Главная страница
Навигация по странице:

  • | Пути возвышения орава

  • Кистяковскин Б.Д. Социальные науки и право

  • У. КИСТЯКОВСКНЙ У. КИСТЯКОВСКНЙ

  • Цвет

  • Кип (японский Б.Д. Социальные науки и право

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница15 из 24
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24

    Е.Д. КИСТШШИЙ


    книга, как «Обычное право» Пухты. С нею самым тес­ным образом связано развитие новой юридической школы германистов, разрабатывающих и отстаивающих германские институты права в противоположность римскому праву. Один из последователей этой школы, Безелер, в своей замечательной книге «Народное право и право юристов» оттенил значение народного право­сознания еще больше, чем это сделал Пухта в своем «Обычном праве».

    Ничего аналогичного в развитии нашей интеллиген­ции нельзя указать. У нас при всех университетах со­зданы юридические факультеты; некоторые из них су­ществуют более ста лет; есть у нас и полдесятка специ­альных юридических высших учебных заведений. Все это составит на всю Россию около полутораста юриди­ческих кафедр. Но ни один из представителей этих кафедр не дал не только книги, но даже правового этю­да, который имел бы широкое общественное значение и повлиял бы на правосознание нашей интеллигенции. В нашей юридической литературе нельзя указать даже ни одной статейки, которая выдвинула бы впервые хотя бы такую, по существу неглубокую, но все-таки верную и боевую правовую идею, как Иеринговская «Борьба за право». Ни Чичерин, ни Соловьев не создали чего-либо значительного в области правовых идей. Да и то, хоро­шее, что они дали, оказалось почти бесплодным: их вли­яние на нашу интеллигенцию было ничтожно; менее всего нашли в ней отзвук именно их правовые идеи. В последнее время у нас выдвинуты идея возрождения естественного права и идея о праве, как психическом явлении, обладающем большою воспитательною и орга­низующей силой. В нашу научную литературу эти идеи внесли значительное оживление, но говорить о значе­нии их для нашего общественного развития пока преж­девременно. Однако ничто до сих пор не дает основа­ния предположить, что они будут иметь широкое обще­ственное значение. В самом деле, где у этих идей тот внешний облик, та определенная формула, которые обыкновенно придают идеям эластичность и помогают их распространению? Где та книга, которая была бы 504 способна пробудить при посредстве этих идей право-

    сознание нашей интеллигенции? Где наш «Дух законов», наш «Общественный договор»?

    Нам могут сказать, что русский народ вступил чересчур поздно на исторически путь, что нам незачем самостоятельно вырабатывать идеи свободы и прав личности, правового порядка, конституционного госу­дарства, что все эти идеи давно высказаны, развиты в деталях, воплощены, и потому нам остается только их заимствовать. Если бы это было даже так, то и тогда мы должны были бы все-таки пережить эти идеи; недо­статочно заимствовать их, надо в известный момент жизни быть всецело охваченными ими; как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для пере­живающего ее впервые всегда нова; она совершает творческую работу в его сознании, ассимилируясь и претворяясь с другими элементами его; она возбужда­ет его волю к активности, к действию; между тем пра­восознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства, и они не пережиты вполне нашей интел­лигенцией. Но это и по существу не так. Нет единых и дних и тех же идей свободы личности, правового строя, онституционного государства, одинаковых для всех ародов и времен, как нет капитализма или другой озяйственной или общественной организации, одина-овой во всех странах. Все правовые идеи в сознании аждого отдельного народа получают своеобразную краску и свой собственный оттенок.

    Притупленность правосознания русской интелли­генции и отсутствие интереса к правовым идеям явля­ются результатом застарелого зла — отсутствия како­го бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа. По поводу этого Герцен еще в начале пятидесятых годов прошлого века писал: «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над наро­дом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научи­ла его ненавидеть и другую; он подчиняется им, как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где 505

    6.Д. KUCMDBCKHl

    ш кисшовша


    это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Дав такую безотрадную характеристику нашей правовой неорганизованности, сам Герцен, однако, как настоящий русский интелли­гент, прибавляет: «Это тяжело и печально сейчас, но для будущего это — огромное преимущество. Ибо это показывает, что в России позади видимого государства не стоит его идеал, государство невидимое, апофеоз существующего порядка вещей».

    Итак, Герцен предполагает, что в этом коренном недостатке русской общественной жизни заключает­ся известное преимущество. Мысль эта принадлежа­ла не лично ему, а всему кружку людей сороковых годов и, главным образом, славянофильской группе их. В слабости внешних правовых форм и даже в полном отсутствии внешнего правопорядка в русской обще­ственной жизни они усматривали положительную, а не отрицательную сторону. Так, Константин Аксаков утверждал, что в то время, как «западное человече­ство» двинулось «путем внешней правды, путем госу­дарства», русский народ пошел путем «внутренней правды». Поэтому отношения между народом и Госу­дарем в России, особенно до-Петровской, основыва­лись на взаимном доверии и на обоюдном искреннем желании пользы. «Однако, — предполагал он, — нам скажут: или народ или власть могут изменить друг другу. Гарантия нужна!» — и на это он отвечал: «Га­рантия не нужна! Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра; пусть лучше разрушится жизнь, в ко­торой нет добра, чем стоять с помощью зла». Это от­рицание необходимости правовых гарантий и даже признание их злом побудило поэта-юмориста Б.Н. Ал-мазова вложить в уста К.С. Аксакова стихотворение, которое начинается следующими стихами: «По при­чинам органическим мы совсем не снабжены здра­вым смыслом юридическим, сим исчадием сатаны. Широка натура русская, нашей правды идеал, не вле­зает в формы узкие юридических начал» и т. д. В этом стихотворении в несколько утрированной форме, но по существу верно, излагались взгляды К.С. Аксаков.) DUO и славянофилов.

    Было бы ошибочно думать, что игнорирование значения правовых принципов для общественной :изни было особенностью славянофилов. У славяно-(илов оно выражалось только в более резкой форме, эпигонами их было доводимо до крайности. Стояв­ший в стороне от славянофилов К.Н. Леонтьев утвер­ждал, что «русский человек скорее может быть свя-рым, чем честным» и чуть не прославлял наших со­отечественников за то, что им чужда «вексельная честность» западноевропейского буржуа. Наконец, мы знаем, что и Герцен видел некоторое наше пре­имущество в том, что у нас нет прочного правопо­рядка. И надо признать общим свойством всей нашей интеллигенции непонимание значения правовых норм для общественной жизни...

    Основу прочного правопорядка составляет свобо­да личности и ее неприкосновенность. Казалось бы, у русской интеллигенции было достаточно мотивов про­являть интерес именно к личным правам. Искони у нас было признано, что все общественное развитие зави­сит от того, какое положение занимает личность. По­этому даже смена общественных направлений у нас характеризуется заменой одной формулы, касающей­ся личности, другой. Одна за другой у нас выдвигались формулы: критически мыслящей, сознательной всесто­ронне развитой, самосовершенствующейся, этической, религиозной и революционной личности. Были и про­тивоположные течения, стремившиеся потопить лич­ность в общественных интересах, объявлявшие лич­ность quantite negligable и отстаивавшие соборную личность. Наконец, в последнее время ницшеанство, игтирнерианство и анархизм выдвинули новые лозун­ги самодовлеющей личности, эгоистической личности И сверхличности. Трудно найти более разностороннюю и богатую разработку идеала личности, и можно было бы думать, что по крайней мере она является исчерпы­вающей. Но именно тут мы констатируем величайший Пробел: наш индивидуализм всегда был неполным и частичным, так как наше общественное сознание ни­когда не выдвигало идеала правовой личности. Обе цтороны этого идеала — личности, дисциплинирован- ц

    и. шшвскнй

    У. КйШШШН


    ной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции.

    Целый ряд фактов не оставляет относительно этого никакого сомнения. Духовные вожди русской интеллигенции неоднократно или совершенно иг­норировали правовые интересы личности, или выка­зывали к ним даже прямую враждебность. Так, один из самых выдающихся наших юристов-мыслителей К.Д. Кавелин уделил очень много внимания вопросу о личности вообще: в своей статье «Взгляд на юриди­ческий быт древней Руси», появившейся в «Совре­меннике» еще в 1847 г., он первый отметил, что в истории русских правовых институтов личность зас­лонялась семьей, общиной, государством и не полу­чила своего правового определения; затем с конца шестидесятых годов он занялся вопросами психоло­гии и этики именно потому, что надеялся найти н теоретическом выяснении соотношения между лич­ностью и обществом средство к правильному решс нию всех наболевших у нас общественных вопросом, Но это не помешало ему в решительный момент | начале шестидесятых годов, когда впервые был под­нят вопрос о завершении реформ Александра II, проявить невероятное равнодушие к гарантиям лич­ных прав. В 1862 г. в своей брошюре, изданной aim» нимно в Берлине, и особенно, в переписке, которую он вел тогда с Герценом, он беспощадно критиконпл конституционные проекты, которые выдвигались и ти время дворянскими собраниями; он считал, что ни родное представительство будет состоять у нас: цЛ дворян и, следовательно, приведет к господству дин» рянства. Отвергая во имя своих демократичес мц стремлений конституционное государство, он жшм| рировал, однако, его правовое значение. Для К.Д 11 велина, поскольку он высказался в этой переписке как бы не существует бесспорная с нашей точм зрения истина, что свобода и неприкосновенно! и личности осуществимы только в конституционно^ государстве, так как вообще идея борьбы за и рани ОиО личности была ему тогда совершенно чужда [.,.J.l

    | Пути возвышения орава

    [основные элементы нового порядка издания законов должны бы приводить к росту в сознании русского правительства и общества значения и силы закона, а вместе с тем и права как нормы]

    Кистяковскин Б.Д. Социальные науки и право

    [...] В наше время право должно было бы занять особенно высокое и почетное положение в русской общественной и духовной жизни. Можно было наде­яться, что недавно созданные у нас новые органы за­конодательной власти, благодаря своим полномочиям и составу, возвысят и незыблемо утвердят авторитет закона, как в глазах представителей правительства, так и в сознании русских граждан. Вместе с призывом к жизни Государственной Думы и обновлением Государ­ственного Совета у нас установлен законодательный принцип, по которому «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы» (Осн. Зак., ст. 86), а это впер­вые проводит, наконец, в нашем правопорядке точную Н оолее или менее прочную грань между законом, с одной стороны, и правительственными указами и ад­министративными распоряжениями, с другой. В то же ц| к'мя в наше законодательство введен и принцип вер-■рвенства закона, так как указы теперь издаются «в ■ответствии с законами» (там же, ст. 11).

    Как бы кто ни относился к отдельным сторонам Ьцего нового порядка издания законов, всякий дол-i согласиться, что в сравнении с прежним поряд­им он должен был бы увеличить авторитет закона. ■ м ю до известной степени признать возвышенность 111 [деала единоличного законодателя, который был |Длн прошлым и который рисовал себе монарха, »М01ущего и неограниченного, стоящего выше всех П'ных и личных интересов, но в то же время хорошо сломленного и знающего все истинные нужды сво­па рода, а потому законодательствующего вполне Аодно и только в интересах общего блага. У нас эту Ну фения можно было искренно и убежденно от- JJ|)

    У. КИСТЯКОВСКНЙ

    У. КИСТЯКОВСКНЙ


    стаивать еще в сороковых годах прошлого столетия; часть лучших людей этой эпохи, славянофилы-идеали­сты более точно формулировали и энергично отстаи­вали этот идеал. Но теперь никто более не может со­мневаться в том, что этот идеал неосуществим, ибо при современной сложности жизни одно лицо не может быть осведомлено о всех нуждах народа. Последние искренние защитники идеала прошлого должны были в конце концов с горечью признавать, что при старом порядке законы подготовлялись в тайных закоулках канцелярий и, в лучшем случае, разрабатывались са­новниками, опытными в делах управления, но незна­комыми с народной жизнью.

    Правда, и новый порядок издания у нас законов никто не считает идеальным, хотя различные лица и общественные группы недовольны им в силу прямо противоположных друг другу причин. Но все-таки этот новый порядок лучше старого. Если наше народное представительство не удовлетворяет идеалу тех, кото­рые требуют, чтобы всякое народное представитель­ство по своему составу точно отражало относительную силу существующих в самом народе течений и направ­лений, то оно все-таки дает возможность представите­лям различных направлений высказываться перед страной и оказывать моральное воздействие в пользу защищаемых ими взглядов. К тому же решающее зна­чение для нашего правопорядка имеет самое создание у нас народного представительства, наделенного зако­нодательными полномочиями; оно означает принципи­альное признание у нас правового начала, по которо му наше действующее право должно постоянно согла-1 соваться с народным правосознанием.

    Итак, основные элементы нашего нового порядки издания законов должны были бы, казалось, приводюj, к росту в русской жизни, т. е. прежде всего в сознании русского правительства и общества, значения и силы закона, а вместе с тем и права, как нормы. Но ни дли кого теперь не составляет тайны несомненное падо> ние у нас авторитета закона и права за последней десятилетие. Как бы ни поражало это явление своею I 310 неожиданностью, перед нами бесспорный факт. В м< >

    ральном отношении право и закон теперь еще в мень­шей мере, чем прежде, рисуются в представлении наших правящих кругов и значительной части нашего общества в виде нормы, стоящей над всеми личными, частными и групповыми интересами. Напротив, они рассматриваются в последнее время у нас исключи­тельно, как предписания, направленные в интересах той или иной группы населения. Конечно, нельзя от­рицать существования и таких законов, которыми иног­да даже преднамеренно оказывается покровительство интересам экономически более сильной части населе­ния в ущерб экономически более слабой его части. Далее, вследствие чрезвычайной сложности и запутан­ности современных социальных отношений, с одной стороны, и теоретической неразработанности научных принципов законодательной политики и законодатель­ной техники, с другой, новые законы часто оказывают­ся очень неудачно формулированными, а потому при применении их толкуют во многих случаях в угоду более сильным и в ущерб более слабым. Но делать из этого вывод, что законы не могут быть издаваемы иначе, как

    • угоду интересам господствующей части населения,
    или что они даже обязательно должны покровитель­
    ствовать тем или иным групповым интересам, это зна­
    чит извращать понятия. В идее всякий закон должен
    господствовать над всеми частными, личными и груп­
    повыми интересами, и если это не всегда осуществля­
    ется в действительности, а иногда и трудно достижи­
    мо, то все-таки свой моральный авторитет закон чер-
    Цвет в этом присущем ему свойстве [...].

    | Причина и цель в праве

    [для решения задачи исследования права, как реального явления, надо исследовать не только цель, но и причину в нраве]

    Кип (японский Б.Д. Социальные науки и право

    I ['.,.] Право надо изучать не только, как систему

    • I'M и понятий, но и как реальное явление. Эта на-

    III 1я задача была впервые выдвинута в первом томе 31

    ' '


    U. КШОВСКНЙ

    u штяшский


    сочинения Р. Иеринга «Цель в праве», со времени по­явления которого еще не протекло и сорока лет. Взяв­шись за такую задачу, Р. Иеринг естественно должен был уделить значительную часть своего труда различ­ным психологическим, социально-научным и эконо­мическим исследованиям. Но главное место в этом труде занимает его основная мысль, выраженная в самом заглавии и направляющая весь ход произве­денного в нем исследования: право есть явление те­леологического порядка, его сущность определяется его целью.

    Однако едва этот тезис был выдвинут, как ему был противопоставлен и антитезис. У нас С.А. Муромцев, а в Германии Э. Цительман, спустя лишь год после появления труда Р. Иеринга, одновременно и каж­дый по-своему развил взгляд на право, как явление естественного порядка, сущность которого обуслов­ливается определяющими его и действующими в нем причинами.

    Итак, задача исследовать право, как реальное яв­ление, сразу же получила разностороннюю постанов­ку: надо исследовать не только цель, но и причину и праве. Однако эта разносторонняя постановка был<1 дана различными учеными, выступившими со своими идеями в различных странах, отчасти независимо друг от друга, отчасти же в силу чисто диалектическом • процесса зависимости, приводящей к противопостан лению уже высказанной идеи прямо противоположной ей. Этого одного было бы достаточно для того, чтобы поставленная научная задача не получила должно" научной разработки. Но более всего помешало прм вильной научной разработке этой задачи методологи ческое несовершенство самой постановки ее.

    Если мы прежде всего обратимся к вопросу on исследовании права, как явления, обусловленного ич вестными причинами, то мы уже с самого начала дол жны будем устранить взгляды Э. Цительмана, выспи занные по этому поводу, ввиду их полной научмоЦ несостоятельности. Тот отдел одной из глав сочинении Э. Цительмана «Ошибка и правовая сделка», который 512 посвящен «юридической каузальности», основан, ни

    результатом, как отношение Г. " Вызываемьш ею
    ствием. Правда, оZZ"ZSSSST^ " А6Й"
    Дическую причинность с естествен^" ЭТУ ЮрИ"

    а только устлнЯп»„»ап естественной причинностью,

    случае из виду ковенно? ™, Ш У*^™™ «-ом

    Гораздо ближе к истине fiu» т™
    изучении права как явления об^оГГ^ В°ПР°С °б
    ми, С.А. Муромцевым в ег^сочСн^оТпе^™"
    и основное разделение поавТ» r <<0пРеАеление

    отношении особенно llZTe^eZ^^4^^

    случаетообстоятельство^тГсА мТп Т В ЭТ°М но противопоставил чисто™^омЧев безуслов­на юридической догматике ОлГеСК°е ИЗуЧеНИ6 научного изучения пп^ГТ °Анако задачей чисто

    "Ричинных сГоГо^Тил^^ГнГвГ^0^11116
    иикновению и развитию пра^а а2 о^Т*™™ * В°3"
    существо права. Таким об^^^^Вливаюл^
    существе права вопросом о его пво^ В°ПР°С °

    Удивительно поэтому, что в конпЛСХОЖДеЮШ- Не"
    Кепонятой и его в основрL Ц конЧ°в осталась

    Рическая uJ^ZZlZZl^поГе^ МеТ°А°-fазграничение между наукой о пп!?™ СТаðе Апгматикой, являющейся 1ишЬПпикГ ' Юридической искусством Виноваты ™ пРиклаДным знанием и
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24


    написать администратору сайта