой.
    Она порождает потребности в познании окружающего мира, потребности в раз- ных уровнях знания.
    Подчеркнем особо, что нельзя рассматривать теоретическое знание как про- стое суммирование и обобщение эмпирической информации. Нельзя сводить тео- ретическое знание к эмпирическому, а теоретический язык к языку наблюдения.
    Все это ведет к недооценке качественного своеобразия теоретического знания,
    непониманию его специфики.

    110
    Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
    Вопрос о специфике теоретической формы научного знания затрагивает и про- блему критерия этих знаний: может ли данным критерием истинности теоретиче- ского знания выступать все та же практика, как «универсальный критерий» исти- ны, или же проверяемость теоретических знаний на истинность осуществляется другими способами? Оказывается, что многие научные положения устанавлива- ются теоретическим путем, а в рамках математики, например, существуют толь- ко логические доказательства, дедуктивные выводы. А логическое доказательство возможно без непосредственного обращения к практике. Но, нисколько не умаляя значения теоретического, логического мышления в установлении истины, пожа- луй, правильно будет подчеркнуть, что для проверки истинности логически дока- занного, теоретически обоснованного — необходимо обращение к практике.
    Критерий практики является истинно фундаментальным в силу следующих обстоятельств:
    1. Именно практика является фундаментальной формой связи с действитель- ностью, с самыми различными проявлениями непосредственной жизни, не только познания, но и культуры в целом.
    2. В силу того, что при историческом подходе к формированию наших знаний выясняется, что последние возникают как обобщение непосредственной практики. Это относится не только к опытному знанию, но и (например)
    к математике.
    3. В процессе развития опытных наук мы также постоянно обобщаем прак- тику экспериментальной и измерительной деятельности. Данные экспери- ментальной и измерительной практики являются основой развития теорий,
    их обобщения и изменения.
    4. Проверка ряда гипотез, возникающих в процессе творческого развития на- уки, осуществляется на основе методов, применение которых в конечном итоге опирается на практику.
    5. Теоретические знания, на которые мы опираемся как на критерий истин- ности, сами могут быть уточнены, изменены на основе новой практики.
    5.5 Понятие метода, его связь с практикой и теорией
    Метод есть путь исследования познания. Своими генетическими корнями ме- тод восходит к практической деятельности. Приемы практической деятельности должны были с самого начала сообразовываться со свойствами и законами объек- тивной действительности.
    Основное содержание научных методов образуют, прежде всего, научные тео- рии, проверенные практикой. Различие между методом и теорией носит функци- ональный характер. Формируясь в качестве теоретического результата прошло- го исследования, метод выступает как исходный пункт и условие последующих исследований. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия. Закономерности объекта, выраженные в системе знания, в методе пере- осмысливаются в правила действий субъекта. Познанные закономерности состав- ляют объективную сторону метода, а возникшие на их основе правила, приемы

    5.5 Понятие метода, его связь с практикой и теорией
    111
    исследования — субъективную. Метод — это не теория как таковая, а система след- ствий из теории, нацеленных на дальнейшее познание мира. Русский физиолог
    И. П. Павлов, подчеркивая роль метода в познании (особенное в научном), отме- чал, что при «хорошем методе» и не очень талантливый человек может сделать много, а при «плохом методе» и гениальный человек будет работать впустую.
    Итак: метод — это система регулятивных принципов познава-
    тельной или практической деятельности; совокупность приемов,
    регулирующих практическую и теоретическую деятельность че-
    ловека.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Можно рассматривать, например, метод в любой производственной сфере де- ятельности человека (метод штамповки деталей или метод вакуумной упаковки);
    в педагогике — как систему образовательных и воспитательных средств (метод раз- вивающего обучения); в науке — как способы исследования и изложения материа- ла (при изучении одного и того же материала, но различными методами — можно получить и различные выводы); в теоретическом исследовании — это методы иде- ализации, аналогии, моделирования, формализации.
    Таким образом, методом может стать любая система более или менее общего объективного знания. Любое достаточно общее научное положение, закон, катего- рия может выступать и в роли теории, и в роли метода. . . Метод — это проверенная практикой теория.
    Суть научного метода заключается в том, что он:
    а) верно отражает объективные законы мира;
    б) определяется особенностями предмета исследования, зако- нами его развития.
    Для каждого научного метода характерны:
    • ясность, или общепонятность;
    • детерминированность — отсутствие произвола в применении;
    • направленность — подчиненность определенной цели;
    • результативность — способность обеспечивать достижение намеченных целей;
    • надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получе- ние результата;
    • экономичность — способность давать результаты с наименьшими затратами средств и времени.
    Кроме научных методов, которые, с одной стороны, обладают общими харак- теристиками, а с другой — спецификой проявления в каждой конкретной науке,

    112
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


    написать администратору сайта