Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.2 Образы бытия в истории философии 83

  • 4.3 Анализ форм бытия мира 85

  • 4.3 Анализ форм бытия мира 87

  • философия. Философия - пособие. Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты
    Анкорфилософия
    Дата11.02.2023
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #931061
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25
    Глава 4. Проблема бытия.
    Философская, религиозная и научная картина мира
    ную роль и рассматривалось в контексте двух тем: проблемы субстанции и про- блемы абсолютного знания.
    У Спинозы абсолютное бытие есть богатство конкретных содержательных свя- зей, а не абстрактная всеобщность. Субстанция у него едина, представляет собой все (вне субстанции нет ничего). Субстанция обладает не только постоянными и неотъемлемыми свойствами — атрибутами, но и модусами — меняющимися свой- ствами. Спиноза переходит к каузальному (причинному) объяснению бытия. Вводя более общее и широкое понятие причины, он считает, что Вселенная сама являет- ся причиной своего существования. Для него характерно представление о природе не только как о созданной, но и как создающей. Поэтому бытие у Спинозы яв- ляется опосредствованным, но опосредствование это не внешнее, а внутреннее,
    в нем самом. Природа развивается таким, а не иным образом, потому что такова ее внутренняя структура. Субстанция Спинозы в качестве причины порождает себя,
    творит себя, обновляет себя, создает все новые и новые звенья.
    Модус — это состояние субстанции, обусловленное не ее внутренней сущно- стью, а внешними воздействиями. Это конечные формы бесконечных атрибутов субстанции. Мышление — атрибут субстанции, а сменяющие друг друга идеи —
    это модусы. Протяженность — атрибут, а ограниченные, конечные тела — модусы.
    Атрибуты — неограниченны, бесконечны. Модусы — ограничены, индивидуализи- рованы, конечны.
    У Лейбница в сферу бытия вступают только те сущности, которые несут в себе наибольшую меру сущности и совмещаются с наибольшим числом других сущ- ностей. Все сущности стремятся к существованию; если бы они не стремились к существованию, то вообще ничего бы не было, бытие бы отсутствовало.
    Совершенно с иных позиций принципа «субъективной достоверности» рас- сматривает проблему Декарт. Исходное положение его рассуждений заключено в знаменитом выражении: «cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую).
    У Декарта в акте «cogito» (мыслю) мышление перестает быть субъективностью и не просто имеет бытие своим предметом, но само становится бытием. Для него достаточно одного понятия бытия, данного через самопознание, чтобы построить понятие абсолютного бытия и тем самым найти онтологическую основу науки.
    У Декарта происходит превращение мысли в бытие. Cogito (как сознание вооб- ще) оказывается в этой формуле совершенно достоверным феноменом, не просто мыслью, а бытием. В самосознании через ощущение неполноты существования
    «Я» открывается необходимость бесконечного, объективного бытия. Для Декарта небытия нет, так как все — лишь различные уровни бытия. Мысль и чистое бытие совпадают в самосознании.
    Итак, для периода Нового времени в целом характерно то, что можно говорить о самостоятельном существовании религиозной, философской и научной картины мира.
    Религиозная картина мира разрабатывалась далее в христианской религии и христианской философии.
    Понятие бытия получает особую интерпретацию в немецкой классической фи-
    лософии.
    Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие — это общезначимый способ связи наших понятий и суждений.

    4.2 Образы бытия в истории философии
    81
    Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсо- лютного «Я». А материальное бытие — продукт осознания и самопознания «Я».
    В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень в восхождении Мирового Духа, Мирового Разума к самому себе через сформиро- ванный им мир Природы, а затем мир Культуры (человек, общество). Гегель свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Он стремится вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Бытие у него — это начало, потому что оно ничем не опосредовано, в силу этого из него
    ничто не может следовать; как ничем неопосредованное начало, оно не может раз- виваться. Гегелевское чистое бытие — философское обобщение, абстрактная кате- гория, освобожденная от конкретного содержания. Гегель отождествил это лишен- ное конкретного содержания бытие с ничто. Бытие — ничто существует только как мысль о бытии, без предмета мысли; мысль, вытеснившая свой предмет. Это понятие не имеет физического эквивалента.
    В противоположность гегелевскому понятию чистого бытия, которое выражает
    «физическую бессодержательность», не прекращаются поиски физически содер- жательного понятия бытия. Борьба за содержательность бытия сплетается теперь с борьбой за содержательность «небытия»: пространство как образ «небытия» ста- ло поистине физической реальностью.
    Формирование научной картины мира впервые было осуществле- но Исааком Ньютоном.
    В основном труде «Математические начала натуральной философии» (1687)
    сформулированы понятия и законы классической механики, дана математическая формулировка закона всемирного тяготения и т. д. В завершенном виде механика
    Ньютона явила собой классический образец научной теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.
    Трудами Ньютона был заложен фундамент механистической картины мира и механистического мировоззрения: из начал механики, ее законов можно и нуж- но вывести все явления природы. Мироздание во всех частях, формах и видах существует и взаимодействует по законам механики. Общество и человек в сво- ей жизнедеятельности функционируют по законам механики. Научные открытия
    XIX–XX вв. привели к необходимости пересмотра философской и научной карти- ны мира, что нашло решение в диалектическом материализме.
    В современной науке абстрактное чистое бытие не только не находит экви- валента при обобщении новых тенденций, но эти тенденции требуют, чтобы ис- ходные понятия философского анализа не претендовали на априорный характер,
    обладали богатством определения, были конкретными. Выполнение такого требо- вания означает некоторый возврат от Гегеля к Спинозе. Он связан с тем, что поня- тие бытия наполняется богатством содержания. Это бытие, которое было способно двигаться, изменяться. Бытие гетерогенно в пространстве и времени, эволюциони- рующее и противоречивое.
    Как мы уже выяснили, в первой половине XIX в. происходит отказ (отход)
    от онтологических традиций, который в XX веке приводит к появлению «новой

    82
    Глава 4. Проблема бытия.
    Философская, религиозная и научная картина мира
    философии». В качестве главного обвинения классической философии выдвигали тезис о том, что ею были забыты реальный мир и действительный индивидуум.
    В философских теориях, возникших в противовес классике, объяв- лялось, что разум не просто отличен по своей природе от реальной действительности, но что он является продуктом и «относительно пассивным выражением ее внерациональных импульсов».
    Хайдеггер М. (экзистенциалист) проводит различие между сущим и бытием.
    Сущее — это все существующее. Что касается бытия, то ответить однозначно, что это такое, дать дефиницию (определение) бытия он не пытается. Бытие не есть сущее, но именно оно обеспечивает возможность того, что сущее становится до- ступным человеку, открывается ему. Бытие — это некая таинственная область «от- крытости» сущего, точнее сам процесс открытия. Бытие проявляет свою сущность двумя способами: бытие есть присутствие, как показ своего внешнего вида. И бы- тие есть пребывание определенного нечто в таком внешнем виде.
    Более развернуто у Хайдеггера понимание сущности человеческого бытия. Бы- тие человека, говорит он, — это, прежде всего, бытие сознания, структура которого определяет отношение человека к миру. Существуют две сферы этого бытия: под- линная и неподлинная.
    Неподлинное бытие — это существование человека в мире вещей и других людей.
    Оно носит усредненный, безличный характер, как и характер вещей. Все здесь одинаково, анонимно и заменимо, как типовая деталь. Здесь действует абстракт- ный, усредненный индивид, который ставится на место действительной, конкрет- ной и неповторимой личности.
    Подлинное бытие выступает как осознание человеком своей исто- ричности, конечности и свободы.
    Здесь на первое место выступает индивидуальность, неповторимость отдель- ной личности и ее жизни. Путь к подлинному бытию состоит в том, что надо вырваться из сферы обыденности и обратиться к самому себе.
    У Сартра Ж.-П. (экзистенциалист) мы находим выделение трех форм бытия в человеческой реальности: бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-для-другого.
    «Бытие-для-себя» предстает как непосредственная жизнь самосознания. Оно есть чистое «ничто», которое наталкивается на «бытие-в-себе», переживаемое че- ловеком как «плотная массивность». Иначе говоря: бытие-для-себя — это сознание,
    оно лишено предметности: противоположно бытию-в-себе. И в этом противопо- ставлении оно приобретает смысл. Бытие-для-себя — носитель жизни и движения.

    4.2 Образы бытия в истории философии
    83
    «Бытие-в-себе» — это мир вещей. Оно совершенно лишено сознания. Для него характерна пассивность, оно лишено каких-либо изменений. В нем, поэтому, не может быть ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
    Изначальный смысл «бытия-для-другого» — это конфликт как характерная чер- та межличностных отношений. С существованием «другого» изначально связана ущербность «Я», ограничение его свободы. Человек воспринимает взгляд «друго- го» внутри своего собственного акта действия, как отчуждение своих собственных возможностей.
    В русской философии проблемы бытия, бытия человека, свободы человека так- же находились в центре внимания философов.
    Соловьев В. С. выделяет у человеческого бытия две стороны: духовную и плот- скую, которые находятся в неразрывной внутренней связи и непрерывном взаимо- действии. Плоть — есть бытие, не владеющее собою, всецело обращенное наружу,
    «бытие, расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадом». Дух —
    есть бытие, «вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собствен- ною своею силою, не переходя во внешность, не растворяясь и не разрешаясь в ней». Соловьев выделяет следующие типичные формы бытия: царство мине- ральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и царство
    Божие. . .
    Бердяев Н. А. разделяет бытие мира на тварное, сотворенное и творящее бытие,
    рассматривая принцип «творчества» как основополагающий для понимания сути бытия. Творящее бытие — это Бог-творец, и творческий процесс в Боге соверша- ется от вечности. Тварный мир, это сотворенный мир, мир природы и людей. Но мир сотворен не только тварным, но и творческим, то есть он обладает способно- стью к творчеству, творческой природой. Этот тварный мир динамичен и не может быть завершен актом Божьего творения. Творчество человека (тварного существа)
    может быть направлено лишь «к приросту творческой энергии бытия, к росту су- ществ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте».
    В заключение обратим внимание и на понимание бытия с позиции человека,
    как «деятельного существа», если прежде был выделен особый «деятельностный подход» в понимании сущности самого человека. Человек осваивает мир в фор- мах своей деятельности. Но это отнюдь не имманентные (внутренне присущие)
    актам сознания и воли, а независимые от этих актов реально- и идеальнопреоб- разовательные формы деятельности. Иначе говоря: Субъект (человек) не сводим лишь к сознанию и воле. Он есть субъект деятельности, которая образует собой весь культурный мир общественного человека, человеческую действительность.
    Деятельность и есть способ бытия всей этой действительности
    Итак, суть решения проблемы «Человек во Вселенной» можно изложить сле- дующим образом.
    Категория бытия мира и человека — основополагающая категория любой фило- софской школы. В философии материализма отражается естественное убеждение человека в том, что мир есть, он существует, наличествует, бытийствует здесь,
    всегда и везде, образуя целостное единство конечного и бесконечного. Мир явля- ется реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения людей.

    84
    Глава 4. Проблема бытия.
    Философская, религиозная и научная картина мира
    Мир имеет внутреннюю логику своего существования и развития, его суще- ствование объективно, то есть он реально предзадан сознанию и действию отдель- ных людей и общества в целом.
    Целостный мир — это всеобщее единство, которое включает в себя бесчислен- ное множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов,
    состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя фило- софской традиции, их можно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым.
    Каждое сущее уникально, то есть «наличное бытие» всякого сущего неповторимо,
    оно занимает свое место в целостном бытии мира.
    Бытие Вселенной имеет сложную структуру. Поэтому целесообразно выделить его основные взаимосвязанные формы бытия:
    1. Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы: бытие природы как таковой и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
    2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
    3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализирован- ное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
    4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие от- дельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
    4.3 Анализ форм бытия мира
    Бытие вещей, процессов и состояний природы
    Материализм во всех своих формах признает объективное существование есте- ственной природы: она сама, ее вещи, процессы, состояния существуют вне и неза- висимо от сознания человека и общества, что подтверждается общечеловеческой,
    социально-исторической практикой и всей системой научно-теоретического зна- ния. В истории материализма менялось лишь понимание «строения» этой реаль- ности, от субстрата (конкретного вещества) до субстанции и до «объективной ре- альности».
    Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и вез- де была, есть и будет. До человека — и «после него» (если человек не справится с глобальными проблемами современности). Это уникальная особенность природы не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы, которые конечны и в пространстве, и во времени, то есть говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием, которое в свою очередь заменяется их небытием.
    Бытие природы есть реальность особого типа: она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря этой первичной природе, и,
    во-вторых, без нее невозможна жизнь и деятельность человека.

    4.3 Анализ форм бытия мира
    85
    Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»)
    Человек в процессе своей жизнедеятельности из материала первой, естествен- ной природы создает «вторую природу», мир культуры, в которой опредмечивает свой труд, свои знания, свой интеллект, которые выступают в качестве «социаль- ной души» созданных человеком вещей.
    Бытие предметов и процессов «второй природы» представляет собой нерастор- жимое единство природного материала и духовного, идеального конкретных инди- видов, реализованное в конкретных предметах их деятельности. Так создается со- вершенно новая по сравнению с первой природой комплексная природно-духовно- социальная реальность. Бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытие человеческой цивилизации.
    «Вторая природа» дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объ- ективно, реально, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от первой природы уже воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи,
    а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и об- щества. «Вторая природа» имеет объективное, но относительно самостоятельное бытие.
    Бытие человека в мире вещей
    Бытие отдельного человека специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Человек, имеющий тело, может быть представлен как вещь среди вещей,
    как тело среди тел. Но в общефилософском учении о бытии важно ответить на вопрос, как именно существует человек, поэтому сущность человека нельзя свести только к бытию его тела, к бытию вещей.
    Тем не менее в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было,
    первична предпосылка существования тела. Без этого вообще невозможно суще- ствование человека.
    Для того чтобы мыслить, надо обеспечить жизнь человеческого тела, что ре- ализуется в системе человеческого материального производства, в котором всегда участвует человеческий дух — интеллект. Философия всегда искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическим состоянием,
    мыслями, характером, волей, поступками — с его духом, психикой. Таким образом,
    бытие отдельного человека есть непосредственно данное диалектическое единство тела и духа.
    Человек для себя самого — не только первая, но и «вторая природа». Мысли и эмоции — важнейшая сторона целостного бытия человеческого индивида. Чело- век рождается и живет в человеческом обществе, а это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием всегда существует диа- лектическое единство.

    86
    Глава 4. Проблема бытия.
    Философская, религиозная и научная картина мира
    Специфика человеческого бытия
    Специфика бытия человеческого тела в отличие от бытия животных заклю- чается в «нежесткой» природной детерминации. Человек способен регулировать,
    контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в про- стом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида.
    Бытие человека — не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специ- фика его состоит в соединении, пересечении и взаимодействии трех относительно разных бытийственных измерений:
    1) отдельный человек как тело (вещь);
    2) человек как индивид рода человеческого;
    3) человек как социально-историческое существо, продукт определенной культуры.
    Духовное бытие
    Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы созна- ния и бессознательного, включает знания, материализующиеся в формах есте- ственных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого обще- ния, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества.
    Первый вид духовного — бытие индивидуализированного духовного мира от- дельного человека. Сознание человека существует, бытийствует как порожденный деятельностью мозга невидимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуж- дений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д.
    Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т. е. осознание че- ловеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно- шения к другим людям — осознание себя как особой и единой личности.
    Индивидуальное духовное бытие включает и бессознательное. Можно выде- лить три уровня бессознательного:
    1) неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, ко- ординацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела;
    2) процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствова- ния, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания («созрела мысль», «мне подумалось»);
    3) этот уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа.
    Бытие индивидуального — это лишь относительно самостоятельная форма бы- тия. Она связана с бытием объективированного духовного.

    4.3 Анализ форм бытия мира
    87
    Бытие объективированного духовного
    Объективированное духовное рождается в лоне человеческой культуры и при- надлежит к внеиндивидуальным формам бытия. Наиболее универсальны естест- венные и искусственные, знаково-символические формы существования духовного.
    Ярким примером единства индивидуализированного и объективированного ду- ховного является язык. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна: язык есть действительность мысли.
    Формой бытия объективированного духовного является общественное созна- ние и вся культура общества.
    Объективированное духовное возникает и работает в рамках индивидуализи- рованных форм (в сознании индивида), а затем становится достоянием общества,
    приобретает свою самостоятельную форму жизнедеятельности, опредметившись в реальных вещах. Все бессмертные идеи порождены смертными людьми.
    Материальными «носителями» духовного являются предметы и процессы —
    книги, чертежи, формулы, проекты, скульптура, архитектура и т. д. Мир идей в про- цессе развития человечества кристаллизуется, обогащается, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей.
    Но неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовно- го от бытия мира, природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.
    Бытие социального: бытие отдельного человека и бытие общества
    Бытие социального связано с проблемой антропогенеза и социогенеза, что вы- ступает в действительности как антропосоциогенез. Социальное бытие, это ре- альный процесс жизни людей. Бытие социального синтезирует все формы бытия на основе материальной деятельности человека и общества, что рассматривается в разделах философии, посвященных проблемам человека и общества. (В марк- систской философии — это раздел исторического материализма; в современной фи- лософии — это многообразные социологические концепции, пытающиеся выстро- ить картину отношений человека и социума.) Основные философские концепции понимания социальной реальности будут рассмотрены несколько позже, в главе,
    посвященной проблемам общества.
    Современная научная картина мира
    Наука XX века достигла огромных успехов в познании структуры и законо- мерностей развития Вселенной. Различают следующие основные структурные эле- менты Вселенной: мегамир — мир космических объектов; макромир — мир объек- тов нашей планеты; микромир — мир элементарных частей. В особые структурные группы выделяют неживую природу, живую природу и социально-организованную природу.
    Научная картина мира является важнейшим блоком оснований научного зна- ния, на основе которого формируются специальные картины мира.

    88
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта