Главная страница
Навигация по странице:

  • | К вопросу о ценности права

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница14 из 24
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

    ЛХ ПЕТРАЖИЦКИК

    и. mtmmi


    3. Стремление права к достижению контролиру­ем, ости и доказуемости релевантных» фактов.

    Для предупреждения разногласий и конфликтов представителей императивной и атрибутивной сторо­ны в праве весьма важно, далее, избегать связывания обязанностей и прав с такими фактами, признаками и т. д., наличность которых не поддается объективно­му контролю, проверке и бесспорному для обеих сто­рон установлен!»; возведете не поддающихся контро­лю и доказательству категорий фактов в юридически релевантные было бы обильным источником сомни­тельности и спорности соответственных прав и обя­занностей.

    И вот в сфере права действует тенденция избежа­ния этого, игнорирования фактов этого рода, в виде простого непринятия их во внимание или в виде заме­ны их другими (суррогатами), поддающимися бесспор­ному установлению напр., не поддавшийся контролю, по существу важный во многих областях права—в области наследственных, семейственных, сословных и иных прав, факт происхождения (зачатия) данного типа от мужа его матери игнорируется правом с заменою его особыми правилами определения брачного проис­хождения. «Родившийся» не раньше истечения опре­деленного количества дней со дня заключения брака и не позже истечения определенного количества дней после прекращения брака признается происходящим, от мужа своей матери и т. п.

    Так как, наряду с разными физическими фактами, к неподдающимся контролю фактам относятся многие психические, то тенденция контролируемости юриди­ческих фактов проявляется в разных областях права в форм» отрицательного отношения к возведению в ре­левантные факты разных психических явлений. Но для правильного понимания существа дела и причинной связи явлений следует иметь в виду, что дело не в различии внутреннего и внешнего мира, а в контроли­руемости или неконтролируемости подлежащих фак тов. Факт зачатия есть физический (физиологический) факт, но он не поддается контролю, и право не возво 454 дит его в релевантный факт, а заменяет суррогатами;

    факт сильного эмоционального возбуждения, напр., яростного гнева вследствие оскорбления, есть психи­ческий факт, но он поддается установлению, напр., со стороны свидетелей ссоры и убийства «в запальчиво­сти и раздражении», и он возводится уголовным пра­вом в релевантный, уменьшающий наказание, факт.

    Сверх указанной тенденции в праве действует еще стремление достигнуть возможно большей объек­тивной достоверности и бесспорности фактов с помо­щью разных иных средств. Большая роль в праве пись­менных документов, нотариальных засвидетельство­ваний, свидетельских показаний и проч. и проч.— тоже связана с атрибутивною природою права и ею объясняется.

    Нравственности, вследствие чисто императивной природы, указанные тенденции и явления вполне чужды.

    Социальная потребность и необходимость такого приспособления содержания права, чтобы имелось точное предопределение условий обязанностей-прав, точное определение их объектов и их размеров, воз­можность объективного констатирования бытия или небытия фактов, возводимых в релевантные, и т. д. — тем настоятельнее, чем ниже культура данного народа; ибо чем менее культурны люди, тем резче и кровопро­литнее соответственные конфликты, тем больше эгои­стической неуступчивости, не правдивости и проч.

    Сообразно с этим можно дедуктивно предвидеть в качестве законов исторического развитая права, что указанные выше тенденции права проявляются в фор­ме, тем более резкой и абсолютной, тем более игнори­рующей и коверкающей существо дела, чем древнее право, т. е. ниже культура.

    И действительно, точная и абсолютная определен­ность содержания и объема, игнорирование фактов, могущих возбуждать споры, и т. д. — представляют такие свойства содержания права, которые в особенно поразительной форме свойственны древнему праву.

    4. Унификация конкретных правоотношений. Яв­
    ление суда и связь его с императивно-атрибутивной
    природой правовой психики. 455

    f


    пи
    ми

    Л.И. ПЕТРАЩКШ

    Л.И. ПЕТРАЖИЦКИЙ


    Установленные выше законы-тенденции развития и приспособления права ведут к тому, что в громад­ном большинстве конкретных случаев достигается унификация правовых мнений противостоящих сто­рон, совпадает приписываемаях другой сторона обя­занностей или, прав с тем, что себе приписывает другая сторона, и обратно. Но абсолютное исключе­ние всяких поводов для правовых диссонансов между сторонами на почве выработки однообразного шабло­на общих правовых начал с содержанием, надлежаще приспособленных к приведенному к одному знамена­телю правовых мнений сторон, с точным определени­ем условий, объема прав и обязанностей и т. д., явля­ется недостижимым.

    Как бы превосходно ни было приспособлено пра­во в указанных отношениях к достижению совпадения правовых мнений сторон, все-таки возможны несов­падения вследствие сомнений и разногласий относи­тельно релевантных фактов, относительно подведения их под те или иные общие начала права и т. п.

    Наряду с развитием единого позитивного шаблона норм и надлежащим приспособлением их содержания к притязательной и конфликтной природе правовой психики, и независимо от этого, существует потреб­ность в унификации конкретных прав и обязаннос­тей (соответственных мнений), как таковых, для предупреждения или устранения вредных и опасных конфликтов, связанных с императивно-атрибутивной природой правовой психики.

    Средством такой унификации является обращение спорящих к третьему, незаинтересованному лицу с просьбой разобрать и решить их спор, т. е., исследовав обстоятельства дела (релевантные факты), высказать свое мнение относительно того, на что одна из сторон по отношение к другой или обе взаимно могут притя­зать, к чему они обязаны, с тем, чтобы впредь это мне­ние для обеих сторон было одинаково обязательно,— вообще замена индивидуально-различных правовых мнений сторон третьим мнением, правовым мнением третьего лица (или совокупности лиц), как единым, для 456 обеих сторон обязательным решением.

    Явление выработки такого третьего правового мнения мы назовем судом (или процессом), третье мнение судебным решением. Это, между прочим, осо­бый случай позитивации права, выработки позитивно­го права особого вида. Стороны приписывают себе соответственные обязанности и права со ссылкою на

    решение судьи или суда, как на авторитетно-норматив­ный факт. Под установленное понятие суда с точки зрения психологической теории права, следует отметить, под­ходят не только разбирательство дела и постановление решения со стороны государственных судов, особых официальных учреждении, а и бесчисленные иные, психологически однородные и находящиеся в одина­ковой причинной связи с императивно-атрибутивной природой права, явления; напр., разбирательство и решение правовых в нашем смысле споров детей по поводу принадлежности игрушек, дележа конфет, ис­полнения их, детских, договоров и т. п. со стороны отца, матери, няни и т. д., товарищески суд между детьми или взрослыми по поводу обид, присуждающий обидчика к извинению или т. п., разбор и решение споров разбой­ников о принадлежности добычи или известной части WJfeQстороны атамана шайки, и пр., и пр.

    Вообще суд, сознание потребности в нем, обраще­ние к третьим за решением, подчинение этим реше­ниям, как позитивно-нормативным фактам, и т. д. — весьма распространенное в различнейших областях наличности и действия правовой психики явление, психологически естественный продукт и дополнение императивно-атрибутивной природы этой психики, одна из форм проявления установленной выше общей унификационной тенденции этой психики.

    Что явления права и суда находятся во взаимной связи, это, конечно, не новое для науки права положе­ние. В психике публики и юристов имеется крепкая ассоциация «соответственных представлений, так что слово и представление «суд» вызываешь представле­ние «право» и т. д.; но природа причинной связи явле­ния суда со специфическою природою права остается невыясненного в современной юриспруденции и не

    HI ПЕТРАЖИЦККН

    может быть научно выяснена за отсутствием надлежа­щего понятия права. Вообще научная, адекватная, reopia суда —явления, свойственного далеко не только той области явлений, которую юристы относят к праву (как и научные теории других, указанных выше, явлений и тенденции), достижима только на почве понятая и изу­чения права, как императивно-атрибутивных пережи­ваний.

    I Функции права

    [общественные функции права; распределительная функция права,
    в особенности в прирвде собственности]


    Петражицккй Д.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности

    С различием специфической природы правовой, атрибутивной, и нравственной, чисто императивной, психики связано различие функций, исполняемых в социальной жизни той и другой ветвью человечес­кой этики.

    Уже выше было указано, что правовое сознание, как таковое, имеет иное значение в области мотивации поведения, нежели нравственное сознание. Правовой психики, сообразно императивно-атрибутивной приро­де подлежащих моторных возбуждении, свойственно двустороннее мотивационное действие: наряду с пас­сивною этическою мотивацию (сознания долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индиви­дуальное и массовое поведение. При этом пассивно правовая мотивация вследствие атрибутивной силы подлежащих эмоций, вследствие сознания, что другой стороне причитается то, что является предметом на­шего долженствования, оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение, чем чисто импе­ративная мотивация, как что соответственное поведе­ние представляется не чем-то особенным и заслужи­вающим похвалы, а само собою разумеющимся; оно становится общим, относительно неуклонно соблюда-

    емым, правилом. Далее, на стороне правового актива имеется не только поощрительно санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но и тен­денция добиваться причитающегося, независимо от усмотрения и воли обязанных, требовать, домогаться, заставлять обязанных подчиняться, с помощью раз­ных средств, в том числи насильственных, и, сверх того, тенденция злостных, мстительных и вообще реп­рессивных реакций по адресу нарушителей. Это ока­зывает добавочное мотивационное давление на обя-анных в пользу неуклонного соблюдения требований рава. Вообще, указанные две тенденции, влияющие а поведение обеих сторон в пользу неуклонного осу-ествления требований права, придают упомянутой ыше социальной координации поведения особенно репкий, правильный и прочный характер. Этому содей-твует еще указанная дальше, связанная с императивно-атрибутивною природою права, унификационная тенден­ция развитая и приспособления этой ветви человеческой этики, в частности широкое развитие имеющего решаю­щее значение, в случай сомнений и разногласий, однооб­разного для членов общежития, позитивного шаблона форм и точная предопределенность условий обязаннос­тей — прав, точная фиксация содержания и объема (объектов) этих обязанностей и прав и т. д.

    В результате действия совокупности указанных законов тенденции правовой психики и развития по­лучается прочная координированная система называ­емая правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок, с которым отдельным индиви­дам и массам можно и приходится сообразоваться, на который можно полагаться и рассчитывать в области хозяйственных и иных планов и предприятий, вообще в области такого или иного устроения жизни. Между прочим, в психики публики и юристов имеется проч­ная ассоциация двух идей: «права» и «порядка», так что, напр., вместо слова «право» весьма обычно при­менение выражения «правопорядок» (Rechtsordnung). В предыдущем содержится научно-причинное объясне­ние этой ассоциации и, вообще, выяснение особых способностей и функций правовой этики, по сравне-

    459

    [.А. КИШШСКИЙ

    ной власти. При сходстве этих норм, и деятельность различных государств часто оказывается сходной или даже тождественной. Это и приводит к выделению особых, уже вполне тождественных норм, норм меж­дународного права, которые как бы становятся над самими государствами. Внешним органом историчес­кого процесса в этом случае является международное общение [...].

    | К вопросу о ценности права

    [правда, справедливость и свобода как главное к самое
    существенное о содержании права!

    Кистяшсш Б.А. Социальные науки и право

    [...] Право не может быть поставлено рядом с та­кими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно, его содержание создается отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное значение права дает повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в праве толь­ко этический минимум, другие считают неотъемле­мым элементом его принуждение, т. е. насилие. Если это так, то нет основания упрекать нашу интеллиген­цию в игнорировании права. Она стремилась к бо­лее высоким и безотносительным идеалам и могла пренебречь на своем пути этою второстепенною цен­ностью.

    Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний. Значительную часть ее составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой де­ятельности. А из всех формальных ценностей право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно ося­заемая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упраж­нения воли. Главное же, в противоположность индиви-uDD дуальному характеру этих последних дисциплинирую-

    1

    У. КИШШСКИЙ ^_

    щих систем, право — по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисципли­нирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисциплинированное общество и обще­ство с развитым правовым порядком — тождественные понятия.

    С этой точки зрения и содержание права высту­пает в другом освещении. Главное и самое суще­ственное содержание права составляют справедли­вость и свобода. Правда, справедливость и свобода составляют содержание права в их внешних относи­тельных, обусловленных общественной средой фор­мах. Но внутренняя, более безотносительная, духов­ная свобода возможна только при существовании свободы внешней; последняя есть самая лучшая школа для первой. Еще более важную роль играют внешние формы для справедливости, так как только благодаря им справедливость превращается из ду­шевного настроения в жизненное дело. Таким обра­зом, и все то ценное, что составляет содержание права, приобретает свое значение в силу основного формального свойства права, выражающегося в его дисциплинирующем действии.

    Если иметь в виду это всестороннее дисципли­нирующее значение права и отдать себе отчет в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии рус­ской интеллигенции, то получатся результаты край­не неутешительные. Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда, не уважала пра­ва, никогда не видела в нем ценности; из всех куль­турных ценностей право находилось у нее в наиболь­шем загоне. При таких условиях у нашей интелли­генции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.

    Правосознание нашей интеллигенции могло бы развиваться в связи с разработкой правовых идей в литературе. Такая разработка была бы вместе с тем показателем нашей правовой сознательности. Напря- 501

    у. шпионский

    ЕА ШТЯШСШШ


    женная деятельность сознания, неустанная работа мысли в каком-нибудь направлении всегда получа­ют свое выражение в литературе. В ней прежде все­го мы и должны искать свидетельств о том, каково наше правосознание. Но здесь мы наталкиваемся на поразительный факт: в нашей «богатой» литературе в прошлом нет ни одного трактата, ни одного этюда о праве, которые имели бы общественное значение. Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда составляли достояние только спе­циалистов. Не они нас интересуют, а литература, приобретшая общественное значение; в ней же не было ничего такого, что способно было бы пробудить правосознание нашей интеллигенции. Можно ска­зать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участво­вала ни одна правовая идея. И теперь в той совокуп­ности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет ника­кой роли. Литература является именно свидетельни­цей этого пробела в нашем общественном сознании. Как не похоже в этом отношении наше развитие на развитие других цивилизованных народов! У англи­чан в соответственную эпоху мы видим с одной сто­роны трактаты Гоббса «О гражданине» и о государ­стве — «Левиафан» и Фильмера о «Патриархе», а с другой — сочинения Мильтона в защиту свободы слова и печати, памфлеты Лильборна и правовые идеи уравнителей — «левеллеров». Самая бурная эпоха в истории Англии породила и наиболее край­ние противоположности в правовых идеях. Но эти идеи не уничтожили взаимно друг друга, и в свое время был создан сравнительно сносный компро­мисс, получивший свое литературное выражение в этюдах Локка «О правительстве».

    У французов идейное содержание образованных людей в XVII столетии определялось далеко не одними естественнонаучными открытиями и натурфилософс­кими системами. Напротив, большая часть всей сово­купности идей, господствовавших в умах французов 50Z этого века просвещения, несомненно, была заимство-

    вана из «Духа законов» Монтескье и «Общественного договора» Руссо. Это были чисто правовые идеи; даже идея общественного договора, которую в середине XIX столетия неправильно истолковали в социологическом смысле определения генезиса общественной органи­зации, была по преимуществу правовой идеей, уста­навливавшей высшую норму для регулирования обще­ственных отношений.

    В немецком духовном развитии правовые идеи сыг­рали не меньшую роль. Здесь к концу XVIII столетия создалась уже прочная многовековая традиция благо­даря Альтузию, Пуфендорфу, Томазию и Хр. Вольфу. На­конец, в предконституционную эпоху, которая была вместе с тем и эпохой наибольшего расцвета немецкой духовной культуры, право уже признавалось неотъем­лемой составной частью этой культуры. Вспомним хотя бы, что три представителя немецкой классической фи­лософии — Кант, Фихте и Гегель уделили очень видное место философии права в своих системах. В системе Гегеля философия права занимала совершенно исклю­чительное положение, и потому он поспешил ее изло­жить немедленно после логики или онтологии, между тем как философия истории, философия искусства и даже философия религии так и остались им ненаписан­ными и были изданы только после его смерти по запис­кам его слушателей. Философию права культивировало и большинство других немецких философов, как Гер-барт, Краузе, Фриз и др. В первой половине XIX столе­тия «Философия права» была, несомненно, наиболее часто встречающейся философской книгой в Германии. Но помимо этого уже во втором десятилетии того же столетия возник знаменитый спор между двумя юрис­тами — Тибо и Савиньи — «О призвании нашего вре­мени к законодательству и правоведению». Чисто юри­дический спор этот имел глубокое культурное значение; он заинтересовал все образованное общество Германии и способствовал более интенсивному пробуждению его правосознания. Если этот спор ознаменовал окончатель­ный упадок идей естественного права, то в то же время он привел к торжеству новой школы права — истори­ческой. Из этой школы вышла такая замечательная цОи

    Б.А. КИСТЯШШН
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


    написать администратору сайта