Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. ГЕГЕЛЬ Г. ГЕГЕЛЬ

  • | Гражданское общество [семья; нация; народ; государство!

  • Г. ГЕГЕЛЬ I ШЕЮ

  • Государственное устройство

  • Государственное право [внутригосударственное х международное право]

  • Государственный аппарат [принципиальные проблемы организации и деятельности;

  • ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ШРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница24 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    §20. Принуждение, установленное подобным по­ступком, не только должно быть прекращено, т. е. внут­ренняя ничтожность такого поступка должна быть на-Ввзана не только негативно, но необходимо также, что-iH.i и позитивно осуществилось возмездие. <Против такого поступка необходимо выставить как довод фор­му разумности вообще, всеобщность или равенством Ведь если поступающий так существо разумное, то в его поступке заключено то, что его поступок есть нечто всеобщее. Грабя другого, ты грабишь себя! Убивая кого-нибудь, ты убиваешь всех и самого себя! Поступок — это закон, который ты устанавливаешь и который имен­но своим поведением ты признал в себе и для себя. Поступающего так можно поэтому вместо себя подве­сти под тот самый способ действия, который он уста­новил, и тем самым восстановить нарушенное им ра­венство: jus talionis [право возмездия].

    Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо поступающего, ина­че говоря, оно состоит в том, что несправедливое пре­вращается в справедливое. Несправедливый посту­пок — это единичный неразумный поступок. Но так как он совершается разумным существом, то он представ­ляет собой, правда по своему содержанию, но по фор­ме, все же нечто разумное и всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать как принцип или закон. Одна­ко, как таковой, этот закон действителен вместе с тем только для [несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так, признает этот закон, другие же не признают. Несправедливо поступающий сам подпада­ет под этот принцип или этот закон, который и должен быть осуществлен по отношению к нему. Несправед­ливость, которую он совершил, в применении к нему является справедливостью, ибо этим вторым действи­ем, им признанным, восстанавливается равенство. Здесь мы имеем только формальное право.

    Г. ГЕГЕЛЬ

    Г. ГЕГЕЛЬ


    §21. Возмездие, однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком или его близкими, ибо у них общеправовая точка зрения связана в то же время со случайностью страсти. Оно должно быть действием третьего, обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только всеобщее. В последнем случае оно называется наказанием.

    Пояснение. Месть и наказание отличаются друг от друга тем, что месть — это возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной стороной, а наказание — это возмездие, поскольку оно налагается судьей. Воз­мездие потому-то и должно осуществляться как нака­зание, что в случаях мести имеет влияние страсть и право оказывается в тени. К тому же месть не облада­ет формой права, а имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует, всегда повинуясь чув­ству или субъективной побудительной причине. Имен­но поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою очередь новой обидой, воспринима­ется только как единичный поступок и воспроизводит­ся, таким образом, без примирения до бесконечности.

    | Гражданское общество

    [семья; нация; народ; государство!

    §22. Понятие права как сила, располагающая вла­стью и независимая от побуждений единичности, об­ладает действительностью только в гражданском об­ществе.

    §23. Семья представляет собой естественное обще­ство, члены которого связаны любовью, доверием и ес­тественным повиновением (пиэтет).

    Пояснение. Семья представляет собой естествен­ное общество, во-первых, потому, что членом семьи являются не в силу своей воли,'а в силу своего есте­ства, и, во-вторых, потому, что отношения между чле­нами семьи основаны не столько на размышлении и решении, сколько на чувстве и побуждении. Эти отно­шения являются необходимыми и разумными, но фор-84 ма сознательного усмотрения отсутствует. Это .скорее,

    инстинкт. Любовь членов семьи друг к другу основы­вается на том, что одно Я составляет с другим отдель­ным Я некоторое единство. Они не считают себя от­дельными в их отношении друг к другу. Семья — это органическое целое. Ее части — это, собственно гово­ря, не части, а члены, которые имеют свою субстан­цию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется не собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно лицо. <Нация>.

    §24. Государство — это общество людей с право-выми отношениями, в котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных отношений сообразно своим естествен­ным склонностям и чувствам, а как лица, и эта лич­ность каждого косвенно утверждается. Если семья, раз­растаясь, превратилась в нацию и государство состав­ляет с нацией одно целое, то это — большое счастье.

    Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также образованием. Но связь эта еще не образует государства. Для государства, правда, весь­ма важны, кроме того, мораль, религия, благосостоя­ние и богатство всех его граждан. И оно должно забо­титься о содействии этим обстоятельствам, однако непосредственную цель государства составляют не они, а право.

    §25. Естественное состояние — это состояние не­культурности, насилия и несправедливости. Из такого состояния люди должны вступить в гражданское об­щество, ибо только в последнем правовое отношение обладает действительностью.

    Пояснение. Естественное состояние часто изобра­жается в качестве совершенного состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с точки зрения нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что невинность, как таковая, не имеет никакой мораль­ной ценности, поскольку она представляет собой не- 95

    Г. ГЕГЕЛЬ

    I ШЕЮ


    знание зла и покоится на отсутствии тех потребностей, при которых зло может совершаться. Во-вторых, это состояние является скорее состоянием насилия и не­справедливости именно потому, что в нем люди оцени­вают себя сообразно природе. По природе же они неравны как в отношении физических сил, так и ду­ховных способностей. И посредством насилия и хит­рости люди делают действительным это свое различие. Разум существует, правда, и в естественном состоянии, но естественное является господствующим. Поэтому люди должны перейти из него в такое состояние, в котором господствует разумная воля.

    | 0 законах

    [природа закона]

    §26. Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в себе и для себя существующей воли.

    Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является им с точки зрения разума. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый отдель­ный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем не обязательно также и то, чтобы каж­дый отдельный человек объявлял свою волю, а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно поэтому в действительной истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин какого-либо на­рода предлагал закон, а затем путем общественного обсуждения договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе необходимость правовых отно­шений между людьми. Законодатели не издавали про­извольных постановлений. Их постановления не явля­ются определениями их частного изволения. Благода­ря своему глубокому уму они познали, что является истиной и сущностью правового отношения.

    §27. Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли. Оно есть сила, издаю­щая и применяющая или исполняющая законы.

    Пояснение. Государство имеет законы. Последние, стало быть, суть воля в ее всеобщей абстрактной сущ-

    иости, которая, как таковая, бездеятельна, так как принципы, максимы еще не выражают и не заключа­ют в себе какого-либо действительного веления, а [вы­ражают] лишь всеобщее веление. Для этого всеобще­го только правительство является деятельной и осу­ществляющей волей. Закон существует как обычай, правительство же представляет собой сознательную силу бессознательного обычая.

    | Государственное устройство

    [разделение властей; виды государственного устройства]

    §28. Всеобщая государственная власть заключает в себе различные входящие в нее специальные власти:

    1) законодательную вообще; 2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осу­ществления свободы); 3) (независимую) судебную и полицейскую; 4) военную и власть вести войну и заклю­чить мир.

    Пояснение. Характер государственного устройства зависит прежде всего от того, осуществляются ли эти специальные власти непосредственно центром прави­тельства; затем, соединены ли некоторые из них в одной власти, или же они разделены; например, отправ­ляет ли правосудие непосредственно государь или регент, или же имеются специальные судебные учреж­дения; затем, объединяет ли в себе правитель также и церковную власть, и т. д. Важно и то, обладает ли в государственном устройстве верховный центр прави­тельства неограниченной финансовой властью в том смысле, что он может всецело по собственному усмот­рению как устанавливать, так и расходовать налоги. Затем, соединены ли некоторые власти в одной, напри­мер соединены ли судебная и военная власть в одном должностном лице. Характер государственного устрой­ства бывает определен еще и тем, все ли граждане принимают участие в управлении государством. Таким государственным устройством является демократия. Извращение последней — это охлократия, или господ­ство черни, когда та часть народа, которая не имеет

    4 Хрестоматия. Радько Т. Н.

    Г. ГЕН Ilk

    собственности и придерживается недостойных взгли дов, силой не допускает достойных граждан к госудсц) ственным делам. Демократия может возникнуть и со­храниться только при простых, неиспорченных npan<i I и маленьких размерах государства. Аристократия это государственное устройство, в котором исключи тельное право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи. Извращен и ем ее является олигархия, когда число семей, имею щих право управлять государством, незначительно Такое положение дел опасно потому, что в олигархи и специальные власти осуществляются непосредствен но одним советом. Монархия — это государственное устройство, при котором управление государством находится к руках одного человека и по наследству остается в одной семье. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые-могут возникнуть при смене престола в выборной монархии, ибо честолюбие могущественных особ не может питать никакой надежды на трон. Монарх, прав­да, не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуще­ствление специальных властей коллегиям или же го­сударственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложен­ную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных уст­ройствах. Извращением монархии является деспотизм, когда правитель осуществляет управление государ­ством по своему произволу. Для монархии существен­но, чтобы правительство обладало по отношению к частным интересам людей достаточной твердостью и должной властью. Но с другой стороны, необходимо также, чтобы права граждан были защищены закона­ми. Хотя деспотическое правительство и обладает наи­высшей властью, однако при таком государственном устройстве в жертву приносятся права граждан. Дес­пот обладает наибольшей властью и может использо­вать силы своего государства произвольно. Но эта точка зрения как раз и является самой опасной. Госу­дарственный строй народа не есть чисто внешнее ус-

    t» |

    |юйство. Народ может иметь как то, так и другое го­сударственное устройство. Оно зависит главным обра-ом от характера народа, от его нравов, степени обра-онанности, от образа жизни и численности народа.

    §29. Граждане как отдельные люди подчинены го-ударственной власти и повинуются ей. Содержанием

    е ее и целью является осуществление естественных, , е. абсолютных, прав граждан, которые не отказыва-

    тся от этих прав в государстве, а, напротив, только в ем и достигают пользования ими и развития их.

    Государственное право

    [внутригосударственное х международное право]

    §30. Конституция государства устанавливает в ка-естве внутреннего государственного права отношение пециальных властей как к правительству — их выс-ему объединению, так и друг к другу, а также отно-ение к ним граждан, иначе говоря, участие в них раждан.

    §31. Внешнее государственное право касается от-ошения самостоятельных народов при посредстве их равительств друг к другу и основывается преимуще-твенно на особых договорах: международное право. Пояснение. Государства находятся скорее в есте-твенном, чем в правовом, отношении друг к другу, 'менно поэтому между ними существует постоянный пор, так что они заключают между собой договоры и аким путем ставят себя в правовое отношение друг к ругу. С другой же стороны, они совершенно самосто-тельны и независимы друг от друга. Поэтому права ежду ними на самом деле не существует. Они могут, ледовательно, произвольно нарушать договоры и дол­жны из-за этого всегда оставаться в известном недо­верии друг к другу. Как природные образования они относятся друг к другу соответственно своей силе. Они должны сами сохранять свое право, сами создавать его себе и поэтому вести между собой войну [...].

    (Текст печатается по изд.: Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М., 1971. С. 35-54.)

    4*

    ТОКВИЛЬ (TOCQUEVILLE1 АЛЕКСИС (1805-1859)

    Французский социолог, историк и политический Д11 ятель. В 1831 —1832 отправился в США изучать тю ремно-исправительную систему; в результате появи лось произведение «Демократия в Америке» (1835), принесшее автору широкую известность. С 1838 — член Академии моральных и политических наук, впоследствии член Французской академии. Основные работы: «Демократия в Америке» (1835), «Старый порядок и революция» (1856).

    Государственный аппарат

    [принципиальные проблемы организации и деятельности;
    значение принципа народовластия]

    Токвидь Д. Демократм в Америке

    Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшин­ства; некоторые даже находили, что воля народа наи­более полно проявляется в его молчании и что из са­мого факта его повиновения рождается их право пове­левать.

    В Америке, в отличие от других стран, принцип народовластия претворяется в жизнь открыто и плодо­творно. Он признается обычаями страны, провозгла­шается в его законах, он свободно эволюционирует и беспрепятственно достигает своих конечных целей [...].

    К тому времени, когда воздействие законов и ре­зультаты революции стали мало-помалу очевидными для всего общества, демократия уже одержала безого­ворочную победу. Демократия восторжествовала на

    « ШПИЛЬ |

    #|*ле, захватив власть в свои руки. Против нее не доз-нолялось даже вести борьбу. Высшие сословия подчи­нились ей безропотно и без сопротивления, как злу, сделавшемуся отныне неизбежным. С ними произош­ло то, что случается обычно с теми, кто теряет свое могущество: на первый план выходят чисто эгоисти­ческие интересы каждого в отдельности, а поскольку класть уже не возможно вырвать из рук народа и по­скольку массы не вызывают у них столь глубокой нена­висти, чтобы не подчиняться им, постольку они реша­ют добиваться во что бы то ни стало благосклонности народа. В результате самые демократические законы один за другим были поставлены на голосование и одобрены теми самыми людьми, чьи интересы страда­ли от этих законов в наибольшей степени. Действуя таким образом, высшие сословия не возбудили против себя народного гнева: напротив, они сами ускорили торжество нового строя. И — странное дело! — демок­ратический порыв всего неудержимее проявлялся в тех штатах, где аристократия пустила наиболее глубокие корни [...].

    [...] Огромное преимущество американцев состоит в том, что они могут себе позволить совершать попра­вимые ошибки.

    Это же касается и государственных служащих.

    Легко увидеть, что американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако всем не легко ответить на вопрос, поче­му управляемое этими людьми государство процветает.

    Следует отметить, что, хотя правители демократи­ческого государства не всегда достаточно честны и разумны, его граждане просвещенны и сознательны.

    Народы демократических государств, постоянно занятые своими делами и ревниво оберегающие свои права, не позволяют своим представителям отклонять­ся от определенной общей линии, диктуемой их инте­ресами.

    Не следует также забывать о том, что в демократи­ческих государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго.

    ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ШРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)

    Родился в г. Штутгарте, в семье чиионши I нансового ведомства. В 1788— 1793 it, учи Тюбингенском теологическом институ ГО ]

    те с Шеллингом и Гельдерлином). В да л i,

    преподавал в ряде университетов Герм.ишн директором гимназии в Нюрнберге. С IIIIИ конца своей жизни — профессор филп(Ц Берлинского университета. Произведения: «Наука логики», «Феномптл духа», «Энциклопедия философских па у и», нования естественного права и науки о им sстве. Основы философии права».

    | Учение о праве

    (природа права, его законы и необходимость)

    §1. [...] Необходимо рассмотреть: 1) право <*и,М1 себе и 2) его существование в гражданском общ*

    §2. С точки зрения права следует исполни 11 > ко всеобщую волю, невзирая на намерение или yfl дение единичного человека, и вообще человек япл ся предметом права только как свободное суничт!

    §3. Право заключается в том, чтобы с кпждм отдельности другой считался и обращался к<1 к < ■ ■ i бодным существом, ибо лишь тогда свободная I имеет в другом человеке самое себя в качестве и| мета и содержания.

    Пояснение. В основе права лежит свобода от/у

    ного человека, и право заключается в том, • >

    обращался с другим как со свободным сущнгт! Разум требует соблюдать право. По своей сущи' каждый является свободным человеком. В силу <'И особенных состояний и свойств люди различим

    и i) не касается абстрактной воли, как тако-

    | они суть одно и то же, и тут уважать друго-МЧИ'1 унижать самого себя. Именно это и при-• рому, что нарушением права одного человека in н оскорбление всем в их праве. Здесь уже

    И " | >< >да сочувствие, чем то, когда сочувству-

    ыч1 ущербу другого, ибо 1) частичная или пол-

    liTfl iu'M-нибудь своего имущества, хорошее т. к( 1Т( >рого хотя и желательно, что само по себе

    »оли мо, огорчает меня, однако я не могу ска-

    ■ I", как такового, не должно было быть; 2)
    I го! ii.i'1'ия относятся к особенностям человека.

    iyii< твии мы отделяем несчастные случаи

    и рпссматриваем их как нечто такое, что

    ir родственно не касается. Наоборот, когда

    т. пряно другого, каждый чувствует себя заде-

    ИИйоп, ибо право есть нечто всеобщее. Следо-

    пр'Пюиарушение мы не можем считать чем-

    i что мае непосредственно не касается. Мы

    ■ ■ < i >ч том более оскорбленными им, что пра-
    i mi необходимое.

    hi, поскольку его признают свободным

    ■ ''П. лицо. Поэтому принцип права можно
    И та* с каждым другой должен обращаться
    II ■ лицом.

    ■ тм\ Понятие личности включает в себя
    и п. И (leli heit) или же отдельность как нечто

    и всеобщее. Люди обладают личностью в
    ml духовной природы.
    in птсюда вытекает, что ни одного чело-

    1'ппуждать к чему-либо, кроме прекра-

    'I, примененного им к другому. И мир. Бывают ограничения свободы и зако-I* "iiiic, чтобы с людьми обращались не как

    IK с нещью, например законы, разреша-li i ■>" < >днако последние являются лишь по-

    жонами и правами, и притом такими, " i •■ ■' hi1111.1 разуму и абсолютному праву.

    цок, стесняющий свободу другого чело-

    ■ 'ч'и'шиющий в нем свободную волю, явля-
    |И""||<"|.ицим праву.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта