Главная страница
Навигация по странице:

  • Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие XX в., да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого

  • Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в

  • Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают

  • Головой качают. Продолжение работы по теме урокаПрочитайте в учебнике на с. 72, кто написал стихотворение «Черемуха». (С. Есенин.)

  • Дрожжин.)

  • Рефлексия Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.Что вас огорчилоЧто порадовалоПодведение итогов урока

  • Домашнее задание Выучить наизусть понравившееся стихотворение (или подго­товить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему. Урок 31.

  • Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников (

  • {И. Суриков.)

  • (лето).

  • Материал для учителя Николай Порфирьевич Греков

  • Материал для учителя Исаак Ильич Левитан

  • Продолжение работы по теме урока

  • Урок Вводный Цели


    Скачать 302.73 Kb.
    НазваниеУрок Вводный Цели
    Дата04.05.2023
    Размер302.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkonspekty_urokov_1klass_literaturnoe_chtenie.docx
    ТипУрок
    #1108015
    страница13 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для Грабаря-художника характерны н основном два живописных жанра — пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

    Свои силы как пейзажист И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х гг., когда им была написана картина «Крыша со снегом». Это по­лотно открыло одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря — тему русской зимы и русских снегов.

    Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие XX в., да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к «объективной правде в живописи»; ставил перед собой как учебную задачу «передать натуру до полной ил­люзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью».

    Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903-1908 гг. Осо­бенно успешным для художника оказался 1904 г., когда им были напи­саны картины «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь». Именно эти пейзажи прежде всего и привлекали внимание зрите­лей на выставке Союза русских художников в 1904 г. Полотна И. Грабаря критика называла «едва ли не лучшими на выставке», ибо редко у кого встречается такая, «как у него, передача натуры». А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

    Расскажите, что вы видите на картине. Почему она так на­зывается?

    Художник был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его вос­хищение Россией после долгой разлуки (несколько лет он был за границей) выразилось в картинах «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

    Физкультминутка

    Наши алые цветки Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки Закрывают лепестки,

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Продолжение работы по теме урока

    Прочитайте в учебнике на с. 72, кто написал стихотворение «Черемуха». (С. Есенин.)

    Мы прочитаем только отрывок из этого стихотворения. Прочитайте его самостоятельно.

    С чем сравнивает поэт ветви черемухи?

    Выполним задание 2 в учебнике на с. 72.

    (Ученики читают задание и выполняют его.)

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    Кто автор следующего стихотворения, которое мы сегодня прочитаем? (С. Дрожжин.)

    (Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.Д. Дрожжина.)

    Материал для учителя

    Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848— 1930) — русский поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часо­слова. В 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Дрожжин с благодарностью воскресит в стихотворении «В шко­ле у дьячка» (1905). На этом образование Спиридона было закончено - в 12 лет он был отправлен родителями из родного села в Тверской гу­бернии в Петербург, «в люди». Работая половым в трактире «Кавказ», Дрожжин пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

    Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках зара­ботков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), он работал лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т. п.

    С 16 лет стал пробовать сочинять стихи. Первую попытку опублико­вать свои произведения Дрожжин сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют Спиридона Дмитриевича состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца».

    Постепенно поэт знакомился с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, ста­ли покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок пи­сателей из народа): «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское бо­гатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.

    В 1892 г. в книжном магазине А.С. Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с JI. Толстым и вызвал у него интерес.

    Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание выдающегося австрийского поэта P.M. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина поль­зовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

    28 сентября 1928 г. Дрожжин встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту — с удивлением перед его неиссякаемым творчеством — С.Д. Дрожжину. М. Горький».

    В последние годы жизни Дрожжин работает над сборниками «Песни» (1928) «Пути-дороги» (1929), «Песни крестьянина» (1929, последняя при­жизненная книга поэта), готовит к печати полное собрание сочинений в 4 томах, доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

    Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области. Здесь был открыт мемориальный музей поэта.

    Прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...».

    О чем это стихотворение?

    Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    Самостоятельно перечитайте все три стихотворения, кото­рые мы изучали сегодня на уроке, и сравните их.

    Рефлексия

    Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

    Что вас огорчило?

    Что порадовало?

    Подведение итогов урока

    Как называется новый раздел?

    Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?

    Какое из них вам понравилось больше других?

    С репродукцией какой картины познакомились? Кто ее написал?

    Домашнее задание

    Выучить наизусть понравившееся стихотворение (или подго­товить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему.

    Урок 31. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников (продолжение)

    Цели: познакомить со стихотворениями И. Сурикова «Лето», Н. Грекова «Летом»; с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина; обучать плавному, выразительному чте­нию целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мыш­ление, воображение.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с вы­ражением лирические произведения, выделяя голосом важные

    мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; расска­зывать о художниках и их картинах, видеть красоту, передаваемую художниками.

    Оборудование: выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, выставка портретов поэтов и ху­дожников (по возможности) по теме урока.

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    (Чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Черемуха», А. Плещеева «Весна», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...», выставка иллюстраций.)

    Речевая разминка

    Прочитайте пословицы.

    Лето работает на зиму, а зима — на лето.

    Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь.

    Летом всякий кустик ночевать пустит.

    Худое лето, коли сена нету.

    Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

    Дважды лета в году не бывает.

    (Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.)

    Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?

    Актуализация знаний. Постановка целей урока

    Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Угадайте его название. {«Летом».)

    Мелькают крылья ласточки На солнце серебром;

    Луга цветами убраны,

    Леса шумят кругом.

    Как солнцу рады ласточки,

    Как высоко взвились!

    Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

    Поля кругом раскинулись, —

    Конца им не видать.

    Рожь поднялась, волнуется, —

    Простор и благодать!

    И. Белоусов

    Как вы догадались, что речь идет о лете?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями дру­гих поэтов и художников.

    Работа по теме урока

    Откройте учебник на с. 73. Прочитайте, кто автор стихотво­рения «Лето». {И. Суриков.)

    (Краткое знакомство с жизнью и творчеством И.З. Сурикова.)

    Материал для учителя

    Иван Захарович Суриков (1841—1880) — русский поэт. Родился в глу­хой деревушке Ярославской губернии в семье крестьянина. Отец был кре­постным графа Шереметева, жил в Москве на оброке (помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги). Восьми лет мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в тор­говле, урывками учился грамоте. В конце 1850-х гг. под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков начал складывать свои стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздраже­ние; над юношей смеялись. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжелой; однажды он едва не утопился. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его печатали уже не только ма­лоизвестные журналы, но и такие, как «Вестник Европы», «Дело».

    Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их ос­новная тема — тяжелое положение народа. Суриков — настоящий лирик, о чем свидетельствуют следующие строки:

    Мне доставались нелегко Моей души больные звуки,

    Страдал я сердцем глубоко,

    Когда слагалась песня муки.

    Я в песне жил не головой,

    А жил скорбящею душою, —

    И оттого мой стон больной Звучит тяжелою тоскою.

    Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а не­которые из них стали популярными народными песнями («Рябинка», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писали музыку П. Чайковский и Ц. Кюн. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Су­риков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер Иван Захарович от чахотки в возрасте 39 лет.

    (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 75.)

    Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето».

    Докажите строчками стихотворения, что оно посвящено именно этому времени года.

    Приготовьтесь читать выразительно своим одноклассни­кам. Передайте настроение поэта.

    (Выразительное чтение стихотворения.)

    (У детей на партах карточки с текстом загадки.)

    Я соткано из зноя,

    Несу тепло с собою,

    Я реки согреваю,

    «Купайтесь!» — приглашаю.

    И любите за это Вы все меня.

    Я —... (лето).

    Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.

    Прочитайте в учебнике на с. 74 фамилию поэта. (Н.. Греков.)

    (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Грекова.)

    Материал для учителя

    Николай Порфирьевич Греков (1810-1866) — русский поэт-перевод­чик. Переводил с английского, французского, немецкого и испанского языков. Из переводов его особо примечательны две драмы Кальдерона: «Ересь в Англии» и «Жизнь есть сон»; первая часть «Фауста» Гете (М., 1843; СПб., 1859); «Ромео и Джульетта» Шекспира (СПб., 1862); драма Жирардена «Пытка женщины»; поэма Альфреда де Мюссе «Ролла» (М., 1864); стихотворения Гейне (М., 1863) и пр. Переводы Грекова отличают­ся хорошим стихом и довольно близки к подлинникам. Он и сам не был лишен поэтического таланта; стихотворения его, появлявшиеся в журна­лах в 1830—1850 гг. — большей частью впечатления, навеянные картина­ми природы. Отдельно изданы: «Стихотворения» (М., 1866) и «Рассказы иочерки»(М., 1865).

    Прочитаем стихотворение Н. Грекова «Летом».

    (Чтение стихотворения учителем.)

    Какие слова и выражения были непонятны?

    Какое настроение у вас создало чтение стихотворения?

    Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о лете.

    Прочитайте его выразительно.

    (Выразительное чтение стихотворения.)

    Рассмотрите репродукции картин, помещенные в учебнике на развороте с. 74—75. Кто их автор?

    Какие работы знаменитых художников вы знаете?

    Материал для учителя

    Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — живописец-пейзажист. Родился на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье.

    Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье были еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возмож­ность выйти в люди.

    — Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Уголок застывшего сада».

    Материал для учителя

    Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из даровитейших рус­ских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Ро­дился в Елабуге (Вятской губ.) в купеческой семье. В 1832 г., двенадцати лет от роду, был определен в ученики Первой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образо­вание Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Во­робьева.

    Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове Ва­лааме. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях.

    В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей и, нако­нец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя вместе с этой последней наградой право на по­ездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бено и Фран­ца Адамов, пользовавшихся большой популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считав­шегося тогда одним из лучших анималистов, писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин поехал на экскурсию в Женеву с целью ознакомить­ся с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях города Дюссельдорфа» — картину, которая помогла художнику получить звание академика.

    Расскажите, что вы видите на картине. Что хотел показать нам художник?

    (Беседа по картине.)

    Физкультминутка

    Солнце глянуло в кроватку...

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Все мы делаем зарядку,

    Надо нам присесть и встать.

    Руки развести пошире,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Наклониться — три, четыре,

    И на месте поскакать.

    На носок, потом на пятку.

    Все мы делаем зарядку.

    Продолжение работы по теме урока

    После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению сы­новей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества.

    Годы обучения в училище были для Исаака временем тяжких и му­чительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи при­знанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представ­лять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 г. в семье Левитанов умерла мать, вслед за ней два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но все-таки уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал свое слово в искусстве пейзажа. Его склонность к изобра­жению природы и страстная любовь к ней проявились уже вскоре после поступления в училище.

    По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Савра­сов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у ко­торого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способно­сти, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, денежные пособия, кисти, краски, а на чет­вертом году обучения рекомендовали для получения стипендии гене­рал-губернатора князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

    Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родствен­ники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта