литературное чтение. Урок В. Данько Загадочные буквы
Скачать 3.5 Mb.
|
IV. Итог урока. Рефлексия. Познавательные: уметь сравнивать жанры произведений фольклора, сами произведения и героев этих произведений. – Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились? – Для кого придумывают потешки? – Чему учат загадки? – Чему учат сказки? – Зачем сочиняли загадки? Внеурочная деятельность: пересказ русской народной сказки (по выбору). Дополнительный материал к уроку 14 Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 г., усадьба Ясная Поляна Тульской губернии – 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово (ныне станция «Лев Толстой») Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. «Радостный период детства». Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать, урождённая княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было ещё двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе «её духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1937). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «… она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство». Казанский университет. Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридический факультет, где проучился неполных два года; занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847 г., подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». Народная школа. В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал провёл полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 г. писатель издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В том же году в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведён обыск (искали тайную типографию). Уход и смерть. Годы перелома круто изменили личную биографию писателя: они обернулись разрывом с социальной средой, а затем произошёл и семейный разлад (провозглашённый Толстым отказ от владения частной собственностью вызвал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути он заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрёл уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) в начале своей карьеры получил юридическое образование в Московском государственном университете. Чуть позже стал работать по приглашению в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте. В Смольном институте он провёл несколько реформ. Работал за границей. Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х гг. ХХ века и на дальнейшее ее развитие. Созданные им учебные книги «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) предназначались не только для школы, но и для семьи. Для этих книг Ушинский щедро отбирал сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературную прозу и поэзию. К. Д. Ушинский – великий русский педагог. Урок 15. А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Ласточка примчалась …», «Весна» Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе. Тип урока: «открытие» новых знаний. Планируемые результаты образования: Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения. Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной*. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий. Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, постеры и фотографии о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского. Сценарий урока I. Актуализация знаний, постановка цели урока. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текстаучебника. Отгадайте загадку: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной.) – Перечислите весенние месяцы. – Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.) – Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника. – Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел? II. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. – Прочтите чистоговорку: Та-та-та – у нас дома чистота. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. Тё-тё-тё – отложили мы шитьё. То-то-то – стали мы играть в лото. Ать-ать-ать – мы идем гулять. Ат-ат-ат – берем с собой самокат. 2. Отработка навыков чтения. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. – Прочтите целыми словами: Утром, присев на зелёном пригорке, Учат сороки скороговорки: 3. Чтение диалога автора с учениками. Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись). Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» . – Какое настроение передает музыкальное произведение? – Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»? Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый… Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны. 4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка». Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника. – Какие признаки наступления весны вы знаете? – Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева. – Объясните значение слов: Сени – прихожая в избе. Краше – красивее. Милей – больше всего нравится. – Какое настроение передаёт автор? – Нравится ли весна поэту? – Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? – С какой просьбой обращается автор к ласточке? – Прочтите стихотворение выразительно. Физкультминутка Собирайтесь быстро, братцы, В чёт и нечет посчитаться. Вот Январь, а вот Февраль – Выгнать их из круга жаль. Братец Март и ты, Апрель, Заиграйте-ка в свирель. Братцу Маю да Июню – Спеть овсяночкой-певуньей, А Июлю, Августу – Растить зерна трав густых, Чтобы ждали мы не зря Сентября и Октября. Ноябрю – повеять вьюгой, Декабрю – уйти из круга. Л. Дружинина III. Продолжение изучения нового материала. 1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам. – Прочтите фамилию автора. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: при-мча-лась – примчалась хмурь-ся – хмурься – Объясните значение этих слов. – Прочтите стихотворение самостоятельно. – Какое настроение передает это стихотворение? – О ком оно? – Откуда прилетела ласточка? – Найдите и прочтите песенку ласточки. – Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки? 2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна». Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников. Учитель выразительно читает стихотворение «Весна». – О каком растении рассказал поэт? – Как автор называет этот цветок? – Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? – Объясните значение выражения. Сквозистый снежок – рыхлый снег. – Прочтите выразительно стихотворение «Весна». – Чем отличается стихотворение от сказки? 3. Игры Деда Буквоеда. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Игра «Песочные часы». – Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова. IV. Итог урока. Рефлексия. – Как называется третий раздел учебника? – Стихотворения каких авторов вы прочитали? – Какое стихотворение понравилось больше? Почему? – Прочтите пословицу и объясните её значение: • Весна да осень – на дню погод восемь. Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 15 В дошкольные годы ребёнок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Ещё при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой …», 1877) – о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) – о том, как внук упросил бабушку послать его в школу. В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилёт ласточек предвещает радостный приход тёплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилёт ласточки и приход весны оживили надежду – может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья. Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна – милей: …Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858). Этой темы поэт коснулся ещё раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлёте на юг птица обещает вернуться: …Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей… Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстаёт сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Всё реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856): Золото, золото падает с неба! Дети кричат и бегут за дождём… Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда. Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась …» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилётом птиц лишь неотвратимую смену времен года: Будь хоть снег, хоть дождик – Всё весною пахнет! Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребёнка в здоровом отношении к миру. Урок 16. Т. БелозЁров «Подснежник». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей» Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. Личностные:умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись). Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра. |