Учебное пособие Упражнения Кейсы Деловые игры Тренинг Тесты Витебск ий государственный технологическ ий университет
Скачать 2.28 Mb.
|
Словарь основных терминов Активная стратегия – стратегия, при которой выявляются и используются все открывающиеся возможности. Алгоритм – точное предписание, которое определяет процесс преобразования исходных данных в искомые данные, обладающие следующими свойствами: массовостью, то есть применимостью для решения любой задачи из некоторого класса задач с множеством исходных данных; результативностью, то есть способностью получения результата через конечное число достаточно простых шагов; определенностью, то есть точностью и понятностью для исполнителей. А. должен записываться на формальном языке: в виде блок-схемы, в алгоритмическом языке. Широко применим в деловых играх. Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями, вариантами решений. Аттракция (от лат. attractio притяжение) – умение нравиться другим, способность привлекать к себе, вызывать симпатию. Барьер психологический – психическое состояние, возникающее как реакция на неожиданно резкое изменение среды. В игровых занятиях Б. п. характеризуется переживанием чувства неудовлетворенности работой, партнерами игрового процесса, самим собой. Для предупреждения Б. п. необходимо проводить перед началом игрового взаимодействия психологическую подготовку отдельных участников и группы в целом. Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа и т. п. у партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Вербальный (от лат. verbalis словесный) – термин, применяемый для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. В зависимости от используемого материала различаются В. (словесное) и невербальное (язык мимики и жестов) общение. Групповой дискуссии метод – метод, способствующий повышению качества групповых решений и заинтересованности всех членов группы в их принятии и практической реализации. Деловые игры – метод имитации управленческих и производственных ситуаций путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Задача (проблема) – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (операций, способов) составляет процесс решения задачи. Вит ебс кий гос уда рст вен ны й те хно логи чес кий уни вер сит ет 178 Игра ролевая – прием экспериментального интерактивного обучения, с помощью которого моделируется социально- психологическая ситуация, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире. Идентификация – признание тождественности наблюдаемых объектов, в психологии и социологии – интеллектуальная и эмоциональная общность личности с другим человеком или образцом для подражания. Имитационное упражнение – отличается от метода анализа ситуаций тем, что у организатора занятий есть вариант наиболее правильного ответа. Решение принимается группами в ходе интерактивного взаимодействия, затем обсуждается на межгрупповой дискуссии. Интеракция (от англ. interaction взаимодействие) – происходит в процессе вербального и невербального общения людей. В психологии рассматривается как осознаваемое (чаще неосознаваемое) влияние оценок, выраженных в экспрессивном поведении окружающих, на поведение субъекта в процессе взаимодействия с другими. Исследование операций – совокупность математических методов принятия оптимальных решений в условиях ограниченности ресурсов и системы целей. Казус из практики (кейс) – отредактированное изложение случая из практики, используемое в качестве удобной модели в социально-психологическом и управленческом тренинге. Когнитивный – относящийся к познанию на основе мышления. Коллективное мышление – социально-психологическое явление как обмен мыслями в группе, решающей задачу в процессе совместной деятельности. Коллизия (от лат. collisio столкновение, потрясение) – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств. Коммуникация (от лат. communicatio сообщение, связь) – обмен информацией в человеческом общении вообще и в совместной деятельности, в частности, как обмен представлениями, интересами, чувствами и т. д. Компромисс (от лат. compromissum соглашение) – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки и согласование спорных позиций. Конкуренция – борьба между производителями товаров, предприятиями торговли или индивидуумами за более выгодные условия реализации продукции, получения максимальной прибыли, достижения максимальной власти; стратегия взаимодействия с жестким проведением своей линии, своей цели. Вит ебс кий гос уда рст вен ны й те хно логи чес кий уни вер сит ет 179 Конфликт (от лат. conflictus столкновение) – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Критическая ситуация – внезапное изменение ситуации, производственной среды или состояния личности, вызывающее нарушение деятельности, возможность появления ошибочных действий и перехода К. с. в аварийную ситуацию. К. с. моделируется при анализе случайных ситуаций в организационно-деятельностных играх. Метод анализа конкретных ситуаций – экспериментальный метод интерактивного обучения на основе моделирования конкретных и случайных ситуаций из реальной практики. Способствует развитию умения анализа информации и поиска эффективного решения трудных проблем. Моделирование – исследование явлений, процессов путем создания их моделей, один из основных методов теории познания; в теории управления особую роль играют методы экономико- математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план или проект действий. Мозговая атака (мозговой штурм) – интерактивный метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Мышление творческое – один из видов мышления (интуитивное, наглядно-образное, теоретическое, практическое, словесно-логическое и т. д.), характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Обратная связь – искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку; обратное воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта), информация от управляемого объекта как важнейшее понятие кибернетики и управления. Ограничения – условия, учитываемые при решении задач управления, одно из обязательных требований к деловым играм. В качестве ограничений в деловых играх могут выступать: производственные ресурсы, время, нормативы использования ресурсов, правила игры и пр. Вит ебс кий гос уда рст вен ны й те хно логи чес кий уни вер сит ет 180 Правила – совокупность требований, выполнение которых гарантирует (устанавливает) создание определенных условий участникам деловой игры. Презентация – торжественное, публичное представление чего- либо нового, недавно появившегося, созданного. Принятие решений – результат интерактивного взаимодействия участников на основе логических рассуждений и умозаключений, то есть это результат процесса мышления, проходящий несколько этапов. Проблема (от греч. problema задача, задание) – сложный вопрос, требующий разрешения; что-то трудноразрешимое; осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемная ситуация – существующая в реальности или созданная экспериментальная ситуация, восприятие и осмысление которой предполагает уяснение отношений между наличными условиями и требованиями задачи. Противоборство – поведение субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба. Регламентация – установление определенных правил, порядка; разработка распоряжений, предписаний. Релаксация (от лат. relaxatio уменьшение напряжения, ослабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжение после сильных переживаний или физических усилий. Релевантность (от англ. relevant уместный, относящийся к делу) – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением. Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад, отражение) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Синектика – модификация метода «мозговая атака», эвристическая технология, построенная на разного рода ассоциациях. Синергия (от греч. synergeia сотрудничество, содружество) – особенность сложной системы, в которой сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Тренинг социально-психологический – совокупность интерактивных технологий формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания, взаимодействия людей в группе. Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения: уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и Вит ебс кий гос уда рст вен ны й те хно логи чес кий уни вер сит ет 181 автоматизация, полное овладение действием и превращение его в умение и навык. Фасилитатор (от англ. facilitator букв. «тот, кто облегчает, содействует чему-либо») – специалист, чаще всего психолог, тренер или менеджер, занимающийся сопровождением групповых процессов, проведением конференций, встреч и семинаров. Эвристика (от греч. heurisko нахожу, отыскиваю, открываю) – метод открытия нового; раздел современной психологии мышления как учения о решении задач и продуктивном, творческом мышлении. Эвристическая деятельность – мыслительная деятельность, направленная на выявление ранее неизвестных закономерностей. Отражает творческий характер мышления человека. Эмпатия (от англ. empathy страдание, боль, сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Вит ебс кий гос уда рст вен ны й те хно логи чес кий уни вер сит ет 182 ЛИТЕРАТУРА 1. Акулич, И. Л. Маркетинг. Практикум : учебное пособие / И. Л. Акулич. – 2-е изд. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. 2. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебн. для студ. экономич. спец. вузов / И. Л. Акулич. – 6-е изд. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. 3. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий : учебная книга / В. С. Аванесов. – 3-е изд., доп. – Москва : Центр тестирования, 2002. 4. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. – Москва : Кнорус, 2007. 5. Блинов, А. О. Тренинг персонала : учебное пособие / А. О. Блинов. – Москва : КНОРУС, 2005. 6. Веденин, Г. А. Маркетинг (Раздел 1. Основы маркетинга) : учебно-методический комплекс / Г. А. Веденин. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. 7. Волгин, Н. А. Кейз-стади в процессе подготовки экономистов и менеджеров / Н. А. Волгин, Ю. Г. Одегов, О. Н. Волгина. – Москва : Дашков и К о 8. Друкер, П. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. – Москва : Бук Чембер, 1992. , 2005. 9. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг от А до Я : научно- практическое пособие / М. В. Кларин. – Москва : Дело, 2000. 10. Котлер, Ф. Маркетинг – менеджмент / Ф. Котлер. – 11-е изд. – Санкт-Петербург : Питер Ком, 2003. 11. Крылова, Г. Д. Маркетинг / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. – Москва : Магистр, 2010. 12. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и оперативный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. 13. Маслова, Т. Д. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. 14. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учебно- практическое пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк ; под общ. ред. проф. Т. Н. Парамоновой. – Москва : ФБК-ПРЕСС, 2004. 15. Парамонова, Т. Н. Информационное обеспечение маркетинга : учебное пособие / Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева. – Самара Витебск ий государственный технологическ ий университет 183 : Издательство Самарской государственной экономической академии, 2004. 16. Педагогика: теории, системы, технологии : учебник / С. А. Смирнов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – Москва : Академия, 2006. 17. Уиллер, С. Властелины каналов / С. Уиллер, Э. Хирш. – Москва : ИД «Гребенникова», 2006. 18. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. Г. Фокин. – Москва : Академия, 2002. Витебск ий государственный технологическ ий университет Учебное издание Веденин Геннадий Александрович МАРКЕТИНГ. ПРАКТИКУМ Учебное пособие Редактор Е.М. Богачёва Технический редактор Г. А. Веденин Корректор Е.М. Богачёва Компьютерная верстка Г. А. Веденин Подписано к печати _________ Формат ________. Бумага офсетная № 1 Тираж _____экз. Заказ № _____. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. листов _____. Уч.-изд. листов ____. Учреждение образования “Витебский государственный технологический университет” 210035, г. Витебск, Московский пр., 72. Отпечатано на ризографе учреждения образования “Витебский государственный технологический университет”. Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 года Витебск ий государственный технологическ ий университет |