Главная страница
Навигация по странице:

  • Права подданных [гражданские и пиитические права н

  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

  • | Философия права [ос

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Уважение закона принадлежит законодательному сословию.

    В органических законах означен состав и движе­ние сего сословия.

    Здесь нужно только с точностью определить пред­мет его; определение сие весьма существенно: от него зависит сила самого установления.

    Есть ли понятие закона распространить на все постановления без изъятия, тогда все соделается пред­метом законодательного сословия, дела придут в совер­шенное смешение и единство исполнения исчезнет.

    Есть ли, напротив, понятие закона так стеснить, чтобы оно относилось только к одним самым общим положениям, тогда власть исполнительная не будет иметь своих пределов, и под видом исполнения самый закон разорится.

    Все постановления, коими государство управляет­ся, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала стекающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе.

    Но не все сии последствия равно существенны для политической и гражданской свободы.

    В отношении к свободе они могут быть разделены на два главные класса:

    В первом должно положить те постановления, ко­ими вводится какая-либо перемена в отношениях час­тных людей между собою.

    Во втором те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают только образ исполнения первых.

    Первым принадлежит в точном смысле именова­ние закона, вторым уставов и учреждений.

    Первые должны составлять предмет законодатель­ного сословия, вторые же относятся к действию влас­ти исполнительной.

    Здесь представляется одно существенное приме­чание. Хотя уставы и учреждения не переменяют за­конов, тем не менее, определяя образ их исполнения, они могут столько их обессилить, что самое существо их останется ничтожным, хотя и сохранятся все вне­шние их формы. Сие то уважение было началом уста­новления ответственности.

    Понеже закон не мог всего объять и учредить, и учреждения и уставы, быв оставлены одной власти исполнительной, могли самый закон испровергнуть, то и принято правилом, чтоб закон был исключительно предметом законодательного сословия, но учреждения и уставы стояли бы под его же ответственностью.

    Таким образом, действие законодательного сосло­вия разделилось на две части: одно прямое — состав­ление закона; другое косвенное — изыскание ответа во > всех уставах и учреждениях.

    Прямое действие законодательного сословия не , может быть уничтожено без уничтожения самого су­щества сословия; но косвенное всегда может быть I обращено в прямое, естли правительство того пожела­ет, ибо сим не уменьшается власть законодательного сословия, но возрастает. Из сего следует:

    1) что никакой закон не может иметь силы, есть ли не
    будет он составлен в законодательном сословии;

    1. что, напротив, учреждения и уставы состоят во власти правительства, но с ответственностью его в том, что не нарушают они закона;

    2. что ответственность сию может правительство сложить, внося уставы и учреждения в законода­тельное сословие.

    По сему понятию о законе и учреждениях, сила и имянование закона присвояется следующим постанов­лениям:

    1) Уложению государственному и законам органичес­
    ким, ему принадлежащим;

    2) Уложению гражданскому;
    р' 3) Уложению уголовному;

    1. Уложению коммерческому;

    2. Уложению сельскому;

    3. Всем общим дополнениям и изъяснениям предме­тов, в уложения сии входящих.

    Сверх сего вносятся в законодательное сословие и подчиняются порядку закона следующие уставы и учреждения:

    1. устав судебный;

    2. все уставы, определяющие положение какой-либо части в связи ее с другими;

    н

    М.М. СПЕРАНСКИЙ

    ММ. СПЕРАНСКИЙ


    9) общие судебные и правительственные учрежде­ния, как-то учреждения новых судебных и прави­тельственных мест;

    1. все постановления о налогах и общих народных повинностях, как времянных, так и всегдашних;

    2. продажа и залог государственных имуществ и ис­ключительных на них привилегий;

    3. вознаграждение частных людей за имущества, для общей пользы необходимые.

    Исключая сих статей, все прочие уставы и учреж­дения остаются на ответственности правительства и в его расположении.

    Сюда принадлежат:

    1. постановления о мире и войне;

    2. все великие меры, приемлемые правительством к спасению Отечества среди каких-либо бед­ствий;

    3. все частные наказы, учреждения и распоряжения, Удостоверяющие, изъясняющие и дополняющие прежние уставы и учреждения и разрешающие ча­стные в них сомнения и затруднения [...].

    Права подданных

    [гражданские и пиитические права н ш классификация!

    Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов

    Здесь представляются два важные вопроса к раз­решению:

    1. должно ли в России допустить разделение состоя­ний;

    2. в чем должно состоять сие разделение? 1. Причины разделения состояний

    Выше было примечено, что Россия стоит ныне во
    второй епохе феодального состояния, в епохе, когда
    власть самодержавная, соединив в себе все силы госу­
    дарственные, обладает свободою подданных, как поли­
    тическою, так и гражданскою.
    luZ Но обладание сие имеет у нас три степени.

    Первый и самый высший степень обладания пада­ет на ту часть народа, которая не имеет ни политичес­кой, ни гражданской свободы. В сем положении нахо­дятся крестьяне помещичьи.

    Второй степень обладания простирается на тех подданных, кои имеют гражданскую свободу, но не имеют политической. В сем положении находятся у нас так называемые люди свободного состояния: купцы, мещане, и государственные крестьяне.

    Третий степень обладания относится к тем, кои, хотя и не имеют прав политических, но, имея право гражданское, сверх того разделяют с державною вла-стию право обладания в первой степени. В сем поло­жении находится дворянство.

    Таким образом, народ российский разделяется на три класса.

    Первый класс, дворянство, представляет остаток тех древних феодальных установлений, в коих державная власть, то есть соединение прав политических и граж­данских, разделялась между известными родами. Впос­ледствии времени политические права от них отторгну­ты, но гражданские остались неприкосновенны, и роды сии наследственно делят их с державною властию.

    Второй класс, купечество, мещанство и прочее, основался переходом и постепенным освобождением из третьего.

    Третий класс, крепостные люди, вначале имели некоторый степень гражданских прав. Они могли иметь собственность и право перехода с одних земель на другие. Но впоследствии, по мере того, как от удель­ных владельцев права политические переходили и присоединялись ко власти державной, права граждан­ские сего последнего класса, как бы в вознаграждение первых, переходили к их помещикам и, наконец, раз­ными обстоятельствами, особенно же системою состав­ления военных наших сил, быв укреплены к земле, потеряли как личную, так и вещественную свободу.

    Таково есть настоящее разделение состояний в России.

    Два только могут быть источника всех разделений:
    права гражданские и политические. Ш

    ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ U828-10041

    В 1849 г. окончил юридический факультет Мос­ковского университета. Он ученик Т.Н. Грановс­кого, профессор, доктор наук. В 1868 г. уходит вместе с группой профессоров в отставку в знак протеста против нарушения университетского ус­тава. Избирается на должность городского главы, которую исполнял один год. Сотрудничал с А.И. Герценом. Сформулированный им полити­ческий принцип «либеральные меры и сильная власть» имел поддержку в правительственных кругах. Работы Б.И. Чичерина в области юриспру­денции не потеряли своего теоретического и прак­тического значения и в наше время. В последние годы жизни им написан ряд интересных произве­дений по естественным наукам (экологии, химии, начертательной геометрии).

    | Философия права

    [основные тенденции развитии!

    Чичерин Б.1. Философия права

    Пятьдесят лет тому назад философия права зани­мала выдающееся место в ряду юридических наук. Каково бы ни было разнообразие взглядов на философ­ские основания права, признавалось, как несомненная истина, что они должны служить руководящими нача­лами практики. Философия права была одним из важ­нейших предметов преподавания в университетах; она порождала обширную ученую литературу. И это имело глубокий смысл, ибо область права не исчерпывается положительным законодательством. Последним опре деляются те юридические нормы, которые действуют в данное время и в данном месте. Но юридические законы не остаются вечными и неизменными, как 3d коны природы, которые нужно только изучать и с ко

    торыми всегда надобно сообразоваться. Положитель­ные законы суть произведения человеческой воли и, как таковые, могут быть хороши или дурны. С этой точки зрения они требуют оценки. По той же причине они изменяются, сообразно с изменениями потребно­стей и взглядов. Чем же должен руководствоваться законодатель при определении прав и обязанностей подчиняющихся его велениям лиц? Он не может чер­пать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображе­ния. Он не может довольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо последняя представляет зна­чительное разнообразие элементов, интересов и тре­бований, которые приходят в столкновения друг с дру­гом и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить их относительную силу и достоинство, надобно иметь общие весы и мерило, то есть руководя­щие начала, а их может дать только философия. Нельзя разумным образом установить права и обязанности лиц, не зная, что такое право, где его источник и какие из него вытекают требования. Это начало тесно связа­но с самою человеческою личностью, а потому необхо­димо исследовать природу человека, ее свойства и назначение. Все это вопросы философские, которые поэтому не могут быть решены без глубокого и осно­вательного изучения философии. Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств. Под влиянием выраба­тываемых ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новые здания. Достаточно указать на провозглашенные философией XVIII в. начала свободы и равенства, которые произве­ли Французскую революцию и имели такое громадное нлияние на весь последующий ход европейской исто­рии.

    Это увлечение идеями имело, однако, и свою обо­ротную сторону. Возносясь в отвлеченную область, философская мысль мало обращала внимания на ре­альные условия жизни. К практике она относилась •ни то отрицательно; нередко она строила фантастичес- 141

    кие здания, которые не могли найти приложения в реальном мире, Таков был Общественный договор Руссо. Таковым же в особенности является последнее произведение самой крайней идеалистической фило­софии — социализм.

    Подобное направление, естественно, вызвало ре­акцию. По общему свойству человеческого ума, склон­ного предаваться односторонним течениям, она обра­тилась не только против увлечений идеализма, но и против философии вообще. В движении мысли произо­шел крутой поворот. Дошедши до крайних пределов одностороннего пути и не видя исхода, мышление вне­запно перескочило на противоположный конец. Вмес­то того чтобы строить здание по общему плану, оно принялось воздвигать фундамент на основании чисто практических соображений. Метафизика была отвер­гнута, как бред воображения, и единственным руково­дящим началом всякого знания и всякой деятельности признан был опыт.

    Последняя односторонность оказалась, однако, горше первой. Если идеализм, витая в облаках, преда­вался иногда фантазиям и действовал разрушительно на практику, то в нем самом заключалась и возмож­ность поправки: под влиянием критики односторонние определения заменяются более полными и всесторон­ними. Реализм же, лишенный идеальных, то есть ра­зумных начал, остается бессильным против самых нелепых теорий. Именно на почве реализма социализм, в самых крайних своих формах, не встречая надлежа­щего отпора, более и более покоряет себе массы. Са­мое понятие о праве совершенно затмилось в совре­менных умах. Оно было низведено на степень практи­ческого интереса, ибо для идеальных начал не остается более места. Германская юриспруденция, в лице одно­го из самых видных своих представителей, прямо про­возгласила, что право есть политика силы. Оно являет­ся выражением эгоизма, но не личного, а обществен­ного, превращающего отдельное лицо в вьючное животное, осужденное носить непосильное бремя об­щественных тяжестей, под которым оно изнемогает. Не только право, но и сама нравственность выводится из
    It. тиги же начала, кшдивидуализм должен оыть выгнан из этого последнего угла, из области внутренней сове­сти, в которой он старается укрыться. Таковы теории, | в настоящее время господствующие в стране, которые : полвека тому назад были родиной самого глубокого и i возвышенного идеализма. Очевидно, они идут прямо на руку социалистам, которых все стремления клонят­ся к тому, чтобы массой, одушевленной эгоистически­ми целями, подавить всякую самостоятельность отдель­ного лица и не дать никому возвыситься над общим низменным уровнем.

    Те из молодых юристов, которые, возмущаясь гос­подствующими течениями, признают в современном мире полную «дезорганизацию правосознания» и, в особенности в учении Иеринга, видят «лишь один из симптомов общей болезни, общей нравственной и идей­ной дегенерации теперешней переходной эпохи куль­туры», сами не в состоянии выбиться из проложенной колеи. Они хотят восстановить старое естественное право, но, при полном недостатке философской подго­товки, не знают, как к этому приступить. По примеру Иеринга они смешивают право с политикой и возве­щают науку будущего — цивильную политику, которая должна быть возрождением естественного права! Чего только нет в этой науке будущего! Тут и проповедь любви ап. Павла, которая должна сделаться целью правоведения (!), и экономическое устройство обще­ства по новейшим рецептам немецких социалистов, кафедры которых теории представляют полнейший хаос всякого рода юридических, нравственных, эконо­мических и политических понятий. Нет только того, что составляет источник и основание всякого права — человеческой личности, с ее духовной природой и вытекающими из нее требованиями. Лица рассматри­ваются просто как склады товаров (Guterstationen), по которым произведения размещаются государством, на основании соображений общественного блага, более и более приближаясь к идеалу любви, т. е. коммунизму. Целью цивильной политики ставится распределение имуществ, которое признается не частным, а обще­ственным делом, а потому должно заведываться госу- |

    дарством, по общему плану. О том, что людям что-ни­будь принадлежит, чего нельзя у них отнять без нару­шения справедливости, нет и речи. Справедливость не состоит в том, чтобы воздавать каждому свое, как опре­деляли римские юристы; это не более как смутное чувство, которым прикрываются чисто голословные утверждения. Признается, что государство может по своему произволу постановлять все, что угодно, напри­мер, что процент с капитала должен принадлежать не собственнику, а тому, кто употребляет капитал. Автору, по-видимому, даже не приходит в голову, что если бы государство издало подобный закон, то разом прекра­тились бы все сделки и займы и промышленность ста­ла бы наточке замерзания. Законодательство, которое вздумало бы сделать такое постановление, следовало бы прямо посадить в дом умалишенных. Но всего изу­мительнее то, что эти взгляды самого новейшего изде­лия подкрепляются авторитетом римских юристов. Правда, последние не имели понятия о цивильной политике, которая, к благополучию человеческого рода, даже в настоящее время еще не родилась и, можно надеяться, никогда не родится. Столь же мало они знали о теориях современных социалистов кафед­ры и социал-политиков. Поэтому их рассуждения от­кидываются, как негодные. Хотя юридическая логика признается самым существенным элементом право­ведения, однако это относится лишь к логике будущей цивильной политики, а не к прославленной логике римских юристов, которая обличает только их полное экономическое невежество. Важное значение их заклю­чается не в том ясном и верном юридическом смысле, с помощью которого они, разрешая жизненные стол­кновения, создали цельную и стройную систему пра­ва, что и делало их всегда предметом удивления, а в том, что они были бессознательными органами како­го-то никому неизвестного обычного права какого-то неизвестного народа, ибо что такое был римский на­род во времена Империи? С этой точки зрения буду­щая цивильная политика должна пользоваться их указаниями, чтобы постепенно приближаться к идеа­лу любви.

    Таковы юридические воззрения, которые появля­ются в настоящее время в Германии и у нас, как пос­леднее слово новейшей науки. Если бы все эти стран­ные измышления были произведением молодого че­ловека, хватающего вершки и желающего выдумать что-нибудь свое, то это было бы понятно и не имело бы значения. Но когда все это является под пером уче­ного, хотя недавно выступившего на литературном по­прище, но обнаруживающего в своих ранних произ­ведениях обширные сведения, тонкий ум и блестящий талант, то это служит указанием на ту школу, из кото­рой он вышел. По собственному выражению автора, это один из признаков того полного затмения право­сознания, которое составляет характеристическую черту современных обществ.

    Если таковы понятия юристов, то чего же можно ожидать от не юристов. Во Франции презрение к ин­дивидуализму не достигло до такой степени, как в Гер­мании. Там живы еще предания Французской револю­ции, с провозглашенными ею началами свободы и равенства; там и в учреждениях, и в мыслящих сферах сохраняются понятия о правах человека. Но эти поня­тия были порождением метафизики, а метафизика от­вергается, как устаревший хлам; господствующая ныне положительная философия признает, что мы сущности вещей не знаем и не имеем ни малейшего понятия о метафизической природе человека, из которой выте­кают эти права. И духовная личность, и свойственная ей свобода воли — все это считается метафизически­ми бреднями, которые надобно выкинуть за борт. Но тогда что же остается? Остается скептицизм, и на нем думают основать начала свободы и равенства. Хотя мы истинной природы человека не знаем, хотя мы не зна­ем даже, что такое добро, однако мы все-таки можем гипотетически стремиться, может быть, и к неосуще­ствимому идеалу права. Но так как это не более как гипотеза, то мы должны предоставить каждому идти к этому идеалу по-своему, лишь бы он не нарушал чу­жой свободы и всеобщего равенства. Устройство прак­тических отношений определяется, таким образом, неспособностью к теоретическому познанию. Очевид-
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта