Главная страница
Навигация по странице:

  • | Понятие о государстве [методологические подходы к определению государства]

  • Г.1. ШЕРШЕИЕВИЧ ... ШЕРШЕНЕВИЧ

  • ГЛ. ШЕРШЕНЕВИЧ

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница9 из 24
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

    Г.Ф. ШЕРШЕНЕВЙЧ

    Г.». ШЕРШЕНЕВЙЧ


    перестали быть правом, хотя бы накануне, от норм, которые еще не стали правом, хотя и носятся в общем сознании. Отсюда видно, что догматика есть метод ин­дивидуализирующий [...].

    Вторая задача правоведения заключается в объяс­нении процесса образования права, т. е. отдельных норм, правовых институтов как групп норм, наконец, правового порядка как совокупности норм права. По­буждением к отысканию такого объяснения служит не только научная пытливость, не довольствующаяся кон­статированием факта, но также стремление раскрыть те силы, которые способны были вызвать данные пра­вовые явления, так как, при некотором постоянстве их действия, возникает основание предполагать, что оди­наковые или сходные причины будут порождать оди­наковые или сходные последствия. Здесь уже откры­вается возможность предвидения. Объяснение обра­зованию права можно найти или в условиях всего предшествовавшего развитию данного права или в общих условиях правового развития вне конкретной об становки, в которой протекало данное историческое развитие. В первом случае пользуются историческим методом, во втором — социологическим. В совокупнос­ти нравственных, политических, экономических, рели гиозных, культурных условий прошлого данного наро­да следует искать причины, почему явились такие-то нормы государственного, уголовного или гражданско­го права. Если у других народов мы наблюдаем иные правовые явления, то, очевидно, причина тому кроется в различии предшествующих данных. С другой сторо­ны, исследуемые правовые явления встречались, мо- . жет быть, ранее у других народов или даже наблюди ются сейчас, и сопоставление различных конкретных обстановок, в которых получились одинаковые явления, способно привести к открытию той общей социальной причины, которая дает подобный результат.

    Эта вторая задача находится в тесной связи с пс| > вою. Объяснить существующее можно, только предп.1 рительно познав его, а знание существующего пр.пы предполагает научную его обработку, т. е. установлю 318 ние, обобщение и систематизацию материала. Свяли

    обеих задач обнаруживается не только в том, что дос­тижение второй задачи невозможно помимо первой, но I в том, что выяснение причин образования права пособствует познанию его [...].

    Но и на этом научное правоведение не останавли-ается. Если даже при наблюдении явлений внешнего ира у человека прорывается наклонность оценивать х целесообразность, то тем более понятно такое стрем-ение, когда речь идет о социальных явлениях, в кото-ых человеческая воля, человеческие интересы игра-т такую выдающуюся роль. Самое отчетливое знание равового порядка и самое глубокое понимание при-ин его образования оставляют все же неудовлетво-енной творческую потребность человека. Не случай­ное, а научное знание действующего права, знание сил, вызывающих правовое явление, и действия норм права дают почву для научной критики того, что сложилось в результате борьбы человеческих интересов вопреки целесообразности, и к систематической выработке пра­вовых средств передвижения права по пути к ясно сознанной и общественно оцененной цели. Здесь на­ука, по своей задаче и методу, переходит от существу­ющего к долженствующему.

    | Понятие о государстве

    [методологические подходы к определению государства]

    Шершеневич Г.Ф. Общая теория права

    [...] Определение понятия о государстве может подвергнуться двоякой методологической ошибке. Воз­можно, что определение будет стремиться дать поня­то о государстве не в его исторической действитель­ности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, нередко определя­ют, чем оно должно быть. Примером может служить определение, которое дает Р. фон Моль. «Государство Цсть постоянный, единый организм таких установле­ний, которые, будучи руководимы общей волей, поддер­живаемы и приводимы в действие общей силой, име- 319

    ГЛ. ШЕРШЕНЕВИЧ

    I ШЕРШЕНЕВИЧ


    320

    ют задачей содействие достижению дозволенных це­лей определенного, на данной территории замкнутого народа, — а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости». Такую же неправильность допускают те, кто пытается опре­делить государство как правовое государство, забывая, что правовое государство, явившееся на смену поли­цейского государства, есть только проблема, постав­ленная государству в определенный исторический момент, и что проблема правового государства может быть не единственной для государства. В это заблуж­дение впадает даже такой реалист, как Гумплович, который определяет государство как «естественно воз­никшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Как бы подтверждая односторонность точки зрения тех, кто в основу понятия кладет правовое государство, Колер, следуя тому же методологическому приему, исходит из представления о культурном государстве. «Государство есть организованное в личность общение, которое, в силу собственного права, ставит себе задачей всесто­роннее споспешествование культуре и борьбу с не­культурностью». С таким же основанием в основу опре­деления можно положить социальное государство буду­щего. Подобный прием приводит к тому, что государством признается лишь такой политический союз, который отвечает содержанию определения, все же остальные исторически данные союзы уже не могут быть призна­ны государствами.

    Другая методологическая ошибка заключается в том, что, исходя не из идеального представления, а из исторической действительности, выбирают какой-ни­будь исторический тип государства и его признаки делают признаками государства вообще. Таково, напр., определение, предложенное Кирхманом: «государство есть союз между государем и народом», исключающее республику из группы государств. Некоторые рассмат­ривают государство вообще с точки зрения конститу­ционного государства, которое им представляется не

    только типичным для настоящего времени, но сущно­стью государства вообще.

    Методологическая задача при определении поня­тия о государстве состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государства. Отсюда следует, что, определяя понятие из действительности, мы не должны вносить в него чего-либо недействительного, а, с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение понятия о государстве должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности, и притом во всех его исторических типах.

    Что же дает нам действительность? В области яв­лений, называемых нами в своей совокупности госу­дарством, мы наблюдаем отношения между людьми определенной группы, из которых одни повелевают, а другие повинуются. В соответствии с этим наблюдае­мым фактом характерными признаками понятия о го­сударстве, по общему признанию, можно признать следующие три элемента: а) соединение людей, в) гос­подствующая над ним власть, с) территория, как пре­дел, действия этой власти. В сочетании эти признаки дают понятие о государстве, как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории [...].

    До сих пор мы рассматривали государство с соци­ологической точки зрения. Но рядом с этим социоло­гическим определением понятия о государстве в уче­ние о государстве вводится юридическое определение. Иллинек следующим образом обосновывает необходи­мость юридического понятия о государстве и допусти­мость двойственного определения: «Так как право — существенный элемент государства, то совершенное познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядочиваемое правом, хранитель и двигатель права, необходимо дол­жно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государ­стве» [...].

    С юридической точки зрения определяют государ­ево, как правовое отношение. «Если само государ- all

    l'i-стоматия. Радько Т. Н.

    Г.1. ШЕРШЕИЕВИЧ

    ... ШЕРШЕНЕВИЧ


    ство, — говорит Коркунов, — есть юридическое отно­шение, то субъекты его — все участники государствен­ного общения, от монарха до последнего подданного». «Объектом прав, составляющих юридическое отноше­ние властвования, может быть признана только сама государственная власть». Это представление о государ­стве едва ли способствует выяснению его сущности. Не вполне ясно, имеем ли мы дело с одним юридичес­ким отношением, сплачивающим всех граждан, или с рядом юридических отношений между властвующими и подвластными? [...].

    Другие определяют государство как объект пра­ва [...]. Таков взгляд Зейделя, который полагает, что от­ношение монарха к государству соответствует отноше­нию собственника к вещи. Однако с признанием госу­дарства объектом права государя последней вьшосится за пределы понятия о государстве, и тогда оказывает­ся совершенно невыясненным их взаимное отношение. Не лишенное исторической основы, представление о государстве как объекте права государя не примени­мо к современной республиканской форме. Нельзя же допустить, что одни и те же люди последовательно переходят из состояния объекта в состояние субъекта,

    и обратно.

    Третья юридическая конструкция государства сводится к признанию его субъектом права. Предста­вить государство в качестве физического субъекта можно только отождествив государство и монарха, и, кажется, от этого взгляда недалек Борнгак. Самой же распространенной в настоящее время теорией явля­ется конструирование государства как юридического

    лица.

    Но и эта точка зрения возбуждает сомнения, как И обе предшествующие. Если государство есть субъект права, то существует какое-то юридическое отношение4, в котором оно занимает положение субъекта права. С кем же государство состоит в юридическом отноше­нии? Его субъект соответствующей обязанности? Граж­дане в совокупности или каждый в отдельности? Но тогда граждане уже не элемент понятия о государство, 3ZZ а нечто существующее вне государства [...].

    Перед нами три попытки конструировать юриди-ески государство. Все они оказываются несостоятель-ыми. Причина неудачи заключается в неправильности аучного приема. Государство не поддается юридичес-ой конструкции, навеянной приемами гражданского равоведения, имеющего дело с чисто юридическими тношениями, которые имеют место в государстве. Го­сударство есть источник права, и потому определение "го в категории права логически недопустимо. «Юри-ическое познание государства имеет своим предметом ознание исходящих от государства и предназначенных регулированию его учреждений и функций юриди-еских норм». Если юридические нормы исходят из осударства, как возможно определят государство эти-и самыми юридическими нормами?

    Невозможность юридического определения поня-ия о государстве поддерживается еще недопустимос-ью двойственного определения одного и того же по­нятия, социологического и юридического [...].

    Юридическое определение не только не способно

    бъяснить реального существа того, что мы называем

    осударством, но оно кроет в себе опасность затемнить

    ред нами истинную сущность явлений, происходящих

    государстве.

    Понятие о государстве только одно — социологи-еское [...].

    [...] Характеризующий понятие о государстве мо-ент власти, по своей важности и сложности, требует собого рассмотрения. Самостоятельность государ-твенной власти, которой она отличается от других ластей, в своем раскрытии обнаруживает свойства осударственной власти. Самостоятельность характе-зует государственную власть, как независимую, сшую, неограниченную и неделимую. Ни одно из свойств в отдельности не покрывает собой поня-о государственной власти.

    Свойство независимости, вытекающее аналити-ески из идеи самостоятельности, определяет положе­ние данной государственной власти в отношении вся­кой другой государственной власти. Это то свойство, оторое образует политического индивида и которое 323


    Г.Ш. ШЕРШЕИЕВКЧ

    Г.». ШЕРШЕИЕВИЧ


    приобретается, а потому и сознается только истори­чески [...].

    Независимая извне, государственная власть явля­ется высшей или верховной внутри. Власть может быть признана самостоятельной, если в пределах той же территории нет власти, стоящей выше ее. Двух равных по силе властей не может быть на одном и том же пространстве, подобно тому, как одно и то же простран­ство не может быть одновременно занято двумя тела­ми. Если государственная власть есть высшая, то все другие власти, действующие на той же территории, обусловливаются ей, имеют производный характер. Это свойство власти называется суверенитетом [...].

    Суверенитет есть необходимое свойство государ­ственной власти, и ни отбросить его, ни сгладить не­возможно из опасения не только противоречия логике, но и противоречия исторической действительности. Следует, конечно, признать неправильным смешение суверенитета с государственной властью, потому что первое есть отрицательное понятие, как несовмести­мость подчиненности с верховностью, тогда как госу­дарственная власть имеет положительное содержание, как способность воздействия. Невозможно юридичес­ки соединять суверенитет государственной власти с каким-либо органом государства, напр., монархом, потому что это вопрос факта. Но нельзя согласиться с мнением, будто «суверенитет есть не абсолютная (ло­гическая?), а историческая категория», потому что где государственная власть не обладает свойством суве­ренитета, там нет и государства.

    Из того, что государственная власть есть верхов­ная власть, ее необходимостью следует третье свой­ство ее — неограниченность. В самом деле, допустим, что верховная власть ограничена, — это значило бы, что над нею стоит иная власть, ее ограничивающая, но тогда первая перестала бы быть высшей. Верховность и неограниченность — свойства, тесно друг с другом связанные, но не тождественные, хотя исторически они нередко смешивались.

    Неограниченность государственной власти озна­чает возможность с ее стороны воздействия на волю 324 подчиненных, насколько то физически допустимо [...].

    Только два обстоятельства фактически ограничи­вают государственную власть: нравственное сознание и благоразумие властвующих, с одной стороны, воз­можность противодействия подданных — с другой. Но существует противоположное мнение, будто имеется иное, и самое действительное, ограничение государ­ственной власти, которое поэтому в принципе подры­вает идею неограниченности власти. Это — теория государственного самоограничения, выдвинутая Елли-неком. Если государство способно к самоопределению, то оно способно и к самоограничению. Создавая изве­стный порядок, государство обязывается и поддержи­вать его. Сотворенное им право так же обязательно для него, как и для подчиненных [...].

    Так как государственная власть есть высшая власть, то, очевидно, она едина: двух высших властей не может быть. Из этого обнаруживается новое свой­ство государственной власти — ее неделимость. Госу­дарственная власть всегда одна и, по существу своему, не может допустить конкуренции другой такой же власти в отношении тех же лиц, на пространстве той же территории [...].

    [...] Некоторое время государство и общество в научном представлении сливались в одно понятие. Позднее отождествление сменилось противоположени­ем их. В настоящее время задача состоит в сопоставле­нии этих двух понятий и в раскрытии взаимного отно­шения между государством и обществом [...].

    [...] Государство представляет собою несомненно форму общения и потому является видом родового понятия об обществе. Совокупность людей, образую­щих государственное население, создает в то же вре­мя и общество. Что же делает эту совокупность, народ, обществом? Как государственное население — это совокупность людей, подчиненных одной и той же иласти. Но объединение под одной и той же властью создает и общий интерес, — интерес политического Самосохранения, и побуждает к сотрудничеству в виде совместного противодействия угрозам данной полити­ческой группе. Таким образом, эта новая обществен­ная форма создается фактом существования государ- 3Z5

    ГЛ. ШЕРШЕНЕВИЧ



    ственной власти. Но государство, как вид общества, не исчерпывает общественной жизни тех людей, которые входят в состав его населения. В пределах одного и того государства образуются многочисленные и разнообраз­ные общественные формы, национальные, вероиспо­ведные, профессиональные и др. Другие общества только частью укладываются в пределы государствен­ной территории, выходя иными своими частями за эти пределы, как, напр., церковь. Но и жизнь того обще­ства, которое полностью укладывается в пределах го­сударства, как его произведение, имеет свое самосто­ятельное содержание, независимое, отдельное от госу­дарства и подчас ему враждебное. На почве основного, первоначального общего интереса, который ярко про­является в редких случаях, в моменты сильной опасно­сти политическому существованию группы, вырастает масса новых интересов, объединяющих тех же людей уже независимо от государственного интереса.

    Именно то обстоятельство, что общество, лежащее в основе государства, сливается в общем инстинкте политического самосохранения, дает основание пред­полагать ту солидарность между государством и обще­ством, которая выражается в положении: всякий на­род имеет власть, какой он заслуживает. Другими слова­ми, утверждается, что, так как в основе государственной власти лежит общественная поддержка, вытекающая из признания строения и деятельности этой власти, то всякое государственное устройство и всякое государ­ственное управление отвечают убеждениям, направле­нию и настроению общества.

    [...] Государство создает новое основание для об­щественной сплоченности [...].

    [...] Вопрос о цели государства издавна занимал внимание как философов, так и политических писате­лей. Только в новейшее время этот вопрос стал несколь­ко стушевываться.

    Самая постановка вопроса может быть двоякая. Можно спрашивать, зачем существует государство, какая цель того общения, которое носит название го­сударства? Иначе становится вопрос, когда отыскива-ОсЬ ют, какие цели преследует существующее государ-

    ство? В первом случае речь идет об абсолютной цели, во втором — об относительной [...].

    [...] Поиски абсолютной цели направлены к уста­новлению единой, вытекающей из самого существа государства, цели, которая всегда и всюду, во всех исторических формах проявления государства, оста­ется неизменной. Такая цель устанавливалась не эм­пирически, а чисто рационалистически, она вытекала не из наблюдения над фактами действительной жизни, а из идеала совершенного государства. Практическое побуждение к отысканию абсолютной цели заключа­лось в определении дедуктивным путем тех задач, ко­торые должна преследовать государственная власть. Так в древности Платон и Аристотель полагали, что целью всякого государства является утверждение нрав­ственности, — взгляд, поддержанный в новейшее вре­мя Гегелем [...].

    Существует весьма распространенное представле­ние, что правовое государство то же самое, что госу­дарство конституционное, «Правовое и конституцион­ное государство — синонимы». Но это совершенно не так. Правовое государство есть проблема, поставлен­ная государству временем; конституционное государ­ство есть наилучшее, по воззрению времени, средство для осуществления этой задачи. Мы можем себе пред­ставить идеального абсолютного монарха, издающего законы и строго наблюдающего за их исполнением. Классические писатели на предположении такого иде-яльного монарха строили свои симпатии к монархи­ческой форме. Но историческая действительность не дает нам такого идеала, а там, где лично монарх сочув­ствует правовому порядку, окружающие его сферы постоянно сталкивают его, часто помимо его воли, с прямого пути твердой законности. Вот почему, поста­вив требование государства, в котором право соблю­ди лось бы в точности, XIX в. указал на конституцион­ную форму, как на лучшее средство, гарантирующее правовой порядок.

    Чем же обеспечивается правовой порядок против произвола государственной власти? В разное время иыдвигались различные гарантии: а) неотъемлемые 327
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24


    написать администратору сайта