Главная страница
Навигация по странице:

  • Законы развития нрава [правовой прогресс или

  • Критерий интересов личности

  • Критерий правового равенства личности

  • Критерий количественного роста солидарности и социально благожелательного поведения

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница21 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    .—

    Влияние «правового отбора» на общественную жизнь

    С) Принудительное влияние права в форме пря­мого и косвенного правового отбора.

    Третьим видом принудительного влияния права на общественную жизнь являются те изменения в после­дней, которые вызываются, изменением народонасе­ления, производимым действием права.

    Это прямое, влияние права на народонаселение проявляется прежде всего в удалении правом ряда мест с жизненной сцены. Речь идет о смертной казни.

    Незначительное с первого разу количество лиц убиваемых по приговору права, будет весьма значи­тельным, если учесть количество жертв за всю исто­рию человечества. Их придется считать не тысячами а сотнями тысяч и даже миллионами. Цифра расстре­лянных и убитых по приговору суда, при военных положениях на месте преступления, при усмирении бунтов, при индивидуальных правовых конфликтах и т. д., весьма значительна и теперь. В прошлом она была несравненно больше.

    Эта цифра станет поистине грандиозной, если учесть воины и их жертвы, жертвы массовых и груп­повых столкновений, происходящие на почве права и порождаемые правом.

    Количество таких лиц за всю историю человече­ства, поистине громадно. Здесь право выступает в роли фактора, удаляющего из жизни лиц, не подчиняющих­ся его велениям. Иными словами, право выступает в роли фактора социального подбора.

    Эта роль права станет еще более важной, если
    учесть результаты не только прямого, но и косвенного
    правого отбора. На состав и характер народонаселения
    право действует не только путем прямого удаления
    преступников из жизни, но и косвенным путем- други­
    ми наказаниями, ссылкой, тюрьмой, каторгой и т д Г 1
    Прямой и косвенный правовой подбор отражается
    и на других сторонах общественной жизни: моральной
    экономической, политической, религиозной и т д '
    Такова в основных чертах социальная роль права
    как принудительной силы [...]. v '

    Влияние права на поведение человека и обществен­ную жизнь не исчерпывается очерченными формами действия права, как чисто мотивационной силы и как силы принудительной; к этим видам необходимо доба­вить еще дрессирующую роль права. Значение повторения в жизни людей Это влияние его основано на значении привычки и повторения. Повторение тех или иных действий как известно, играет громадную роль в жизни человека Если человек крадет один, другой и третий раз то в результате такого повторения правовое убеждение его 23*



    U. СОРОКИН

    fl.ll. СОРОКИН


    состоящее в недозволенности кражи, расшатывается, акты кражи становятся для него привычными, и в итоге мы получали профессионального вора. И обратно: если человек в тяжелых условиях нужды или при соблазни­тельных случаях находит в себе силу воздержаться от кражи один, другой и третий раз, то повторение воз­держания от кражи имеет своим результатом укрепле­ние правового убеждения: «кража— преступна», с одной стороны, с другой — создание прочной и силь­ной привычки отказа от кражи при всяких условиях. Таким образом, получается индивид, который ни в коем случае не пойдет на такое преступление [...].

    То же громадное значение играет повторение по отношению ко всему нашему поведению. Человек, со­лгавший много раз, или позволивший несколько раз брать взятки, в силу повторения, становится привычным лжецом или привычным взяточником. И обратно, лицо, воздержавшееся от лжи и взятки много раз, приобрета­ет привычку говорить всегда правду и никогда не лгать.

    Роль повторения огромна, как в жизни животных, так и в жизни человека. У первых, в силу повторения, при одинаковых условиях создаются автоматические шабло­ны поведения, способные превратиться в настоящий инстинкт. То же применимо и к человеку, у которого, повторение создает настоящую привычку, властно при­нуждающую его действовать по шаблону этой привычки.

    На этой силе повторения и основано дрессирую­щее влияние права [...].

    Из сказанного следует, что дрессирующая роль права играет немалое значение в поведении людей и в общественной жизни. Право и здесь выступает, как определенная сила. Эта сила может быть использова­на и плохо и хорошо.

    Путем дрессирующего влияния права можно при­вить обычаи, как дурные и общественно вредные, так и хорошие, общественно полезные.

    Примером первых может служить прививка рабс­ких привычек и рабской психологии; примером вторых — прививка психологии и поведения свободного человека.

    Все здесь зависит от того, в чьих руках находится Вас аппарат официального права и на служение каким це-

    лям он посвящен. Дурные правители могут причинить немало вреда обществу путем использования этого аппа­рата; и обратно, разумный и честный правитель может содействовать развитию и прогрессу общества, умелым использованием механизма и влияния права. Право прививало человечеству на протяжении истории нравы и обычаи и дурные и хорошие. Но число последних было гораздо больше. В общем и целом сила права служила хорошим и общественно полезным целям. Такая роль права является нормой, обратная исключением. Резюме:

    1. Право является фактором общественной жизни и имеет громадное влияние на поведение человека и ход общественных событий.

    2. Это влияние права проявляется в трех основных формах: а) в чисто мотивационном влиянии его, в) во влиянии его, как принудительной силы, с) вли­янии его, основанном на роли повторения и при­вычки (дрессирующая роль права) [...].

    Законы развития нрава

    [правовой прогресс или регресс развития человечества]

    Сорокин Н.Д. Элементарный учебник общей теории ораоа о связи с теорией государства

    [...] В предыдущем мы познакомились с понятием права и видели, что по своему содержанию оно изменчи­во, оно различно у разных лиц и народов, и меняется с ходом истории. Сам собой встает вопрос: в какую же сто­рону направлено изменение права, становится ли оно по своему содержанию с поступательным ходом истории и лучше, совершеннее, или наоборот, с ходом истории оно становится хуже. Этот вопрос равносилен вопросу: улуч­шается ли в морально-правовом отношении человечество с ходом истории или нет? Есть ли морально-правовой прогресс человечества или таковой отсутствует? Вопрос этот возник уже давно и получил множество ответов.

    Все эти ответы можно свести к трем основным решениям.

    603

    ня

    ПА СОРОКИН

    У. СОРОКИН


    Теория морально-правового регресса

    Одни мыслители утверждали, что никакого мораль­но-правового прогресса человечества нет. С поступа­тельным ходом истории человечество не только не ста­новится лучше в морально-правовом смысле, но, на­оборот, становится хуже. Идеал морально-правового человека находится не впереди, а позади, на заре ис­тории.

    Типичными примерами такого взгляда могут слу­жить древние космогонии, в частности, библейская. В последней говорится, что вначале люди были чисты и невинны; как боги, они не знали ни добра, ни зла. Но потом появился искуситель, люди впали в грех и с тех пор испортились. На почве этих преданий неко­торые церковные и светские мыслители, в противо­положность теории Дарвина, построили свою, глася­щую, что не человек произошел от обезьяны, а наобо­рот, обезьяна есть выродившийся человек.

    Отрицая нравственно-правовой прогресс челове­чества, это течение тем самым отрицает и улучшение права с поступательным ходом истории.

    Теорио круговоротов

    Второе решение поставленного вопроса гласит: с поступательным ходом истории нет ни морально-право­вого прогресса, ни регресса, а есть «топтание на одном месте», прохождение определенного круга и возвраще­ние к исходному положению. Сообразно с этим и эволю­ция права сводится к «шагу на месте». Право, подобно белке в колесе, пройдя определенный цикл изменений, снова возвращается к отправному пункту, снова начина­ет проходить прежний круг.

    Эта теория, выраженная рядом мыслителей, чрезвы­чайно образно и ярко формулирована в той же Библии.

    «Род проходит и род приходит, а земля пребывает

    во веки, — читаем мы в книге Екклезиаста.— Восходит

    солнце и заходит солнце и спешит к месту своему, где

    оно восходит. Что было, то и будет. Что делалось, то и

    Вит будет делаться и нет ничего нового под солнцем. Бы-

    вает нечто, о ч^ это было уже ^м говоРят: «смотри, вот это новое», но " л веках, бывших прежде нас».

    еорив |,Рав^ввнно.Иравового прогресса

    Третий отв., шениичеловеч* т на вопРос ° морально-правовом улуч-положительно. Ства и прогрессе самого права решает его истории челове*Рн гласит' что с поступательным ходом поворотов и зскесгво в обш-ем и Целом (не без временных правовом отно^еРжек) совершенствуется в морально-

    Эта точка^ении' улучшается и право человечества, ными нашего ц Рения выражена весьма многими уче-

    Таковытр^емени-роса. Которое v0сновные решения поставленного воп-ходится отброс^ из них истинно? Прежде всего при-Право изменяеч1ть' как ложную, теорию круговоротов, ряет никаких it 'но в своем изменении оно не повто-чества и исторц**1^013' наблюдение всей жизни челове-теории круговое пРава не Дает никакого основания для своем измененк 0Т0В- Никакой народ и никакое право в

    Остаются не повторяетраз пройденного круга, рия регресса дЛеДовательно, теория прогресса и тео-правильна, нео^51 того- чтобы Решить, которая из них ловиться- что в<;ХОАИМО' очевидно, предварительно ус-шим; иными сл^ понимаем под лучшим и что под худ-морально-правй ами' необходимо установить критерий ухудшения (пр^ого Улучшения и морально-правового

    Только уста!ГРесса И РегРессаЬ улучшается ли ьвив такои критерий, можно говорить:

    витии приближРаво или нет" Если пРаво в своем Раз-напр к заповед ется к такому критерию или идеалу, дет правовой ц>: «любите друг друга», — налицо бу-указываемого ^Ресс; если удаляется от состояния, дет правовой р*Им идеальным критерием, налицо бу-

    Мораль и цкГРесс f-b или косвенно, в ° всех народов, всех времен прямо ным поведение^азличных терминах, хорошим и долж-ние, совпадают"0 адресу «ближних» считали поведе-поведение, как6?е с заповедью любви и солидарности, а не поведение, к1ше было указано, полезное для группы, ' руководствующееся заветом ненависти

    ,|1:" " ' » '" ' ! !!"..

    m

    П.». СОРОКИН

    D.A. СОРОКИ»


    к ближнему, причинения ему вреда, т. е. поведение об­щественно-вредное. Дозволенными и должными актами, как мы видели, были акты общественно полезные; недо­зволенные, преступные —• акты социально-вредные.

    Таков практический опыт человечества и указывае­мый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества.

    Тот же критерий диктуется и современной мораль­но-правовой совестью человечества. С точки зрения этой совести идеальным обществом будет такое, где все­стороннему развитию личности — умственному, нрав­ственному и художественному — предоставлен полный простор, где интересы одной личности не противоречат интересам других, где человек для человека является богом, где люди действенно и самоотверженно любят и уважают друг друга, где они в своем поведении пресле­дуют прежде всего и больше всего общее благо всех и преследуют не по принуждению, или по корысти, а по доброй воле, — в силу сознания чистого общественного долга. Нет сомнения, что такое, а не противоположное общество, построенное на взаимной грызне и борьбе, на унижении, ненависти одних к другим, является иде­алом для современного правового сознания.

    Сообразно с сказанным, идеалом права по содер­жанию является право, определяющее поведение и общественную организацию, соответствующую только что очерченному виду общества, основанного на вза­имной любви и солидарности и построенного на прин­ципе служения личности [...].

    Указав искомый критерий, мы теперь должны были бы дать ответ на вопрос: существует ли правовой про­гресс человечества. Однако предварительно мы долж­ны решить еще один вопрос: какими объективными мер­ками мы можем определить, приближается ли правовое состояние человечества с ходом истории к указанному идеальному состоянию или удаляется от него? Где и в чем могут состоять объективные измерители роста или уменьшения солидарности и любви? В чем искать необ­ходимый нам морально-правовой термометр?

    Такого термометра в буквальном смысле нет. Но G96 есть ряд способов, позволяющих объективно решать:

    приближается или удаляется правовое состояние че­ловечества к очерченному идеалу права.

    Таких способов несколько. Остановимся на главных.

    Критерий интересов личности

    1. Выше мы видели, что право идеального обще­ства — это право, отданное на служение личности и интересам ее развития. Верховной ценностью идеаль­ного общества является человеческая личность, ее бла­го и ее интересы. Отсюда следует вывод: если с посту­пательным ходом истории право все более и более рас­крепощает личность, увеличивает ее свободу и ее основные права, все более и более ценит интересы ее развития, это будет первым доказательством правово­го прогресса человечества.

    Критерий правового равенства личности

    2. Из принципа «самоценности личности» следу­
    ет принцип правового и морального равенства лич­
    ностей. Только равноправные личности могут быть
    равноценными. Только равноценные личности могут
    быть самоценными. Отсюда вывод: если с поступатель­
    ным ходом истории правовое и моральное равенство
    личностей возрастает, это будет вторым свидетель­
    ством правового прогресса человечества.

    Критерий количественного роста солидарности и социально благожелательного поведения

    3. Третьим критерием правового прогресса может
    быть количественный рост альтруизма и солидарности.
    Способом количественного измерения солидарно — аль­
    труистической энергии является исчисление количества
    лиц, по адресу которых требуется правом альтруистичес­
    ки-солидарное поведение, т. е. число лиц, по адресу ко­
    торых не допускается совершение злостных и вредных
    для них поступков, с одной стороны, и интересы которых
    защищаются правом, с другой. Если мы имеем два оди­
    наковых общества, из которых в первом социально-благо-

    ;

    U. СОРОКИН

    НА СОРОКИН


    желательное поведение требуется только по адресу 100 человек, а во втором — по адресу 100 000 человек, то количественно любовь и солидарность во втором об­ществе будут в 1000 раз больше, чем в первом. Отсюда следует вывод: если с поступательным ходом истории окажется, что число лиц, по адресу которых требуется социально-благожелательное поведение, все более и более растет, то при прочих равных условиях это будет третьим доказательством правового прогресса челове­чества.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта