Главная страница
Навигация по странице:

  • | Толкование норм права [Приемы толкования правовых норм; виды толкования!

  • Толкование.

  • Н.М. КОРКУНОВ И.М. КОРКУНОВ

  • 1 Юридические отношения [правовые отношения и их элементный состав; юридические факты]

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница6 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    H.M. КОРКУИОВ
    Hi

    практической потребностью: Такое объединение может совершаться двояким путем: посредством инкорпора­ции и кодификации.

    Под инкорпорацией разумеют такую форму сис­тематической обработки законодательства, когда со­ставитель ограничен в выборе материала одним дей­ствующим законодательством, когда имеется в виду из­менить только форму, оставляя неизменным самое содержание. Инкорпорация дает объединение уже име­ющемуся налицо законодательному материалу. Поэто­му она, конечно, может дать только внешнее объедине­ние: противоречий в самом содержании она устранить не может.

    Кодификация не ограничивается изменением толь­ко формы, она дает систематическое объединение и содержания, а потому кодификатор не ограничивается одним действующим в момент составления кодекса законодательством. Он может черпать свой материал и из обычного права, и из судебной практики, и из иностранного права, и из научной литературы. Кодекс является не новой только формой старого закона, а новым законом в полном смысле слова [...].

    | Толкование норм права

    [Приемы толкования правовых норм; виды толкования!

    Коркунов I.M. Лекции по общей теории права

    Толкование. Критика установляет подлинность источника как в его целом, так и в частях. Принципы, определяющие взаимное отношение разновременных и разноместных законов, указывают какие именно нормы должны быть применены к тому или другому частному случаю. Но знать, какие именно нормы под­лежат применению, еще мало. Надо, кроме того, суметь применить эти нормы. А для этого прежде всего сле­дует выяснить смысл данной юридической нормы, что и составляет задачу толкования [...].

    Толкование, как и критика, не составляет исклю-2U2 чительной принадлежности юридических наук; напро

    Н.М. КОРКУИОВ

    тив, оно встречается во всех науках, имеющих дело с письменными источниками, напр., в истории, богосло­вии. И можно указать такие правила, которые имеют одинаковое применение, как в толковании и критике юридических норм, так и в толковании и критике па­мятников исторических или догматических религиоз­ных книг. Но критика или толкование юридических норм представляют и особенности, так, напр., в крити-! ке вопрос о конституционности закона представляет исключительную принадлежность юридической кри­тики. Точно также и в толковании. Поэтому в нем мож-; но различать два элемента: общий и специфически юридический.

    Общий элемент заключается в общих приемах тол­кования: грамматическом и логическом. Каждый пись­менный источник содержит в себе человеческую мысль, выражаемую словом. Но и мысль, и слово подчиняют­ся известным правилам: логическим и грамматическим. |Лля понимания написанного, как и сказанного, необ-щмо знакомство с этими правилами; истолкователь икен, по замечанию Савиньи, воспроизвести мыс-iho весь тот процесс, каким данный закон сложил-облекаясь в форму логическую и затем граммати-:кую, соответствующую его содержанию. Грамма-геские правила с течением времени изменяются; толкователь должен поэтому применять к истолко-шю каждого данного закона грамматические пра-va того времени, когда он составлен, а не своего, оме того, подобно тому, как у каждого писателя еются свои особенности языка, такие же особенно-[ могут существовать, и обыкновенно существуют, и зыке законодателя. Поэтому грамматическое толко-ше предполагает и изучение этих особенностей. Логические правила неизменны, но те понятия, с горыми оперирует логическое мышление, меняют )е содержание, понимаются различно. Поэтому при толковании норм надо обращать внимание на изме­нив значения содержащихся в них понятий [...]. [...] Больший юридический интерес имеет особен-й, специфический элемент толкования, основываю­тся на особенном соотношении между собой после-

    263


    Н.М. ШИШ

    И.М. КОРШОВ

    шш


    довательно сменяющихся и одновременно существую­щих норм. Это соотношение представляется далеко не тождественным с соотношением, напр., памятников исторических и литературных. Совокупность истори­ческих памятников, относящихся к определенной ис­торической эпохе, не составляет вовсе чего-либо цело­го. Каждый из них толкуется отдельно, и появление нового памятника не может изменить смысла прежде существовавших. Конечно, новые памятники могут помочь более правильному пониманию старых. Но смысл сам по себе от этого не меняется. Совокупность одновременно существующих юридических норм, на­против, представляет собою весь юридический поря­док данного общества, и притом так, что каждая норма имеет свою исключительную сферу применения: к одному и тому же предмету не может быть одновре­менно применяемо несколько норм. Поэтому совокуп­ность юридических норм есть одно целое, составляет одну связную систему, и появление новой нормы все­гда изменяет несколько смысл прежде существовав­ших норм, расширяя или ограничивая его. В этом от­ношении юридические нормы сходны с догматами религии, которые также составляют одно системати­ческое целое.

    Что касается соотношения последовательно следу­ющих друг за другом норм, то и тут также сказывается этот взаимоисключительный характер: новая норма отменяет относительно определяемого ею вопроса дей­ствие прежде существовавших норм [...].

    [...] Указанное нами взаимоисключающее соотно­шение юридических норм придает своеобразный ха­рактер юридическому толкованию, и смотря по тому, обращается ли внимание на соотношение одновремен­но существующих или последовательно следующих друг за другом во времени, различают толкование си­стематическое и историческое.

    Под историческим толкованием разумеется объяс­нение смысла нормы из соображения ее с нормой, действовавшей по тому же предмету в момент установ­ления новой [...]. Необходимость исторического толко-2В4 вания обусловливается тем, что редко концепция ново-

    Pro закона всецело определяется содержанием им от­меняемого закона. Как иногда бывает, невозможно понять ответ, не зная вопроса, на какой он последовал, так и отменяющий закон иногда не может быть понят, если неизвестно содержание закона отменяемого.

    Если дело касается обширных законов, объемлю­щих целую отрасль права, то только внимательным сличением старого и нового закона можно определить, вполне ли новый закон отменит старый, и это тем бо­лее, что в основу двух этих законов легко могут ока­заться положенными существенно различные понима­ния пределов данной отрасли права.

    Новый закон может находиться в различном отно­шении к старому. Он может его или вполне отменить (abrogatio), или заменить его смысл новым постановле­нием (obrogatio), или изменить его отчасти (derogatio), или дополнять его (subrogatio).

    Под систематическим толкованием разумеется выяснение смысла нормы из соображения ее соотно­шения к общей системе права. Поэтому объяснение нормы по соображению с заголовком того отдела зако­нодательного акта, где она помещена, обыкновенно называемое у нас систематическим толкованием, есть только частная форма логического. Дело в том, что система законодательного акта, размещение в нем от­дельных постановлений, статей в том или в другом порядке есть продукт логического развития содержа­ния данного акта. Но нельзя же смешивать систему мышления законодателя, подчиняющуюся законам ло­гики, и систему норм, действующих в данном обществе, определяющуюся законом солидарности сосуществу­ющих явлений. Только последняя может служить ос­нованием систематического толкования. Если не делать этого различия, то получится такая несообразность: выяснение смысла закона по системе изложения от­дельной статьи (ибо в каждой статье есть своя система изложения) будет толкованием логическим; выяснение же по системе расположения статей друг за другом — систематическим. А между тем понятие статьи не есть определенное: от составителя закона вполне зависит слить несколько статей в одну, или наоборот. Поэтому 2В5


    Н.М. КОРКУНОВ

    И.М. КОРКУНОВ


    следует считать порядок изложения отдельной статьи и порядок расположения нескольких статей безразлич­но основой логического, а не систематического толко­вания [...].

    [...] Кроме различия толкования по приемам, в ста­рое время различали его также по субъекту, от которо­го исходит толкование на доктринальное и легальное. Доктринальное толкование — это то, которое соверша­ется лицами, применяющими закон, и сила которого основывается на его разумности. Легальное — это тол­кование, установляемое обычаем (узуальное) или даже самим законодателем (аутентическое) и основывающе­еся не на разумности, а на авторитете обычая или законодательной власти. Но, как на это указал Сави-ньи, толкование мыслимо только как толкование докт­ринальное. Так называемое узуальное толкование — это не что иное, как обычай, так называемое аутенти­ческое закон. И практическое значение этого нелепого выражения — законодательное толкование закона сво­дится к тому, что иногда, прикрываясь им, придают закону обратную силу.

    С толкованием не следует смешивать аналогичес­кого применения нормы. Толкование есть объяснение нормы, аналогия — применение нормы к случаям, ею не предусматриваемым, но представляющим в юриди­ческом отношении аналогию с теми случаями, для ко­торых они установлены. Смотря по тому, применяется ли таким образом правило, извлеченное из отдельного закона или из целой системы законодательства, разли­чают аналогию закона и аналогию права [...].

    1 Юридические отношения

    [правовые отношения и их элементный состав; юридические
    факты]

    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права

    [...] Определяя человеческую деятельность, юри­дические нормы придают существующим между людь-luu ми отношениям особый характер, превращая их из

    фактических отношений в юридические. Раз человек уководится в своей деятельности юридическими нор­ами, его отношения к другим людям определяются не ем, что представляется ему фактически возможным в аждом отдельном конкретном столкновении с ними, а тем, как разграничивает их интересы право. Опреде­ляемые юридическими нормами взаимные отношения людей слагаются из соответствующих друг другу и друг друга обусловливающих права и обязанности. Разгра­ничивая сталкивающиеся интересы, юридическая нор­ма, во-первых, установляет пределы, в которых данный интерес может быть осуществляем — это право; во-вторых, установляет в отношении к другому сталкива­ющемуся с ними интересу соответственные ограниче­ния — это обязанность. Отношение слагающееся из права и обязанности и есть юридическое отношение. Таким образом, существование права выражается не только в существовании юридических норм, но так­же и в существовании юридических отношений. Юри­дические нормы и юридические отношения — это две различные стороны права: объективная и субъектив­ная. Юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут: и право, и обязанность должны непременно быть чьи-нибудь. Напротив, юридические нормы не стоят в таком отношении к субъекту. Они имеют более общий и более отвлеченный характер, они не приурочены к определенному субъекту и потому, в противоположность юридическим отношениям, назы­ваются правом в объективном смысле. Нам и следует теперь обратиться к рассмотрению особенностей каж­дой из этих сторон права, объективной и субъектив­ной, и их взаимного соотношения. Мы начнем при этом с права в объективном смысле, так как субъективная сторона представляется обусловленной объективною и к тому же объективная сторона права, как более абст­рактная, легче поддается анализу.

    Необходимо, однако, оговориться, что в историчес­кой последовательности не объективное право пред­шествует субъективному, а наоборот, субъективное 267

    ИИ_ н.м. коркунов

    объективному. Историческое развитие всегда начина­ется с частного, а не с общего. Поэтому раньше созда­ются отдельные субъективные права, а уже потом об­щие регулирующие их нормы. Прежде чем слагается понятие об единой общей Фемиде, верят в существо­вание множества отдельных, частных фемид, представ­ляющих собою решения отдельных случаев. Древний суд не применяет уже существующей общей нормы к частным случаям, а для каждого частного случаи тво­рить новое право и только путем постепенного и мед­ленного обобщения этих частных решений слагаются со временем и общие правила представляющими к тому же первоначально весьма невысокую степень обобще­ния, являющаяся дробными, казуистическими прави­лами.

    Но как бы то ни было, раз общие юридические нормы сложились, они уже необходимо обусловлива­ют собою субъективные права. Определение каждого отдельного субъективного права получает при этом характер силлогистического заключения. Юридическая норма выполняет роль большой посылки; данное фак­тическое отношение людей, выражающее столкнове­ние регулируемых нормой интересов, — роль малой посылки, а определение соответствующих прав и обя­занности есть заключение [...].

    В силу всех этих условий, человеческая жизнь слагается из ряда самых разнообразных отношений к другим людям. Сами по себе эти отношения имеют чисто фактический характер, представляя собою фак­тическую зависимость и основанную на ней фактичес­кую же возможность воздействовать друг на друга. Но насколько люди в своей деятельности руководятся юридическими нормами, это приводить к превраще­нию фактических отношений в юридические, факти­ческой зависимости — в юридическую обязанность, фактической возможности воздействия — в право, пра­вомочие.

    Юридические нормы, разграничивая людские ин­тересы, неизбежно ограничивают осуществление от­дельных интересов, налагая на людей обязанности ZB8 ради обеспечения возможности осуществления чужих

    интересов. Поэтому к фактическим основаниям взаим­ной зависимости право присоединяет новое, юридичес­кое. Раз мои отношения к другим людям определены правом, осуществление моих интересов ставится в зависимость не только от фактических условий, но также и от моих правообязанностей. Вместе с тем со­ответственно этими обязанностями для других установ-ляется возможность особой формы воздействия на меня в форме правовых притязаний. Таким образом, юриди­ческие отношения предполагают юридическую связь зависимости, в форме правообязанности, и обусловлен­ное этой зависимостью правопритязание или право, правомочие.

    У римских юристов регулируемые правом отноше­ния и обозначались выражением juris vinculum. Для них характерною особенностью юридических отноше­ний представлялась именно связанность их объектив­ным правом. Активная же сторона юридического отно­шения, правовое притязание, как мало обращало на себя внимание, что у них не выработалось понятие субъективного права в смысле правомочия [...].

    [...] Признание главного и даже исключительного
    значения за одним только правопритязанием несогла-
    симо, однако, с действительным характером юридичес­
    ких явлений. В особенности в области публичного пра­
    ва невозможно признать правопритязание главной,
    основной формой проявления действия права. В пуб­
    личном праве ярче и определеннее всего выступают
    именно правообязанности; они точно определены, по
    содержанию, они возлагаются всегда на точно опреде­
    ленных лиц. Напротив, публичные права представля­
    ются, так сказать, лишь отражением обязанностей и
    предоставляются неопределенному кругу лиц, могущих
    быть в том заинтересованными. Почти все содержа­
    ние государственного права сводится к учению об
    обязанностях органов власти: предоставленные им
    права имеют значение лишь условия, обеспечения
    возможности исполнения их обязанностей. Так судьи
    прежде всего обязаны отправлять правосудие и лишь
    для обеспечения возможности выполнить эту функцию
    они наделены известными правами. 21

    к

    и.м. каркунав

    Н.М. КОРКУМ



    Но точно так же и не все отношения частного пра­ва могут быть объяснены как последствие лишь при­знанного правопритязания. Таковы в особенности яв­ления пассивного действия права, как их называет Иеринг. Это те случаи, когда правообязанность суще­ствует без соответствующего ей правопритязания [...].

    [...] Каждое юридическое отношение определяет­ся частью фактическими условиями, частью юридичес­кими нормами. Нет таких отношений, которые бы все­цело и исключительно определялись только правом, в которых бы участники отношения требовали друг от друга и делали друг другу только то, на что они упол­номочены и к чему обязаны законом [...].

    [...] Разнообразием бытовых условий и создается особенная индивидуальная физиономия каждого от­дельного конкретного отношения. Юридическая же форма всех однородных отношений, напр. всех браков, всех наймов совершенно одинакова, потому что ко всем однородным отношениям применяется одна и та же общая юридическая норма.

    Так как юриста непосредственно интересует именно юридическая форма отношений, то понятно, что для юридического исследования представляется весьма важным отделить общую юридическую фор­му однородных отношений от разнообразного факти ческого содержания. С этой цепью юристы конструи­руют мысленно представление о таких юридических отношениях, которые бы всецело и исключительно определялись одними только юридическими норма ми. В таком воображаемом отношении все конкрет ное разнообразие фактической обстановки отпадает остается одна только общая для всех однородных от­ношений юридическая форма. Такие воображаемые, чисто юридические отношения называются юриди ческими институтами. Они представляют собою от» влечение, абстракцию юридической формы от кон к ретного фактического содержания отношений. Та| как юридическая форма одинакова для всех отнопп* ний определенной категории, то юридический инсти тут служит как бы общим типом для всех отношен mi

    270

    известного рода.

    Разнообразные интересы, составляющие содер­жание общественной жизни, так тесно переплетены между собою, что юридические отношения, имеющие своим основанием столкновения этих интересов, не представляются обособленными и разрозненными, а, напротив, составляют одно целое. Совокупность юри­дических отношений называют юридическим бытом. Соответственно с этим и юридические институты, как общий тип юридических отношений, составляют из себя также одно связное целое. Совокупность юри­дических институтов называется юридическим по­рядком.

    Каждое юридическое отношение, как мы видели, слагается из права и обязанности. Но и право, и юри­дическая обязанность не могут существовать сами по себе. Они непременно составляют принадлежность какого-нибудь субъекта. Поэтому необходимым эле­ментом каждого юридического отношения являются субъекты права и обязанности. Однако этим не исчер­пываются необходимые элементы юридического отно­шения. Право есть возможность осуществления инте­реса, а осуществление наших интересов предполагает непременно пользование для этого теми или другими средствами. Поэтому каждое право необходимо долж­но иметь свой объект, пользование которым и ведет к осуществлению интереса, составляющего содержание нрава. Таким образом каждое юридическое отношение предполагает субъекта права, субъекта обязанности и оГгьект. Этими элементами и определяется структура юридических отношений.

    Но учение об юридических отношениях не может Ограничиться рассмотрением одной только структуры. I' 'ридические отношения не остаются неподвижными: f изменением интересов они возникают, изменяются, |Ьвкращаются. Поэтому кроме их структуры необхо­димо рассмотреть также формы и условия их движе­нии [...].

    [...] Юридические отношения возможны только |вжду людьми, а следовательно, и субъектами юриди-Х'Ких отношений могут быть только люди. Другими Цввами, только люди правоспособны, так как способ- 2/1
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта