Критерий качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведении
4. Наряду с количественным критерием солидарного и социально-благожелательного поведения для определения правового прогресса должен быть применен и качественный критерий, определяющий интенсивность и глубину социально-благожелательного поведения. Солидарность и общественно-любовное поведение по своей глубине имеют различные степени. Начинаясь от незначительных услуг, вроде уступки места соседу в трамвае или в вагоне, они доходят до актов самопожертвования ради блага общества или других людей. Эта качественная сторона дела, естественно, не может быть обойдена. В применении к праву она может быть исследована по тому минимуму социально-благожелательного поведения, который требуется правом данного общества от его членов
[...] Если мы увидим, что с ходом истории все более и более повышаются требования права, предъявляемые людям в отношении взаимно-благожелательного поведения, это будет четвертым доказательством правового прогресса человечества.
Критерий падении наказаний
5. Пятым критерием изменения правового прогресса человечества может служить падение наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов
общества к социально-благожелательному и обще-ственнополезному поведению [...].
[...] Если с поступательным ходом истории окажется, что наказания и награды постепенно падают, без понижения минимума требований солидарно социально-полезного поведения, это будет пятым доказательством правового прогресса человечества.
Критерий качества тех средств, которыми добывается социально-благожелательное поведение
6. В связи с предыдущим критерием стоит другой признак, также могущий быть показателем правового прогресса человечества. Этот признак заключается в изучении тех средств, которыми добывалось от людей социально-полезное поведение, добросовестное исполнение общественно-полезных обязанностей — в прошлом и теперь [...].
[...] Если мы увидим, что с поступательным ходом истории те средства, которыми люди побуждаются к социально-благожелательному поведению и к добросовестному исполнению общественнополезных обязанностей, все более и более облагораживаются, становятся лучше, выше и менее грубыми, — это будет шестым доказательством правового прогресса человечества.
Таковы основные, объективные критерии, позволяющие судить о том, совершается ли с ходом истории правовой прогресс человечества или нет. Они в своей совокупности могут быть названы «морально-правовыми термометром» человечества.
Указав их, теперь мы отвечаем на поставленный основной вопрос. Наш ответ гласит: морально-правовая история человечества в общем и целом является в то же время морально-правовым прогрессом. В исторических изменениях права, несмотря на временные остановки и повороты назад, даны некоторые постоянные тенденции линий направления, приближающие — в ходе истории — человечество к тому идеальному обществу, построенному на идеальном праве, которое было очерчено выше [...]. I ixспрпкнн
I Источники права
[обычай, закон, судебные решения как источники права]
Сорокин Я.й. Элементарный учебник общей теории орана в связи с теорией государства
[...] Источники права современных государств. С точки зрения официального права современных государств основными источниками права являются: 1) обычай, 2) закон, 3) судебные решения.
Обычай как источник права. Под обычаем разумеется такое правило поведения, которое сделалось обязательным вследствие продолжительного и однообразного его применения [...].
Революция означает низвержение официальных законов в силу того, что они начали противоречить обычным правовым убеждениям общества, и замену их новыми законами, соответствующими этим убеждениям. Вот почему всякий закон, чтобы быть жизненным законом, должен соответствовать имеющимся правовым убеждениям общества, вот почему легко сочинить хорошую и радикальную конституцию и трудно осуществить ее, если она расходится с обычно-правовым воззрением населения государства.
Вот почему формально-ничтожная роль обычая, как источника права, на деле была и остается громадной.
Судебные решения как источник права. Вторым источником права, признаваемым официальным правом нашего времени, являются судебные решения. Формально за исключением Англии роль судебных решений также считается очень ограниченной [...].
Судебные решения судьи в истории права были одним из крупных «источников права». Благодаря им обязательное правило поведения становилось обязательной правовой нормой (т. н. «судебный прецедент»); благодаря им часто обрекался на бездействие закон и вводился на его место новый. Так, в Англии едва ли не большая и лучшая часть права создана судьей и его судебными решениями (т. н. «судьей созданное право», a judgemade law), там и до сих пор каждое решение судьи по новому вопросу получает
О.А. СОРОКИН
силу закона. Право Рима точно так же в значительной степени было создано судьей (претором) и его решениями. То же нужно сказать и о праве мусульман и ряда других народов. Особенно значительна роль судебных решений, как источников права, была в древности. Здесь поистине судья был законодателем. Правотворческая роль судьи продолжается и поныне, ибо фактически путем толкования, казуистики решений, по вопросам, не предусмотренным законом, судья значительно изменяет, дополняет и улучшает положительный закон.
Официальный закон как источник права
Главным источником права, согласно официальному праву современных государств, является закон. Под официальным законом разумеется правовая норма, изданная верховной государственной властью в определенном обязательном порядке. Ниже будет дана более подробная характеристика закона и официально-законного права, как частного вида правовых норм. Здесь же укажем только, что под официальным законом необходимо понимать такие правила поведения, которые издаются и признаются обязательными верховной государственной властью в лице законодательных органов государства. Так, в абсолютных монархиях законом будет правовая норма, изданная от имени монарха и только монарха, а не других подчиненных органов власти. В конституционном государстве законом будет правовая норма, изданная от имени законодательного собрания, т. е. парламента и главы государства. У нас до революции 1917 г. законом являлась правовая норма, одобренная Гос. Думою и Гос. Советом и утвержденная императором. Все другие акты и правительственные распоряжения, изданные другими органами государственной власти, не являются законом.
Закон в настоящее время является основным и почти исключительным источником официального, т. е. признаваемого государством права. Все остальные источники права, т. е. обычай и судебные решения, /01
У. СОРОКИН
U. СОРОКИН
официально играют незначительную роль и имеют значение лишь в тех пределах, в каких допускает их закон и лишь постольку, поскольку они не противоречат закону [...]. | Учение о законе[виды законов; законотворчество и его стадии; действие закона; систематизация законов] Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства[...] Под законом разумеется официальная правовая норма, изданная верховной государственной властью в определенном, законом же установленном порядке. В государственной жизни действует масса официальных норм, в виде указов и распоряжений власти, в виде всевозможных обязательных постановлений, судебных решений, административных приказов и запретов и т. д. Из этих норм законами будут только те, которые удовлетворяют приведенному определению. Во-первых, только нормы, изданные верховной государственной властью, а не подчиненными органами ее, могут быть законами. В абсолютной монархии законами являются только нормы, утвержденные монархом. В государствах конституционных законом является норма, изданная народным представительством (в республике) и утвержденная монархом (в конституционной монархии). Так, по нашим «Основным законам» (до 1917 г.) законам нормально являлась норма, одобренная Гос. Думой и Гос. Советом и утвержденная императором. Исключение представляла лишь 87 ст., предоставлявшая в исключительных случаях издание закона одному императору, все остальные нормы, издаваемые другими органами государственной власти, не являются законами. Они представляют из себя или указы, или акты управления, или административные распоряжения. Они подзаконны. Официальную силу они имеют только тогда, когда издаются на основании полномочий, предоставленных законом, и не противоречат ему. В противном случае они являются противозаконными и не могут быть обязательными для граждан. За действия и акты подобного рода виновные представители власти в правовом государстве подлежат суду, гражданским и дисциплинарным взысканиям. Законы «основные» и «обыкновенные»Законы обычно делятся на основные и обыкновенные. Под основными законами (или конституцией) разумеются законы, определяющие основное устройство данного государства. Формальное различие их от обыкновенных законов состоит в особом порядке изменения или отмены их. Этот порядок направлен к тому, чтобы сделать из менение их более трудным, чем изменение обыкновенных законов. С этой целью в одних государствах для изменения основных законов требуется роспуск законодательных палат и созыв новых, в других — повышенный кворум и повышенное большинство голосов членов палат, в третьих, как, напр., было у нас (ст. 8-я Осн. Зак.), инициатива пересмотра их может исходить только от монарха и т. д. [...]. Стадии образование законаДля того чтобы норма стала законом, необходимо, чтобы она была издана не только верховной государственной властью, но и издана в надлежащем порядке. Этот порядок издания законов слагается из моментов: 1) инициативы (почина) закона, 2) обсуждения и установления его текста, 3) утверждения или санкции закона, 4) обнародования. Инициатива закона. Под законодательной инициативой разумеют право внесения в законодательные учреждения проектов законов с тем, чтобы эти учреждения по почину данных лиц могли приступить к их обсуждению. Щ
ill СОРОКИН
Такое право теперь нормально принадлежит главе государства, министрам и членам парламента. Частным лицам оно не принадлежит, т. е. законодательные палаты не обязаны рассматривать законопроекты, внесенные частными лицами. Это означает, что частные лица не могут прямо привести в движение законодательный аппарат государства.
В монархиях такое право обычно принадлежало только монарху. Такое явление объясняется желанием власти держать в своих руках законодательный аппарат и в случае надобности тормозить издание неугодных им законов [...].
Такова первая стадия образования закона. Легко понять значение этого права. Представление его одному монарху давало бы власти возможность не допускать издание, внесение и обсуждение нежелательных ей законов. Вот почему целесообразно и необходимо предоставление этого права членам парламента. Спрашивается: не нужно ли предоставить право законодательного почина частным лицам. Предоставить его каждому частному лицу было бы нецелесообразно. Тогда в законодательные палаты посылалась бы такая масса законопроектов, что они не успевали бы даже рассматривать их. Нельзя по капризу каждого лица приводить в действие громоздкий законодательный аппарат государства. Но при известных условиях, напр. при количестве подписей, не менее такого-то числа (для примера 30 тысяч) такое право могло бы быть предоставлено и частным лицам. Так до известной степени обстоит дело в Швейцарии. Многочисленность подписей в данном случае гарантировала бы известную серьезность и жизненную необходимость законопроекта.
Обсуждение закона и установление его текста. Следующей стадией образования закона является его обсуждение законодательными палатами. Сданный для разработки в комиссию или министру законопроект поступает в парламент и здесь подвергается всестороннему обсуждению. Так как закон является обязательной нормой поведения, то сама собой ясна необходимость детального и внимательного обсуждения не только основной мысли законопроекта, но и каждой его
.
П.А. СОРОКИН
статьи и каждой его формулировки. Существ но, чтобы значение, польза и вред его были ^нн0 важ" Необходимо, чтобы закон был ясен, не догчЬ1яснены' противоречий и кривотолков и т. д. Эти цели ускал ^ы дуются его обсуждением. При свободе слове* и пРесле_ имеют возможность выяснить всесторонне */А^У19™ ние, вносить поправки и изменения в текст з§Г ° значе екта, улучшать его редакцию и т. д. В этих вид консотР°" но, каждый законопроект подвергается не од^У*' обыч_ му чтению, а двух- или трехкратному и даж?ократно" При такой системе каждый депутат может ^ больше- познакомиться с ним и легче избежать нец°^°^но ных решений и вредных пробелов. родуман-
а может
^м
В этих же целях полезно и необходимо m ление печати и общественному мнению пра^)еА°став" дения и оценки законопроектов. Такая систе только помочь разрешению великой задачу4 социально полезных и точных законов. В р^ изАания где существуют две палаты, законопроект, о^е стРан' ный и принятый одной из них, поступает в ^>сУж^ея- здесь подвергается тому же процессу всест^ругую и обсуждения. Ъроннего
В результате такого обсуждения устана^ окончательный текст закона и законопроекгЛивается сительной редакции обеих палат (там, где hv B согла" ступает на утверждение главы государства. Аве* по"
Утверждение закона
Это утверждение главой государства за.*, екта, обсужденного и принятого парламенто^01101^0" ляет третью стадию образования закона. В н^' состав_ государствах без такого утверждения законог^оторых в коем случае не может стать законом. В так КТ НИ дарствах глава государства, налагая запрет нл Их ГОСу" проект, пользуется принадлежащим ему пр^ закон°- наз. абсолютного запрета (veto). Так, напр., так
основным законам, действовавшим до 1917 нас по право абсолютного veto принадлежало импе^'' такое без его утверждения никакой законопроек;\аТОру' И получить силу закона. не мог
705
ПА СОРОКИН
П.Л. СОРОКИН
В других государствах главе государства принадлежит только право суспензивного (отлагательного) veto. Так, в Сев.-Амер. Соед. Штатах президент имеет право вернуть в палаты препровождаемый к нему для публикации закон, но если после этого законопроект вновь получит в палатах большинство двух третей голосов, он получает силу закона и без утверждения президента [...].Обнародование закона. Четвертой и последней стадией в образовании закона служит его обнародование. Закон, принятый палатами (-ой) и утвержденный главой государства, затем обнародуется или публикуется для всеобщего сведения народа. Необходимость этой стадии следует из того, что закон предназначен быть обязательной нормой поведения. Чтобы он мог быть такой нормой, необходимо, чтобы народ знал о нем. Эта цель и преследуется актом обнародования. Только обнародованный закон может быть обязательной нормой поведения [...].Таковы основные стадии нормального образования закона и издания его «в установленном порядке». Отсюда видно, насколько громоздок и сложен аппарат издания официальных норм права, насколько трудно им быть гибкими и поспевать за жизнью. В истории народа бывают, однако, моменты, когда официальный закон появляется иначе, без соблюдения этих стадий и порядка. В эпохи революций и в эпохи переворотов, группа, захватившая власть, быстро декретирует официальные нормы без соблюдения этих условий. Такие нормы, поскольку они претендуют на обязательно-государственное значение и приводятся в исполнение силой, также могут быть названы законами [...]. Действие законаДействие закона во времени. Раз закон издан, то весьма важно знать 1) с какого времени и по какое он вступает в силу и действует, т. е. начинает применяться, 2) на каком пространстве он имеет силу и 3) к кому он применяется. Знание этих вопросов и соответству- 7d6 ющих решений необходимо, как для органов власти, таки для граждан государства. Не зная, с какого времени и по какое закон действует, на каком пространстве, по отношению к каким лицам ни власть, ни граждане не могут поступать согласно закону и проводить его в жизнь. Вот почему в самом законе должны быть даны ответы на эти вопросы. Вот почему в учение о законном праве входит составной частью учение о действии закона во времени, в пространстве и по лицам. Всякий закон вступает в действие с того момента, который указан в самом законе. Если же в законе такого указания нет, то тогда применяется общее правило вступления закона в силу. Это правило в ряде государств заключается в истечении определенного числа дней после обнародования закона, по прошествии коих закон начинает действовать. Так, в Германии закон вступает в силу по прошествии 14 дней со дня его опубликования, в Бельгии по истечении 10 дней, в Ав стрии — 45 дней. В России закон вступал в силу со дня получения на месте «Собрания узаконений и распоряжений правительства». В исключительных случаях закон может быть введен в действие и по телеграфу. Таков начальный момент действий закона во вре мени. Моментом прекращения его действий служит: а) время, указанное в самом законе (напр., 3 августа такого-то года); в) если время прекращения действий закона в нем не указано, то оно должно считаться наступившим со времени издания нового закона, отменяющего старый закон; с) наконец, закон должен считаться отмененным фактически, когда он не применяется в течение долгого времени. Формально такой закон еще продолжает существовать, но это уже не живой закон, а мертвый — труп закона. Образцом такой фактической отмены может служить право абсолютного veto, не применявшееся английскими королями в течение 200 с лишним лет. Такое мертвое право должно считаться правом прекратившимся. Нормально всякий вновь изданный закон имеет силу лишь по отношению к будущему времени. Это положение выражают словами, что «закон обратной силы иметь не может», т. е. не может применяться по отношению к прошедшему времени. Такое правило 707 у. сороки»
U. СОРОКИН
имеет глубокий общественный смысл. Если бы вновь изданный закон стал примениться не только к будущему, но и к прошлому времени, всякая устойчивость общественной жизни была бы нарушена, и граждане стали бы жертвой произвола законодателей [...].Действие закона в пространстве. Рядом с действием закона во времени, необходимо знать, на каком пространстве он имеет силу. Нормальным правилом здесь служит начало территориальное: закон, изданный определенным и государством, имеет силу на пространстве его территории и применяется ко всем лицам, своим подданным и иностранцам, живущим на территории данного госу дарства. Это правило — вывод из учения о верховенстве и независимости государства: допустить на своей территории действие иноземных законов — значило бы отрицать независимость своего государства [...].Действие закона в отношении лиц. Следующим вопросом является вопрос, по отношению к каким лицам закон имеет силу в пределах данной территории государства и подданства: ко всем лицам или же некоторые группы лиц освобождены от его обязательной силы [...].В настоящее время действует положение, что законы обязательны для всех, в том числе и для монарха. Даже в абсолютных государствах, как напр. в России до 1905 г., монарх не мог быть выше закона, хотя он и считался источником его и источником правосудия. Эта обязательность законов для всех, в том числе и для монарха, отличает правовое государство от деспотического [...]. Привилегии. Однако если теперь закон обязателен для всех, то это не значит, что нет ряда лиц, обладающих рядом привилегий, представляющих частью пережиток старого времени, частью вызванных особым политическим положением, занимаемым этими лицами. К числу таких лиц принадлежат: 1) главы государств, 2) народные представители, 3) лица, пользую щиеся правом внеземельности: послы и дипломатические агенты иностранных держав. 1) Привилегии монарха состоят в его безответственности и неприкосновенности. Это положение является общим правилом для современных конституционных монархий. Оно не означает, что монарх выше закона, как это было в деспотическом государстве, а означает чисто личную привилегию пережитков старого време ни, обосновываемую различными соображениями вроде того, что «король не может желать зла народу», что он, являясь источником правосудия, не может быть судим судами, действующими от его имени, что такая привилегия требуется для поддержания престижа монарха, что если те или иные действия правительства преступны, то ответственны за них министры, а не монарх, почему каждый акт монарха требует скрепы министра в виде подписи последнего и т. д. [...]. 2) Привилегии народных представителей заклю чаются в безответственности их за правонарушения, совершаемые в парламенте и при исполнении своих обязанностей путем слова и в их неприкосновенности, состоящей в том, что их арест или возбуждение против них преследования в течение законодательной сессии возможны только с согласия законодательной палаты. Как видим, привилегия депутатов более ограничена, чем привилегия монарха. Депутат безответствен лишь за правонарушения, совершенные путем слова, при исполнении своих обязанностей безответствен условно: он не отвечает перед общими судами, но отвечает перед самой законодательной палатой, которая на основании наказа может применить к нему то или иное дисциплинарное наказание: выговор, исключение из заседания парламента и т. п. Точно так же и неприкосновенность депутата условная: он не может быть арестован и судим, если законодательная палата не даст своего согласия на это. Но если такое согласие последует, — неприкосновенность, или иммунитет, народного представителя отпадает. Легко понять причины появления этой привилегии депутатов. Народный представитель только тогда может успешно исполнять свои обязанности, когда он свободен в своих суждениях и пользуется неприкосновенно стью. В противном случае за каждое слово или действие, неугодное власти или частным лицам, он рискует быть арестованным и привлеченным к ответственности [...]. 3) Третьей категорией лиц, пользующихся изъяти ем от действия законов данного государства, являются /09 ' "!Г ' "" '"| !'" ' " : |?| ' !!|" ' '"'■""
У. СОРОКИНлица, пользующиеся правом внеземельности: главы других государств, послы и дипломатические агенты других государств. Они как бы живут вне территории государства. Они не могут быть, без сношения с их правительствами, подвергнуты ни обыску, ни аресту; равным образом против них не может быть возбуждено и преследование. Такая привилегия вызвана их общественным положением и той государственной ролью, которую они выполняют. Без этих условий дипломатическое представительство не могло бы существовать. Привилегия представителей других государств появилась давно и неуклонно соблюдалась и соблюдается [...].Инкорпорация и кодификации законов. Все действующие законы государства обычно в систематичес ком виде соединяются в свод действующих законов. Без такой систематизации и соединения законов ни знакомство с ними, ни пользование ими не были бы возможны; в этом случае нельзя было бы найти нужную статью из множества статей, разбросанных без плана и порядка. Соединение норм закона в одно систематическое целое называется инкорпорацией или кодификацией. При инкорпорации все нормы закона приводятся во внешний порядок без внутреннего изменения содержания законов. При кодификации, напротив, действующее законодательство подвергается переработке, согласно определенным началам, положенным в основу последней. В первом случае обычно дается систематический свод законов, при второй — создается совершенно новый кодекс [...]. | Толкование закона[понятие толкования закона и его виды; судебное толкование]Сорокин Н.А. Элементарный учебник общей теории права о связи с теорией государства[...] Понятие. Всякий закон, вступивший в действие,начинает применяться в жизни. Он является обязатель- /10 ной нормой поведения: и для власти, и для суда, и для У. ШМ | граждан. Это применение закона должно соответствовать его духу и буквальному смыслу. Когда закон точен, ясен и вполне определен, тогда не возможны его различные толкования; тогда каждый может легко определить, чего хочет закон. Но издание такого закона, свободного от всякой неопределенности и неясности, дело очень трудное. Самые совершенные законы нередко вызывают различное толкование. В таком случае встает необходимость толкования закона, т. е. объяснения его точного смысла и содержания. Цель толкования — вскрыть точное содержание закона согласно его смыслу и букве. Виды толкований. По органам, от которых исходит толкование, различают обычно толкование легальное, или аутентическое, и толкование нелегальное. Под первым разумеется толкование, исходящее от самого законодателя; под вторым — толкование, исходящее от частных лиц: ученых юристов, адвокатов и просто от граждан. Толкование ученых юристов иначе называется ученым или доктринальным толкованием. Толкование аутентическое, как бы оно ни было неудачно, считается обязательным в силу того, что исходит от законодателя. Толкование нелегальное обязательной силы не имеет, хотя при своей доказательности не лишено значения. По приемам толкования.По приемам толкования различают толкование: 1) грамматическое, 2) логическое, 3) систематическое, 4) историческое. Под грамматическим толкованием разумеют точный грамматический смысл закона: смысл входящих в него слов и их связь. Если, напр., закон употребляет слово «детоубийство», то встает вопрос: разумеется ли под детоубийством и «плодоубийство» (убийство зародыша, изгнание плода). Грамматическое толкование гласит, что под детьми следует разуметь только родившихся, а не находящихся еще в «утробе матери». Посему под понятие «детоубийство» не может подойти «плодоубийство». Под логическим толкованием разумеется установление логического смысла закона: содержание его 711 доМ Зи * - *Ц. ^ /&? >
■■
М.М. СПЕРАНСКИЙ
М.М. СПЕРАНСКИЙ
нения их против министров, и, когда предъявление их большинством голосов признано будет основательным и вместе с тем утверждено будет державною властью, тогда наряжается суд или следствие. В сих пределах ответственности власть державная, действуя в исполнении закона, всегда будет освещае ма мнением народным и, следовательно, будет действовать с достоверностью и без всякого внимания к слухам посторонним. 3. О действии державной власти в порядке судном Власть судная в источнике своем не что другое есть, как власть исполнительная. Всякое дело, всякий спор, предмет суда составляющий, есть не что другое в существе своем, как жалоба на нарушение закона. Власть судная удостоверяется в сем нарушении и вос-становляет закон в его силу, то есть приводит его в исполнение. По сему понятию порядок судный, яко часть порядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной, и для сего-то везде и у всех народов суд ее именем производится. В порядке исполнительном предполагается ответственность, почему надлежало бы таковую же ответственность допустить и в порядке судном. Но каким образом учредить сию ответственность во множестве и разнообразии частных споров? Для сего надлежало бы допустить по каждому делу жалобы частных людей в законодательное сословие и по каждому делу ответственность и объяснение министра юстиции. Очевидное неудобство сего предположения заставило искать других способов учредить судную ответственность. Положено, чтобы судьи избираемы были самыми теми лицами, для коих суд устанавливается. Таким образом, власть судная по существу своему осталась в правах власти державной, но исполнение ее вверила она избранию тех самых лиц, кои могли бы приносить на нее жалобы. Сим учреждением сила ответственности слагается уже с власти исполнительной и переходит прямо на самих судей и первоначально ных их вверителей. Но ответственность в суде может быть двоякая — в существе дела и в судных обрядах. Власть державная, вверив лицам избранным суд в существе его, не могла, однако же, вверить им охране ние обрядов. Обряды судные составляют часть публичного права; они по всей необходимости требуют единообразия. Они столько суду существенны, что часто перемена или нарушение их изменяет самое существо дела. Каким образом можно предположить, чтоб тыся чи избранных судей могли соблюсти их единообразие? Какое смешение могло бы произойти, есть ли бы в одной провинции по одному и тому же делу понимали формы судные иначе, нежели в другой? Отсюда необходимость, чтобы охранение судебных форм основано было на том же правиле единства, на коем вообще часть исполнительная должна быть поставлена.По сему понятию о порядке судном, он слагается из двух установлений: первое из них, относящееся к существу дела, державная власть вверяет свободному выбору подданных и, слагая вследствие того ответственность сей части, передает ее так сказать, тому же началу, от коего истекает и власть законодательная. Второе установление — надзор и охранение форм су-ебных, остается и с ответственностью, к тому принад-;жащею, исключительно в порядке исполнительном. Из сего следует, что действие власти державной в суде должно быть ограничено одним установлением власти, надзирающей и охраняющей судебные обряды [...].■ Законодательство[уважение законов; виды законов, уставов, положений!Сперанский М.М. Введение к уложению государственный законовСоставление закона имеет три стихии: предложение его, уважение и утверждение. Выше были означены причины и ограничения, по коим два из сих стихий закона, предложение и утверждение, вверяются исключительно державной власти. 5 Хрестоматия. Радько Т. Н. 12В Пояснение. В абсолютном смысле по отшит
человеку, строго говоря, невозможно никакое приму дение, потому что каждый представляет собой < i ное существо, ибо он может отстоять свою boai реки необходимости и отказаться от всего, что ими отношение к его наличному бытию. Прину.и происходит следующим образом. С наличным (>и ни человека соединяют что-нибудь в качестве его у так, что, если он хочет сохранить первое, ему при. дится мириться и со вторым. А так как наличное Owi человека зависит от внешних предметов, то он мпц быть поставлен в зависимость именно со сторож < • ■ его наличного бытия. Человека принуждают тоЛ| тогда, когда он хочет чего-то, с чем связано ощи другое, а захочет ли он того, а с ним и другого млн I не захочет ни того, ни другого, это зависит от от шн Уж если его принуждают, то, к чему его склоняй > i в его воле. Принуждение есть в этом смысле ли1 нечто относительное. Оно является справедливы к нему прибегают для того, чтобы добиться при шин отдельным человеком. Такое насилие с известной и ки зрения не является насилием и не протинорщ достоинству свободного существа, ибо воля, канона и сама по себе, это и есть абсолютная воля каждой отдельности. Свобода бывает вообще там, где iihiii ствует закон, а не произвол отдельного человек!
§7. Дозволено, а потому и не предписывав ген п\ вом все, что не стесняет свободы других, иначе гоищ все, что не препятствует их актам.
Пояснение. Право содержит, собственно пти только запрещения, а не приказания, а что но :шЯ щается, то позволено. Но правовые запрещения Щ быть выражены позитивно как приказания, ширим ты должен соблюдать договор! Всеобщий npad принцип, особенными применениями которого яшШ ся все другие, гласит: ты должен уважать соб( Щ ность другого! Это не означает, что ты должен < уу л. для другого что-нибудь позитивное, произвести Ш то изменение в окружающих обстоятельствах, йЧШ ет только не совершать нарушения [права] собет| ности. Таким образом, если право и выраж,!им i
■••при казание, то это последнее лишь форма
I ним, и основе которого по содержанию всегда
ширит.
11од'|пняя себе вещь, воля делает ее своей. Вла-
' i i п. эта подчиненность вещи моей воле.
ч> тчшс. Для подчинения нужно двоякое: нечто i почто единичное. Я подчиняю нечто еди-п присваиваю ему всеобщее определение.
.'пшоние вообще встречается в суждении. Под-н суждении — это предикат, а подчиненна'. Вступление во владение есть произне-'•ния, что некоторая вещь становится моей.
ними здесь является моя воля. Я даю вещи
щи». Воля есть подчиняющее для всех вне-
■ т.. 'й, ибо по себе она есть всеобщность. Все
I .иносящиеся сами к себе, являются только лимыми, а не свободными. Это обстоятельство
i (бразом, человеку право завладевать все-Иними пещами и делать из них уже нечто иное, что ость они сами. Тем самым он поступает с иип. (ообразно их сущности.
II 111.1., к< п-орой еще только намереваешься завла- i 11.11 н .ггъ 1) res nullius [ничьей], т. е. не быть такой
■ | >оя уже подчинена другой воле.
Wi п. чше Мне нельзя вступить во владение ве-i 11 рн11адлежащей другому, не потому, что она
му, что она его вещь. Ибо, вступая во вла-
1Тон нощью, я уничтожаю в ней тот предикат, иго, и тем отрицаю волю этого человека. Воля п. что абсолютное, чего я не могу превратить негативное.
М Во владение нужно вступить, т. е. нужно
физического захвата, или путем формирова-
|' i in I >ы путем обозначения предмета сделать
ругих, что я подчинил этот предмет моей
пне. Внешнему овладению должен предше-
i ипутренний волевой акт, выражающий то, что
i моей. Первый способ овладения — это
i пп |.1хват. Он имеет тот недостаток, что захва-
едметы должны быть такими, чтобы я мог об
'»'"""'"I1
Г. ГЕГЕЛЬ
Г. ГЕГЕЛЬ
Пояснение. В абсолютном смысле по отношению к человеку, строго говоря, невозможно никакое принуждение, потому что каждый представляет собой свободное существо, ибо он может отстоять свою волю вопреки необходимости и отказаться от всего, что имеет отношение к его наличному бытию. Принуждение происходит следующим образом. С наличным бытием человека соединяют что-нибудь в качестве его условия так, что, если он хочет сохранить первое, ему приходится мириться и со вторым. А так как наличное бытие человека зависит от внешних предметов, то он может быть поставлен в зависимость именно со стороны своего наличного бытия. Человека принуждают только тогДа, когда он хочет чего-то, с чем связано еще и ДРУгое, а захочет ли он того, а с ним и другого или же не захочет ни того, ни другого, это зависит от его воли. Уж если его принуждают, то, к чему его склоняют, тоже в его воле. Принуждение есть в этом смысле лишь нечто относительное. Оно является справедливым, если к нему прибегают для того, чтобы добиться признания отдельным человеком. Такое насилие с известной точки зрения не является насилием и не противоречит достоинству свободного существа, ибо воля, какова она сама по себе, это и есть абсолютная воля каждого в отдельности. Свобода бывает вообще там, где господствует закон, а не произвол отдельного человека. |