Главная страница
Навигация по странице:

  • Нетражицкий AJ . Теория государства и права в связи с теорией нравственности

  • ОЕТРШЦМЙ ти обязанностей, их объема Ги ат ™ствуюшей быть оказанноГн™ РаЗМера АОЛЖен - I

  • Л.И. ШРШЦКИЙ Н. ПЕТРДЖИЦКИЙ

  • 15 Хрестоматия. Радько Т. H .

  • ЯД. ПЕТРАЖНЦКНЙ

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница13 из 24
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    | Унификационная тенденция права

    [стремление права к достижению тождества содержания правовых мнений противостоящих сторон]

    Нетражицкий AJ. Теория государства и права в связи с теорией нравственности

    Нравственные и правовые нормы и обязанности представляют, как видно из установленного выше пси­хологического определения природы нравственности и права, не ничто существующее реально и объектив­но вид психики индивидов, утверждающих или отри­цающих их существование, и независимо от них, а отражения и выражения (проекции) субъективных психических состояний этих индивидов; обязанности и нормы, существующие или «несомненно» существу­ющая, по мнению одних, могут не существовать или иметь иное содержание, по мнению других, и какая-либо объективная проверка, напр., путем осмотра того, кому приписывается обязанность, для проверки суще­ствования или отсутствия этой обязанности не может иметь места. Дело идет именно о мнениях этих инди-кидов, а не об объективно существующих предметах, и эти мнения могут быть различны.

    В области нравственности возможны и часто бы­вают несогласия такого рода не заключающие в себе Чего-либо вредного и опасного. Нравственная психи-i.i, как видно из изложенного выше, вследствие своей Чисто императивной, беспритязательной природы, есть . ._ Мирная психика, не склонная ни к насильственному ""3

    HBL___ Д.». ПЕТРАЩЩ

    добыванию не предоставляемого добровольно, ни к кровавым и иным возмездиям по поводу нарушений долга; так что, если, которым другие приписывают такие или иные нравственные обязанности, держатся относительно этого иных мнений, то это не влечет за собою опасных конфликтов и разрушительных послед­ствий.

    Иное положение дела в области правовой психи­ки, которой, как выяснено выше, свойственны вслед­ствие атрибутивной, притязательной природы тенден­ции к насильственному добыванию причитающегося и к одиозно-репрессивным действиям в случаях наруше­ния. Если одни приписывают другим правовые обязан­ности, а себе соответственный права, а эти другие не признают существования этих обязанностей — прав, вообще или в утверждаемом другими сторонами обе­им, то это представляет благоприятную психическую почву для возникновения опасных споров и конфлик­тов, ожесточения, насилий, кровопролитий, подчас взаимоистреблений целых групп людей.

    В атрибутивном характере правовой психики, при индивидуальном или массовом несовпадении соответ­ственных мнений и убеждений, кроется опасное взрыв­чатое вещество, психически источник разрушения, злобы и мести; и, несомненно, многие миллионы лю­дей на земле потерпели смерть, и массы человеческих союзов были разрушены и истреблены вследствие несовпадения мнений относительно существования и объема взаимных обязанностей и прав.

    С этим, на почве социально-культурного приспо­собления связана и этим объясняется тенденция при ва к такому развитию и приспособлению, которое ни правлено на приведение к единству, к тождеству и совпадению правовых мнений между сторонами, во обще на достижение по возможности единых, совпади- I ющих по содержанию для обеих сторон, исключающи к или устраняющих разногласия, решений относитель но обязанностей — прав.

    Эта тенденция, чуждая нравственности, оставляю

    щей обильную почву и большой простор для индивиду

    •МБ ально-разнообразных мнений относительно наличн< ><

    ОЕТРШЦМЙ

    ти обязанностей, их объема Гиат

    ствуюшей быть оказанноГн™'' РаЗМера АОЛЖен-

    I и т. д., может быть£S££2££2££2£

    0НН°УниГ 0бЪете-ной тендНеан3циаеНГНИфИКаЦИ-

    Унификационная тенденция йшГйя ™„ разных формах и направлениях так Г1РЛЯеТСЯ В занным общим законом развития IHaPW C ука" права можно установить пеГй * пРисп°собления специальных LoZ^^^ ^^^х

    i»c££SS££S£?£ Гобщей харак-

    объяснения явлений пГаХой™™60^10 И ** слеДуЮщИе специадь^^^Г "°**° #**"

    Двух правовых cCSS!^*"*1 занностей - правРИли ^^"£££™ об*-обеих сторон, решение BOSHem^SSKS *" гласии, требуется прежде всего выГа^т" и пп Н°" ние единых общих правил, единоТшГб? * Т™' норм, из которых до^кны выво1™ябко™р ЩИХ =и\

    ^^^

    определено выше, состоит ^том "ГзлГсГ0 '^
    относительно того что кмпи» А сь мнения

    представляютТиндиЗуа^нГ °ДНИМ °Т ДРугих-
    «итономные мненияSS^"^'
    разными объективными фак?ами7нГ' °преАеляемые
    Тами): тем, что так пос^упГи отцыи^Т™ ^
    «овившийся порядок, так постов ' К°В усТа"

    " ■ А,На этой почве 4^^&S^J Шдеи шаблон норм, определяют™ «f^^*1^ Ьязанности и разрешают^ взаимная права и разногласия. РЩИХ возник^Щие сомнения И вот праву свойственна тенденция к вя« н-ирокому развитапозитивного шаблона и ™ ^ " ■нию ему решающего значения Zyc^ZTlT

    Л.И. ШРШЦКИЙ

    Н. ПЕТРДЖИЦКИЙ


    Современная юриспруденция вообще иного права не знает и не признает, кроме позитивного, а именно обычного и законного права. С другой стороны, нрав­ственность определяется и изображается так, как если бы она была всегда нечто интуитивное в нашем смыс­ле. Сообразно с этим в качестве различия между нрав­ственностью и правом выставляется то обстоятельство, что нравственность покоится на «внутреннем убежде­нии», а право на «внешнем установлении», представ­ляет внешние нормы», независимые от личных убеж­дений.

    Это неправильно. Во-первых, и позитивное право представляет не нечто внешнее, а внутренние импера­тивно-атрибутивные переживания; и потому особен­ность его состоит не в том, что оно существует в ином месте — вовне, а в осложнении интеллектуального состава внутренних переживаний представлениями, которые мы назвали представлениями нормативных фактов, представлениями соответственных божеских или человеческих велений, соответственного поведе­ния предков и т. д. Во-вторых, наряду с позитивным, следует признать существование еще и другого пра­ва—интуитивного в нашем смысле — императивно-атрибутивных переживаний без ссылок на посторон­ние авторитеты. В-третьих, нравственность бывает не только интуитивною, но и позитивною; в частности, обычному праву соответствует такая же, обычная, нравственность, ссылающаяся на обычаи, нравы пред­ков и т. д. Законному праву соответствует такая же, законная, нравственность, ссылающаяся на божеских или человеческих (напр., родительских) велений. И без знания и признания явлений интуитивного права и по­зитивной нравственности и соответственной классифи­кации не может быть ни научной (адекватной) теории права, ни научной теории нравственности.

    Можно только с научною основательностью при­знать, что в правь, по выясненным выше причинам, позитивный элемент особенно развит и имеет особен­но важное и решающее значение, между тем как в нравственной психике позитивный элемент слабо раз­вит и не имеет того значения, какое он имеет в праве.

    Одним из характерных симптомов этого различного значения интуитивного и позитивного элемента в пра­ве и нравственности и являются упомянутые, ошибоч­ные, но психологически естественные и понятные, воззрения юристов и моралистов.

    Следует притом отметить, что видов и разновид­ностей позитивного права имеется гораздо больше, чем предполагает современная юриспруденция. Правовой психике свойственна столь сильная и неуклонная склонность к позитивации, что она, так сказать, пользу­ется всевозможными поводами и случаями, всевозмож­ными фактами, для того, чтобы достигнуть фиксирова­ния определенного позитивного шаблона.

    Если нет надлежащего однообразного и определен­ного обычного или законного права, то правовая пси­хика стремится найти или создать иные объективные масштабы и шаблоны для определения обязанностей и прав и нередко возводить, напр., разные, составлен­ные частными лицами, сборники юридических книг Русская правда», «Саксонское зерцало» и разные дру­гие «зерцала» германского права, Талмуд, писаные ду­эльные кодексы и проч. — представляют не что иное, как такие частные сборники правовых изречений, по­лучившие в народной психике значение, подобное за­конодательным кодексам. Если в известной среде, напр., за карточным столиком, в университетском со­нете или факультете, в парламенте и т. п., какой-либо правовой вопрос, не имевший до сих пор готового шаблона для его решения, получил (по интуитивному праву или по каким либо иным соображениям) такое или иное решение в каком либо конкретном случае, осли, напр., по поводу открытия при сдаче карт десят­ки произошла пересдача, то, в случае повторения по­добных обстоятельств, уже действует соответственная позитивно-правовая психика, притязающая на такое же поведение со ссылкою на прецедента, на то, что в пер­вом случае было поступлено так-то, и «потому» и но­вый случай должен быть решен так же.

    Если нет готового законного, обычно-правового или иного позитивного решения, то в области правовой психики является тенденция подыскать имеющееся 44Я

    15 Хрестоматия. Радько Т. H.



    ни ц ggj

    позитивное решение для наиболее сходных, аналогич­ных, случаев, и воспользоваться этим решением в ка­честве позитивного масштаба и проч. и проч. (ср. ниже о разных видах позитивного права).

    Сверх позитивационной тенденции потребности унификации норм служат в праве еще разные другие специальные средства и стремления. Так, в случаях конкуренции разных видов позитивного права и воз­можности сомнений, какое из них в известных случа­ях, в известном месте, к известным лицам и т. д. долж­но применяться, проявляется тенденция выработки определенных правил для решения этого рода вопро­сов, и проч.

    2. Тенденции точной определенности содержания и объема правовых представлений и понятий.

    Унификация норм (объединение общих правовых мнений и убеждений) с помощью выработки однооб­разного шаблона и т. д. весьма важна и необходима для приведения к единству и совпадению выводимых им общих норм конкретных обязанностей и прав (соответ­ственных мнений сторон), но не достаточна.

    Дальнейшим условием достижения согласия явля­ется точная определенность содержания и объема под лежащих общих правил и отдельных представлений и понятий, входящих в их состав: представлений объек­тов обязанностей и прав, их природы, размера и т. д,|| представленной обстоятельств, обусловливающих вд личность обязанностей и прав (релевантных фактов), и проч. В противном случае, напр., в случай неясности, двусмысленности подлежащих выражений и предстши лений, в случае растяжимости их смысла, объема и проч. — были б неизбежны конфликты в виду атриОу I тивного характера правовой психики. Представить cot ш, напр., что издаете такой закон: «служившие долгое вра< J мя верою и правдою имеют право на получение от тнЦ 1 которым они служили, единовременного вознаграждн* ния достаточного размера или соответственной пенсии Вследствие неопределенности объема и растяжимое i И I представлений «долгое время», «верою и правдою» И| т. д. представители атрибутивной стороны склонны С>ыай 450 бы толковать и применять к своему положению подл* '

    U ОЕТРАХНШ

    жащее правило в направлении утверждения наличнос­ти права (напр., и в случаях не особенно долгой или даже весьма кратковременной службы, и в случаях малой доб­рокачественности службы и т. д.) и в направлении рас­тяжения размера притязаний; а представители импера­тивной стороны проявляли бы противоположной склон­ности; и это происходило бы и в случаях отсутствия сознательной недобросовестности; результатом такого закона была бы весьма злокачественная социальная язва, отравление отношений между служащими и рабо­тодателями разных категорий взаимною враждою, спо­рами, конфликтами и т. д.

    Чем неопределеннее и растяжимее смысл импера­тивно-атрибутивного правила (соответственных пред­ставлений), тем более (ceteris paribus) многочисленные и вредные конфликты оно способно порождать. Эта теорема не относится к нравственности вследствие чисто императивной, беспритязательной и, сообразно С этим, мирной природы нравственной психики. I Мало того, относительно нравственности можно пыставить прямо противоположное положение: не растяжимость, точная определенность здесь не только Ке необходима, но была бы прямо вредною; она меша­ла бы успешному осуществлению общественно-воспи­тательной функции нравственности. С точки зрения нравственного совершенствования желательно, чтобы Нравственные начала допускали, сообразно силам дан­ного индивида, растяжение, движение все выше и выше и деле их осуществления и поощрения и увлечете дру­гих примером, не давая повода ни для самодовольства Но поводу точного исполнения требуемого и остановки совершенствовании, ни для отчаяния и отказа от поляения вообще в случае слабости — этических сил. равственность должна быть для людей общим руко-1Л»|щим идеальным светом, который, с одной сторо-|, дает возможность соответственного скромного ижения и приближения и для слабых и, с другой рроны, заставляет двигаться все выше и выше и JlfcHbix. Вместо точноопредленных указаний в таких учиях обязательно что-либо, что и сколько требуется, больше, ни меньше, она должна давать такие ди- 451

    ЯД. ПЕТРАЖНЦКНЙ

    ЯД. ЛЕТРАЩКШ


    рективы, которые бы допускали различные степени осуществления, от скромнейших до высочайших.

    Изложенному соответствуют противоположные тенденции развития и характерные свойства содержа­щие права и нравственности: тенденция точной опре­деленности содержания и не растяжимости объема представлений и понятий в области права, тенденция гибкости и растяжимости соответственных величин в области нравственности.

    Так, для права характерно стремление к точному, в области количеств к математически точному, опреде­лению объектов обязанностей — прав.

    Между прочим, разные позитивные права, в том числе древнее римское, предусматривают случаи предъявления со стороны управомочных притязаний, заключающих в себе требование большего, хоть на минимальное количество, хоть на час раньше и т. п., чем им причитается (pluspetitio), и связывают это с серьезными невыгодными последствиями, напр., с лишением всего права и т. п. Точно так же запреща­ется и связывается с невыгодными последствиями, напр., с удвоением размера долга, неправильное от­рицание права другого или хоть минимальной части его объема со стороны обязанного. Эти явления пред­ставляют одновременно и особые средства, действу­ющие в пользу предупреждения разногласий и конф­ликтов между правовыми сторонами, и наглядные в характерные иллюстрации к нашему тезису об опре­деленности элементов содержания права, в частности объектных определений. Ибо наказания за требова­ние большего чем следует, и за отрицание части долга представляют меры, предполагающие возможность точного определения по действующему праву разме­ров долгов — прав.

    Точно так же право проявляет тенденции точно предопределять те обстоятельства, те факты, признаки и т. д., с наличностью коих связывается наличность обязанностей — прав (релевантные факты); с этим свя­зан казуистически характер нрава, предусмотрение < его стороны множества всевозможных категорий фак-

    452

    тических комбинаций и т. д.

    Напротив, нравственность ограничивается, глав­ным образом, лишь указанием общих направлений рекомендуемого поведения (будьте кротки, милосерд­ны, помогайте нуждающимся и т. п.), оставляя величай­ший простор для разнообразия индивидуальных взгля­дов в конкретных случаях относительно наличности обязанностей и размера их исполнения. Оказывать помощь всем нуждающимся было бы немыслимо и для богатейших, так что соответственный принцип морали заключает в себе только общих директив, в пределах которого условия помощи, характера, размер и проч. зависят отличных взглядов, остаются совсем неопре­деленными.

    Некоторые нравственные заповеди имеют, впро­чем, сходный с юридическими вид в том отношении, что они, по-видимому, точно, даже иногда с математи­ческою точностью, предопределяют условия налично­сти обязанности и предмета таковой; таков, напр., ха­рактер частных евангельских заповедей о непротив­лении злому: о подставлении левой щеки в случае удара в правую, об отдаче верхнего платья в случае отнятия рубашки, о том, чтобы идти 2 поприща, если принуж­дают идти 1 поприще. Но такие изречения имеют не тот смысл, что их так буквально и следует понимать и исполнять (как это было бы уместно в области права), а лишь смысл образных выражений для указания об­щего направления поведения.

    С неопределенностью и растяжимостью содержа­ния нравственности связаны характерный для нрав­ственности понятия добродетелей и совершенства («Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»), святости, нравственного идеала характе­ра и поведения и т. п. Добродетель означает более высокую, чем средний уровень, степень исполнения начал нравственности, а совершенство, святость, иде­ал—высочайшую степень. В области права имеется или исполнение обязанности, и в неисполнение, наруше­ние; простора для множества степеней исполнения, а тем более для расширения и растяжения до бесконеч-

    ости здесь нет—вследствие определенности условий,

    редметов обязанностей и т. д.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    написать администратору сайта