Главная страница
Навигация по странице:

  • Игра 2. «Найди связь»

  • Индивидуальное мини-исследование «Как лучше запомнить учебный материал»

  • Составление памяток «Как запоминать прочитанное»

  • Как запоминать прочитанное (материал для составления памятки)

  • «Планирование времени»

  • «Робинзон»

  • упражнения «Ремонт в домике Винни Пуха», «График выход- ных», «Точная копия» и др.

  • Учимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия


    Скачать 149.24 Kb.
    НазваниеУчимся шевелить мозгами Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия
    Дата16.04.2022
    Размер149.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMozgi_2019_v3.docx
    ТипДокументы
    #479072
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Игра 1. «Ассоциации» Задание: представить то, с чем ассоциируется названное слово (имя, предмет, действие или явление).

    Игроки по цепочке называют слова, где каждое последующее слово — «ассоциация» к предыдущему. Когда ведущий говорит «стоп», игрок, на котором остановились, старается назвать всю цепочку слов (в обратном порядке), остальные следят, чтоб не было пропусков.

    Пример: ворона — поле — конь — ХIХ век — роман «Война и мир» — фильм «Щит и меч» — Александр Невский и т. д.

    Задание: сформулировать суть приёма «Ассоциации» и при- вести примеры эффективного применения данного способа запоминания в жизни

    97 96 Учимся шевелить мозгами

    Игра 2. «Найди связь» Задание: запомнить список, составленный из совершенно разных предметов, путём мысленного представления каждого из этих предметов. При этом продумать, как первый предмет можно ситуативно связать со вторым, второй с третьим и так далее.

    Игроки делятся на 2–4 команды. Каждая команда составляет список из 15 предметов. Затем списками обмениваются. Даётся 5–7 минут на придумывание командой связей между предме- тами. Эти связи могут иметь даже абсурдное значение, главное чтобы наша память могла на них сконцентрироваться.

    По истечении времени представители от команд по памяти воспроизводят список, называя связи между предметами.

    Пример: в списке — хлеб, молоко, электрическая лампочка, мороженое, лук, помидор.

    Картина возможных связей следующая:

    буханка хлеба плавает в миске с молоком,

    молоко наливают в разбитую электрическую лампочку,

    в патрон для электрической лампочки вкручивают стаканчик с мороженым,

    Чиполлино угощает мороженым сеньора Помидора.

    Задание: сформулировать суть приёма «Найди связь» и при- вести примеры эффективного применения данного способа в жизни.

    Индивидуальное мини-исследование «Как лучше запомнить учебный материал» Задание: провести опыты на себе и подготовить их демонстра- цию.Опыт 1. Приступая к изучению параграфа учебника, поста- раемся как можно чётче представить себе, зачем нам нужна данная информация. Если никакой побуждающей цели не на- ходится, то можно «перевоплотиться» — в учителя, в великого математика, в собеседника для человека, который очнулся по- сле длительного летаргического сна, и т. п. .

    Опыт 2. Попробуем не просто читать материал и мысленно пересказывать его, а прежде поработать с ним: сравнить его с предыдущим материалом, разделить его на части, отметить главное, понять смысл каждого слова текста, кратко законспек- тировать, составить таблицу и т. п.

    Опыт 3. Используем каждую возможность для повторения усвоенных ранее знаний. Начиная изучение нового параграфа, повторим предыдущий. Встретив в новом материале полуза- бытый термин, вернёмся и восстановим в памяти точное его значение; при выполнении упражнений или решении задач найдём в учебнике подзабытые правила и формулы и т. п.

    99 98 Учимся шевелить мозгами

    Опыт 4. Постараемся за 3 минуты сжато, чётко и вразуми- тельно пересказать своими словами смысл учебного текста. Предварительно нужно самостоятельно подобрать приёмы для эффективного выполнения задания.

    Работа в командах. Составление памяток «Как запоминать прочитанное»

    Работа в командах Составление памяток «Как запоминать прочитанное» Задание: выделить в предложенном материале алгоритм эф- фективного запоминания и перечень полезных советов. Офор- мить памятку. Презентовать свою памятку (возможно, в виде шуточной демонстрации).

    Как запоминать прочитанное (материал для составления памятки) Важный фактор в улучшении памяти — любознательность.

    Современным школьникам порой приходится запоминать довольно объёмный и сложный материал. Кроме того, успехи в учёбе напрямую связаны со способностью хорошо ориентиро- ваться в накопленной мозгом информации и воспроизводить необходимые знания в нужный момент. Что можно предпри- нять, чтобы повысить эффективность запоминания?

    Приучая себя быть наблюдательными, интересоваться тем, что происходит вокруг, мы заставляем свой ум работать, и по- том, когда мы прочтём или услышим что-то полезное, у нас само собой получится проявить интерес к этому. В свою оче- редь, интересная для нас информация легко усваивается.

    Волевая заинтересованность материалом — второй ключ к лучшему запоминанию. Если то, о чём ты читаешь, тебе инте- ресно, ты будешь сосредоточен и внимателен. Если же ум за- нят другими мыслями, ты ничего не запомнишь. Чтобы новые знания лучше усвоились, сопоставляй их с тем, что уже зна- ешь. Задай себе такие вопросы: как и в каких ситуациях я могу применить эту информацию? Как можно, используя её, помочь другим? Каждый может лично для себя подобрать способы за- интересовывать себя учебным материалом, например:

    отыскать в тексте знакомую информацию и совершенно но- вые понятия;

    разбить материал на блоки (что нужно знать в общем; что нужно конкретно запомнить; что нужно уметь применять; какие нужно выработать практические навыки);

    составить в ходе изучения опорный конспект для подготовки к контрольной, зачёту, экзамену;

    составить алгоритм применения материала;

    отобрать из текста материал для составления кроссворда;

    отобрать ключевые слова и зарифмовать их в стихотворе- ние;

    на основании материала придумать приключенческую или фантастическую историю;

    нарисовать к тексту иллюстрации;

    подготовиться объяснить изучаемый материал своему более слабому в учёбе товарищу и т. п. Третий фактор – понимание. Иногда пониманию содержания материала препятствует незнание точного значения отдельных слов. В этом случае было бы мудро воспользоваться словарём: иностранных слов, толковым, фразеологическим, словарём си- нонимов и т. д. В то же время при чтении желательно сосредо- тачиваться не на отдельных словах, а на целых фразах. В этом случае будет легче улавливать смысл, находить главные мысли и, следовательно, запоминать.

    Для эффективного запоминания материала необходима лич- ная организованность. Изучаемый материал и другие источни- ки информации, а также письменные принадлежности и бумага должны лежать рядом. Постарайся, чтобы работа проходила в приятной обстановке, без каких-либо серьёзных помех и при достаточном освещении. Выключи музыку и телевизор.

    Время, отведённое на изучение всего необходимого мате- риала, полезно разделить на несколько промежутков. Вместо того, чтобы учить без перерывов в течение двух часов, было бы лучше распределить время на интервалы от 25 до 40 минут каждый, а между ними сделать небольшую паузу. Исследова- ние показало, что такой метод повышает уровень запоминания материала.

    Определи, сколько ты хочешь выучить за установленное вре- мя. Это помогает сосредоточиться. Перед началом чтения тек- ста удели несколько минут предварительному обзору. Прочи- тай название. Просмотри подзаголовки, вопросы, выделенные

    101 100 Учимся шевелить мозгами

    места. Обрати внимание на рисунки, графики, выводы, вступи- тельный и заключительный абзацы. Бегло просмотри первые предложения каждого абзаца. Часто по ним можно проследить главную последовательность рассуждений. Постарайся обоб- щить всё это. Спроси себя: какова главная мысль текста? Что я могу почерпнуть из прочитанного? На какие важные моменты нужно обратить внимание?

    Уяснив идею прочитанного, можно приступать к записям. Эффективные записи могут ускорить понимание и запоми- нание материала. Необязательно записывать целые предло- жения, достаточно ключевых слов и фраз, которые помогут вспомнить основные мысли.

    Объём запоминаемой информации возрастает в два раза, если сразу выделить одну минуту на повторение. Поэтому сра- зу же после прочтения всего материала повтори про себя глав- ные мысли, чтобы они хорошо закрепились в уме. Подумай, как бы ты объяснил своими словами новую для себя информацию. Если после окончания чтения сразу же сделать повторение, то полученные знания останутся в уме на более долгий срок.

    Через несколько дней сделай ещё одно повторение, расска- зав кому-нибудь о том, что ты узнал, или воспроизведи на бу- маге логическую цепочку усвоенных знаний.

    VII. Способность к планированию собственной и командной работы

    Крайне важным является самостоятельная организация соб- ственной работы, направленная как на обучение и реализацию проектной деятельности, так и на повседневную жизнь.

    Существует огромное множество упражнений, направлен- ных на развитие навыков планирования у обучающихся, таких как «Планирование времени», направленное на организацию эффективной индивидуальной работы. Суть задания заключа- ется в том, что обучающемуся необходимо составить составить план дня со список дел, временем их начала и окончания. Затем в течение дня нужно отмечать реальное время начала выпол- нения и окончания. По завершении дня нужно оценить день и эффективность плана по десятибалльной шкале и провести анализ того, насколько качественно он был проведён. Подроб- но расписанное упражнение можно легко найти в интернете.

    Также упражнение можно выполнить в электронной среде, например, в электронном календаре или в таблице Excel.

    Или, например упражнение «Робинзон», подводящее уже к формированию навыков управления проектами. Суть упражне- ния заключается в том, что обучающимся, попавшим на необи- таемый остров, необходимо уплыть с острова, построив лодку из определённого материала за 100 дней. При этом необходи- мо питаться, одеваться и обеспечить себя жилищем. Игра мо- жет быть как в очной, так и заочной форме и усложняться за счёт введения доп. условий.

    103 102 Учимся шевелить мозгами

    Есть довольно большое число игр, также развивающих у де- тей и навыки планирования и проектного управления — это упражнения «Ремонт в домике Винни Пуха», «График выход- ных», «Точная копия» и др. Эти упражнения можно эффек- тивно использовать на занятиях, они направлены на освоение жёсткой (каскадной) методики управления проектами и мо- гут быть выполнены с помощью создания диаграммы Ганта в

    специализированных средах для управления проектами. При- меры таких программ — RealtimeBoard, GanttPRO или более привычные таблицы Excel или Google. Для этого нужно сделать как минимум две колонки с датой начала и длительностью ре- ализации каждой задачи; задачи выстраиваются ступенчато, одна под другой по строкам. Обычно добавляют ещё и третью колонку — с датой окончания работ.

    Освоение этой методики позволит обучающимся решать за- дачи и кейсы, в которых каждый этап находится в строгой ло- гической последовательности и зависимости от предыдущего: следующий этап не может быть завершён, пока не завершён предыдущий, так как в нём используются результаты предыду- щего этапа.

    Источник: https://lifehacker.ru/diagramma-ganta/. Диаграмма Ганта — инструмент для тех, кто не любит срывать сроки

    105 104 Учимся шевелить мозгами

    Источник: https://realtimeboard.com/. Gantt Chart | Example and Template

    Источник: https://ganttpro.com/ru/. Онлайн-диаграмма Ганта для управления проектами

    Чтобы реализовывать проект по жёсткой методике, нужно иметь чёткое техническое задание и хорошо понимать после- довательность всех шагов по реализации проекта. Методика ориентирована на предсказуемые процессы с чётко обозна- ченными целями.

    В основе лежат распознавание типовых ситуаций и приме- нение готовых методов, планирование, в котором определяют- ся этапы с объёмом работ, ресурсами, сроками и уровнем каче- ства. В случае с детскими проектами эта методика идеальна для реализации кейсов, она прививает основы технологической (и не только) дисциплины. Учит соблюдению регламентирован- ной последовательности действий, приводящей к гарантиро- ванному результату с заданными свойствами требуемого каче- ства.Однако в жизни всегда что-то происходит не так; обязатель- но выясняется, что что-то упустили, где-то нужно вернуться на предыдущий этап и делать это параллельно с текущим этапом. Тем не менее, чем чётче сформулировано техническое задание, тем меньше шансов на то, что проект не получится или уйдёт в сторону, и именно поэтому так важны упражнения на планиро- вание.

    Но что делать, если обучающиеся научились планировать и готовы браться за сложные проекты, вот только до конца неиз- вестно, какой результат они точно хотят получить и спланиро- вать весь путь не могут?

    Для этого есть гибкая методика управления проектами, ко- торая включает в себя целое семейство различных методов по управлению проектами и называется AGILE (от англ. agile – проворный). В основе AGILE лежит идея разделения проекта на несколько более маленьких, каждый из которых будет за- вершён к определённому сроку вместо длительного выполне- ния всего проекта и получения сразу всего результата.

    С чего же начать погружение в семейства гибких методик? Можно начать с доски Kanban/Scrum. Возьмите обычную до- ску или большой лист и начертите три колонки: «сделать», «в процессе», «сделано». Ещё может быть дополнена колонка «на

    проверку». На доску в соответствующий столбец прикрепля- ются стикеры с задачами, которые нужно сделать (или задачи вписываются), и дальше они двигаются по доске по мере про- гресса. Простой, но очень эффективный способ для понимания статуса работы и объёма реализованных и предстоящих задач.

    Самый популярная методика в семействе гибких методоло- гий — это SCRUM. Она объединяет в себе элементы классиче- ского процесса и гибкие подходы к управлению проектами, за счёт чего мы получаем отличное сочетание гибкости и струк- турированности.

    SCRUM-проект делится на части и позволяет в жёстко фик- сированные и небольшие по времени итерации, называемые спринтами (sprints), предоставлять заказчику работающий продукт с приоритетным и принципиальным функционалом. И для того, чтобы обучающиеся освоили этот эффективный ме- тод по управлению проектами, существует несколько игр.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта